Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 11.07.2019 г. N 297
Государственная программа
Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами"
30 сентября 2019 г., 29 июня 2020 г.
Паспорт изменен с 30 июня 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 29 июня 2020 г. N 279
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами"
Ответственный исполнитель программы |
Минстрой Алтайского края |
Соисполнители программы |
отсутствуют |
Участники программы |
управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности; органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края (далее - "муниципальные образования") (по согласованию); газораспределительные организации (по согласованию) |
Подпрограммы программы |
подпрограмма 1 "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае"; подпрограмма 2 "Модернизация и обеспечение стабильного функционирования объектов теплоснабжения"; подпрограмма 3 "Газификация Алтайского края" подпрограмма 4 "Обеспечение реализации программы" |
Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы |
"Чистая вода" |
Программно-целевые инструменты программы |
отсутствуют |
Цель программы |
повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Алтайского края |
Задачи программы |
удовлетворение потребности населения Алтайского края в питьевой воде, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами; обеспечение качественной и надежной работы объектов теплоснабжения Алтайского края; дальнейшее развитие газораспределительной системы на территории муниципальных образований Алтайского края; создание условий для бесперебойного обеспечения населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами |
Индикаторы и показатели программы |
темп роста (снижения) числа аварий на системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в текущем периоде к уровню 2018 года; объем потребления природного газа; количество чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением нормативного срока устранения аварийных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры |
Срок и этапы реализации программы |
2019-2024 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования программы |
общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами" (далее - "государственная программа") за счет всех источников финансирования составит 10600330,3 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета - 1492947,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 49389,8 тыс. рублей; 2020 год - 115599,0 тыс. рублей; 2021 год - 245436,3 тыс. рублей; 2022 год - 371846,7 тыс. рублей; 2023 год - 432641,1 тыс. рублей; 2024 год - 278034,1 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 7007499,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 2812485,4 тыс. рублей; 2020 год - 2351264,2 тыс. рублей; 2021 год - 681783,7 тыс. рублей; 2022 год - 490478,4 тыс. рублей; 2023 год - 484553,7 тыс. рублей; 2024 год - 186934,4 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 416565,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 230218,2 тыс. рублей; 2020 год - 68147,2 тыс. рублей; 2021 год - 40997,4 тыс. рублей; 2022 год - 35532,6 тыс. рублей; 2023 год - 39522,6 тыс. рублей; 2024 год - 2147,8 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 1683317,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 507025,3 тыс. рублей; 2020 год - 572242,4 тыс. рублей; 2021 год - 197500,0 тыс. рублей; 2022 год - 201350,0 тыс. рублей; 2023 год - 205200,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; Капитальные вложения в общем объеме финансирования программы составят 3343843,5 тыс. рублей, из них по годам: 2019 год - 413730,4 тыс. рублей; 2020 год - 490427,7 тыс. рублей; 2021 год - 618572,0 тыс. рублей; 2022 год - 689531,7 тыс. рублей; 2023 год - 810591,4 тыс. рублей; 2024 год - 320990,3 тыс. рублей. Объемы финансирования государственной программы за счет средств федерального и краевого бюджетов подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период. Объемы финансирования государственной программы за счет средств местных бюджетов подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации программы |
к концу 2024 года: снижение числа аварий на системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по сравнению с 2018 годом до 73,4%; увеличение объема потребления природного газа до 785,3 млн. куб. м в год; недопущение чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением нормативного срока устранения аварийных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры |
Раздел 1 изменен с 30 июня 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 29 июня 2020 г. N 279
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Алтайского края характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Данная ситуация в коммунальном хозяйстве порождена неудовлетворительным финансовым положением организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.
Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
Во многих муниципальных образованиях отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Существующие очистные сооружения сточных вод на территории Алтайского края в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены. Некоторые очистные сооружения не обеспечивают нормативной очистки сточных вод из-за неполного состава сооружений.
К основным проблемам водоснабжения и водоотведения населения края относятся:
дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью отдельных водопроводов, нерациональным ее использованием в летний период года на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;
использование водоисточников, в том числе без очистки и обеззараживания, и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям;
отсутствие ограждений I пояса зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;
отсутствие установленных зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;
невостребованность большинства разведанных участков месторождений подземных вод из-за удаленности их от потребителей и необходимости прокладки магистральных водоводов;
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных и канализационных сооружений и сетей;
ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов, в ряде случаев до уровня, делающего их непригодными для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Сектор водоснабжения и водоотведения является наиболее капиталоемким из всех секторов коммунального хозяйства. Многие инвестиционные проекты имеют значительный срок окупаемости, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены. Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовывать затратные проекты в секторе водоснабжения и водоотведения.
