Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2.6.
Анализ демографической ситуации, оценка качественных и количественных параметров уровня и динамики развития человеческого капитала города Краснодара
2.6.1. Анализ демографической ситуации в городе Краснодаре.
По данным управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по состоянию на 01.01.2018 в городе Краснодаре сосредоточено около 17,7% населения Краснодарского края и 6% населения ЮФО.
Численность
населения города Краснодара, тыс. чел.
Рисунок 45
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Численность горожан непрерывно растёт, при этом в анализируемом периоде снижается доля населения города Краснодара трудоспособного возраста.
Численность
населения Краснодара по статусу трудоспособности
Таблица N 18
N |
Наименование показателя |
2005 |
2007 |
2010 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1. |
Численность населения моложе трудоспособного возраста, тыс. чел. |
111,6 |
110,5 |
119,6 |
139,6 |
149,6 |
161,7 |
173,6 |
|
Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста, % |
14,3 |
14,2 |
14,4 |
15,6 |
16,3 |
17,0 |
17,8 |
2. |
Численность населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел. |
495,3 |
492,4 |
523,7 |
550,8 |
559,4 |
567,1 |
578,0 |
|
Удельный вес населения в трудоспособном возрасте, % |
63,5 |
63,1 |
62,9 |
61,7 |
60,9 |
60,1 |
59,4 |
3. |
Численность населения старше трудоспособного возраста, тыс. чел. |
172,8 |
177,7 |
188,7 |
202,9 |
208,9 |
215,0 |
221,3 |
|
Удельный вес населения старше трудоспособного возраста, % |
22,2 |
22,8 |
22,7 |
22,7 |
22,8 |
23,0 |
22,8 |
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (информация за 2017 год на момент составления данного раздела отсутствовала).
Доля населения в трудоспособном возрасте в городе Краснодаре на протяжении всего исследуемого периода была выше среднероссийского и среднекраевого уровней, в последние годы она даже превысила показатели городов Москвы и Санкт-Петербурга. Позитивным моментом также является увеличение доли молодого населения: в перспективе группу трудоспособного населения ожидает численное увеличение.
Рост численности населения имеет два источника: естественный (с 2009 года) и миграционный прирост (с 2006 года).
Естественное
движение населения города Краснодара
Рисунок 46
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Город Краснодар в 2017 году стал лидером по числу новорождённых на 1 000 жителей среди муниципалитетов Краснодарского края: Краснодар - 15,8, Сочи - 15,3, Анапа - 13,6, Белореченский район - 12,7, Успенский район - 12,3. Показатель младенческой смертности в городе является одним из самых низких по стране.
В городе Краснодаре чистое сальдо по миграционным потокам остаётся положительным с 2006 года, при этом в 2017 году оно составляло порядка 5,7% от общероссийского сальдо миграции.
Большая часть миграции в город Краснодар приходится на внутрироссийскую миграцию, в основном в пределах региона. Среди других регионов, из которых идёт миграционный поток в город Краснодар, в первую очередь следует выделить Сибирь и Урал. В большинстве своем мигрируют люди трудоспособного возраста.
Миграционное
движение населения города Краснодара
Рисунок 47
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Как и за ряд предшествующих лет, в 2017 году коэффициент миграционного прироста на 10 000 человек населения в городе Краснодаре находился примерно на одном уровне с городами Москвой и Санкт-Петербургом и являлся одним из самых высоких в стране, превышая общероссийский показатель в 8,8 раза.
В анализируемом периоде в городе Краснодаре наблюдалось увеличение коэффициента демографической нагрузки, однако, данный показатель в муниципальном образовании существенно ниже, чем среднероссийский.
В результате проведённого анализа можно сделать вывод о том, что город Краснодар входит в десятку лучших городов России по уровню жизни, что подтверждается исследованиями, основанными на статистических данных и социальных опросах населения.
Среди позитивных для демографической ситуации в городе Краснодаре тенденций можно выделить следующие:
сохранение миграционного и естественного прироста населения;
лидирующие позиции города по доли трудоспособного населения в сравнении с общероссийским и региональным уровнем;
лидирующие позиции города Краснодара по качеству жизни и доступности благ: стабильное положение города в первой десятке национальных рейтингов качества жизни и конкурентоспособной городской среды.
Среди негативных для демографической ситуации в городе Краснодаре тенденций можно выделить следующие:
сравнительно низкие темпы роста трудоспособного населения в сопоставлении с темпами роста численности населения младше и старше трудоспособного возраста;
увеличение коэффициента демографической нагрузки.
2.6.2. Анализ рынка труда города Краснодара.
Город Краснодар является основным рынком труда в Краснодарском крае, среднегодовая численность занятых в экономике города составляет 623,9 тыс. чел. Увеличение трудовых ресурсов происходит как за счёт улучшения демографической ситуации, так и за счёт миграционного притока населения в город. Основными причинами привлекательности города Краснодара являются: конкурентный уровень оплаты труда по сравнению с другими региональными центрами ЮФО; комфортные климатические условия; высокий уровень развития транспортной инфраструктуры; развитая сфера услуг.
Несмотря на значительный приток населения, ёмкость рынка труда остаётся высокой, что оказывает дополнительное стимулирующее влияние на экономику города.
Структура занятых в экономике характеризуется высокой долей работников, занятых в промышленности и торговле, - 40% (117,5 и 135,1 тыс. чел. соответственно), значительная часть населения трудоустроена в сферах здравоохранения (7,1% или 44 тыс. чел.) и образования (7,2% или 44,7 тыс. чел.).
Уровень регистрируемой безработицы в городе Краснодаре на протяжении всего анализируемого периода был ниже среднекраевого уровня.
Среднегодовой
уровень регистрируемой безработицы, %
Таблица N 19
N |
Территория |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
1. |
Краснодарский край |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,5 |
2. |
Город Краснодар |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Примечание: данные министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Рост среднегодового числа заявленных работодателями вакансий (с учётом сезонности) свидетельствует о нарастании диспропорций на рынке труда: на фоне роста трудоспособного населения города за счёт миграционного притока увеличение количества незанятых вакансий приводит к структурным деформациям рынка. В средне и долгосрочной перспективе такая ситуация становится сдерживающим фактором для социально-экономического развития города и требует принятия структурных решений для достижения баланса.
По данным службы труда и занятости населения министерства труда и социального развития Краснодарского края, в общем числе вакансий города Краснодара в 2018 году наибольшая доля принадлежала рабочим профессиям - 52,6%, должности специалистов и служащих составляли 47,4%.
Ситуация
на регистрируемом рынке труда города Краснодара
Таблица N 20
N |
Наименование показателя |
2007 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
1. |
Количество вакансий на одного незанятного человека, вакансий, ед. (в среднем за год) |
6,6 |
2,9 |
5,1 |
4,7 |
5,9 |
1,7 |
1,7 |
2,8 |
Примечание: данные министерства труда и социального развития Краснодарского края.
По оценкам аналитиков в городе Краснодаре наблюдается дефицит высокопроизводительных рабочих мест, что приводит к притоку рабочей силы нижнего квалификационного сегмента. Данная ситуация также затрагивает выпускников вузов, для которых отсутствуют места для приложения своих сил и раскрытия своего потенциала.
Среди проблем рынка труда выделяются проблемы, связанные с повышением качества человеческого капитала в городе и привлечением новых кадров: несоответствие ожиданиям, а также разочарование уровнем развития городской среды приводит к оттоку перспективных специалистов в город Москву и за рубеж.
