Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 3.6.
Основные принципы и приоритеты пространственного развития, включая городскую среду и экологию города Краснодара
3.6.1. Общие принципы пространственного развития города Краснодара.
В Стратегии сформировано 12 основных принципов пространственного развития.
Smart city - умный и зелёный (устойчивый) город. Город, в архитектуру и инфраструктуру которого интегрированы высокие технологии и который построен на принципах smart city и экологической безопасности. Принцип построения умного города корреспондирует ко всем остальным принципам, изложенным далее, облегчая возможность их реализации. Smart city полностью ориентирован на жителей, позволяет повысить качество управления городскими ресурсами, обеспечивает комфортную и безопасную городскую среду.
Основные принципы построения умного города:
ориентация на человека;
улучшение качества предоставления сервисов;
высокое качество управления городскими ресурсами и эффективное городское планирование;
технологичность городской инфраструктуры;
комфортная и безопасная городская среда, системное внедрение "зелёных" принципов.
Креативный город. Город, который привлекает и удерживает креативный человеческий капитал. Создание оптимального пространства для жизни и работы всех слоёв населения с фокусом на креативном классе как на самом требовательном и представляющем наибольший интерес для развития города.
Основные принципы построения креативного города:
развитие креативных образовательных направлений от школы до вуза, кооперация бизнеса и образования;
наличие креативных кластеров, платформ для стартапов, инновационных инкубаторов;
наличие современного культурного, развлекательного и интеллектуального досуга.
Комфортная городская среда. Город, где пространства ориентированы на человека и отвечают стандартам качества. Федеральная программа "Формирование комфортной городской среды" ставит целью создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации путём ежегодной реализации комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству в субъектах Российской Федерации.
Основные принципы построения комфортной городской среды:
разработка новых правил благоустройства и содержания городского пространства, сохранение природного ландшафта и пространственной композиции города;
эффективное, рациональное и бережливое использование городского пространства, поиск новых функций для неэффективно используемых внутригородских территорий, имеющих потенциал к преобразованию;
развитие водно-зелёного каркаса города, развитие зелёных пространств и пешеходной инфраструктуры;
участие горожан в принятии решений о благоустройстве, создание общественных комиссий;
оптимизация системы уборки улиц, освещения, озеленения.
Ядро агломерации. Город Краснодар - центр агломерации с развитой инфраструктурной сетью. Согласно проекту стратегии социально-экономического развития Краснодарского края город Краснодар - ядро формирующейся моноцентрической агломерации. Такой статус накладывает ряд обязательств, в том числе по формированию мощной транспортно-логистической сети в рамках реализации проекта по формированию и развитию Краснодарского транспортного узла Южного экспортно-импортного хаба.
Полицентричный город. Город с множеством равномерно нагруженных центров притяжения. Быстро развивающийся город Краснодар накапливает критическую массу в центре города. Принцип полицентрического развития предполагает создание субцентров, которые позволят равномерно перераспределить нагрузку на все районы. Уход от крупных монофункциональных зон. Каждый субцентр должен быть экономически, социально и культурно привлекателен, обладать коммунальной и транспортной инфраструктурой, не уступающей по качеству и насыщенности другим районам города.
Основные принципы построения полицентричного города:
планирование территорий с несколькими центрами притяжений;
обеспечение городских округов всеми объектами квазигорода;
дифференциация городской среды (вариативность и дифференциация функций городских территорий).
Город как сервис. Предполагается, что в городе будут развиты онлайн- и офлайн-сервисы для выполнения операций, связанных с оплатой счетов, коммунальными услугами и записью к врачу, с помощью приложений. Город-сервис создаёт такие условия, в которых житель может решить большинство проблем удалённо через сервисы и порталы.
Основные принципы построения города как сервиса:
транспорт - пополнение карт общественного транспорта, заказ такси, информация о транспорте и парковках;
платежи и переводы - оплата услуг, ЖКХ, штрафов ГИБДД, парковок и пр.;
культура - геолокация событий, анонсы, билеты.
Безопасный город. Федеральная концепция "Безопасный город" основана на объединении технологической архитектуры и инфраструктуры города, а также на межведомственном сотрудничестве городских служб. Концепция предполагает внедрение комплекса программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеонаблюдения и технической безопасности, а также для управления через единое информационное пространство объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами. Комплексная система "Безопасный город" предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов.
Основные принципы построения безопасного города:
объединение технологической составляющей архитектуры города и межведомственного взаимодействия;
внедрение ГИС "АПК Безопасный город";
создание единой платформы обработки и хранения данных.
Соблюдение прав и интересов населения, обеспечение экологической и природной безопасности при реализации Стратегии. Стратегия предполагает реализацию ряда проектов и направлений развития, предусматривающих строительство крупных объектов, в том числе инфраструктурных. В связи с этим, настоящий принцип, при реализации Стратегии, направлен на недопущение причинения какого-либо вреда населению и экологической обстановке в городе. Так, приведённые в тексте Стратегии флагманские проекты и направления развития, предполагаемые места их размещения, ограничения и другие характеристики, должны детально прорабатываться непосредственно при разработке проектной документации и соответствовать законодательству Российской Федерации. Например, флагманский проект "Строительство объездных дорог в юго-восточной части города" не может проходить через важные природные объекты, в том числе особо охраняемые природные территории, ареалы обитания редких животных и растений, включённых в Красную книгу, и прочее, поэтому приведённая карта размещения флагманского проекта является условной и будет скорректирована при разработке проектной документации.
Приоритетное развитие общественного и альтернативного транспорта. Эффективное развитие транспортной связности полицентричного города возможно только путём формирования мультимодальной и интегрированной транспортной системы. Город должен акцентировать внимание на улучшении дорожной ситуации, модернизации общественного транспорта и его сетей, внедрении альтернативных способов передвижения, создании транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок.
Создание системы качественных разносторонних общественных пространств. Формирование доступных, безопасных и качественных общественных пространств, учитывающих интересы разных социальных групп.