Для обеспечения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие теплоснабжения, решить проблемы повышения эффективности и надежности ее работы путем масштабной модернизации при обеспечении доступности тепловых ресурсов, создать условия для инвестирования в данную сферу.
Через Алтайский край с севера на юго-восток проходит магистральный газопровод "Новосибирск - Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск с отводом на г. Белокуриха" проектной пропускной способностью 1,5 млрд. куб. м в год.
По состоянию на 01.01.2020 в Алтайском крае действует 20 газораспределительных станций. Сеть распределительных газопроводов состоит из 5064,0 км, природным газом газифицировано 133042 квартиры и 1744 потребителя (объекты энергетики, промпредприятия и отопительные котельные). Потребление природного газа в крае за 2019 год составило 703,0 млн. куб.м. Структура потребления природного газа в Алтайском крае выглядит следующим образом:
промышленные предприятия - 50,6%;
коммунально-бытовые предприятия - 19,5%;
население - 29,9%.
В настоящее время в жилищном фонде Алтайского края числится около 1072033 квартир и жилых домов. Газифицировано природным газом 133042 домовладения в 81 населенном пункте Алтайского края, в том числе 4 города (Барнаул, Бийск, Новоалтайск, Белокуриха), 1 рабочий поселок (Тальменка), 76 сельских населенных пунктов в 12 муниципальных районах (Первомайском, Тальменском, Павловском, Косихинском, Троицком, Зональном, Советском, Алтайском, Бийском, Смоленском, Калманском, Красногорском). Уровень газификации жилищного фонда, подлежащего газификации, в Алтайском крае по состоянию на 01.01.2020 составил 10,05%.
Раздел 2 изменен с 30 июня 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 29 июня 2020 г. N 279
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа определяет цели, задачи и направления обеспечения населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных ею мероприятий, показатели результативности их реализации.
Нормативная правовая база разработки государственной программы:
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 "О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций";
государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
постановление Администрации Алтайского края от 11.06.2013 N 309 "Об утверждении Порядка формирования, содержания и использования резерва оборудования жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края";
постановление Администрации Алтайского края от 11.11.2015 N 451 "Об утверждении Положения об аварийном запасе материально-технических ресурсов жилищно-коммунального хозяйства края";
региональный проект Алтайского края "Чистая вода", утвержденный решением Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 N 2;
генеральная схема газоснабжения и газификации Алтайского края, разработанная АО "Газпром промгаз".
2.2. Цель и задачи государственной программы
Целью государственной программы является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Алтайского края.
Задачами реализации государственной программы являются:
удовлетворение потребности населения Алтайского края в питьевой воде, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами;
обеспечение качественной и надежной работы объектов теплоснабжения Алтайского края;
дальнейшее развитие газораспределительной системы на территории муниципальных образований Алтайского края;
создание условий для бесперебойного обеспечения населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами.
2.3. Показатели и ожидаемые результаты реализации государственной программы
Показатели государственной программы представлены в приложении 5 к государственной программе.
В результате реализации государственной программы к концу 2024 года ожидается:
снижение числа аварий на системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по сравнению с 2018 годом до 73,4%;
увеличение объема потребления природного газа до 785,3 млн. куб. м в год;
недопущение чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением нормативного срока устранения аварийных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры.
2.4. Сроки и этапы реализации государственной программы
Реализация государственной программы будет осуществляться в период с 2019 по 2024 год без деления на этапы.
Раздел 3 изменен с 30 июня 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 29 июня 2020 г. N 279
3. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Подпрограммы государственной программы предусматривают основные мероприятия, реализуемые в рамках наиболее актуальных и перспективных направлений государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.
В рамках государственной программы предполагается реализовать 4 подпрограммы:
подпрограмма 1 "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае";
подпрограмма 2 "Модернизация и обеспечение стабильного функционирования объектов теплоснабжения";
подпрограмма 3 "Газификация Алтайского края";
подпрограмма 4 "Обеспечение реализации программы".
Перечень мероприятий государственной программы представлен в приложении 5 к государственной программе.
Раздел 4 изменен с 30 июня 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 29 июня 2020 г. N 279
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств:
федерального бюджета - в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
краевого бюджета - в соответствии с законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
местных бюджетов - в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления о местном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
внебюджетных источников.