На рынке труда в городе Краснодаре существует небольшой дисбаланс по инженерным специальностям, гуманитарным наукам и специальностям сегмента культуры. Значительный дисбаланс сложился в сегментах здравоохранения и образования. Наблюдается избыток выпускников, специализирующихся в области экономики и права, что приводит к вынужденной миграции и непрофильному трудоустройству.
В результате растёт диспропорция между объёмом спроса со стороны работодателей и фактическим объёмом предложения квалифицированных специалистов.
Исторически сложившаяся структура подготовки кадров различных уровней профессионального образования приводит к квалификационному дисбалансу: высокооплачиваемые рабочие вакансии часто замещаются специалистами из других городов, в то время как невостребованные выпускники краснодарских вузов или занимают рабочие места, не соответствующие их профессиональным возможностям, или вынуждены искать работу в других городах страны. Данный дисбаланс может быть решён структурными изменениями в системе подготовки кадров в городе, которая должна соответствовать квалификационным требованиям перспективной отраслевой структуры экономики города. "Целевые" жители в этом контексте рассматриваются как наиболее перспективные по квалификационному составу, возрастному, экономическому и креативному потенциалу с точки зрения сбалансированности рынка труда и развития человеческого капитала.
Среди позитивных тенденций, сложившихся на рынке труда города Краснодара, можно выделить следующие:
высокая вероятность трудоустройства для основной части населения и, как следствие, низкий уровень безработицы;
конкурентный уровень заработной платы.
К числу негативных тенденций, сложившихся на рынке труда города Краснодара, относятся следующие:
проблемы закрепления и привлечения "целевых" жителей;
недостаток высокопроизводительных рабочих мест;
приток рабочей силы нижнего квалификационного сегмента;
дисбаланс между структурой спроса на труд и профессиональной подготовкой со стороны системы образования.
2.6.3. Анализ развития социальной сферы города Краснодара.
Система образования Краснодара
В краевом центре по состоянию на конец 2017 года находилось 289 муниципальных образовательных организаций, в том числе:
170 дошкольных образовательных организаций;
92 общеобразовательные организации (одна общеобразовательная организация реализует также программы дошкольного образования);
27 организаций дополнительного образования детей.
Доля расходов местного бюджета на сферу образования составляет в среднем около 45%.
Расходы
на образование, млн руб.
Рисунок 48
Графический объект не приводится
Примечание: данные отчётов об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2005 - 2017 годы.
Финансирование образования осуществляется по программно-целевому методу. Несмотря на то, что доля расходов на сферу образования в городе Краснодаре превалирует над другими сегментами социальной сферы, деятельность образовательных организаций ведётся в условиях напряженного формирования бюджета.
Анализ сегмента дошкольных образовательных организаций (ДОО) показал, что в силу текущих демографических и миграционных процессов количество детей, стоящих в очереди на получение места в ДОО, увеличивается: с 2013 по 2017 годы этот показатель вырос на 65%. Количество детей, состоящих на учёте на получение места в ДОО, составляет в среднем около 40% от общего количества детей, нуждающихся в местах в ДОО. Расчётная обеспеченность местами в ДОО составляет в среднем 60%. Несмотря на активные меры по сокращению дефицита мест в детских садах (с 2013 года их количество увеличилось на 18 878 ед.), на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении места на 01.01.2019 состоит 45 961 ребёнок в возрасте от 0 до 7 лет, из них 34 715 детей в возрасте от 0 до 3 лет и 11 246 - в возрасте от 3 до 7 лет.
Для решения обозначенной проблемы с 2013 года принят и реализуется план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в дошкольном и общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования". Сокращение очереди на зачисление детей в ДОО планируется достичь за счёт ввода новых мест.
Количество
дошкольных учреждений всех форм собственности в городе Краснодаре, ед.
Рисунок 49
Графический объект не приводится
Примечание: данные департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар.
Динамика
ввода новых мест в ДОО
Таблица N 21
N |
Направления |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
1. |
Введено новых мест за год |
3 111 |
1 790 |
10 037 |
2 260 |
1 680 |
2. |
Количество воспитанников в дошкольных образовательных организациях |
45 200 |
48 700 |
58 600 |
60 900 |
63 200 |
3. |
Количество детей, состоящих на учёте на получение места в детских образовательных организациях |
24 874 |
41 254 |
45 234 |
31 737 |
41 321 |
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
За 3 года (с 2015 по 2017 годы) удельный вес негосударственных детских образовательных организаций увеличился с 10% до 18%, общее количество частных ДОО возросло в 2 раза.
Сегмент дополнительного образования детей в городе представлен 45 учреждениями, в их числе 14 детских многопрофильных учреждений (центры и дома творчества), 10 учреждений спортивной направленности, 19 детских школ искусств, 2 детские художественные школы.
В 2017 году удельный вес числа детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, в общей численности населения от 5 до 18 лет составляет почти 86%, что является высоким показателем.
Стоит отметить, что при интенсивном приросте детского населения школьного возраста в городе Краснодаре количество учреждений дополнительного образования и их вместимость не увеличивается. Конкурс на место в детские художественные школы и школы искусств может составлять от 2 до 10 человек на место (по данным управления культуры администрации муниципального образования город Краснодар). Основной причиной недостаточного охвата детей образованием в сфере культуры и искусств является недостаток финансовых ресурсов.
Количество общеобразовательных организаций за последние 5 лет значительно не менялось (в 2016, 2017 годах в городе было 92 школы), при этом создавались новые общеобразовательные организации, которые переходили в управление существующих школ без присвоения отдельного номера.
Количество учащихся ежегодно увеличивается в среднем на 10%. Самыми высокими темпами этот показатель растёт в районах комплексной застройки.
Количество
мест и учащихся в общеобразовательных организациях города Краснодара
Рисунок 50
Графический объект не приводится
Примечание:
1. Данные департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар.
2. Информация об удельном весе обучающихся во 2 смену за 2005 - 2010 годы отсутствует.
По состоянию на 01.01.2019 в дневных муниципальных общеобразовательных школах в две смены обучается 139 899 учеников, из них во вторую смену - 52 561 школьник. Проектная наполняемость муниципальных школ составляет 69 028 мест в одну смену. Дефицит мест в общеобразовательных школах города при условии обучения школьников в одну смену составляет 70 871 человек. Перейти полностью на односменный режим работы необходимо до 2025 года, с этой целью согласно расчётным данным в городе необходимо построить еще 53 школы.
Для решения данной задачи арендуются и вводятся в эксплуатацию дополнительные помещения и модули для общеобразовательных учреждений, ведётся строительство новых школ, проводится капитальный ремонт и перепрофилирование помещений в учебные кабинеты. Здания школ, находящиеся в аварийном состоянии, отсутствуют.
Все общеобразовательные учреждения города снабжены системами видеонаблюдения. Об уровне информатизации и технологичности свидетельствует оснащённость 100% школ компьютерными классами, мультимедийными интерактивными досками, 99% учащихся имеют доступ к медиатеке. С 2010 года все школы подключены к Интернету. Также в 100% школ ведутся электронные журналы и дневники.
С 2014 года, когда барьеры для входа в систему высшего образования стали более высокими в силу увеличения проходных баллов и роста дифференциации по ЕГЭ (ЕГЭ по профильным предметам), значительная часть абитуриентов поступает в организации среднего профессионального образования. Об этом свидетельствует динамика численности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Согласно данным официального сайта министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края в 2017 году в городе Краснодаре функционировало 35 учреждений среднего профессионального образования, в том числе 23 государственных.
Численность
студентов СПО, подведомственных министерству образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, чел.
