Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 17 ноября 2020 г. N 3.5-03/1785
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(проект N 1022670-7)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 11 ноября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и направлен на реализацию отдельных положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Закон вносит изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пять федеральных законов. Закон предусматривает совершенствование налогового администрирования, уточнение отдельных положений Кодекса, затрагивающих вопросы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, государственной пошлины, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.
Основные изменения, вносимые Законом, состоят в следующем.
В части налогового администрирования Закон устанавливает возможность использования доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя, или нотариально удостоверенной доверенности (статья 29 Кодекса). Увеличивается с 3 тысяч рублей до 10 тысяч рублей пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании указанных платежей с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (статья 48 Кодекса).
Уточняется порядок применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов (статья 25.12-1 Кодекса). Новым основанием для прекращения применения налоговых льгот станет неисполнение участником регионального инвестиционного проекта обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией с учетом указанных в ней сумм финансирования капитальных вложений. Соответственно, выполнение указанных обязательств включается в предмет выездной налоговой проверки участника регионального инвестиционного проекта (статья 89.2 Кодекса).
Вводится запрет на перерасчет транспортного налога, приводящий к увеличению ранее уплаченных сумм налога, по аналогии с действующим запретом на перерасчет налога на имущество физических лиц и земельного налога. Уточняются способы направления налоговых уведомлений физическим лицам, в частности, предоставляется право налогоплательщику получать налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании своего заявления (статья 52 Кодекса).
Устанавливаются единые для физических лиц и организаций условия направления требований об уплате недоимки и задолженности по пеням и штрафам в случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей (статья 70 Кодекса). Уточняется порядок возврата сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов (статьи 78, 79 Кодекса). В частности, возврат таких сумм осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.
Устанавливается обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации сообщать в ФНС России сведения о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (статья 85 Кодекса).
Закон определяет порядок признания налоговой декларации (расчета) непредставленной в ходе камеральной налоговой проверки, а также устанавливает правила проведения камеральных налоговых проверок в отношении указанных деклараций (статьи 80, 88 Кодекса).
Закон вносит два изменения в режим налоговой тайны (статья 102 Кодекса). Первое, не будет являться разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности сведений о реализации товаров, (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, участникам внешнеэкономической деятельности. Второе, режим налоговой тайны распространяется на сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, поступившие от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления для осуществления оценки налоговых расходов.
Также вносятся корреспондирующие изменения в связи с принятием ряда федеральных законов.
В части налога на добавленную стоимость (далее - НДС) Закон устанавливает, что местом реализации товаров в виде водных биологических ресурсов, добытых и произведенных из таких водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, признается территория Российской Федерации в случае, если в момент начала отгрузки и транспортировки указанные товары находятся в исключительной экономической зоне (статья 147 Кодекса). Вносимое изменение создает равные условия с плательщиками НДС, добывающими углеводородное сырье в данном морском районе.
Законом уточняется перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС (статья 149 Кодекса). Так, не подлежат обложению НДС доли в праве собственности на общее имущество участников договора инвестиционного товарищества по аналогии с операциями по реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах. Также в целях цифровизации экономики освобождаются от налогообложения услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы". Такими услугами являются обеспечение взаимодействия участников финансовой платформы посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", идентификация участников финансовой платформы, информационное обеспечение взаимодействия в целях совершения финансовых сделок.
Устанавливается право на налоговый вычет по рекламным и маркетинговым услугам российским IT-компаниям, плательщикам НДС, при реализации программных продуктов вне территории Российской Федерации (статья 171 Кодекса).
В целях поддержки российских авиакомпаний Закон продлевает на один год, до 31 декабря 2021 года, срок применения льготной ставки НДС в размере 10% при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки расположены на территории Московского авиаузла (статья 4 Закона).
В части акцизов Законом предусматривается обязательное опубликование сведений о свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (операции с денатурированным этиловым спиртом), в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования ФНС России (статья 179 Кодекса).
