Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2.11.
Анализ сферы инвестиций. Финансовая система города Краснодара
2.11.1. Диагностика инвестиционной привлекательности, оценка рисков и качества финансовой системы.
Город Краснодар входит в число лидеров по инвестиционной привлекательности в Российской Федерации, а Краснодарский край - в первую десятку ведущих регионов в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ(78) (по итогам 2018 года в интегральном рейтинге край занял 6 строку). По оценкам экспертов на город Краснодар приходится более 20% ВРП. Отдельные исследования, в том числе крупнейших международных консалтинговых компаний, выделяют предпринимательскую среду города Краснодара как одну из лучших в России.
28 декабря 2015 года рейтинговое агентство RAEX ("Эксперт РА") подтвердило рейтинг кредитоспособности (долгосрочной) города Краснодара на уровне А+ "Очень высокий уровень кредитоспособности" со стабильным прогнозом(79). Актуализацию рейтинга города Краснодара в последующие годы не проводил.
Международное рейтинговое агентство Moody's после негативной оценки 2016 года повысило рейтинг кредитоспособности города Краснодара по итогам 2017 года(80): он вошёл в число 15 городов и регионов России, по которым прогноз экспертов улучшен с "негативного" до "стабильного "B1".
Краснодар является городом с высоким инвестиционным потенциалом и минимальными рисками:
1. Анализ экономических рисков. Степень износа основных фондов города ниже, а доля прибыльных предприятий выше, чем в ЮФО и стране в целом. Влияние агропромышленного комплекса на экономику Краснодара незначительно, поэтому ускоренный рост отрасли, вызванный девальвацией и политикой импортозамещения, в меньшей степени заметен в краевом центре.
Несмотря на относительно диверсифицированную экономику, ключевые отрасли города особенно зависимы от культуры потребления, ожиданий людей и платежеспособного спроса.
2. Анализ социальных рисков. Уровень зарегистрированной безработицы в городе Краснодаре на протяжении длительного периода ниже среднероссийских и среднекраевых показателей. Город Краснодар не выделяется среди других городов России регулярными проявлениями протестных настроений и повышенной социальной напряжённостью.
3. Анализ финансовых рисков. В 2015 году городу Краснодару подтверждён рейтинг кредитоспособности на уровне А+ "Очень высокий уровень кредитоспособности" со стабильным прогнозом. О низком уровне рисков в бизнес-среде свидетельствует тот факт, что из 400,6 млрд руб. кредиторской задолженности на конец ноября 2017 года только 2,8% является просроченной.
Действия местного самоуправления способствуют реструктуризации муниципального долга и снижают процентно-долговую нагрузку на бюджет, тем самым уменьшая его дефицитность.
4. Анализ управленческих рисков. На территории города Краснодара внедряются лучшие управленческие практики согласно Национальному рейтингу состояния инвестиционного климата - эффективные способы и инструменты улучшения предпринимательской среды, работы с инвесторами и привлечения инвестиций на муниципальном уровне.
Последнее исследование уровня восприятия коррупции (проводится с 2010 года) показало, что Краснодарцы считают коррупцию в городе менее распространённой, чем по стране в целом. Почти в 2 раза увеличилась доля граждан, убеждённых в низком уровне коррупции в Администрации города Краснодара. Около 30% опрошенных ответили, что органы местного самоуправления краевого центра практически не подвержены коррупционным схемам.
5. Анализ экологических рисков. Город Краснодар - лидер по количеству выбросов от автомобильного транспорта среди населённых пунктов Краснодарского края (13% от общего объёма выбросов края). Анализ динамики выбросов в Краснодаре показывает, что наблюдается ежегодное увеличение загрязнения атмосферного воздуха.
6. Анализ криминальных рисков. На долю краевого центра приходится 22 - 24% зарегистрированных в Краснодарском крае преступлений в период 2013 - 2017 годов. Сокращается число тяжких и особо тяжких корыстно-насильственных посягательств: разбойных нападений, краж и грабежей. В 2017 году наметилась тенденция к снижению количества преступлений экономической направленности.
2.11.2. Оценка институциональной среды города Краснодара.
Город Краснодар вошёл в число 7 пилотных муниципалитетов Краснодарского края, в которых были внедрены практики, входящие в состав сборника "Атлас муниципальных практик: внедрение успешных практик, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне". Ключевые практики, внедрённые в рамках данной работы:
наличие утверждённой инвестиционной стратегии города;
наличие ежегодного инвестиционного послания главы муниципального образования;
наличие НПА о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности;
наличие Совета по улучшению инвестиционного климата;
наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов;
наличие в муниципалитете единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
заключения об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов;
наличие каналов прямой связи инвесторов и руководства города для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
Важным фактором развития конкурентоспособности муниципального образования является размер местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (далее - местный бюджет).
Динамика
доходов местного бюджета города Краснодара, млн руб.
Рисунок 72
Графический объект не приводится
Примечание: данные официального Интернет-портала администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара (www.krd.ru), данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Снижение доли налоговых и неналоговых доходов и повышение доли безвозмездных поступлений в структуре доходной части местного бюджета показывает недостаточную степень его автономности с устойчивым сложившимся трендом. Дефицит местного бюджета сокращается, но не за счёт экономического роста.