Рисунок 51
Графический объект не приводится
Примечание: данные министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края.
Система высшего образования в городе Краснодаре представлена 24(41) организациями и учреждениями (в том числе 6 филиалами иногородних вузов). За анализируемый период их количество значительно не менялось, свою деятельность продолжают ключевые вузы города: КубГУ, КубГТУ, КубГАУ, Краснодарский университет МВД России, Краснодарский государственный институт культуры, КубГМУ Минздрава России и пр.
Динамика численности студентов вузов города Краснодара свидетельствует о ежегодном снижении этого показателя.
Численность
студентов вузов города Краснодара, чел.
Рисунок 52
Графический объект не приводится
Примечание: данные министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края.
Причиной ежегодного снижения численности студентов в вузах города Краснодара является неполная востребованность данных образовательных учреждений среди абитуриентов. Согласно исследованию лаборатории "Развитие университетов" Института образования НИУ ВШЭ "Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов" за 2017 год для Краснодарского края показатель востребованности региональной системы высшего образования составлял 0,86. Это означает, что регион привлекал на 14% меньше студентов, чем система среднего общего образования их выпускала. Соответственно, для города Краснодара как для центра, в котором расположено большинство ключевых вузов региона, применима аналогичная тенденция - наблюдается отток абитуриентов.
В то же время показатель послевузовской миграции выпускников вузов является для Краснодарского края и, соответственно, для города Краснодара довольно низким - 0,26 (26% выпускников высших учебных заведений трудоустраиваются в другом регионе).
Такие значения показателя востребованности вузов (<1) и послевузовской миграции (<0,33), согласно методике НИУ ВШЭ, свидетельствуют о том, что Краснодар является центром "замкнутого" региона - вузы работают на локальный рынок труда.
Данные мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2017 год свидетельствуют о несбалансированном распределении приведённого контингента студентов.
Распределение
приведённого контингента студентов(42) по отраслям наук в городе Краснодаре, чел.
Рисунок 53
Графический объект не приводится
Примечание:
1. В мониторинге не были учтены образовательные организации федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также организаций, не представивших сведения в рамках мониторинга.
2. Источник: информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года, http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=2&id=10701
Так, число обучающихся по направлению "Науки об обществе" (экономические и юридические специальности) превышает второе по популярности направление "Инженерное дело, технологии и технические науки" более чем в 2 раза, а наименее востребованную сферу "Искусство и культура" - более чем в 11 раз.
Важно отметить, что согласно данным, актуальным на момент проведения анализа, новый статус инновационного и технологического центра региона - опорного вуза - приобрёл Кубанский государственный университет. Однако, поскольку действие программы для этого вуза стартовало совсем недавно, позитивные сдвиги ещё не являются заметными.
Таким образом, говоря о сфере образования города Краснодара в целом, следует отметить, что положительными тенденциями для её развития являются:
высокий спрос на услуги организаций дополнительного образования;
реализация инициатив умного города: наличие во всех общеобразовательных учреждениях города системы видеонаблюдения, компьютерных классов, мультимедийных интерактивных досок, подключения к Интернету, электронных журналов и дневников;
оснащённость всех общеобразовательных учреждений пандусами для детей с ограниченными возможностями (26% общеобразовательных учреждений полностью отвечают требованиям доступности школ);
удовлетворительный уровень подготовки школьников: средние баллы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике в городе Краснодаре выше общероссийских значений;
расширение сотрудничества общеобразовательных учреждений и краснодарских вузов в формате модульной системы сетевого взаимодействия "школа-вуз";
высокий уровень привлекательности города Краснодара для выпускников вузов: он входит в число городов-лидеров и занимает 5 позицию;
развитие системы среднего профессионального образования: с 2014 года, когда барьеры входа в систему высшего образования стали выше, значительная часть абитуриентов поступает в организации среднего профессионального образования;
приобретение Кубанским государственным университетом статуса инновационного и технологического центра региона - опорного вуза.
К числу негативных для развития системы образования города Краснодара тенденций относятся:
недостаточно благоприятные финансовые условия труда сотрудников образовательных учреждений: несмотря на рост средней заработной платы в динамике, её величина ниже среднемесячной заработной платы в городе;
нехватка финансовых ресурсов для размещения муниципальных организаций дополнительного образования детей;
высокая нагрузка на общеобразовательные учреждения в районах комплексной застройки;
существенная диспропорция в количестве выпускаемых специалистов по профильным направлениям;
ежегодное снижение численности студентов, получающих высшее образование в городе Краснодаре;
дисбаланс в распределении приведённого контингента студентов города Краснодара: превалирование обучающихся по гуманитарному направлению "Науки об обществе" (экономические, юридические и пр. специальности) над всеми остальными;
недостаточный уровень межвузовского взаимодействия и участия студенческого и преподавательско-профессорского состава вузов в научно-исследовательских работах, полезных городу;
отставание в обеспечении местами детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях;
физический износ основных фондов образовательных учреждений, необходимость проведения капитального ремонта и обновления основных средств и оборудования.
Система здравоохранения города Краснодара.
Анализ системы здравоохранения города Краснодара показал, что количество больничных организаций в 2017 году по сравнению с 2005 годом уменьшилось на 1/3, в абсолютном выражении - на 4 ед. Число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций также сократилось. Это объясняется реорганизацией системы здравоохранения, которая подразумевает объединение больниц. По состоянию на 01.01.2018 система здравоохранения города Краснодара насчитывала: 8 муниципальных больничных учреждений, 34 врачебные амбулаторно-поликлинические организации, 10 подстанций скорой медицинской помощи.
Негативными моментами являются продолжающееся снижение мощности амбулаторно-поликлинических учреждений (посещений в смену на 1000 чел. населения) и несоответствие минимально допустимому уровню обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 18,15 посещений в смену на 1000 чел. населения.
Мощность
амбулаторно-поликлинических учреждений и обеспеченность койками на 1000 чел. населения
Рисунок 54
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления здравоохранения администрации муниципального образования город Краснодар.
Снижение мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, вызванное в основном миграционным приростом населения и отсутствием новых учреждений, свидетельствует о значительном дефиците государственных врачебных амбулаторно-поликлинических организаций. Это, в свою очередь, влияет и на снижающийся показатель обеспеченности койками, и на возрастающую нагрузку на медицинских работников.
Город Краснодар в сравнении с общероссийским уровнем, ЮФО и Краснодарским краем характеризуется высокими коэффициентами рождаемости и естественного прироста населения и низким коэффициентом смертности.
В целом динамика основных медико-демографических показателей города Краснодара за 2005 - 2017 годы оценивается положительно.
Общий
коэффициент рождаемости, число родившихся на 1 000 чел. населения
Рисунок 55
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Общий
коэффициент смертности, число умерших на 1 000 чел. населения
Рисунок 56
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Коэффициент
естественного прироста, убыли (-) на 1 000 чел. населения
Рисунок 57
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Согласно ежегодному докладу министерства здравоохранения Краснодарского края причиной положительной динамики коэффициента рождаемости за последние 5-6 лет стало применение мер демографической политики, как на федеральном, так и на краевом уровне. При этом спад рождаемости в 2017 году объясняется наличием демографической волны (провала в возрасте 15 - 29 лет среди женского населения) и старением возрастной модели рождаемости.
Существенное влияние на динамику перечисленных ранее показателей оказывают миграционные процессы. С целью более точного анализа эффективности работы учреждений здравоохранения города Краснодара используются показатели здоровья населения.
Так, первичная и общая заболеваемость взрослого населения с 2013 года непрерывно снижается в среднем на 1 - 2% в год.
