Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 3.3.
Стратегические направления экономического развития отраслевых комплексов города Краснодара
3.3.1. Анализ потенциальных приоритетов развития.
Проведённая социально-экономическая диагностика города Краснодара и анализ информации, полученной в результате стратегических сессий, позволили определить приоритетные направления развития экономики города.
Ниже представлена матрица, отражающая векторы развития сложившихся отраслей городской экономики в динамике с 2018 по 2030 годы, которая описывает их жизненный цикл на основании соотношения доли отраслевых инвестиций в их общем объёме и доли отраслевых налоговых поступлений в местный бюджет города Краснодара.
Существенное изменение положения по категории "Иные виды деятельности и услуги", включающей в себя креативные индустрии, туризм, услуги в области информации и связи, финансов, страхования и др., обусловлено работой по проектам и направлениям развития в соответствующей области (например, созданием креативных кластеров и технопарков, а также условий для осуществления креативной деятельности, повышением туристической привлекательности города, строительством площадок для крупных культурных мероприятий и т.п.) и предполагает увеличение налоговых поступлений и объёма инвестиций. Аналогичным образом предполагается изменение по категории "Промышленность и сельское хозяйство" за счёт создания индустриальных парков и южного транспортного узла.
Снижение в области строительства и ЖКХ предопределено влиянием законодательных новелл в области долевого строительства, которые приведут к сокращению предложения на рынке жилой недвижимости и повышению стоимости жилья.
Инвестиции в ТТЛК снизятся в связи с окончанием реализации крупных проектов в области логистики.
Векторы
развития отраслей экономики города Краснодара
Рисунок 84
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
Ось X - доля отраслевых налоговых поступлений в местный бюджет города Краснодара, %
Ось Y - доля отраслевых инвестиций в их общем объёме, %
Размер окружности соответствует доле отрасли в экономике города Краснодара, %
Ниже представлена диаграмма, демонстрирующая динамику отраслей, которая приведёт к изменению отраслевых налоговых поступлений и инвестиций.
Динамика
изменения доли отраслей в экономике города Краснодара
Рисунок 85
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
К 2030 году за счёт развития креативных индустрий, туризма, транспорта и логистики большую роль станет играть категория "Иные виды деятельности и услуги".
Промышленность нарастит свою долю в экономике города за счёт увеличения количества предприятий, а также перехода к умному производству, предполагающему внедрение инновационных технологий, в то время как доли категорий "Строительство и ЖКХ" и "Торговля и сфера услуг" к 2030 году снизятся.
Драйверы перспективного развития отраслей экономики города:
1. Сфера услуг и торговля:
рост доходов на основе производительности труда;
положительное миграционное сальдо;
увеличение туристического потока.
2. Строительство:
положительное миграционное сальдо;
рост доходов населения;
реконструкция центральной части города.
3. Промышленность:
территории промышленной специализации;
инвестиционная привлекательность;
кооперация бизнеса, науки и муниципалитета.
4. Креативные и социальные индустрии:
внедрение технологий умного и зелёного города;
увеличение туристического потока;
положительное миграционное сальдо;
создание медицинского и образовательного кластеров;
кооперация бизнеса, науки и муниципалитета.
5. Транспорт, логистика:
создание в городе транспортно-логистического узла;
строительство нового международного аэропорта;
увеличение транзитного пассажирского потока, проходящего через город;
обновление парка общественного транспорта;
улучшение транспортной связности в городе и агломерации.
Сбалансированная модель отраслевой структуры экономики города предполагает формирование валового городского продукта по четырём основным составляющим с соответствующими точками роста:
конечное потребление - рост производительности труда, положительное миграционное сальдо, экстенсивное и интенсивное увеличение туристического потока;
инвестиции - инфраструктурные проекты, промышленное развитие, создание умного города;
государственные и муниципальные расходы - использование средств федеральных, краевых и муниципальных программ;
экспортное сальдо - развитие экспортного-логистического узла.
3.3.2. Направления экономической политики города Краснодара.
Экономическая политика города Краснодара в 2030 году направлена на диверсификацию экономики, увеличение доли секторов с высокой добавочной стоимостью, развитие и внедрение инновационных технологий и привлечение креативного класса.