Своеобразие и узнаваемость городской среды. Развитие идентичности города Краснодара за счёт сохранения и ревитализации объектов культурного наследия, создания выразительной новой архитектуры и системы пространственных ориентиров. Согласованность новой застройки с существующей городской средой и уникальностью исторической застройки.
Человекоориентированность. Формирование среды (застройки, территорий, пространств), ориентированной на пешеходные перемещения. Соблюдение комфортного для человека масштаба в проектировании зданий и общественных пространств.
3.6.2. Городская среда.
Стратегические цели,
целевые показатели и меры по их достижению в сфере городской среды.
Цель Стратегии в сфере городской среды - создать условия для комфортной жизнедеятельности горожан, а также привлечения и развития человеческого капитала.
Задачи Стратегии в сфере городской среды:
создать комфортную среду в части жилья и прилегающих пространств;
создать комфортную среду в части общегородских пространств, озеленения, водных пространств и уличной инфраструктуры;
создать комфортную среду в части социально-досуговой, общественно-деловой инфраструктуры и прилегающих пространств;
повысить вовлечённость населения города в развитие городской среды.
Выделены три индикатора, являющихся маркерами достигаемых целей и задач:
1. Индекс качества городской среды ДОМ.РФ. Данный индекс определяется совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также КБ "Стрелка". Его цель - оценка готовности города к современным вызовам и способности отвечать возрастающим потребностям горожанина.
2. Количество озеленённых территорий общего пользования.
3. Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет.
Интегральный показатель в городской среде
Таблица N 72
N |
Показатель |
Сценарии |
Единицы измерения |
2018 |
2022 |
2025 |
2030 |
9.1. ЦП1 |
Индекс качества городской среды ДОМ.РФ |
Инерционный |
индекс |
206 |
211 |
222 |
236 |
Базовый |
217 |
236 |
267 |
||||
Оптимистический |
221 |
242 |
283 |
||||
9.1. ЦП2 |
Количество озеленённых территорий общего пользования |
Инерционный |
единиц |
105 |
108 |
115 |
122 |
Базовый |
110 |
121 |
135 |
||||
Оптимистический |
115 |
133 |
147 |
||||
9.1. ЦП3 |
Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет |
Инерционный |
% |
9.3 |
12 |
18 |
23 |
Базовый |
20 |
33 |
35 |
||||
Оптимистический |
22 |
35 |
38 |
Источник: EY, анализ проектной команды
Флагманские проекты.
Флагманский проект N 1 (9.1.ЦП1.П1, 9.1.ЦП2.П1, 9.1.ЦП3.П1).
Наименование проекта.
Развитие территорий, переданных в собственность городу Краснодару.
Описание проекта:
Комплексное развитие более 1 500 га земельных участков около Восточного обхода в районе п. Знаменского.
Комплексное освоение данной территории согласно оценочным прогнозам обеспечит прирост:
населения: ~ 180 тыс. чел.;
жилой недвижимости: до 6 млн кв. м;
общественно-деловой недвижимости: 0,5 млн кв. м;
торговой недвижимости: 0,3 млн кв. м;
промышленной недвижимости: 0,2 млн кв. м.
По предварительным оценкам капитальные затраты на реализацию проекта застройки составят порядка 370 млрд руб. Однако, в настоящее время проект находится на начальной стадии проработки - отсутствует проект планировки территории, не внесены изменения в Генеральный план города. В этой связи детальный просчёт проекта и возможных социально-экономических эффектов не производился.
В рамках проекта реализуются следующие мероприятия:
1. Образование:
Строительство: детских дошкольных учреждений - 68; общеобразовательных учреждений - 25;
подробное описание мероприятия приведено в разделе "Социальная сфера и человеческий капитал (образование)".
2. Транспортная инфраструктура: подробное описание мероприятия приведено в разделе "Пространственное развитие (транспорт)".
3. Медицина - медицинский кластер(93), поликлиники:
создание в районе п. Знаменского города Краснодара медицинского кластера, включающего в себя современный онкологический диспансер, который оказывает услуги российским и иностранным пациентам;
также на территории кластера возможно размещение новой больницы скорой медицинской помощи и иных медицинских учреждений;
инфраструктурное обеспечение медицинских учреждений и кластеров, в том числе строительство гостиниц, осуществление трансферов, питание и т.п.
4. Строительство ПГУ ТЭЦ в районе п. Знаменского и п. Зеленопольского:
строительство парогазовой установки электрической мощностью 450 МВт и тепловой мощностью 287 Гкал/ч. В качестве основного оборудования при реализации данного энергообъекта будут установлены: 2 газовые турбины ГТЭ-160; 2 котла-утилизатора; паровая турбина LN-150-7,6/0,84.
5.Выделение городом площадки для проведения культурно-образовательных и развлекательных мероприятий регионального, федерального и международного уровней:
выделение земельного участка, удалённого от жилых объектов, для проведения крупных городских и региональных культурных, развлекательных, спортивных и иных мероприятий.
Цели проекта:
1.Развитие инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.
2. Создание и благоустройство современных районов, отвечающих всем требованиям комфортного проживания, улучшение жилищных условий граждан.
3.Осуществление комплекса мероприятий, направленных на создание рабочих мест.
4. Повышение уровня экономического и социального развития для решения проблемы миграции.
5. Медицинский кластер:
повышение качества медицинских услуг;
создание новых мест для размещения пациентов;
создание новых рабочих мест;
повышение экспортного потенциала медицинских услуг города;
увеличение туристического потока.
6. ТЭЦ:
повышение эффективности использования ресурсов в ЖКХ и обеспечение экономии средств местного бюджета города Краснодара;
повышение уровня безопасности, надёжности, доступности инфраструктуры ЖКХ и снижение аварийности;
повышение эффективности использования городских ресурсов в области ЖКХ и природопользования;
повышение качества и удобства услуг ЖКХ для граждан;
обеспечение потребности жителей в надёжном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом.