Первичная
и общая заболеваемость взрослого населения в городе Краснодаре
Рисунок 58
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления здравоохранения администрации муниципального образования город Краснодар.
Первичная заболеваемость детского населения имеет аналогичную тенденцию, однако скорость снижения больше - в среднем на 5 - 6% в год. Темпы снижения общей заболеваемости детского населения снизились лишь в 2016 году из-за роста числа болезней органов дыхания.
Следует отметить, что заболеваемость отражает не только распространённость той или иной патологии в популяции, но и доступность медицинской помощи населению, в том числе и в сельских поселениях муниципального образования. Поэтому, в случае если снижение заболеваемости сопровождается снижением смертности и увеличением рождаемости, как произошло в анализируемом периоде, наблюдаемую ситуацию можно оценивать положительно.
Позитивные для развития отрасли здравоохранения Краснодара тенденции следующие:
положительная динамика основных медико-демографических показателей;
снижение первичной и общей заболеваемости детского и взрослого населения при одновременном снижении смертности и увеличении рождаемости;
рост выявляемости злокачественных новообразований среди населения и повышение выживаемости онкологических больных (снижение показателя смертности);
наличие крупных медицинских учреждений федерального значения на территории Краснодара;
присутствие на территории города крупных федеральных сетей частных медицинских учреждений.
К негативным для развития отрасли здравоохранения Краснодара тенденциям относятся:
значительный дефицит мощностей муниципальных врачебных амбулаторно-поликлинических организаций (несоответствие показателя на 1 000 чел. населения минимально допустимому уровню обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями);
существенный дефицит бюджетных учреждений, оказывающих паллиативную помощь, - хосписы;
стабильный рост заболеваемости органов дыхания населения, двукратное увеличение показателя заболеваемости системы кровообращения;
нехватка сотрудников государственных медицинских учреждений.
К числу угроз следует отнести:
недостаточную эффективность мер, направленных на привлечение молодых специалистов в число сотрудников муниципальных медицинских учреждений;
дальнейший рост дефицита мощностей муниципальных врачебных амбулаторно-поликлинических организаций в свете положительных тенденций увеличения численности населения;
материальный и моральный износ основных фондов муниципальных медицинских учреждений.
Сфера культуры города Краснодара.
В настоящее время культурную среду в городе Краснодаре образует следующая система муниципальных учреждений:
14 культурно-досуговых учреждений;
18 организаций дополнительного образования (16 детских школ искусств, 2 детских художественных школы);
37 муниципальных библиотек, являющихся структурными подразделениями муниципального учреждения культуры муниципального образования город Краснодар "Централизованная библиотечная система города Краснодара";
6 парковых территорий: "Солнечный остров", "Чистяковская роща", "Городской сад", "Рождественский", Парк им. 30-летия Победы и "Старая Кубань", входящие в состав муниципального бюджетного учреждения культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара" муниципального образования город Краснодар;
Краснодарское муниципальное творческое объединение "Премьера", в состав которого входит 4 сценических площадки в Краснодаре: Молодёжный театр, Новый театр кукол, Муниципальный концертный зал и Дворец искусств.
К сегменту учреждений культуры, располагающихся на территории города Краснодара, также относится ряд государственных учреждений, находящихся в ведении министерства культуры Краснодарского края: 2 концертные организации, 3 театра, 3 музея, 4 библиотеки, кинотеатр ГАУК КК "Кубанькино", филиал ФКП "Российская государственная цирковая компания" "Краснодарский государственный цирк".
Несмотря на довольно развитую сеть культурно-досуговых объектов в Краснодаре наблюдается неравномерное распределение учреждений данного сегмента по территории города. На фоне активного строительства новых жилых районов количество учреждений культуры увеличивается значительно меньшими темпами, что усложняет доступ к ним для населения. В динамике с 2010 года количество объектов увеличилось на 6 ед. В текущем составе система учреждений культурной сферы существует с 2013 - 2014 годов и на протяжении последних 5 лет не меняется.
Положительной тенденцией является увеличение количества театрально-концертных и крупных культурных мероприятий общегородского значения. Всё чаще для проведения культурно-досуговых мероприятий организаторы выбирают парки или другие зелёные зоны города.
Увеличение интереса жителей и гостей Краснодара к культурным мероприятиям города характеризует, прежде всего, рост их посещаемости.
Количество
и посещаемость культурных и театрально-концертных мероприятий
Таблица N 22
N |
Наименование показателя |
2005 |
2007 |
2010 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
1. |
Количество крупных культурных мероприятий общегородского значения, ед. |
4 |
5 |
6 |
9 |
9 |
9 |
8 |
8 |
2. |
Посещаемость крупных культурных мероприятий, тыс. чел. |
39,5 |
45,0 |
50,0 |
57,0 |
60,5 |
62,0 |
66,0 |
66,0 |
3. |
Количество театрально-концертных мероприятий, чел. |
731 |
770 |
853 |
850 |
811 |
861 |
886 |
866 |
4. |
Посещаемость театрально-концертных мероприятий, тыс. чел. |
170,0 |
199,0 |
244,5 |
261,8 |
270,4 |
280,8 |
285,0 |
296,1 |
Примечание: данные управления культуры администрации муниципального образования город Краснодар.
За последние 4 - 5 лет на территории города проводятся культурно-досуговые мероприятия и проекты нового формата, которые пользуются довольно большой популярностью среди жителей и гостей города Краснодара: фестиваль технологий, наук и искусств Geek Picnic, фестиваль еды и музыки "Стереопикник", летний фестиваль "О, да! Еда!", посвящённый движению Slow Food, фестиваль дворовых игр, фестиваль "Добрый Краснодар", серия спектаклей-променадов "Голос города" и пр.
Тем не менее сдерживающим развитие культурной сферы города Краснодара фактором является недостаточное количество уникальных и масштабных мероприятий, привлекающих внимание жителей не только города, но и соседних регионов, а также отсутствие культурного центра достаточной вместимости для проведения крупных городских мероприятий. Развитие культурной среды в данном направлении будет способствовать развитию событийного туризма.
К числу сильных сторон сферы культуры города Краснодара относятся:
наличие в сельских населённых пунктах библиотек-клубов, сочетающих функции библиотеки и клубного учреждения;
увеличение количества театрально-концертных и крупных культурных мероприятий общегородского значения при одновременном росте их посещаемости; проведение культурно-досуговых городских мероприятий в новых форматах.
К слабым сторонам сферы культуры следует отнести:
недостаточный уровень предложения услуг и неравномерное распределение объектов культуры по территории города вследствие постоянно растущей численности населения и активного строительства новых жилых районов;
нехватка финансовых ресурсов для размещения муниципальных организаций культурно-досугового сегмента;
отсутствие городского культурного центра достаточной вместимости для проведения крупных городских мероприятий.
Одной из ключевых возможностей для развития сферы культуры может стать активное сотрудничество муниципального сектора с бизнес-сообществом, развитие государственно-частного и муниципально-частного партнёрства.
Сфера физической культуры и спорта Краснодара.
Для вовлечения граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом в городе создаётся и расширяется материальная база: по состоянию на 01.01.2018 она насчитывала 1 394 спортивных сооружения, из которых 940 (67%) являлись муниципальными. К числу наиболее крупных спортивных объектов города относятся муниципальный дворец спорта, многофункциональная спортивная арена "Баскет-холл", 5 стадионов, 2 легкоатлетических манежа, 14 футбольных манежей, 31 плавательный бассейн. Информация о структуре спортивных сооружений различных видов представлена ниже на диаграмме.
