Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 октября 2020 г. N 03-15-05/94210
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и, в части своей компетенции, по вопросу освобождения от уплаты страховых взносов индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), и сообщает следующее.
С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует Глава 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в частности, установление страховой пенсии по старости.
В случае если индивидуальный предприниматель является военным пенсионером, то на основании статьи 7 Закона N 4468-1 он имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), при наличии условий для назначения ему страховой пенсии по старости.
Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В настоящее время исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов за себя.
Согласно части 1 статьи 430 Налогового кодекса данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Положениями главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста.
Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Кроме того, отмена обязанности по уплате страховых взносов индивидуальных предпринимателей - пенсионеров может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц, что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.
На основании изложенного, предложение об освобождении от уплаты страховых взносов индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, в настоящее время не рассматривается.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин не поддержал предложение освободить от уплаты страховых взносов предпринимателей, являющихся военными пенсионерами.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 октября 2020 г. N 03-15-05/94210
Текст письма опубликован не был