Основными драйверами развития в структуре экономики города станут:
промышленность;
креативные индустрии;
туризм;
строительство и ЖКХ;
торгово-транспортно-логистический комплекс;
предпринимательство.
Согласно мировой практике для успешного и интенсивного роста высокотехнологичной и диверсифицированной экономики необходимо использовать такие инструменты как:
кластерное развитие;
сбалансированная инновационная политика, которая должна быть основана прежде всего на формировании полноценной экосистемы инноваций.
Далее в настоящем разделе описаны основные принципы формирования кластерной и инновационной политики, а также стратегические цели и мероприятия, необходимые для развития отраслевых драйверов города Краснодара.
3.3.2.1. Кластерная политика как инструмент развития экономики.
Актуальность.
Сегодня в развитых странах в рамках кластеров развивается более 50% экономики и концентрируется более 40% занятого населения. Это даёт основания сделать стержнем экономической политики города Краснодара кластерную активацию, под которой понимается акцентированная и концентрированная политика стимулирования создания и развития кластеров со стороны власти и бизнеса.
Кластерный подход предполагает реализацию интеграционных возможностей бизнеса, государства и науки, учитывает главное конкурентное преимущество города - его высокий научно-образовательный потенциал - и, таким образом, рассматривается в качестве одного из главных инструментов повышения конкурентоспособности экономики города.
Преимущества для города при реализации кластерного подхода:
формирование эффективных механизмов взаимодействия с бизнесом;
усиление действия мультипликативного эффекта в экономике города и края;
стимулирование развития малого и среднего предпринимательства;
рост числа фирм вокруг кластеров, как следствие - увеличение занятости, уровня заработной платы, отчислений в бюджеты разных уровней, в том числе в городской;
возникновение эффекта агломерации и импульсов для развития прилегающих к городу территорий;
значительное повышение производственно-инновационной активности и усиление кооперационных связей ведущих предприятий с малым и средним производственным бизнесом, расширение рынков сбыта продукции местных производителей;
существенное снижение затрат на логистику и обслуживание инфраструктуры при характерной для кластера высокой концентрации основных производств.
Кластерная активация предполагает:
Концентрацию на приоритетных направлениях, способных обеспечить экономический рост и высокую конкурентоспособность на межрегиональных и международных рынках. Создание кластеров умной экономики на основе действующих экономических комплексов в ряде приоритетных направлений развития.
Стимулирование экономического роста в условиях поэтапного перехода от временного ограничения конкуренции (замещения импорта) через стимулирование развития локальных бизнесов к устойчивому экспортоориентированному развитию на открытом конкурентном рынке.
Новые акценты политики создания экосистем предпринимательства и инноваций, инвестиционной политики.
Формирование интегрированных технологических цепочек, обеспечивающих повышение доли добавленной стоимости, производимой в городе.
Помощь государства в продвижении отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Государственную и муниципальную политику стимулирования развития связей между вузами, исследовательскими институтами и бизнесом, а также привлечение в центры знаний и предпринимательства отечественных и зарубежных предприятий.
Формирование центров конкурентоспособности и высоких технологий, технопарков на базе и вокруг вузов.
Кластерная политика в Краснодарском крае.
Согласно Стратегии Краснодарского края, ключевыми кластерами умной экономики региона являются:
туристско-рекреационный кластер - единая платформа сервисов для отдыхающих и туристов;
торгово-транспортно-логистический кластер - Краснодарский транспортный узел Южного экспортно-импортного хаба;
кластер умной промышленности - сбалансированная система обеспечения кластеров Южного полюса роста качественной промышленной продукцией комплекса отраслей промышленности (КОП), комплекса строительства и жилищно-коммунального хозяйства (КСЖКХ);
кластер социальных и креативных индустрий - система развития и творчества человека (обучение через всю жизнь, здоровье и долголетие, культура города Краснодара).
Четыре инновационных кластера умной экономики формируются в ходе конвергенции технологий и продуктов современных экономических комплексов, которые имеют потенциал для того, чтобы за счёт синергетического эффекта в процессе кластерной активации выйти на новый уровень развития и стать основой умной экономики города Краснодара.
Реализация кластерной политики в городе Краснодаре.