Законом также уточняется порядок возврата сумм акциза. В частности, предусматривается направление сумм акциза, подлежащих возврату, на погашение недоимки не только по федеральным налогам, но и региональным и местным налогам (статья 203 Кодекса).
В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) Законом вносятся изменения направленные на урегулирование вопросов двойного налогообложения доходов физических лиц, прямо или косвенно владеющих долями в российских компаниях через иностранные организации. Определяется порядок отнесения таких доходов к доходам от источников в Российской Федерации и порядок их налогообложения (статьи 208, 210 Кодекса). В частности, к доходам от источников в Российской Федерации относятся дивиденды, выплаченные иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанные отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов.
Законом уточняется перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ (статья 217 Кодекса). В частности, от налогообложения освобождаются суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) не только при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, как это предусмотрено сейчас, но и при установлении опеки над ребенком. Также Законом освобождаются от обложения НДФЛ доходы в натуральной форме, возникающие при предоставлении во временное пользование жилых помещений и (или) питания работникам медицинских организаций, организаций социального обслуживания, если такие лица выполняют свои обязанности в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией. При этом данная льгота будет применяться к доходам, полученным начиная с налогового периода 2020 года.
Законом определяются особенности освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи жилого помещения или доли в нем, приобретенных по договорам, связанным с долевым строительством, и по договорам об участии в жилищно-строительном кооперативе (статья 217.1 Кодекса). Предусматривается, что минимальный предельный срок владения таким жилым помещением будет исчисляться не с даты государственной регистрации прав на такое жилье, как действует сейчас, а с даты полной оплаты стоимости такого жилого помещения в соответствии с соответствующим договором. При этом в случае продажи жилого помещения или доли в нем, приобретенных налогоплательщиком по договору уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, минимальный предельный срок владения таким жилым помещением или долей в нем исчисляется с даты полной оплаты прав требования в соответствии с таким договором уступки прав требования.
Закон предусматривает признание налоговым агентом депозитария, держателя реестра (регистратора) при получении доходов, учитываемых (перечисляемых) указанными лицами при погашении номинальной стоимости и проведении операций выкупа облигаций, размещенных с использованием финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" (статья 226.1 Кодекса).
В части налога на прибыль организаций при определении налоговой базы по налогу не учитываются доходы в виде имущественных прав, полученных российской организацией безвозмездно от соответствующих (передающих или получающих) организаций и физических лиц. При этом участие соответствующих организаций и физических лиц в уставном (складочном) капитале должно составлять не менее 50%. Имущественные права не будут признаваться доходами для целей налогообложения, если в течение одного года со дня получения такие права не передавались третьим лицам (статья 251 Кодекса).
Изменен порядок расчета показателя "общая сумма дивидендов" (), используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях (статья 275 Кодекса).
Законом устанавливаются правила применения ставки налога на прибыль в размере 0% к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями российских и иностранных организаций при условии, что такие акции составляют уставный капитал таких организаций, не более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества на территории Российской Федерации (статья 284.2 Кодекса).
Расширяется перечень имущества, которое не подлежит амортизации. К такому имуществу будут относиться нематериальные активы, созданные в результате произведенных расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (статья 256 Кодекса).
Действующая норма о применении расширенных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам продлевается до 31 декабря 2021 года (статья 269 Кодекса).
Уточняются положения по применению инвестиционного налогового вычета, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки с целью стимулирования инновационной деятельности. При этом инвестиционный налоговый вычет по указанным расходам не может составлять более 90% и 10% сумм налога, зачисляемых соответственно в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации (статья 286.1 Кодекса).
Законом уточняется порядок учета расходов на формирование резерва на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и итогам работы за год (статья 324.1 Кодекса).
В части вопросов об избежании двойного налогообложения Законом предусмотрены следующие изменения (статья 309 Кодекса):
- установлено, что к доходам иностранной организации, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся доходы от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд;
- определено, что к доходам относятся доходы от реализации комбинированных и иных фондов, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
Устанавливаются особенности налогообложения дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным компаниям, фактическое право на которые имеют организации-налоговые резиденты Российской Федерации (статья 312 Кодекса).