Безвозмездные поступления составляют половину всех городских доходов, и муниципалитет не может напрямую влиять на их величину.
Доля налога на доходы физических лиц в структуре местного бюджета начиная с 2014 года возрастает при одновременном снижении доли неналоговых доходов в этот же период. В то же время местный бюджет ежегодно пополняют межбюджетные трансферы, выделяемые на реализацию государственных программ.
Структура
доходов местного бюджета города Краснодара, млн руб.
Рисунок 73
Графический объект не приводится
Примечание: данные официального Интернет-портала администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара (www.krd.ru), данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Меры по реструктуризации муниципального долга в 2017 - 2018 годах - рефинансирование более ранних дорогих коммерческих кредитов за счёт более дешёвых, реструктуризация сроков исполнения кредитных обязательств - снижают процентно-долговую нагрузку на бюджет и его дефицитность.
Динамика
расходов местного бюджета города Краснодара, млн руб.
Рисунок 74
Графический объект не приводится
Примечание: данные официального Интернет-портала администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара (www.krd.ru), данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (www.krsdstat.gks.ru).
Структура
расходов местного бюджета города Краснодара, млн руб.
Рисунок 75
Графический объект не приводится
Примечание: данные официального Интернет-портала администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара (www.krd.ru), данные портала "Открытый бюджет Краснодарского края" (www.openbudget23region.ru).
2.11.3. Оценка социально-экономического потенциала и структурных пропорций инвестиционного портфеля города Краснодара.
Объём инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям Краснодара после резкого снижения в 2014 году, связанного с завершением крупномасштабного строительства объектов для зимней олимпиады в г. Сочи, не смог выйти на уровень 2010 года в силу отсутствия проектов, сопоставимых по объёму привлекаемых средств.
Совокупный
объём инвестиций в основной капитал по всем предприятиям города Краснодара
Таблица N 37
N |
Наименование показателя |
2005 |
2007 |
2010 |
2013 |
1. |
Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования, млн руб. |
24 858,7 |
58 897,3 |
203 093,6 |
216 286,8 |
2. |
Удельный вес инвестиций города Краснодара в общем объёме инвестиций Краснодарского края, % |
21,8 |
25,6 |
34,4 |
22,6 |
Продолжение - Совокупный объём инвестиций в основной капитал по всем предприятиям города Краснодара
N |
Наименование показателя |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
1. |
Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования, млн руб. |
118 058,2 |
103 870,9 |
96 591,4 |
132 413,7 |
2. |
Удельный вес инвестиций города Краснодара в общем объёме инвестиций Краснодарского края, % |
15,7 |
17,7 |
22,2 |
27,4 |
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Минимальный объём инвестиций в основной капитал за последние пять лет зафиксирован в 2016 году. Спад произошёл ввиду удорожания кредитных и инвестиционных ресурсов, в том числе за счёт неблагоприятной финансовой и политической конъюнктуры, а также из-за переноса компаниями - крупными получателями инвестиций долгосрочных программ развития на более отдалённую перспективу. В связи с посткризисным восстановлением экономики в 2017 году и преодолением рецессии (ранее чем по стране в целом) инвестиции города Краснодара показали существенный рост.
Динамика инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий города Краснодара во многом повторяет динамику Краснодарского края, что свидетельствует о тесной взаимосвязи инвестиционной активности города и края.
По итогам 2013 - 2017 годов на Российском инвестиционном форуме (РИФ) город Краснодар заключил 85 соглашений на 257,77 млрд руб. Проекты направлены на развитие экономики и инфраструктуры города.
Динамика
подписания соглашений и других документов в сфере реализации инвестиционных проектов в рамках РИФ
Таблица N 38
N |
Наименование показателя |
Значение показателя |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1. |
Количество подписанных соглашений и других документов в сфере реализации инвестиционных проектов, ед. |
14 |
21 |
27 |
14 |
9 |
2. |
Общий объём планируемых инвестиций, млрд руб. |
90,33 |
46,31 |
70,21 |
32,23 |
18,69 |
Примечание: данные государственной информационной системы "Единая межведомственная система электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" (ЕМСЭД КК "Дело")
Планируемые направления реализации инвестиционных проектов на территории города Краснодара в данном периоде - строительство промышленных объектов и технопарков, модернизация инженерных сетей, реконструкция предприятий.
Совокупный объём средств, планируемых к привлечению в ходе реализации инвестиционных проектов в рамках соглашений в период с начала 2018 до конца 2025 годов, составляет 238 684,54 млн руб.
Структура
инвестиционного портфеля города Краснодара по основным направлениям развития экономики
Рисунок 76
Графический объект не приводится
Примечание: данные государственной информационной системы "Единая межведомственная система электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" (ЕМСЭД КК "Дело")
Основная доля инвестиционного портфеля города Краснодара (около 4/5) приходится на 11 крупнейших застройщиков, 10 из которых имеют головной офис в городе Краснодаре и работают на рынке продолжительное время.
