Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение. Порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры

Приложение
к приказу Минприроды России
от 05.08.2020 N 565

 

Порядок
проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры

 

I. Основные положения

 

1. Порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры (далее - Порядок) разработан в соответствии с частью 5 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725) (далее - Лесной кодекс) и подпунктом 5.2.129 (1) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635).

2. Порядок является обязательным для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса 1, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также для лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов (далее - заинтересованные лица).

3. Порядок определяет основные требования и последовательность действий заинтересованных лиц по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, установленных Перечнем объектов лесной инфраструктуры 2.

В отношении объектов лесной инфраструктуры, являющихся объектами капитального строительства, основные требования и последовательность действий заинтересованных лиц по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации определяются в том числе с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности 3.

4. Работы по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры осуществляются на основании:

а) отраслевых и региональных программ развития лесного сектора;

б) лесных планов субъектов Российской Федерации;

в) лесохозяйственных регламентов лесничеств;

г) проектов освоения лесов;

д) государственного задания или государственного (муниципального) контракта.

5. Планирование создания объектов лесной инфраструктуры осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации 4, который учитывает документы территориального планирования, отраслевые и региональные программы развития лесного сектора.

6. Детальная характеристика существующих объектов лесной инфраструктуры на территории лесничества, а также описание мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, поквартальная карта-схема лесничества с нанесением местоположения существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры содержится в лесохозяйственном регламенте лесничества 5.

7. Лица, использующие леса, проектируют объекты лесной инфраструктуры на основании планов их создания, которые содержатся в проекте освоения лесов, разработанном в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества 6.

Объекты лесной инфраструктуры некапитального строительства не проектируются. Их создание, содержание и эксплуатация на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или аренду, осуществляются в соответствии с их пространственным размещением, предусмотренным проектом освоения лесов, прошедшим государственную или муниципальную экспертизу 7.

8. На лесных участках, не переданных в пользование заинтересованным лицам, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области лесных отношений планируют создание объектов лесной инфраструктуры в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств. Планирование создания объектов лесной инфраструктуры осуществляется путем закупок проектной документации и закупок услуг на ее реализацию по утвержденным планам-графикам в соответствии с законодательством о контрактной системе 8.

На лесных участках, не переданных в пользование заинтересованным лицам, мероприятия по созданию новых объектов лесной инфраструктуры и содержанию существующих объектов лесной инфраструктуры осуществляют государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества на основании государственного задания или государственного (муниципального) контракта 9.

 

II. Проектирование объектов лесной инфраструктуры

 

9. Проектирование объектов лесной инфраструктуры осуществляется для объектов капитального строительства.

10. Лица, использующие леса, в соответствии с проектом освоения лесов принимают решение о подготовке проектной документации, составляют техническое задание на проектирование работ и выполняют эти работы самостоятельно или заключают договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (далее - договор подряда) 10.

11. Особенности проектирования лесовозных лесных дорог постоянного действия регламентируются "СП 288.1325800.2016. Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства", утвержденным приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 952/пр (Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации, N 7, 2017).

12. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе проектной документации объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 

III. Создание объектов лесной инфраструктуры

 

13. Создание объектов лесной инфраструктуры осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с проектной документацией 11.

14. Приемку и ввод в эксплуатацию созданных объектов лесной инфраструктуры осуществляют только для объектов капитального строительства в установленном порядке в соответствии с Градостроительном кодексом Российской Федерации 12.

 

IV. Эксплуатация и содержание объектов лесной инфраструктуры

 

15. Эксплуатация и содержание (в том числе обслуживание и ремонт) объектов лесной инфраструктуры осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности 13, лесохозяйственными регламентами лесничеств, проектами освоения лесов.

Заинтересованные лица содержат объекты лесной инфраструктуры и обеспечивают их состояние, пригодное для эксплуатации по назначению в течение запроектированного срока службы объекта, по истечению которого обеспечивается снос объектов лесной инфраструктуры и рекультивация земель, на которых размещались такие объекты.

16. В процессе эксплуатации проводится мониторинг состояния лесных и лесовозных дорог.

Периодичность осмотров устанавливается организацией, содержащей лесную или лесохозяйственную дорогу. Рекомендуемое время периодичности осмотров лесной и лесохозяйственной дороги: не реже одного раза в месяц.

Содержание лесных дорог включает инженерно-технические мероприятия по систематическому уходу за инженерными элементами дорожной сети, введение ограничительных мер с целью создание оптимальных условий для эксплуатации дорожной сети.

На лесных дорогах устанавливают знаки для организации движения с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения.

При эксплуатации лесных и лесохозяйственных дорог запрещается повреждение проезжей части, дорожных знаков, дорожных сооружений и обустройств, разведение огня на полосе отвода и ближе 100 м от деревянных мостов.

С целью сохранения лесных и лесохозяйственных дорог с твердым и усовершенствованным, ледяным, колейным покрытием запрещается движение гусеничной техники по проезжей части, за исключением случаев, связанных с выполнением ремонтных работ, расчистки снега и завалов. Для перевозки тяжелой и гусеничной техники в полосе отвода создается грунтовая дорога. В полосе отвода лесных и лесохозяйственных дорог без согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса 14, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, запрещается:

а) производить строительные, геологоразведочные, горные и изыскательные работы, устраивать наземные сооружения, устанавливать дорожные знаки и указатели;

б) спускать канализационные, промышленные, мелиоративные и сточные воды в водоотводные сооружения и резервы;

в) распахивать участки, вырубать и повреждать насаждения, снимать дерн и брать грунт.