Цель - формирование портфеля конкурентоспособных кластеров умной экономики в городе Краснодаре, соотносящихся со стратегическими целями развития Краснодарского края. Создание экономических кластеров, опирающихся на производственный и научно-образовательный потенциал города. Реализация кластерного подхода в управлении экономикой и социальной сферой города, кооперационных связей между организациями с включением науки в технологические цепочки создания инновационного продукта.
Меры для достижения цели.
1. Снижение административных барьеров и обеспечение высокого качества институционального развития кластеров и конкурентоспособности их ключевых участников и институтов развития:
выявление и поддержка лидеров - генераторов кластерного развития, определение ключевых участников кластеров;
создание/определение институтов развития кластеров (агентство развития, инжиниринговый центр, фонд прямых инвестиций);
стимулирование участников кластеров к включению в международное разделение труда, привлечение международных бизнес и технологических партнёров.
2. Создание высококачественной инфраструктуры кластеров и снятие инфраструктурных ограничений для их развития:
стимулирование развития действующих и создания новых объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры: индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов.
3. Обеспечение высокой доступности финансовых ресурсов и механизмов поддержки для предприятий кластеров;
реализация программы сопровождения при привлечении инвестиций (финансовых и стратегических) в приоритетные проекты кластера;
обеспечение приоритетной поддержки участников кластера (налоговая, финансовая, инфраструктурная, административная).
4. Формирование территориально-промышленных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные конкурентоспособные производства в приоритетных отраслях экономики:
кластерное развитие и усиление кооперационных связей между научным сообществом, субъектами МСП и крупным бизнесом является приоритетным инструментом раскрытия, заложенного в них потенциала.
5. Создание центра кластерного развития с последующим укрупнением на уровень агломерации.
Для координации деятельности по реализации проектов со стороны кураторов и научных руководителей кластеров необходимо создать координирующий орган, системно организующий работу и сопровождающий проектную деятельность. В реализации инновационных проектов в рамках кластеров могут участвовать хозяйствующие субъекты, которые являются потенциальными резидентами центра кластерного развития(83).
С целью обеспечения и расширения поддержки предпринимательства и инвестиционной активности со стороны Администрации предлагается оказать содействие в предоставлении помещения для открытия центра кластерного развития. Это позволит повысить уровень предпринимательской активности населения и послужит новым толчком для создания и развития малых предприятий в городе и крае.
Центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства создаётся для содействия реализации кластерной политики и координации на территории города Краснодара проектов по развитию кластеров, обеспечивающих экономический рост и удовлетворяющих интересам множества хозяйствующих субъектов.
Центр должен стать постоянно действующей площадкой для проведения организационных мероприятий (совещаний, семинаров и пр.) с целью выработки конкретных решений по реализации кластерных проектов.
Цели центра:
формирование Стратегии эффективного многопрофильного кластерного комплекса на основе максимально полного использования отраслевого, технологического, инновационного, человеческого, финансового и административного потенциала с учётом экономических интересов всех хозяйствующих субъектов;
создание условий для организации эффективного информационного взаимодействия между участниками инновационных кластеров, органами государственной власти, учреждениями образования и науки, а также иными заинтересованными лицами, в том числе обеспечение реализации совместных проектов в рамках кластеров;
содействие установлению договорных отношений между участниками инновационных кластеров, органами государственной власти, учреждениями образования и науки, иными заинтересованными лицами;
организация взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления;
привлечение инвестиций в кластерные проекты.
Задачи центра:
реализация кластерной политики;
разработка стратегий (системных проектов) развития инновационных кластеров и инвестиционных программ по их реализации;
разработка и реализация совместных проектов развития с привлечением участников инновационных кластеров, органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах участников инновационных кластеров;
оказание содействия участникам инновационных кластеров при получении государственной и муниципальной поддержки, а также поддержки со стороны доноров;
содействие в продвижении на рынках новых продуктов и услуг участников инновационных кластеров;
организация эффективного взаимодействия между участниками кластеров, в том числе организация конференций, семинаров и других мероприятий в сфере их интересов.
Ключевыми перспективными кластерами экономического развития города Краснодара являются(84):
кластер биотехнологий и агротехнологий, пищевой промышленности;
кластер фармацевтики, биомедицины и медицинского приборостроения;
кластер информационных технологий;
кластер нанотехнологий и новых материалов;
кластер производства строительных материалов;
транспортно-логистический кластер.