7. Площадка для мероприятий:
расширение предлагаемых городом вариантов культурно-развлекательного досуга;
удовлетворение запроса населения на создание площадки для проведения мероприятий;
повышение туристической привлекательности города.
Сроки и реализация проекта:
Строительство ПГУ ТЭЦ в районе п. Знаменского и п. Зеленопольского: 2021 - 2023 годы.
Выделение городом площадки для проведения культурно-образовательных и развлекательных мероприятий регионального, федерального и международного уровней: 2020 - 2022 годы.
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта
1. Строительство ПГУ ТЭЦ в районе п. Знаменского и п. Зеленопольского.
Инвестиции - 35,7 млрд руб. Внебюджетное финансирование.
2. Выделение городом площадки для проведения культурно-образовательных и развлекательных мероприятий регионального, федерального и международного уровней.
Инвестиции - 540 млн руб. Бюджетное и внебюджетное финансирование. В затраты на строительство входит благоустройство территории, организация парковки, а также строительство сцены для проведения городских мероприятий.
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проектов:
1. Строительство ПГУ ТЭЦ в районе п. Знаменского и п. Зеленопольского:
а) поиск потенциального инвестора и партнёра для реализации проекта;
б) инфраструктурное и транспортное обеспечение участка, облагораживание и реконструкция площадки.
2. Выделение городом площадки для проведения культурно-образовательных и развлекательных мероприятий регионального, федерального и международного уровней:
а) поиск потенциального инвестора и партнёра для реализации проекта;
б) заключение концессионного соглашения или организация МЧП;
в) инфраструктурное и транспортное обеспечение участка, облагораживание и реконструкция площадки;
г) предоставление площадки организаторам в аренду или на безвозмездной основе;
д) привлечение федеральных и региональных специалистов для организации и проведения мероприятий в городе Краснодаре;
е) организация и проведение Администрацией собственных мероприятий.
Охват сфер городской деятельности:
Пространственное развитие (городская среда), строительство и ЖКХ, социальная сфера и человеческий капитал (здравоохранение), креативные индустрии, туризм.
Результаты реализации проекта:
1. ТЭЦ:
повышение доступности и качества оказываемых услуг в сфере ЖКХ, рост коэффициента удовлетворённости граждан качеством коммунальных услуг;
повышение энергоэффективности и энергосбережения;
увеличение объёма предоставляемых коммунальных услуг в районе п. Знаменского и п. Зеленопольского.
2. Медицинский кластер:
новые рабочие места: 8 000 человек.
3. Площадка для мероприятий:
увеличение туристического потока;
диверсификация культурно-досуговой жизни города.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
перспективная зона застройки 1500 га.
Концепция развития п. Знаменского и микрорайона Новознаменского
Рисунок 92
Графический объект не приводится
Источник: департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Флагманский проект N 2 (9.1.ЦП1.П2, 9.1.ЦП3.П2).
Наименование проекта:
Строительство двух заводов по мусоропереработке.
Описание проекта:
Строительство двух заводов по мусоропереработке в западной и восточной частях города с целью снижения экологической нагрузки и для равномерного распределения плеча транспортных перевозок бытовых и коммунальных отходов.
Цели проекта:
- минимизация транспортных издержек, повышение эффективности переработки отходов;
создание благоприятной и экологически безопасной среды проживания населения города Краснодара;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации мусорных свалок;
- повышение качества жизни жителей города.
Охват сфер городской деятельности:
Пространственное развитие (городская среда), строительство и ЖКХ.
Сроки реализации проекта:
этап 1 (завод по мусоропереработке в западной части города) - 2024 год;
начало этапа 2 (завод по мусоропереработке в восточной части города) - 2030 год (будет реализовываться в случае возникновения потребности, а также при условии наличия земельного участка, соответствующего необходимым требованиям).
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта:
58,6 млрд руб. Реализация проекта за счёт внебюджетных источников с использованием механизма МЧП.
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта.
Помощь в предоставлении земельного участка для проекта, подготовка и подведение инженерных коммуникаций и подъездных дорог, внесение изменений в Генеральный план города Краснодара, внесение изменений в проект планировки территории, содействие в получении необходимой документации, поддержка в получении необходимых объёмов мусора для переработки.
Результаты реализации проекта:
новые рабочие места: 600 человек;
улучшение экологической ситуации в городе.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
завод N 1 - северо-запад, район х. Копанского;
завод N 2 - северо-восток, по направлению движения к ст. Динской, район пос. Октябрьского.
Флагманский проект N 3 (9.1.ЦП1.П3, 9.1.ЦП2.П3, 9.1.ЦП3.П3).
Наименование проекта.
Создание единой рекреационной зоны вдоль реки Кубани.
Описание проекта.
Создание единой рекреационной зоны общей протяжённостью более 30 км вдоль набережной реки Кубани.
Раскрытие рекреационного природного потенциала набережных при сохранении естественного ландшафта, укрепление береговой линии, создание удобных спусков к воде, обеспечение безопасности и освещения, обустройство набережных рекреационной и досуговой инфраструктурой при недопущении застройки их капитальными строениями, не относящимися к рекреационной инфраструктуре.
Формирование инфраструктуры для массового занятия спортом, в том числе создание пешеходных, беговых и велосипедных дорожек, зон для уличной гимнастики и других элементов спортивной инфраструктуры.
Цели проекта:
формирование новых точек притяжения рекреационного досуга и общественных пространств;
улучшение экологической ситуации;
развитие физической культуры и массового спорта;
создание доступной природной рекреационной зоны;
повышение качества городской среды;
развитие рекреационного туризма;
привлечение и развитие человеческого капитала.
Охват сфер городской деятельности:
Пространственное развитие (городская среда), туризм, социальная сфера и человеческий капитал (физическая культура).