Вдоль лесных и лесохозяйственных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 м с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

Лесные и лесохозяйственные дороги закрывают на период действия и устранения чрезвычайных ситуаций, а также в целях сохранности их технического состояния для движения лесовозного транспорта или ограничивают движение на период весенне-осенней распутицы. Время закрытия и продолжительность ограничения движения определяется заинтересованными лицами в зависимости от погодных условий.

Мероприятия по содержанию и ремонту лесных и лесохозяйственных дорог включают следующие виды работ: содержание земляного полотна и водоотвода, содержание дорожных одежд, содержание искусственных сооружений, устранение различных видов деформаций и разрушений земляного полотна.

Выявленные по результатам мониторинга деформации и разрушения лесной и лесохозяйственной дороги подлежат устранению.

Основными видами работ по содержанию лесных и лесохозяйственных дорог является очистка проезжей части от снега, грязи, ледяной корки, а также мероприятия по подсыпки дороги, усилению несущей способности дорожной конструкции, устранение отдельных выбоин, колеи, просадок. Оперативное руководство работами по зимнему содержанию лесных и лесохозяйственных дорог осуществляется заинтересованными лицами на основе данных гидрометеослужбы и фактического состояния поверхности лесной или лесохозяйственной дороги.

По завершению эксплуатации лесной или лесохозяйственной дороги заинтересованными лицами обеспечивается ее рекультивация.

Содержание искусственных сооружений сводится к содержанию мостов и водопроводных труб. Основными видами работ по содержанию деревянных мостов являются мероприятия по предупреждению появления и развития гнили древесины, устранение дефектов конструкций, ослаблений болтов и тяжестей, соблюдение мер противопожарной безопасности. Основными видами работ по содержанию водопропускных труб является поддержание их работы, предупреждение образования дефектов в самих трубах и насыпи над ними. Водопропускные трубы очищают летом от мусора и ила, а зимой - от снега и льда.

17. При эксплуатации водохранилищ осуществляется контроль за состоянием объекта, а также природными и техногенными воздействиями. Обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации установлены статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" 15.

18. Эксплуатация зданий и сооружений осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации 16.

19. Контроль за сохранностью и поддержанием в технически исправном состоянии объектов лесной инфраструктуры, расположенных в границах переданных в пользование лесных участков, относится к компетенции лиц, использующих леса.

20. Деятельность по эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, осуществляемая с нарушением лесного законодательства и других нормативных правовых актов Российской Федерации, Порядка, а также условий, предусмотренных договором аренды лесного участка, может быть приостановлена в соответствии со статьей 28 Лесного кодекса.

21. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых эти объекты располагались - рекультивации 17.

Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством 18.

Консервация и ликвидация гидротехнического сооружения осуществляются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей его организацией, а гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации 19.

22. Рекультивация земель, на которых располагались объекты лесной инфраструктуры, осуществляется заинтересованными лицами 20.

23. В случае невыполнения обязанности по рекультивации земель, на которых располагались объекты лесной инфраструктуры, лицо подлежит административной ответственности, предусмотренной статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 1, ст. 1; 2020, N 42, ст. 6528).

24. Лица, использующие леса, представляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с проектом освоения лесов информацию об объектах лесной инфраструктуры в отчете об использовании лесов 21.

25. Контроль и надзор при создании и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) или муниципального лесного контроля в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.

26. Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры влечет административную ответственность в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 22.

 

------------------------------

1Часть 1 статьи 19 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 30, ст. 4547).

2Часть 5 статьи 13 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3875).

3Пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2020, N 31, ст. 5023).

4Приказ Минприроды России от 20 декабря 2017 г. N 692 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки и внесения в него изменений" (зарегистрирован Минюстом России 05.04.2018, регистрационный N 50666) с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 27 февраля 2020 г. N 100 (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2020, регистрационный N 59399).

5Приказ Минприроды России от 27 февраля 2017 г. N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (зарегистрирован Минюстом России 31.03.2017, регистрационный N 46210) с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 27 февраля 2020 г. N 100 (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2020, регистрационный N 59399).

6Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (зарегистрирован Минюстом России 05.05.2012, регистрационный N 24075).

7Статья 89 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 31, ст. 5028).

8 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2020, N 31, ст. 5008).

9Части 2 и 4 статьи 19 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 31, ст. 5028).

10Статья 758 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; 2019, N 52, ст. 7807).

11Статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

12Статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

13Градостроительный кодекс Российской Федерации.

14Часть 1 статьи 19 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 30, ст. 4547).

15 Собрание законодательства Российской Федерации 1997, N 30, ст. 3589; 2018, N 31, ст. 4860.

16Статья 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

17Часть 3 статьи 13 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3875).

18Пункт 2 части 6 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, N 23, ст. 2381; 2020, N 17, ст. 2725).

19Статья 12.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

20Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (Собрание законодательства Российской Федерации 2018, N 29, ст. 4441; 2019, N 11, ст. 1128).

21Часть 4 статьи 49 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3875).

22Статья 8.30.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.