Структура
спортивных сооружений по видам в городе Краснодаре по состоянию на 2017 год
Рисунок 59
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Краснодар.
За 2007 - 2017 годы количество спортивных сооружений увеличилось почти на 40% - в основном за счёт роста числа плоскостных сооружений и спортзалов в рамках реализации мероприятий муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании город Краснодар".
Единовременная пропускная способность всех спортивных сооружений города Краснодара по состоянию на 2017 год - 58,9 тыс. чел., что превышает целевые показатели подпрограммы "Развитие спортивных сооружений в муниципальном образовании город Краснодар" на 85%.
Помимо строительства новых сооружений важным элементом пропаганды здорового образа жизни является проведение спортивных мероприятий. Согласно имеющимся данным посещаемость всех спортивных мероприятий за 2016 - 2017 годы увеличилась на 17%.
Кроме того, результаты процессов расширения материальной базы для занятий физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, проведения спортивных мероприятий находят отражение в положительной динамике численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
Численность
населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, тыс. чел.
Рисунок 60
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Краснодар.
Треть из общей численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, - это дети в возрасте от 3 до 18 лет. В городе Краснодаре представлен достаточно широкий спектр спортивных отделений - более 200.
Рост численности населения, систематически занимающегося спортом, следовало бы оценивать положительно, однако город Краснодар находится на 41 месте среди 44 районов и городских округов Краснодарского края по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом (по данным министерства физической культуры и спорта Краснодарского края). Это говорит о необходимости повышения эффективности проводимых мероприятий, использования и распределения ресурсов для развития сферы физической культуры и спорта в городе Краснодаре.
Кроме того, развитие как детско-юношеского спорта, так и массового спорта в целом сдерживает дефицит кадров: штатных работников физической культуры и спорта, а также сотрудников Центра физкультурно-массовой работы (ЦФМР), организующих физкультурно-массовую работу по месту жительства.
Подводя итоги, к числу положительных для развития сферы спортивной культуры и спорта тенденций следует отнести:
ежегодное увеличение количества спортивных сооружений;
положительную динамику численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
рост посещаемости спортивных мероприятий.
К числу негативных относятся следующие тенденции:
низкий процент охвата населения в части привлечения к занятиям физической культурой и спортом;
отсутствие постоянной позитивной динамики численности детского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (3-18 лет);
дефицит квалифицированных физкультурно-спортивных кадров;
материальный и моральный износ спортивной материально-технической базы учреждений спорта.
Сфера социальной защиты, социальной поддержки, труда и занятости населения города Краснодара.
Основными направлениями деятельности федеральных и региональных органов власти в сфере трудовых отношений и социального развития являются функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию вопросов демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнёрства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Для осуществления указанных функций на территории города Краснодара осуществляют свою деятельность:
1. Федеральные структуры:
Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю через управления во внутригородских округах города Краснодара;
Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ через филиалы во внутригородских округах города Краснодара;
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю через территориальные и специализированные бюро в городе Краснодаре;
Государственная инспекция труда в Краснодарском крае.
- Региональные структуры:
министерство труда и социального развития Краснодарского края через:
4 управления социальной защиты населения во внутригородских округах города Краснодара;
10 государственных казённых учреждений социального обслуживания;
государственное казённое учреждение "Центр занятости населения города Краснодара";
государственное унитарное предприятие "Карьера".
- Муниципальные структуры:
а) для реализации отдельных государственных полномочий Российской Федерации и Краснодарского края на территории города Краснодара свою деятельность и координацию работы в рамках государственных программ Краснодарского края "Социальная поддержка граждан" и "Дети Кубани" осуществляет управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар;
б) для оказания социальной помощи гражданам, особо нуждающимся в социальной поддержке, решения социальных проблем, координации работы с федеральными, краевыми и муниципальными структурами для улучшения качества жизни горожан, включая муниципальные программы свою деятельность осуществляет управление по социальным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар.
Основными направлениями деятельности управления по социальным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар являются:
социальная работа с населением, обращая особое внимание на граждан, попавших в тяжёлые жизненные ситуации, таких как инвалиды, лица без определённого места жительства, вынужденные переселенцы, реабилитированные граждане и их наследники, граждане, лишившиеся жилья в связи с техногенными происшествиями и др.;
организация и финансовое обеспечение выплат за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
улучшение условий и охраны труда;
обеспечение занятости населения;
защита прав потребителей;
защита прав несовершеннолетних.
Для реализации социальной поддержки жителей города Краснодара постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 15.10.2014 N 7484 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар "Социальная поддержка граждан муниципального образования город Краснодар" определены меры социальной поддержки жителей города Краснодара.
Приоритетные направления - меры социальной поддержки граждан старшего поколения, включая ветеранов Великой Отечественной войны, студентов и учащихся, а также наиболее социально незащищённых категорий граждан, таких как малоимущие многодетные семьи, дети из семей, нуждающихся в особой заботе государства, включая детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, и др.
Для реализации комплекса мер по созданию условий для полноценной интеграции инвалидов в общество в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 09.09.2014 N 6474 в городе на условиях софинансирования с краевым бюджетом реализуется муниципальная программа "Доступная среда".
В целях снижения напряжённости на рынке труда, оказания помощи социально незащищённым гражданам, профилактики безработицы постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 17.10.2014 N 7592 утверждена и реализуется муниципальная программа муниципального образования город Краснодар "Содействие занятости населения муниципального образования город Краснодар".
Приоритетные направления - улучшение ситуации в сфере занятости населения, создание дополнительных форм временной занятости для безработных граждан, оказание дополнительной социальной поддержки несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, формирование трудовых навыков у подростков, профилактика правонарушений и безнадзорности.
В рамках Программы ежегодно проводится общегородской отраслевой конкурс "Лучший специалист города Краснодара".
В соответствии с полномочиями обеспечивается:
содействие в реализации прав многодетных семей в рамках работы Совета при главе муниципального образования город Краснодар;
проводятся мероприятия по квотированию рабочих мест для социально незащищённых слоёв населения, а также общегородские и специализированные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест;
реализуется краевая и городская Программы по улучшению условий и охраны труда;
организуется контроль выполнения Краснодарского городского трёхстороннего соглашения между администрацией города, городским советом отраслевых профсоюзов, городским объединением работодателей на 2020 - 2022 годы;
ведётся работа по снижению неформальной занятости, для чего заключено свыше 10 000 трудовых договоров;
внедряется единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО)(43) , которая позволит улучшить эффективность государственного управления в области оказания социальной помощи и поддержки, повысить уровень информированности граждан о правах на социальное обеспечение и доступность тех или иных мер социальной поддержки.
2.6.4. Сфера общественной безопасности города Краснодара.
Основной задачей диагностики сферы общественной безопасности муниципального образования является оценка криминогенной обстановки и эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности граждан.
Важно отметить, что Краснодарский край с 2014 года занимает 3, 4 места в общероссийском рейтинге по количеству зарегистрированных преступлений, однако, если рассматривать данный показатель в разрезе на 100 тыс. чел. населения, то ситуация выглядит иначе - регион занимает 52 - 55 строчки.
Тем не менее, каждое четвёртое преступление в крае совершается в городе Краснодаре. На долю краевого центра приходится 22 - 24% зарегистрированных преступлений за период 2013 - 2017 годов.
Общественную безопасность города Краснодара в 2017 году обеспечивают 3 309 сотрудников полиции. В динамике с 2005 года общая численность сотрудников полиции увеличилась почти на 40%, что связано в том числе и с ростом численности населения города.