Сроки реализации проекта:
2020 - 2025 годы - первые пять этапов реализации проекта на отдельных участках в микрорайонах Юбилейном, Гидростроителей и вдоль ул. Кубанская Набережная. Параллельно будет вестись работа на протяжении всего берега реки Кубани для создания базовой спортивной и общественной инфраструктуры и недопущения создания каких-либо обременений для последующей реализации проекта.
Последующие сроки и последовательность реализации проекта на конкретных участках набережной будут определяться после реализации первых пяти этапов и в зависимости от технических и бюджетных возможностей.
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта:
27,3 млрд руб. Реализация проекта за счёт средств местного бюджета города Краснодара при поддержке федеральных и краевых программ софинансирования.
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта.
Внесение изменений в Генеральный план города Краснодара, внесение изменений в проект планировки территории, привлечение государственного софинансирования, организация и сдача в аренду мест для коммерческого использования на набережных, контроль за сохранением рекреационной направленности набережной при реализации проекта; прочие организационные и правовые мероприятия по реализации флагманского проекта.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
Набережная реки Кубани в границах муниципального образования город Краснодар.
Флагманский проект N 4 (9.1.ЦП1.П4, 9.1.ЦП2.П4).
Наименование проекта.
Система управления городским освещением.
Описание проекта.
Интеллектуальная система городского освещения, предусматривающая автоматическое регулирование его интенсивности в зависимости от трафика, времени суток и погодных условий; отслеживание и предупреждение аварий/поломок; выгрузки отчётов о потреблении энергии; возможность размещения на опорах различных датчиков, камер и т.д. за счёт применения светильников нового образца; возможность единого дистанционного управления всей сетью; установку детекторов пешеходов; возможность покрытия Wi-Fi; организацию сети электрозаправок и т.д.
Цели проекта:
повышение эффективности использования энергоресурсов;
улучшение качества городской среды;
улучшение экологической обстановки;
улучшение качества транспортной сети.
Охват сфер городской деятельности:
Пространственное развитие (городская среда).
Сроки реализации проекта:
2020 - 2022 годы.
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта:
1,2 млрд руб. Реализация проекта за счёт внебюджетных источников с использованием механизма МЧП.
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта.
Заключение свето-сервисного контракта, заключение концессионного соглашения с инвестором, контроль исполнения контракта.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
на всей территории города.
Флагманский проект N 5 (9.1.ЦП1.П5, 9.1.ЦП2.П5).
Наименование проекта.
Линейный парк Карасуны.
Описание проекта:
1. Создание линейного зелёного объекта, который соединит п. Пашковский с центром города и объединит непрерывной пешеходной и велосипедной инфраструктурой (около 13,5 км) водный объект Карасун.
2. Размещение инфраструктурных объектов:
пунктов проката велосипедов и электросамокатов на протяжении всего маршрута;
общественных туалетов;
лавочек для отдыха;
мусорных баков;
объектов общественного питания.
Цели проекта:
формирование новых точек притяжения рекреационного досуга и общественных пространств;
улучшение качества городской среды;
улучшение экологической ситуации в городе.
Охват сфер городской деятельности:
Пространственное развитие (городская среда), социальная сфера и человеческий капитал (физическая культура).
Сроки реализации проекта:
2023 - 2030 годы.
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта:
14 млрд руб. Местный бюджет города Краснодара при поддержке федеральных и краевых программ софинансирования.
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта:
разработка и реализация плана мероприятий по преобразованию водного объекта Карасун;
привлечение для развития направления общественности, бизнеса и прочих заинтересованных сторон;
внесение изменений в Генеральный план города Краснодара и проект планировки территории;
привлечение государственного софинансирования, организация и сдача в аренду мест для коммерческого использования на набережных.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
Вдоль водного объекта Карасун - Центральный и Карасунский внутригородские округа, от ул. Ставропольской, по ул. Сормовской до Восточного обхода.
Карта размещения линейного парка Карасуны
Рисунок 93
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды.
Направления развития городской среды
Таблица N 73
N |
Направление развития |
Сфера с подробным описанием |
1. |
Направление развития N 1 (9.1.ЦП1.Н1, 9.1.ЦП2.Н1, 9.1.ЦП3.Н1). Организация процесса вовлечения жителей и бизнеса в развитие городской среды и культурно-досуговой жизни города |
Пространственное развитие (городская среда) |
2. |
Направление развития N 2 (9.1.ЦП1.Н2, 9.1.ЦП2.Н2, 9.1.ЦП3.Н2). Прочие инструменты пространственного развития |
Пространственное развитие (городская среда) |
Отсылочные направления |
Сфера с подробным описанием |
|
3. |
Направление развития N 3 (9.1.ЦП1.Н3, 9.1.ЦП3.Н3). Развитие и продвижение онлайн-порталов и сервисов города |
Городское управление (информационная политика) |
4. |
Направление развития N 4 (9.1.ЦП1.Н4, 9.1.ЦП2.Н4, 9.1.ЦП3.Н4). CIM (City information modeling) - оцифровка городских данных |
Креативные индустрии |
5. |
Направление развития N 5 (9.1.ЦП1.Н5). Организация уникального крупномасштабного ежегодного фестиваля |
Туризм |
6. |
Направление развития N 6 (9.1.ЦП1.Н6, 9.1.ЦП2.Н6, 9.1.ЦП3.Н6). Реконструкция и реструктуризация исторического центра города на основании разрабатываемого градостроительного регламента и брендирование исторического центра как городского округа Екатеринодар |
Туризм |
7. |
Направление развития N 7 (9.1.ЦП1.Н7, 9.1.ЦП2.Н7, 9.1.ЦП3.Н7). Водно-зелёный каркас города Краснодара |
Пространственное развитие (экология) |
3.6.3. Основные направления улучшения экологической ситуации.
Оценка экологической обстановки на территории города Краснодара.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края в своём ежегодном докладе "О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2017 году"(94) оценило экологическую обстановку на территории города Краснодара как неблагоприятную.
Основные экологические проблемы муниципального образования:
загрязнение атмосферного воздуха;
загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами ТБО;
загрязнение воды природных поверхностных водоёмов;
сокращение обеспеченности зелёными насаждениями.