Наличие в инвестиционном портфеле города проектов по строительству и развитию промышленных объектов (13%) соответствует ранее принятым приоритетным векторам развития экономики Краснодара, тем не менее объём привлекаемых средств в данном сегменте недостаточен для перестройки структуры экономики города и его индустриализации.
В структуре инвестиций в торгово-транспортно-логистические объекты доминирует проект "Развитие аэропорта Краснодар (Пашковский), включая строительство аэровокзала и объектов аэропортовой инфраструктуры".
Инновационно-технологический сектор города Краснодара характеризуется невысоким уровнем развития и относительно небольшим притоком инвестиций из-за недостаточно развитой инфраструктуры поддержки инновационно-технологического бизнеса, отсутствия специальных акселерационных программ и дефицита кадров требуемого уровня подготовки.
Инвестиционные предложения города Краснодара
Рисунок 77
Графический объект не приводится
Примечание: данные государственной информационной системы "Единая межведомственная система электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" (ЕМСЭД КК "Дело")
2.11.4. Анализ развития муниципально-частного партнёрства в городе Краснодаре.
Реализация проектов через механизмы муниципально-частного партнёрства (далее - МЧП) является постоянно развивающимся общероссийским трендом эффективного сотрудничества между публичным партнёром и частным бизнесом, при котором удовлетворяются потребности и интересы населения, обеспечивается высокая доходность и развитие бизнеса, а также повышается его технологичность и компетентность, при этом Администрация сохраняет бюджетные средства и реализует дорогостоящий проект в условиях бюджетных ограничений.
В настоящее время Администрацией ведётся активная работа по внедрению и развитию МЧП.
В 2018 году в городе реализовывались/находились в стадии реализации 10 проектов всех форм МЧП, в том числе проекты в области берегоукрепления, инфраструктуры, создания и управления муниципальными парковками и прочее.
В настоящий момент в городе Краснодаре находится в стадии реализации проект по реконструкции "Кинотеатр "Аврора", с использованием механизма концессионного соглашения.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" между Администрацией города Краснодара и ООО "Инвестстрой" 21.05.2019 заключено концессионное соглашение в отношении объекта "Кинотеатр "Аврора", расположенного по адресу: город Краснодар, ул. Красная, 169, по условиям которого ООО "Инвестстрой" осуществит реконструкцию кинотеатра, дальнейшую его эксплуатацию и содержание в течение срока концессионного соглашения - 49 лет.
Объём инвестиций в реконструкцию объекта по соглашению составляет 2,8 млрд руб.
В рамках концессии инвестором планируется разработка проектной документации, проведение работ по реконструкции кинотеатра, строительство подземной парковки, фонтана и благоустройства прилегающей к кинотеатру территории.
Основные выводы по результатам анализа сферы инвестиций и финансовой системы города Краснодара.
К числу сильных сторон сферы инвестиций и финансовой системы города Краснодара относятся:
активное продвижение инвестиционного потенциала города, в результате которого город Краснодар вышел в лидеры по привлечённым инвестициям на юге России;
эффективное использование Администрацией мер государственной поддержки инвесторов (субсидии, налоговые льготы, сопровождение проектов);
быстро растущее население, соответственно растущий рынок сбыта и высокая ёмкость рынка труда;
синергетический эффект агломерации: при прочих равных условиях агломерации более привлекательный для инвестиций;
укрепление позиции города Краснодара в международном кредитном рейтинге.
К числу слабых сторон относятся:
слабая диверсификация инвестиционного портфеля города Краснодара: главными инвесторами выступают несколько компаний, представляющих одну сферу - жилищное строительство. Обрабатывающие производства (в том числе пищевая промышленность), а также другие высокотехнологичные производства в инвестиционном портфеле представлены не в полной мере;
недостаточное использование таких инструментов, как льготы по уплате земельного налога, арендной платы за землю;
недоиспользование потенциала МЧП, ГЧП;
недостаточная эффективность вовлечения в экономический оборот муниципальной собственности;
дефицит площадок, в полной мере подготовленных для реализации инвестиционных проектов;
инфраструктурные ограничения - качество инженерной и дорожной инфраструктуры;
дефицит квалифицированных кадров для перспективных инвестиционных проектов.
Возможностями для развития сферы инвестиций и финансовой системы города Краснодара могут стать:
активное использование инструментов МЧП;
повышение инвестиционной привлекательности и количества реализуемых инвестиционных проектов за счёт внедрения дополнительных мер поддержки инвесторов, а также более детальной проработки инвестиционных предложений;
диверсификация инвестиционного портфеля в связи с появлением принципиально новых для экономики города Краснодара высокотехнологичных проектов;
проработка механизмов привлечения и сопровождения средних с точки зрения объёма привлекаемых средств инвесторов.
В качестве угроз могут выступать следующие тенденции:
отставание в конкурентной борьбе за инвестора от регионов-лидеров, способных предоставить более привлекательные условия для реализации инвестиционных проектов;
негативное влияние экологических, социальных и криминальных рисков на инвестиционную привлекательность муниципалитета (ухудшение экологической ситуации в городе, структурное снижение качества трудовых ресурсов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.