Динамика
количества сотрудников полиции и численности населения города Краснодара
Рисунок 61
Графический объект не приводится
Примечание: данные Управления МВД России по городу Краснодару.
Рассматривая показатель численности населения города на 1 полицейского, следует отметить, что его значение существенно меняется при использовании данных о численности населения официальной статистики и Управления МВД России по городу Краснодару.
Численность
населения на 1 сотрудника полиции в городе Краснодаре, чел.
Рисунок 62
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (krsdstat.gks.ru), данные Управления МВД России по городу Краснодару.
Очевидно, что реальная нагрузка на одного сотрудника полиции в городе Краснодаре значительно выше общероссийского уровня (220 чел.), уровня Краснодарского края (228 чел.) и Ростовской области (293 чел.(44)).
В этой связи в 2017 году актуальной остаётся проблема уличной преступности. Её доля в общем количестве зарегистрированных преступлений составляет около 40%.
Количество
преступлений, совершённых в общественных местах, в общем количестве зарегистрированных в городе Краснодаре преступлений, ед.
Рисунок 63
Графический объект не приводится
Примечание: данные Управления МВД России по городу Краснодару.
Растёт процент раскрываемости уличных преступлений. Данному факту способствовало проведение мер профилактического характера, например, еженедельного мероприятия "Улица", а также использование аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". На текущий момент в городе Краснодаре установлено 814 камер наблюдения.
Следует отметить, что на фоне роста общего числа зарегистрированных преступлений их количество на 10 000 чел. населения в период 2015 - 2017 годов снижается.
Число
зарегистрированных преступлений, ед.
Рисунок 64
Графический объект не приводится
Примечание: данные Управления МВД России по городу Краснодару.
Одним из наиболее проблемных направлений деятельности сотрудников Управления МВД России по городу Краснодару является противодействие дистанционному мошенничеству: в структуре данного вида преступлений треть - это мошенничества, совершённые с использованием средств мобильной связи. Принимаемые меры не повлияли на стабилизацию оперативной обстановки по данным преступлениям.
Важным направлением работы является борьба с преступлениями, связанными с наркотиками, так как в анализируемом периоде стабильно положительной динамики не наблюдается. В отчётном периоде велась целенаправленная работа по противодействию преступлениям, связанным с незаконным оборотом и сбытом наркотиков. Всего зарегистрировано 2 447 наркопреступлений, 807 фактов сбыта наркотиков, изъято более 31 кг наркотических средств.
Результативность мер по борьбе с распространением наркотиков, незаконным оборотом алкоголя и пр. можно косвенно оценить по количеству больных наркоманией и алкоголизмом.
Число
больных, страдающих алкоголизмом и наркоманией, чел.
Рисунок 65
Графический объект не приводится
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Согласно данным, представленным выше, отмечается ежегодное снижение числа как страдающих алкогольным психозом и хроническим алкоголизмом, так и больных наркоманией и токсикоманией.
Важно отметить, что в связи с ростом численности населения увеличилось и количество зарегистрированных фактов незаконной миграции - в 6 раз за период 2016 - 2017 годов.
Особое внимание уделяется обеспечению безопасности дорожного движения. Применяемые меры являются результативными - заметна тенденция к снижению количества транспортных происшествий. В 2017 году число зарегистрированных ДТП со смертельным исходом было на 7,5% меньше, чем в 2016 году, и на 12% меньше, чем в 2015 году.
Об эффективности мер общественной защиты свидетельствует факт недопущения за анализируемый период проявлений экстремистского характера, противоправных действий и провокаций, перехода в активную фазу и возникновения конфликтных ситуаций, способных спровоцировать групповые хулиганские действия и массовые беспорядки.
Основная негативная тенденция - высокая позиция города Краснодара в общероссийском рейтинге по количеству зарегистрированных преступлений.
2.6.5. Анализ креативного капитала города Краснодара, потенциал его дальнейшего развития.
Индекс креативного капитала - система оценки реализованного и скрытого потенциала городов в сфере новой экономики. Это первый индекс, который оценивает развитие новой экономики не только столичных городов, но и региональных центров. Кроме этого, индекс не ограничивается официальной статистикой, которая не всегда отражает действительное положение дел.
Под креативным капиталом создатели индекса понимают особенности социального климата, культурного и образовательного ландшафта, институциональной инфраструктуры, информационного пространства, способствующие привлечению представителей креативных профессий и реализации их потенциала с учётом как глобальных трендов, так и региональной специфики. В фокусе индекса находятся креативные индустрии, а также их взаимосвязь со сферой технологических инноваций, что позволяет говорить о едином инновационно-креативном секторе.
Индекс Calvert 22 делится на пять структурных блоков.
1. Люди. Определяет характеристики креативного сообщества города и включает в себя как показатели, оценивающие его социально-демографические параметры, так и показатели, отражающие характер взаимодействия внутри общества (открытость, толерантность, социальная и культурная активность).
2. Город. Определяет характеристики городской среды и включает в себя следующие показатели: экономическое положение (положение креативного класса, общий уровень жизни), оценка культурной жизни (качество культурного контента, плотность культурной инфраструктуры), городское окружение (инфраструктура жилья и удобств, зелёный город), образовательная среда (качество высшего образования, подготовка креативных специалистов).
3. Власть. Включает в себя показатели, отражающие степень заинтересованности местных властей в развитии креативных индустрий, а также уровень их открытости.
4. Бизнес. Определяет возможности коммерциализации талантов представителей креативного сообщества с позиции наличия соответствующей инфраструктуры и её доступности.
5. Бренды. Иллюстрирует восприятие города во внешней среде и основывается на экспертных опросах.
Каждый блок состоит из 2 - 4 подгрупп, которые включают в себя от 3 до 5 индикаторов. Составители индекса условно поделили все индикаторы на 2 типа: качественные и количественные. К количественным отнесли все данные, полученные из органов официальной статистики, профессиональных обзоров и интернет-сервисов, а к качественным - данные анкетирования местных креативных специалистов о том или ином аспекте развития города. На каждый блок в среднем приходится по 10 - 20 количественных индикаторов и 1 - 2 качественных. В совокупности индекс насчитывает более 200 индикаторов.
По мнению составителей, такая структура позволяет не только корректно оценить текущее состояние новой экономики, но и обозначить потенциальные источники роста городов. Каждому из российских городов свойственно своё соотношение пяти блоков индекса. Используя свои сильные и слабые стороны, город может значительно повысить уровень развития креативной среды и темпы экономического роста.
В качестве основных источников используются данные Росстата, отдельных министерств, муниципальных и региональных органов власти, статистические сборники и аналитические отчёты профильных ассоциаций, консалтинговых компаний и рейтинги, подготовленные российскими и зарубежными аналитическими агентствами. Индекс дополняется данными популярных геолокационных, краудфандинговых, видео- и фото-сервисов, которые позволяют измерить креативную активность, не фиксируемую официальной статистикой.
Индекс 2017 года включал в себя анализ креативного капитала пятнадцати российских городов (Великого Новгорода, Владивостока, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Калининграда, Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Санкт-Петербурга, Тюмени и Уфы), среди которых город Краснодар занял 7 место.
Индекс
креативного капитала Calvert 22 в 2017 году
Рисунок 66
Графический объект не приводится
Примечание: www.creativecapitalindex.com.
Индекс в разрезе блоков.