Для превращения города Краснодара в здоровый город необходимы следующие шаги:
1. Разработка карты источников загрязнения с описанием типов наносимого вреда, связи с процессами в экосистеме и влияния на качество жизни горожан.
2. Определение факторов и рычагов для улучшения экологической ситуации, которые позволят приоритизировать соответствующие риски и возможности.
3. Создание межведомственного предметного поля для взаимодействия и подключения профессиональных сообществ, заинтересованных групп горожан, предприятий и научных институтов.
4. Определение возможности влияния на процессы деградации и ухудшения характеристик природной среды с использованием финансовых и организационных ресурсов, правовых полномочий и доступных инженерно-технологических служб (инженерных мощностей), которые находятся в распоряжении Администрации или могут быть мобилизованы при содействии администрации Краснодарского края, общефедеральных ведомств на территории региона, федерального центра или других регионов.
Стратегические цели,
целевые показатели и меры по их достижению в сфере экологии.
Цель Стратегии в сфере экологии - создать благоприятные экологические условия для комфортной жизнедеятельности горожан, а также привлечения и развития креативного капитала.
Задачи Стратегии в сфере экологии:
содействовать разработке и принятию мер для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
содействовать разработке и принятию мер для снижения уровня загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами;
содействовать разработке и принятию мер для снижения уровня загрязнения водных объектов;
содействовать разработке и принятию мер для увеличения количества зелёных зон в городе.
Выделено два индикатора, являющихся маркерами достигаемых целей и задач:
1. Класс экологической обстановки.
2. Площадь зелёных насаждений.
Интегральные показатели в пространственном развитии (экология)
Таблица N 74
N |
Показатель |
Сценарии |
Единицы измерения |
2018 |
2022 |
2025 |
2030 |
9.1. ЦП1 |
Класс экологической обстановки |
Инерционный |
класс |
Неблагоприятная |
Неблагоприятная |
Неблагоприятная |
Умеренно благоприятная |
Базовый |
Неблагоприятная |
Умеренно благоприятная |
Вполне благоприятная |
||||
Оптимистический |
Умеренно благоприятная |
Вполне благоприятная |
Вполне благоприятная |
||||
9.1. ЦП2 |
Площадь зелёных насаждений |
Инерционный |
га |
6582 |
6593 |
6620 |
6655 |
Базовый |
6702 |
6707 |
6762 |
||||
Оптимистический |
6707 |
6733 |
6804 |
Флагманские проекты в экологии,
описанные в других блоках: Флагманские проекты в сфере экологии
Таблица N 75
N |
Наименование инициативы |
Раздел с подробным описанием |
1. |
Проект N 1 (9.2.ЦП1.П1, 9.2.ЦП2.П1). Строительство двух заводов по мусоропереработке |
Пространственное развитие (городская среда) |
2. |
Проект N 2 (9.2.ЦП1.П2, 9.2.ЦП2.П2). Краснодар - город транспортных возможностей (концептуальное изменение системы общественного транспорта) |
Пространственное развитие (транспорт) |
3. |
Проект N 3 (9.2.ЦП1.П3 9.2.ЦП2.П3). Линейный парк Карасуны |
Пространственное развитие (городская среда) |
Направления развития.
Направления развития в сфере экологии
Таблица N 76
N |
Направление развития |
Сфера с подробным описанием |
1. |
Направление развития N 1 (9.2.ЦП1.Н1, 9.2.ЦП2.Н1). Водно-зелёный каркас города Краснодара |
Пространственное развитие (экология) |
Отсылочные направления |
Сфера с подробным описанием |
|
2. |
Направление развития N 2 (9.2.ЦП1.Н2, 9.2.ЦП2.Н3). CIM (City Information Modelling) - оцифровка городских данных |
Креативные индустрии |
N |
Направление развития |
Сфера с подробным описанием |
3. |
Направление развития N 3 (9.2.ЦП1.Н3, 9.2.ЦП2.Н3). Организация процесса вовлечения жителей и бизнеса в развитие городской среды и культурно-досуговой жизни |
Пространственное развитие (городская среда) |
4. |
Направление развития N 4 (9.2 ЦП1.Н4 9.2 ЦП2.Н4). Развитие и продвижение онлайн-порталов и сервисов города |
Городское управление (информационная политика) |
3.6.4. Основные векторы
развития городской транспортной инфраструктуры города Краснодара.
Основными проблемами в городе в сфере транспортной инфраструктуры являются:
низкая мобильность, которая обусловлена такими факторами, как пробки (24 место из 1 024 городов с самыми большими пробками), нехватка организованных парковок и наличие стихийных парковок, затопление улиц из-за недостаточной обеспеченности системой ливневых канализаций, неэффективная сеть общественного транспорта;
низкая доля дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям качества. На текущий момент такая доля составляет 55% от всего городского дорожного покрытия. Это приводит к возникновению аварийных ситуаций и транспортных заторов, осложняющих транспортную ситуацию в городе.
Основные принципы построения системы общественного и альтернативного транспорта:
развитие альтернативного транспорта (велосипеды, гироскутеры, самокаты и т.д.) и проката транспортных средств;
развитие пешеходной инфраструктуры, организация зон, свободных от авто (в том числе в определённое время);
расширение сети общественного транспорта, приоритет общественному транспорту, пешеходам и велосипедистам.
Стратегические цели,
целевые показатели и меры по их достижению в сфере городской транспортной инфраструктуры.
Цель Стратегии в сфере транспорта: обеспечить модернизацию существующей транспортной системы и её развитие в темпах, соответствующих потребностям расширения территории города и увеличения населения.
