Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2.12.
Анализ существенных конкурентных преимуществ и оценка возможностей социально-экономического развития города Краснодара
К существенным конкурентным преимуществам с точки зрения социально-экономического развития города Краснодара относятся факторы прямого действия, которые могут быть мобилизованы непосредственно при разработке структурно значимых проектов. Существенные конкурентные преимущества имеют исторически или географически обусловленный характер, поэтому они в наибольшей степени влияют на достигнутые результаты, структуру, динамику и тенденции социально-экономического развития города Краснодара.
Использование существенных конкурентных преимуществ в разработке стратегических инициатив позволяют сформировать вторичные конкурентные преимущества, которые возникают вследствие реализации структурно значимых проектов развития и дают мультипликативный эффект. Разделение конкурентных преимуществ на существенные и вторичные позволяет оптимизировать во времени реализацию стратегических инициатив и структурно значимых проектов развития: опора на существенные конкурентные преимущества и задействование их в пилотных инвестиционных проектах снижает инвестиционную ёмкость и риски реализации Стратегии.
Существенные конкурентные преимущества города Краснодара в национальном и международном инвестиционном пространстве сформированы по блокам:
1. Экономико-географическое положение.
2. Структура и динамика человеческого капитала.
3. Потенциал развития производительных сил.
4. Имидж региона в деловых кругах.
1. Экономико-географическое положение.
С точки зрения национальных приоритетов пространственного развития города Краснодара является центром Южного полюса роста, что обусловливает его позиционирование как крупнейшего транспортно-логистического центра. Планируемые к реализации на уровне федеральных проектов строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Центр-Юг и реконструкция подходов к Крымскому мосту генерируют потенциал для развития частных и государственных инициатив в области пассажирской и грузовой логистики. Этот потенциал заключается в транзитном сервисе - город способен интегрировать функции транспортно-логистического хаба всех видов транспорта: воздушного, железнодорожного, автомобильного и водного (как центр перевалки и распределения грузов). С точки зрения конкурентоспособности структуры экономики города данное направление создаёт максимальные мультипликативные и синергетические эффекты, наиболее полно раскрывает инвестиционный потенциал города и несёт вполне определённые и прогнозируемые риски.
Ядром транспортно-логистического кластера является международный аэропорт города Краснодара, вокруг территории и на базе инфраструктуры которого может быть сконцентрирована деловая активность всех видов транспорта. Основным рисковым фактором является длительность формирования кластера - так, созданная в 2018 году в городе Ростове-на-Дону избыточная мощность аэропортовой инфраструктуры требует её ускоренной коммерциализации, что может привести к оттягиванию инвестиционного предложения ключевых игроков.
Транзитный пассажиропоток на курорты Краснодарского края (как общественным, так и личным транспортом) создаёт дополнительный потребительский спрос на событийный и деловой туризм. Данное конкурентное преимущество позволяет создать фактически новый кластер, который будет базироваться на высоком уровне развития потребительской сферы города - лидере социально-экономического развития до настоящего времени, потенциал внутреннего спроса в котором при этом невысок.
2. Структура и динамика человеческого капитала.
Данный блок сформирован количественными и качественными характеристиками миграционного притока.
Количественные факторы миграционного притока диверсифицируют квалификационный состав рабочей силы и облегчают доступ бизнеса к требуемым компетенциям. Качественный состав миграционного притока позитивно влияет на возрастную структуру и покупательную способность населения: в притоке доминирует рабочая сила, представители наиболее платежеспособного среднего класса.
Данный тренд повышает инвестиционную привлекательность реализации пилотных проектов, связанных с созданием высокопроизводительных рабочих мест. Однако требования большей части мигрантов к качеству городской среды приводят к росту социальной чувствительности к городским инфраструктурным проблемам. В то же время конкурентоспособность системы среднего и высшего профессионального образования в городе невысока: структура подготовки кадров не отвечает ни существующим, ни тем более перспективным потребностям экономики. Следовательно, для максимального раскрытия конкурентного преимущества необходимо построение конкурентоспособной в национальном и международном масштабах системы подготовки и переподготовки кадров, основанной на интеграционном взаимодействии с ведущими игроками рынка.
3. Потенциал развития производительных сил.
Превращение территории вокруг города Краснодара в полноценную агломерацию с 1,5-миллионным населением позволяет решить 2 взаимосвязанные задачи:
существенно расширить инфраструктурные и пространственные возможности для развития производительных секторов экономики;
повысить качество городской среды за счёт оптимизации размещения производительных сил и решения проблемы транспортной доступности.
Реализация проекта по управляемому и программируемому развитию Краснодарской агломерации позволит повысить инвестиционную конкурентоспособность города по сравнению с ближайшим конкурентом - городом Ростовом-на-Дону, за счёт оптимизированного распределения зон экономической специализации и достижения высокой степени связности территорий внутри агломерации.
4. Имидж города в деловых кругах.
Позитивное восприятие региона как экономически успешного центра юга страны формировался в течение 15 лет, чему способствовала реализация мегапроектов: Олимпиады - 2014, Формулы - 1, Чемпионата мира по футболу - 2018, проекта строительства Крымского моста. Лидерские позиции Краснодарского края в инвестиционных рейтингах значительно повышают конкурентоспособность города как площадки для реализации инвестиционных проектов. Однако для того, чтобы в полной мере воспользоваться данным преимуществом, необходимо сформировать новую модель приоритетов структурного развития города, которая базируется на описанных ранее конкурентных преимуществах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.