Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 17 ноября 2020 г. N 3.8-04/3665
на проект федерального закона N 973160-7 "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (в части регулирования отдельных положений патентной системы налогообложения) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 11 ноября 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 16 июня 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и принят 15 сентября 2020 года в первом чтении, 10 ноября 2020 года во втором чтении и 11 ноября 2020 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон направлен на совершенствование норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части применения патентной системы налогообложения.
Федеральным законом устанавливается, что патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением тех, в отношении которых Кодексом установлен запрет на применение к ним указанного специального налогового режима. Запрет распространяется на:
1) виды деятельности, осуществляемые в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
2) деятельность по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
3) розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 квадратных метров;
4) услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров;
5) оптовую торговлю, а также торговлю, осуществляемую по договорам поставки;
6) услуги по перевозке грузов и пассажиров индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
7) деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.
Установленные Кодексом, разрешенные к применению патентной системы налогообложения виды предпринимательской деятельности Федеральным законом приводятся в соответствие с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст, и могут быть детализированы законами субъектов Российской Федерации по видам деятельности, предусмотренным Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
Федеральным законом предусматриваются переходные положения, устанавливающие размеры базовой доходности в отношении отдельных видов деятельности на период до дня вступления в силу закона соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 31 марта 2021 года.
Федеральным законом также предоставляется право налогоплательщикам уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на страховые платежи (взносы) и пособия, начисленные за налоговый период (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пособия по временной нетрудоспособности, выплаты и платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Принятие Федерального закона позволит снизить налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы, и создаст условия для поддержки малого бизнеса и развития самозанятости населения.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон согласуется с основами налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.