Задачи Стратегии в сфере транспорта:
создать транспортную инфраструктуру для обеспечения мобильности населения и привлечения человеческого капитала;
создать транспортную инфраструктуру для обеспечения товародвижения для развития города как центра торговли и логистики на юге РФ;
обеспечить полный переход всех видов городского общественного транспорта на электрический, в том числе: автобусов и маршрутных такси;
повысить привлекательность общественного транспорта - улучшить субъективное отношения жителей к общественному транспорту в сравнении с личным автомобилем;
повысить качество и комфортность общественного транспорта;
повысить мобильность населения.
Выделено три индикатора, являющихся маркерами достигаемых целей и задач:
1. Доля дорог общего пользования, не отвечающая нормативным требованиям качества.
2. Общий объём городских пассажирских перевозок.
3. Средняя скорость движения безрельсового общественного транспорта.
Интегральные показатели
в сфере городской транспортной инфраструктуры
Таблица N 77
N |
Показатель |
Сценарии |
Единицы измерения |
2018 |
2022 |
2025 |
2030 |
9.3. ЦП1 |
Доля дорог общего пользования, не отвечающая нормативным требованиям качества |
Инерционный |
% |
44 |
30 |
20 |
10 |
Базовый |
28 |
17 |
5 |
||||
Оптимистический |
26 |
15 |
0 |
||||
9.3. ЦП2 |
Общий объём городских пассажирских перевозок |
Инерционный |
млн чел./год |
153.5 |
155.5 |
156.2 |
156.9 |
Базовый |
158.1 |
160.8 |
164.8 |
||||
Оптимистический |
158.1 |
163.4 |
168.7 |
||||
9.3. ЦП3 |
Средняя скорость движения безрельсового общественного транспорта |
Инерционный |
км/ч |
18.3 |
~18.5 |
~19.1 |
~19.1 |
Базовый |
~18.7 |
~19.4 |
~20 |
||||
Оптимистический |
~19.2 |
~19.9 |
~21.6 |
Источник: EY, анализ проектной команды
Достижение данной цели и задач будет происходить за счёт работы в рамках флагманских проектов и направлений развития, перечисленных далее. В связи с актуальной на текущий момент программой реконструкции транспортной системы города Краснодара, разработанной НИУ "Высшая школа экономики", все нижеперечисленные флагманские проекты и направления деятельности должны быть реализованы в комплексе с внесением изменений в генеральный план города и проведением реконструкции транспортной системы.
Флагманские проекты.
Флагманский проект N 1 (9.3.ЦП1.П1, 9.3.ЦП2.П1, 9.3.ЦП3.П1).
Наименование проекта.
Краснодар - город транспортных возможностей (концептуальное изменение системы общественного транспорта).
Описание проекта:
1. Строительство канатного метро:
создание на территории города Краснодара кольцевого надземного метро в качестве одного из средств альтернативного транспорта;
альтернативный вид транспорта, который позволит быстрее и комфортнее доставлять пассажиров до точки назначения, а также привлекать дополнительные потоки туристов.
2. Строительство подземного метро:
а) создание подземной трассы скоростного трамвая - неглубокое подземное метро, альтернативный транспорт с высокой пропускной способностью;
б) строительство первой линии:
в состав первой очереди входит: строительство и ввод в эксплуатацию депо и участка трассы протяжённостью 8,9 км, состоящего из 6 станций (от района Энки до центра (ул. Северная и ул. Красная), а также первых промежуточных оборотно-отстойных тупиков. Срок строительства такого участка с учётом первоочередных и подготовительных работ - 5 лет;
вторая очередь будет предусматривать строительство участка трассы протяжённостью 9,1 км, состоящего из последующих 6 станций (от центра до ЧМР) и вторых промежуточных оборотно-отстойных тупиков. Срок строительства такого участка с учётом первоочередных и подготовительных работ - 4 года;
третья очередь будет предусматривать строительство участка трассы протяжённостью 8,7 км, состоящего из последующих 8 станций (от ТЭЦ через ПМР до аэропорта) и оборотно-отстойных тупиков с линейным пунктом. Срок строительства такого участка с учётом первоочередных и подготовительных работ - 4 года.
3. Развитие системы наземного метро (электрички):
разработка и реализация концепции городской электрички в городе Краснодаре;
разработка эффективного расписания и увеличение количества рейсов в течение дня, особенно в часы пик;
модернизация старых и строительство новых платформ;
обустройство пешеходной инфраструктуры вблизи станций;
создание условий для удобной пересадки на другие виды общественного транспорта, создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на пересечении основных магистралей;
синхронизация расписания движения электрички с другими видами транспорта.
4. Строительство сети перехватывающих парковок:
создание транспортно-пересадочных узлов, позволяющих водителям оставить автомобиль на парковке и пересесть на общественный транспорт;
создание парковок на 17 участках, из них 6 перехватывающих парковок общей вместимостью около 3 тыс. машиномест являются обязательными к размещению, а потребность в оставшихся 11 парковках определяется непосредственно при повышении загруженности городской дорожной сети;
предполагаемая модель взимания платы предусматривает возможность дисконтирования стоимости парковки вплоть до бесплатного использования в случае дальнейшего использования гражданином для перемещения в городе общественного транспорта.
5. Обновление существующего парка электротранспорта:
приобретение и модернизация вагонов для загрузки парков комфортным и современным подвижным составом;
повышение коэффициента использования парка;
закупка 98 трамваев в период с 2019 по 2021 годы.
6. Строительство новых автобусных, трамвайных и троллейбусных парков:
создание новых парков общественного транспорта в городе, предположительно в районе п. Знаменского и по ул. Пригородной;
улучшение инфраструктуры автобусных, трамвайных и троллейбусных парков для повышения качества их обслуживания и ремонта;
обеспечение мест для размещения к 2023 году от 44 до 88 единиц общественного транспорта, в связи с открытием новых трамвайных путей.
7. Речной транспорт:
организация маршрутов на речном транспорте по реке Кубани общей протяжённостью от 35 км (ул. им. Вавилова Н.И. - Гидрострой);
приобретение, строительство и использование 10 плавательных средств и 11 лодочных станций;
оценочный пассажиропоток - 6 тыс. пассажиров в месяц.