Блок "Город" (*0,311)
Таблица N 23
N |
Город |
Экономическое положение |
Культурная жизнь |
Городское окружение |
Образовательная среда |
Средний балл по блоку "Город" |
1. |
Москва |
77,54 |
60,58 |
68,18 |
45,81 |
64,21 |
2. |
Санкт-Петербург |
71,10 |
68,36 |
65,52 |
45,88 |
63,98 |
3. |
Казань |
65,50 |
49,91 |
55,17 |
54,10 |
56,15 |
4. |
Екатеринбург |
66,41 |
55,63 |
61,02 |
48,50 |
58,53 |
5. |
Новосибирск |
63,70 |
47,017 |
49,05 |
45,04 |
51,48 |
6. |
Тюмень |
67,84 |
41,79 |
56,15 |
54,68 |
54,90 |
7. |
Краснодар |
63,83 |
50,44 |
64,66 |
41,06 |
56,04 |
8. |
Владивосток |
55,63 |
49,87 |
60,05 |
51,48 |
54,49 |
9. |
Калининград |
55,18 |
58,24 |
57,70 |
52,04 |
56,13 |
10. |
Пермь |
67,69 |
43,83 |
52,79 |
33,82 |
50,51 |
11. |
Нижний Новгород |
58,61 |
49,34 |
47,73 |
48,04 |
51,00 |
12. |
Воронеж |
57,30 |
46,26 |
67,43 |
47,78 |
55,28 |
13. |
Великий Новгород |
50,71 |
72,60 |
58,34 |
46,01 |
57,97 |
14. |
Уфа |
54,46 |
44,40 |
56,38 |
47,65 |
50,93 |
15. |
Омск |
53,07 |
43,84 |
40,25 |
40,14 |
44,48 |
Примечание: www.creativecapitalindex.com.
По уровню развитости городской инфраструктуры город Краснодар занимает лидирующие позиции за счёт высоких показателей экономического положения, доступности жилья, благоприятной экологической ситуации и развитой сети общественного питания (аутентичных ресторанов и кафе), в нижних строчках рейтинга в сравнении с другими городами - оценка культурной жизни и образовательной среды.
Блок "Люди" (*0,248)
Таблица N 24
N |
Город |
Образованность |
Активность |
Креативность |
Открытость |
Средний балл по блоку "Люди" |
1. |
Москва |
77,66 |
71,54 |
50,76 |
55,98 |
63,99 |
2. |
Санкт-Петербург |
74,50 |
64,62 |
79,03 |
48,59 |
65,93 |
3. |
Казань |
82,94 |
53,12 |
46,58 |
44,25 |
56,72 |
4. |
Екатеринбург |
54,12 |
56,25 |
49,81 |
44,18 |
51,09 |
5. |
Новосибирск |
70,28 |
49,72 |
41,16 |
38,39 |
49,89 |
6. |
Тюмень |
31,67 |
53,77 |
44,81 |
44,12 |
43,59 |
7. |
Краснодар |
38,37 |
52,79 |
53,61 |
47,45 |
48,05 |
8. |
Владивосток |
38,08 |
44,56 |
46,89 |
57,40 |
46,73 |
9. |
Калининград |
24,84 |
48,13 |
36,97 |
43,74 |
38,42 |
10. |
Пермь |
49,79 |
46,78 |
42,53 |
34,84 |
43,48 |
11. |
Нижний Новгород |
43,89 |
44,93 |
37,76 |
31,81 |
39,60 |
12. |
Воронеж |
37,69 |
46,06 |
38,08 |
38,37 |
40,05 |
13. |
Великий Новгород |
26,18 |
36,51 |
47,92 |
42,76 |
38,34 |
14. |
Уфа |
37,29 |
40,64 |
37,77 |
48,65 |
41,09 |
15. |
Омск |
35,17 |
38,91 |
35,44 |
37,86 |
36,84 |
Примечание: www.creativecapitalindex.com.
Краснодар лидирует по числу фрилансеров, что можно объяснить изменением модели найма со стороны краевых работодателей, которые на 90% увеличили предложение удалённых вакансий. На низком уровне показатели образованности - 38,37 (Новосибирск - 70,28) и открытости - 47,45. Активность и креативность - на среднем уровне (52,79 и 53,61 соответственно), как и креативные ресурсы (52,76) и масштаб креативной экономики (59,01).
Блок "Бизнес" (*0,142)
Таблица N 25
N |
Город |
Креативные ресурсы |
Масштаб креативной экономики |
Средний балл по блоку "Бизнес" |
1. |
Москва |
71,88 |
88,15 |
80,02 |
2. |
Санкт-Петербург |
68,89 |
74,46 |
71,68 |
3. |
Казань |
54,72 |
54,11 |
54,42 |
4. |
Екатеринбург |
71,24 |
60,86 |
66,05 |
5. |
Новосибирск |
56,36 |
57,79 |
55,57 |
6. |
Тюмень |
42,65 |
51,44 |
47,05 |
8. |
Краснодар |
52,76 |
59,01 |
55,88 |
9. |
Владивосток |
54,20 |
51,21 |
52,70 |
10. |
Калининград |
38,45 |
64,60 |
51,53 |
11. |
Пермь |
39,74 |
50,83 |
45,29 |
12. |
Нижний Новгород |
47,04 |
49,99 |
48,51 |
13. |
Воронеж |
38,72 |
43,83 |
39,77 |
14. |
Великий Новгород |
28,41 |
40,81 |
34,61 |
15. |
Уфа |
45,72 |
39,84 |
42,78 |
16. |
Омск |
30,55 |
40,71 |
35,63 |
Примечание: www.creativecapitalindex.com.
Структура креативного сектора анализируемых городов неоднородна, в каждом из них доминирует своя область, но в среднем наибольшая доля приходится на сегмент "Дизайн и архитектура" - порядка 39% от объёма добавленной стоимости креативного сектора.
Сегмент культуры и искусства пока не является значимым для креативного сектора большинства городов (4%). Исключением стали Свердловская область (17%) и Краснодарский край (9%).
Сфера цифровых технологий составляет в среднем 31% от объёма креативного сектора всех городов.
Блок "Власть" (*0,194)
Таблица N 26
N |
Город |
Открытость власти |
Поддержка бизнеса |
Поддержка бюджетных сфер |
Средний балл по блоку "Власть" |
1. |
Москва |
56,47 |
72,04 |
57,25 |
61,92 |
2. |
Санкт-Петербург |
61,58 |
77,62 |
60,22 |
66,56 |
3. |
Казань |
32,61 |
66,65 |
43,53 |
47,60 |
4. |
Екатеринбург |
64,05 |
41,46 |
23,40 |
42,97 |
5. |
Новосибирск |
57,46 |
52,43 |
57,46 |
55,79 |
6. |
Тюмень |
71,67 |
68,35 |
40,20 |
60,07 |
8. |
Краснодар |
36,59 |
29,01 |
55,15 |
40,25 |
9. |
Владивосток |
33,04 |
54,62 |
17,76 |
35,14 |
10. |
Калининград |
41,27 |
39,36 |
41,05 |
40,56 |
11. |
Пермь |
27,25 |
55,97 |
38,82 |
40,68 |
12. |
Нижний Новгород |
57,47 |
38,00 |
23,47 |
39,65 |
13. |
Воронеж |
52,37 |
38,50 |
29,00 |
39,95 |
14. |
Великий Новгород |
26,38 |
39,70 |
49,95 |
38,68 |
15. |
Уфа |
20,41 |
52,61 |
30,10 |
34,38 |
16. |
Омск |
36,64 |
29,47 |
48,62 |
38,24 |
Примечание: www.creativecapitalindex.com.