Уточняются правила применения пониженной ставки по налогу на прибыль для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, которым теперь разрешается иметь обособленные подразделения, расположенные на других территориях опережающего социально-экономического развития (статья 284.4 Кодекса и статья 3 Закона).
Законом исключается влияние роста курса валюты на оценку контролируемой задолженности (статья 8 Закона).
Законом устанавливаются размеры новых государственных пошлин. В частности, устанавливается государственная пошлина в размере 9,5 млн рублей за выдачу лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в связи с установлением нового вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". В связи с принятием Федерального закона "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" устанавливается государственная пошлина в размере 35 тыс. рублей за внесение сведений о юридическом лице в реестр операторов финансовых платформ (статья 333.33 Кодекса).
В целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Законом предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав (статья 333.35 Кодекса).
Законом также предлагается освободить граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие чрезвычайной ситуации (статья 333.35 Кодекса).
В части налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) Законом устанавливается порядок определения налоговой базы при добыче драгоценных камней (статья 340 Кодекса). Для драгоценных камней массой до 10,80 карат оценка стоимости производится исходя из сложившейся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде средневзвешенной цены реализации, а для драгоценных камней (природных алмазов) массой 10,80 и более карат оценка стоимости производится исходя из цен их реализации. Законом определяется, что налоговая база должна быть не ниже стоимости их первичной оценки, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Также в случае прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта, Законом устанавливается обязанность по восстановлению неуплаченных сумм НДПИ, утратившим право на применение пониженных налоговых ставок (статья 342.3 Кодекса).
В части транспортного налога Законом уточняется порядок предоставления налоговых льгот для физических лиц (статья 361.1 Кодекса).
В части имущественных налогов:
- уточняется порядок применения сведений о кадастровой стоимости объектов налогообложения, измененной в течение налогового периода (статьи 378.2,391, 403 Кодекса);
- беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц распространяется на все категории физических лиц, имеющих право на льготы, а также уточняется процедура рассмотрения налоговыми органами уведомлений о выборе объекта налогообложения, в отношении которого имеется право на получение льготы (статья 391, 396, 407 Кодекса);
- определяется порядок исчисления суммы транспортного налога и налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения. Налогоплательщик прекращает уплачивать налоги после подачи в налоговый орган заявления и соответствующих документов (статьи 362, 408 Кодекса).
Согласно Закону продлевается на один год, до 31 декабря 2021 года, действие льготной ставки налога на имущество организаций в размере 1,6% в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью (статья 380 Кодекса). Указанное изменение обусловлено реализацией пункта 8.2 Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, роста экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 года). Реализация указанного положения приведет к потерям бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 16 млрд рублей согласно расчетам, представленным к Общенациональному плану. Комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость компенсации указанных выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Также уточняется порядок предоставления налоговой декларации по налогу на имущество организаций (статья 386 Кодекса).
В части земельного налога Законом вносятся изменения по установлению порядка взаимодействия налоговых органов и уполномоченных органов в целях администрирования налога в отношении земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (статья 396 Кодекса).
В части налога на имущество физических лиц вводится понижающий коэффициент, который применяется при исчислении налога в отношении вновь образованных объектов недвижимости. Также исключаются положения Кодекса в части применения инвентаризационной стоимости объекта для целей налогообложения в связи с переходом с 1 января 2020 года на определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта (статьи 406, 408 Кодекса).
В части исчисления и уплаты страховых взносов Закон синхронизирует перечень выплат, произведенных плательщиками взносов в пользу физических лиц и не подлежащих обложению страховыми взносами, содержащийся в статье 422 Кодекса, с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержащимся в статье 217 Кодекса. Также предлагается дополнить перечень периодов, за которые индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы не уплачивают за себя взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, периодами содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы в случае их необоснованного привлечения к уголовной ответственности (статья 430 Кодекса).
Закон имеет сложный порядок вступления в силу, его отдельные положения вступают в силу в различные сроки. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Реализация Закона потребует изменения или принятия значительного количества нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Учитывая вышеизложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.