8. Подбор и проработка возможностей для реализации альтернативных решений по совершенствованию городской транспортной системы:
использование нераскрытого потенциала железнодорожных путей, проходящих через город и вокруг него, для объединения с коммунальной, дорожной и иной инфраструктурой;
введение системы платного въезда в центральную часть города;
иные решения.
Цели проекта:
а) реформирование системы наземного городского пассажирского транспорта, оптимизация маршрутной сети;
б) увеличение количества единиц общественного транспорта;
в) увеличение количества перевозок на общественном электротранспорте и улучшение экологической ситуации в городе Краснодаре;
г) обеспечение комфортного перехода с личного транспорта на общественный;
д) увеличение пропускной способности городских улиц и магистралей за счёт увеличения доли населения, пользующейся внеуличным общественным транспортом;
е) создание системы доступного и комфортного общественного транспорта, сокращение времени пребывания пассажиров в пути по основным городским маршрутам;
ж) повышение туристической привлекательности города;
з) снижение аварийности электротранспорта.
Сроки реализации и объёмы финансирования проекта
Таблица N 78
N |
Мероприятие |
Сроки |
Стоимость проекта, млрд руб. |
Бюджетное финансирование, млрд руб. |
Внебюджетное финансирование, млрд руб. |
1. |
- Строительство канатного метро |
2021 - 2024 |
11,0 |
0,55 |
10,45 |
2. |
- Строительство подземного метро |
2026 - 2029 |
81,0 |
20,25 |
60,75 |
3. |
- Развитие системы наземного метро (электрички) |
2021 - 2025 |
105,1 |
15,85 |
89,25 |
4. |
- Строительство сети перехватывающих парковок |
2022 - 2025 |
0,63 |
0,03 |
0,6 |
5. |
- Обновление существующего парка электротранспорта |
2020 - 2022 |
6,6 |
2 |
4,6 |
6. |
- Строительство новых автобусных, трамвайных и троллейбусных парков |
2021 - 2024 |
1,8 |
0,36 |
1,44 |
7. |
- Речной транспорт |
2027 - 2029 |
0,1 |
отсутствует |
0,1 |
|
Общее |
2020 - 2029 |
206,23 |
39,04 |
167,19 |
Источник: анализ EY
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта:
поиск и привлечение стратегических или финансовых инвесторов;
введение норм и правил по привлечению инвестиций в транспортную отрасль на основе МЧП и концессионных соглашений;
реализация принципов доминирования общественного транспорта, в том числе путём его популяризации;
содействие в подборе мест размещения составных частей и наиболее оптимальных маршрутов для новых и существующих видов общественного транспорта;
анализ и подбор наиболее подходящих земель для размещения на них перехватывающих парковок;
внесение изменений в Генеральный план города Краснодара;
поэтапная консультационная и юридическая поддержка на всех стадиях реализации;
взаимодействие с федеральными и региональными властями, а также органами местного самоуправления других муниципальных образований;
капитальные вложения в ремонтную базу, которые позволят быстрее производить ремонт неисправных единиц общественного транспорта и сократить срок прохождения техобслуживания;
принятие инициативы по созданию и развитию направления по перераспределению потоков с наземных видов транспорта на водный транспорт для обеспечения сбалансированного развития транспортной системы.
Результаты реализации проекта:
повышение транспортной доступности города Краснодара;
снижение нагрузки на уличную дорожную сеть города;
повышение туристической привлекательности города;
уменьшение среднего времени в пути между местом работы и местом проживания;
увеличение транспортной мобильности населения;
перераспределение нагрузки с автомобильных дорог на альтернативные виды общественного транспорта;
продление сроков полезного использование единицы общественного транспорта;
улучшение качества обслуживания общественного транспорта и снижение его аварийности.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
1. Строительство канатного метро - охватывает районы города с недостаточной обеспеченностью общественного транспорта: Западный обход, район "Красной площади", пос. Плодородный, район Гидростроителей, соединяя их в центре города.
2. Строительство подземного метро - от района "Баскет-Холл" через центр города, микрорайон "Черёмушки", район ТЭЦ и до аэропорта.
3. Строительство наземного метро - проходит по железнодорожным путям, проходящим через город, от ст. Северской до ст. Динской, ст. Старомышастовской, ст. Воронежской.
4. Строительство сети перехватывающих парковок - периферийные, узловые точки города - Яблоновский мост, Аэропорт, Западный обход, Восточный обход, район Ростовского шоссе, на территории р. Адыгея, по направлению движения со стороны Яблоновского моста.
5. Обновление существующего парка электротранспорта - территория города Краснодара.
6. Строительство новых автобусных, трамвайных и троллейбусных парков:
парк N 1 - перспективная зона застройки 1500 га;
парк N 2 - возле микрорайона Северного.
7. Речной транспорт - вдоль прибрежной зоны города Краснодара.
Флагманский проект N 2 (9.3.ЦП1.П2, 9.3.ЦП2.П2, 9.3.ЦП3.П2).
Наименование проекта.
Краснодар - город с развитой дорожной сетью (модернизация дорожной сети).
Описание проекта:
1.Строительство объездных дорог в юго-восточной части города:
строительство дорог в южном объезде города в целях снижения нагрузки на участке в районе пересечения ул. Старокубанской и ул. Ставропольской;
создание транспортного коридора: ул. Володарская - ул. Тихорецкая общей протяжённостью 36 км.
2. Строительство дальнего Западного обхода:
строительство обхода (платной дороги с четырьмя полосами движения) в рамках формирования маршрута: трасса М-4 "Дон" (г. Краснодар) - Славянск-на-Кубани - Темрюк - Белый - автодорога А-190 (Новороссийск - Керченский пролив) - транспортный переход через Керченский пролив;
будет проложен в районе ст. Марьянской, обогнёт х. Копанской, ст. Нововеличковскую и ст. Новотитаровскую и далее на участке 1 304 км в районе х. Октябрьского, примкнёт к федеральной трассе М-4 "Дон";
расчётная скорость движения составит 120 км/ч. Новая магистраль протяжённостью около 55 км включит в себя три транспортные развязки, четыре моста и десять путепроводов.