Предпочтительнее сделать акцент на раскрытии потенциала наиболее перспективных отраслей экономики, по которым у города Краснодара есть преимущество по сравнению с другими городами, - агро- и биотехнологий, пищевого производства.
Развитие новых кластеров городского роста:
1. Кластер "Градопреобразующих" технологий - виды деятельности, ориентированные на технологические инновации, которые повышают качество городской среды и эффективность городского управления. В качестве стратегических приоритетов (т.е. направлений, в наибольшей степени влияющих на качество среды и инфраструктуру, а также имеющих хорошую коммерческую перспективу) можно отметить следующее:
технологии "Умный город" - различные комплексы ИТ-технологий и инженерных решений, позволяющие существенно повышать эффективность функционирования различных объектов и отраслей городской инфраструктуры;
технологии управления жизненным циклом сложных инфраструктурных комплексов на базе методов системной инженерии, включающие мониторинг и диагностику;
геоинформационные технологии, в том числе виртуальные среды для 3D-моделирования;
использование живых (зелёных) систем в коммунальном хозяйстве, архитектуре, планировке.
2. Кластер креативных индустрий и въездного туризма - виды деятельности, ориентированные на оказание услуг в различных областях культуры и искусства, медиа и книгоиздания, индустрия гостеприимства, дизайна и пространственной архитектуры, шоу-бизнеса, клубной индустрии, торговли премиум-класса, индустрии моды.
3. Кластер технологий "заботы о человеке" - виды деятельности, ориентированные на развитие человеческого капитала в различных его аспектах. Включают индустрию здорового образа жизни, специальные медицинские услуги, индустрию развивающего досуга, индустрию услуг на дому, индустрию ухода за лицами с ограниченными возможностями. В своих зрелых фазах развития этот кластер является коммерчески самостоятельным и не требует постоянной бюджетной поддержки.
3.3.2.2. Основные принципы инновационной политики.
Инновационная экосистема - самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся открытая система воспроизводства инноваций.
Три основных типа субъектов инновационной системы - модель "тройной спирали" - это бизнес, академическая среда, государство. Они в разной степени определяют состояние и наполнение ключевых элементов инновационной экосистемы: кадры, финансирование, инфраструктура, спрос, администрирование.
Декомпозиция
элементов инновационной экосистемы
Рисунок 86
Графический объект не приводится
Полноценная экосистема инноваций, которую предлагается создать на базе уже существующих предпосылок, обладает следующими характеристиками:
открытость;
саморегулируемость;
саморазвитие;
конкурентоспособность.
Вовлечённая власть (муниципалитет), активная и работающая академическая среда, промышленные инновации и спрос на них создают основу эффективно функционирующей инновационной экосистемы.
Целью инновационной политики является сделать город центром инновационного развития за счёт создания экосистемы инноваций.
Цели по отдельным элементам системы.
Кадры:
способные к переобучению, гибкие, открытые к коммуникации и обмену опытом, мобильные, со знанием необходимых языков;
наличие кадров по всем специальностям, необходимым инновационному бизнесу, науке, государству/муниципалитету.
Финансирование:
достаточное финансирование на всех стадиях инновационного процесса с преобладанием "умных денег" - вложений от инвесторов, способных быть менторами для профинансированных ими проектов.
Спрос:
конкурентоспособность и востребованность производимых инноваций на внутренних и внешних рынках (продукты, услуги, технологии).
Администрирование:
прозрачные и понятные правила игры, соблюдаемые всеми участниками инновационного процесса;
стимулирование инноваций по приоритетным направлениям;
мониторинг работы экосистемы.
Инфраструктура:
комплексная инфраструктура, обеспечивающая высокое качество жизни для работающих в регионе специалистов.
Культура:
участники экосистемы на всех уровнях понимают, что инновации - это не абстрактное понятие, а обязательный навык; работа с ними или их поддержка - залог успеха каждого.
Задачи инновационной стратегии и меры для достижения цели.
Кадры:
развитие инновационной городской культуры и формирование экономики знаний, в которой создаются и монетизируются новые идеи, продукты и технологии. Создание гибкой и адаптивной среды для самообучения и развития креативного потенциала человека;
внедрение предпринимательских и бизнес-дисциплин в программы среднего образования, разработка молодыми учёными и изобретателями курсов для школьников;
подготовка высококвалифицированных кадров, ориентированных на текущие и перспективные потребности инновационных видов экономической деятельности и обеспечение роста производительности труда;
создание условий для консолидации усилий бизнеса и образовательных учреждений для разработки программ подготовки технических специальностей.