Общий объем финансирования государственной программы составляет 10600330,3 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 1492947,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год - 49389,8 тыс. рублей;
2020 год - 115599,0 тыс. рублей;
2021 год - 245436,3 тыс. рублей;
2022 год - 371864,7 тыс. рублей;
2023 год - 432641,1 тыс. рублей;
2024 год - 278034,1 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета - 7007499,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год - 2812485,4 тыс. рублей;
2020 год - 2351264,2 тыс. рублей;
2021 год - 681783,7 тыс. рублей;
2022 год - 490478,4 тыс. рублей;
2023 год - 484553,7 тыс. рублей;
2024 год - 186934,4 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов - 416565,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год - 230218,2 тыс. рублей;
2020 год - 68147,2 тыс. рублей;
2021 год - 40997,4 тыс. рублей;
2022 год - 35532,6 тыс. рублей;
2023 год - 39522,6 тыс. рублей;
2024 год - 2147,8 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 1683317,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год - 507025,3 тыс. рублей;
2020 год - 572242,4 тыс. рублей;
2021 год - 197500,0 тыс. рублей;
2022 год - 201350,0 тыс. рублей;
2023 год - 205200,0 тыс. рублей;
2024 год - 0,0 тыс. рублей.
Объем финансирования подлежит ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах, решениями представительных органов местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Ассигнования из краевого бюджета будут выделяться в пределах объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.
5. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
При реализации настоящей государственной программы и для достижения поставленных в ней целей необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы являются: минимизация вышеуказанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей государственной программы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации государственной программы существенными являются следующие риски:
нормативно-правовые, организационные и управленческие риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных правовых актов, влияющих на мероприятия государственной программы, недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках государственной программы, недостаточная подготовка управленческих кадров, неадекватность системы мониторинга реализации государственной программы, отставание от сроков реализации программных мероприятий.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации государственной программы, обеспечением мониторинга ее осуществления и оперативного внесения необходимых изменений;
макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, снизить их доступность и сократить объем инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств краевого бюджета, секвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности, а также отсутствием стабильного источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, участвующих в осуществлении государственной программы.
Вероятность реализации финансовых рисков в значительной степени связана с возможностью реализации макроэкономических рисков. Однако, учитывая практику программного бюджетирования, охватывающего среднесрочную перспективу, данные риски можно оценить как умеренные.
Наиболее отрицательное влияние на выполнение государственной программы может оказать реализация макроэкономических рисков и связанных с ними финансовых рисков. В рамках государственной программы отсутствует возможность управления этими рисками. Вероятен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимизация финансовых рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы;
разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы жилищно-коммунального хозяйства;
своевременной корректировки перечня мероприятий и показателей государственной программы;
обеспечения эффективной координации деятельности иных организаций, участвующих в реализации программных мероприятий; совершенствования межведомственного взаимодействия.
Раздел 6 изменен с 30 июня 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 29 июня 2020 г. N 279
6. Механизм реализации государственной программы
Ответственный исполнитель и участники программы обеспечивают выполнение мероприятий государственной программы, подготовку предложений по ее корректировке, формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий, представляют отчет о ходе их реализации.
Мониторинг реализации государственной программы осуществляется ежеквартально. Объектом мониторинга является мероприятия государственной программы, выполненные в установленные сроки, сведения о финансировании государственной программы на отчетную дату, степень достижения плановых значений индикаторов государственной программы.
Минстрой Алтайского края:
организует реализацию государственной программы, принимает решение о внесении в нее изменений в соответствии с установленными порядком и требованиями;
контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению;
запрашивает у участников государственной программы информацию, необходимую для проведения мониторинга и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
рекомендует участникам государственной программы осуществлять разработку отдельных мероприятий, планов их реализации;
подготавливает ежеквартальные и годовой отчеты о ходе реализации государственной программы.
Участники подпрограммы:
осуществляют реализацию мероприятий государственной программы, в отношении которых они являются исполнителями или в реализации которых предполагается их участие;
обеспечивают формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий государственной программы, подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации государственной программы;
вносят ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в государственную программу;
обеспечивают эффективное и целевое расходование средств, выделяемых на реализацию государственной программы;
обеспечивают методическое сопровождение мероприятий государственной программы, непрерывный мониторинг и оценку эффективности реализации государственной программы;
разрабатывают нормативные правовые акты, касающиеся реализации мероприятий государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.