3. Строительство двух автомобильных мостов Краснодар - Адыгея через реку Кубань, дублёров Яблоновского и Тургеневского.
4. Строительство автомобильной дороги "Думенко - Лукьяненко":
автомобильная дорога местного значения по ул. им. Думенко от ул. им. 70-летия Октября до ул. им. Калинина в городе Краснодаре, выполнены проектно-изыскательские работы;
протяжённость объекта - 2,476 км.
Цели проекта:
повышение мобильности населения;
снижение нагрузки на мосты Яблоновский и Тургеневский;
оптимизация городской и агломерационной дорожной сети и повышение пропускной способности;
увеличение пропускной способности в районе пересечения ул. Старокубанской и ул. Ставропольской.
Сроки реализации и объёмы финансирования проекта
Таблица N 79
N |
Мероприятие |
Сроки |
Стоимость проекта,·млрд. руб. |
Бюджетное финансирование, млрд руб. |
Внебюджетное финансирование, млрд руб. |
1. |
- Строительство объездных дорог в юго-восточной части города |
2023 - 2025 |
60 |
60 |
отсутствует |
2. |
- Строительство дальнего Западного обхода |
2020 - 2025 |
26,5 |
отсутствует |
26,5 |
3. |
- Строительство мостов через реку Кубань |
2020 - 2026 |
14,4 |
14,4 |
отсутствует |
4. |
- Строительство автомобильной дороги "Думенко - Лукьяненко" |
2020 - 2022 |
1 |
1 |
0 |
|
- Общее |
2020 - 2026 |
101,9 |
75,4 |
26,5 |
Источник: EY, анализ проектной команды
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта:
внесение изменений в Генеральный план города;
анализ, подбор и изъятие наиболее подходящих земель для строительства.
Результаты реализации проекта:
распределение дорожного трафика;
снижение транспортной нагрузки на внутригородскую транспортную систему.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
1. Строительство объездных дорог в юго-восточной части города - вдоль южной части города, от Восточного обхода через район Гидростроителей, большой Солнечный остров до района ул. Воронежской.
2. Строительство дальнего Западного обхода - дальний Западный обход до трассы А-289.
3. Строительство мостов через реку Кубань:
мост N 1 - в районе существующего Яблоновского моста;
мост N 2 - в районе бос. Рубероидного.
4. Строительство автомобильной дороги "Думенко - Лукьяненко".
Флагманский проект N 3 (9.3.ЦП1.П3, 9.3.ЦП2.П3, 9.3.ЦП3.П3).
Наименование проекта.
Формирование и развитие Краснодарского транспортного узла Южного экспортно-импортного хаба.
Более детальное описание проекта приведено в разделе "Торгово-транспортно-логистический комплекс".
Направления развития.
Направления развития в сфере транспорта
Таблица N 80
N |
Направление развития |
Сфера с подробным описанием |
1. |
Направление развития N 1 (9.3.ЦП1.Н1, 9.3.ЦП2.Н1, 9.3.ЦП3.Н1). Увеличение количества выделенных полос для движения общественного транспорта |
Пространственное развитие (транспорт) |
2. |
Направление развития N 2 (9.3.ЦП1.Н2, 9.3.ЦП2.Н2, 9.3.ЦП3.Н2). Реорганизация сети общественного транспорта |
Пространственное развитие (транспорт) |
N |
Направление развития |
Сфера с подробным описанием |
3. |
Направление развития N 3 (9.3.ЦП1.Н3, 9.3.ЦП2.Н3, 9.3.ЦП3.Н3). Реорганизация системы управления общественным транспортом |
Пространственное развитие (транспорт) |
4. |
Направление развития N 4 (9.3.ЦП2.Н4, 9.3.ЦП3.Н4). Система контроля движения транспорта |
Пространственное развитие (транспорт) |
5. |
Направление развития N 5 (9.3.ЦП2.Н5, 9.3.ЦП3.Н5). Умные светофоры |
Пространственное развитие (транспорт) |
6. |
Направление развития N 6 (9.3.ЦП1.Н6, 9.3.ЦП2.Н6, 9.3.ЦП3.Н6). Развитие и популяризация услуг совместного использования транспорта с целью формирования условий для отказа от использования личного автотранспорта |
Пространственное развитие (транспорт) |
7. |
Направление развития N 7 (9.3.ЦП1.Н7, 9.3.ЦП2.Н7, 9.3.ЦП3.Н7). Включение умных вело- и пешеходных дорожек в транспортную систему города |
Пространственное развитие (транспорт) |
8. |
Направление развития N 8 (9.3.ЦП1.Н8, 9.3.ЦП2.Н8, 9.3.ЦП3.Н8). Вовлечение граждан в систему контроля за транспортной системой |
Пространственное развитие (транспорт) |
9. |
Направление развития N 9 (9.3.ЦП1.Н9, 9.3.ЦП2.Н9, 9.3.ЦП3.Н9). Единая система оплаты проезда |
Пространственное развитие (транспорт) |
10. |
Направление развития N 10 (9.3.ЦП1.Н10, 9.3.ЦП2.Н10, 9.3.ЦП3.Н10). Мероприятия по повышению качества дорожного полотна в городе |
Пространственное развитие (транспорт) |
Отсылочные направления |
Сфера с подробным описанием |
|
11. |
Направление развития N 11 (9.3.ЦП1.Н11, 9.3.ЦП2.Н11, 9.3.ЦП3.Н11). CIM (City information modeling) - оцифровка городских данных |
Креативные индустрии |
12. |
Направление развития N 12 (9.3.ЦП1.Н12, 9.3.ЦП2.Н12, 9.3.ЦП3.Н12). Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в городе Краснодаре |
Промышленность |
Карта размещения проектов в сфере транспорта
Рисунок 94
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.