Город Краснодар получил низкую экспертную оценку поддержки бизнеса (29,01) и открытости власти (36,59) в сравнении с другими анализируемыми городами, по показателю поддержки бюджетных сфер город вышел в лидеры рейтинга наряду с городом Москвой.
Город Краснодар имеет широкую медиапредставленность, но при этом низкие оценки по уровню бренда и имиджевой привлекательности города.
Блок "Бренды" (*0,104)
Таблица N 27
N |
Город |
Медиапредставленность города |
Уровень брендов |
Имиджевая привлекательность города |
Средний балл по блоку "Бренды" |
1. |
Москва |
68,68 |
87,55 |
83,13 |
79,78 |
2. |
Санкт-Петербург |
65,67 |
82,10 |
77,78 |
75,18 |
3. |
Казань |
87,15 |
65,35 |
67,40 |
73,30 |
4. |
Екатеринбург |
80,42 |
66,35 |
64,25 |
70,34 |
5. |
Новосибирск |
48,05 |
58,05 |
57,53 |
54,54 |
6. |
Тюмень |
73,73 |
45,40 |
50,55 |
56,56 |
8. |
Краснодар |
62,79 |
49,75 |
52,73 |
55,09 |
9. |
Владивосток |
73,77 |
48,00 |
48,35 |
56,71 |
10. |
Калининград |
68,52 |
47,05 |
49,13 |
54,90 |
11. |
Пермь |
55,88 |
49,50 |
48,25 |
51,21 |
12. |
Нижний Новгород |
49,08 |
57,25 |
55,95 |
54,09 |
13. |
Воронеж |
42,13 |
49,20 |
49,28 |
46,87 |
14. |
Великий Новгород |
73,66 |
38,40 |
38,90 |
50,32 |
15. |
Уфа |
44,84 |
40,50 |
40,50 |
41,95 |
16. |
Омск |
47,64 |
40,50 |
37,80 |
41,98 |
Примечание: www.creativecapitalindex.com.
2.6.6. Анализ информационной инфраструктуры города Краснодара.
Проект "Умный город"(45) направлен на повышение конкурентоспособности российских городов и формирование эффективной системы управления городским хозяйством, а также на создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан и базируется на 5 ключевых принципах:
ориентация на человека;
технологичность городской инфраструктуры;
повышение качества управления городскими ресурсами;
комфортная и безопасная среда;
акцент на экономической эффективности, в том числе сервисной составляющей городской среды.
Основной инструмент реализации этих принципов - широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.
Цель "Умного города" состоит не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры.
Первым шагом станет внедрение цифровых платформ и сервисов, которые должны заработать в каждом регионе страны уже в 2020 году с целью вовлечения горожан в управление городскими процессами.
На сегодняшний день доля населения города, использующая муниципальные цифровые онлайн-платформы по предоставлению муниципальных цифровых сервисов и для вовлечения населения в городское управление, находится на низком уровне - 1,3%.
Использование
муниципальных цифровых онлайн-платформ
Таблица N 28
N |
Месяц |
Посетители, ед. |
Просмотры, ед. |
||
суммарные |
среднесуточные |
суммарные |
среднесуточные |
||
1. |
Январь |
854 |
28 |
2384 |
77 |
2. |
Февраль |
876 |
28 |
3038 |
98 |
3. |
Март |
839 |
27 |
2617 |
84 |
4. |
Апрель |
895 |
29 |
3008 |
97 |
5. |
Май |
902 |
29 |
2864 |
92 |
6. |
Июнь |
742 |
24 |
2669 |
86 |
8. |
Июль |
758 |
24 |
2634 |
85 |
9. |
Август |
708 |
23 |
2224 |
72 |
10. |
Сентябрь |
694 |
22 |
2430 |
78 |
11. |
Октябрь |
910 |
29 |
2748 |
89 |
12. |
Ноябрь |
957 |
32 |
3327 |
107 |
Примечание: данные EY.
2.6.7. Индекс качества городской среды.
Агентство жилищного кредитования и консалтинговое бюро "Стрелка" в исследовании "Индекс качества городской среды"(46) оценили положение в Краснодаре в 206 баллов из 360 возможных(47). Максимальное количество баллов за состояние жилищного фонда и прилегающее пространство (47 баллов из 60 возможных), меньше - за улично-дорожную сеть (39 баллов) и социально-досуговую инфраструктуру и прилегающие пространства (31 балл), среднюю оценку получили общегородское пространство (30 баллов) и озеленённые пространства (30 баллов). Минимальное количество баллов получено за общественно-деловую инфраструктуру (29 баллов).
2.6.8. Основные выводы по итогам анализа демографической ситуации, оценки качественных и количественных параметров уровня и динамики развития человеческого капитала города Краснодара.
Сильными сторонами демографической ситуации, развития человеческого капитала и социальной сферы являются следующие:
сохранение положительной динамики миграционного и естественного прироста населения;
лидирующие позиции по доле трудоспособного населения в сравнении с общероссийским и региональным уровнями;
сравнительно высокий уровень качества жизни и доступности благ;
низкий уровень безработицы и высокая предпринимательская активность;
конкурентный уровень заработной платы (самый высокий в ЮФО);
реализация инициатив из сферы умного города в общеобразовательных организациях;
снижение первичной и общей заболеваемости детского и взрослого населения;
отсутствие за анализируемый период крупных проявлений экстремистского характера и массовых беспорядков;
высокая позиция в рейтинге "Индекс креативного капитала Calvert 22".
К числу слабых сторон относятся:
значительный дефицит высокопроизводительных рабочих мест;
трудности закрепления человеческого капитала в городе и привлечения новых талантов в силу разочарований в качестве городской среды;
приток рабочей силы нижнего квалификационного сегмента и отток креативного капитала;
дисбаланс между спросом на рынке труда и предложением в системе высшего образования;
наличие дефицита мест в дошкольных общеобразовательных организациях;
высокая нагрузка на общеобразовательных организациях в местах комплексной застройки;
недостаточный уровень межвузовского взаимодействия и участия студенческого и преподавательско-профессорского состава вузов в научно-исследовательских работах, полезных городу;
значительный дефицит мощностей поликлиник и больниц, находящихся на территории города Краснодара;
возрастающая нагрузка на сотрудников учреждений социальной сферы;
материальный и моральный износ основных фондов большинства учреждений социальной сферы;
недостаток помещений для размещения учреждений дополнительного образования и удобных площадок для проведения культурных событий;
низкий процент охвата населения в части привлечения к занятиям физической культурой и спортом;
низкая доля населения, использующая муниципальные цифровые онлайн-платформы по предоставлению муниципальных цифровых сервисов;
удовлетворительная оценка "Индекса качества городской среды".
Возможностями для развития человеческого капитала и социальной сферы можно считать следующие сложившиеся или формирующиеся тенденции:
получение статуса опорного вуза ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" (ФГБОУ ВО "КубГУ");
развитие МЧП и ГЧП во всех сегментах социальной сферы;
развитие системы среднего профессионального образования на фоне ужесточения требований к абитуриентам вузов;
создание на территории города медико-реабилитационного кластера: наличие крупных региональных медицинских учреждений, материально-технической базы и университета для подготовки медицинских кадров.
Угрозами для развития человеческого капитала и социальной сферы являются:
сравнительно низкие темпы роста трудоспособного населения в сопоставлении с темпами роста численности населения младше и старше трудоспособного возраста;
рост коэффициента демографической нагрузки;
отставание в обеспечении местами детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях;
рост количества детей-сирот;
невысокий уровень и качество жизни отдельных слоёв населения;
высокая социальная и материальная дифференциация населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.