Финансирование:
разработка спонсируемых государством программ образования для повышения квалификации частных инвесторов;
содействие эффективной кооперации с ведущими мировыми компаниями в части развития инновационной инфраструктуры;
содействие привлечению международных бизнес- и технологических партнёров в инновационные кластеры экономики Краснодара. Содействие эффективному взаимодействию бизнеса, науки и власти в кластерах;
стимулирование создания посевных и венчурных инвестиционных фондов с частным участием, в том числе при крупных предприятиях:
а) содействие повышению привлекательности городской экономики для венчурных инвестиций, приходу в город частных венчурных фондов и бизнес-ангелов с задействованием инновационного потенциала университетов;
б) развитие инновационной инфраструктуры, включая создание бизнес-инкубаторов (в т.ч. муниципальный фонд микрокредитования малого и среднего предпринимательства) и других финансовых институтов для инвестирования средств в инновационные проекты.
Спрос:
Конкурентоспособность и востребованность производимых инноваций на внутреннем и внешнем рынках (продукты, услуги, технологии):
а) поддержка и продвижение продукции (в том числе инновационных товаров и услуг) и товаропроизводителей на потребительский рынок города, российский и международный рынки, выстраивание работы рынков и объектов нестационарной торговли под интересы краснодарских товаропроизводителей;
б) разработка и реализация программы продвижения краснодарских брендов в целях позиционирования города как территории, благоприятной для предпринимательства.
Повышение объёма потребления инноваций внутренними игроками (как бизнесом, так и местным самоуправлением), в том числе за счёт целевых инициатив по стимулированию покупки и внедрения инноваций крупным бизнесом.
Налаживание каналов сбыта и повышение объёма производства инновационной продукции, ориентированной на внешние рынки:
а) разработка и реализация программы позиционирования и продвижения города на федеральном и международном рынках;
б) участие в поддержке экспортной деятельности предприятий промышленного комплекса совместно с региональными и федеральными институтами поддержки экспортной деятельности.
Косвенное стимулирование (налоги, преференции, и т.д.) разработки и внедрения инноваций крупным бизнесом:
а) стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий с использованием инвестиционных налоговых кредитов, гарантий и поручительства администрации города;
б) содействие промышленным и научно-производственным предприятиям в получении услуг в области стандартизации, сертификации, патентования и выхода на новые рынки;
в) оказание содействия в патентовании, усовершенствовании, стандартизации и сертификации продукции, а также предоставление услуг по международным стандартам качества путём возмещения части затрат высокотехнологичным и инновационным предприятиям города.
Разработка и реализация программ поддержки малого и среднего инновационного бизнеса для выхода на внешние рынки:
содействие субъектам промышленной деятельности в сертификации систем менеджмента на соответствие национальным и (или) международным стандартам.
Администрирование:
усиление поддержки малых и средних инновационных предприятий при продолжающемся стимулировании инновационной деятельности крупных предприятий. Главным условием оказания финансовой поддержки со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти должна быть социальная ответственность поддерживаемых предприятий и рост их вклада в экономику города Краснодара;
мониторинг работы экосистемы/инновационных процессов на территории города;
обеспечение скоординированного действия инструментов инновационного развития на территории города;
определение, популяризация и обеспечение соблюдения правовых основ взаимодействия всех участников экосистемы;
реализация кластерной политики позволит значительно повысить производственно-инновационную активность и усилить кооперационные связи ведущих промышленных предприятий с малым и средним производственным бизнесом, расширить рынки сбыта продукции местных производителей. Именно такой подход согласуется с основными направлениями региональной промышленной политики;
создание условий для монетизации и использования интеллектуальной собственности:
а) меры поддержки должны быть направлены на защиту прав интеллектуальной собственности, в том числе на развитие соответствующих институтов и формирование в городе Краснодаре эффективно работающего рынка продуктов и услуг в сфере интеллектуальной собственности.
Инфраструктура
Качественное развитие инвестиционного и инновационного потенциала возможно только с опорой на мощный человеческий капитал, квалифицированные кадры, технологические и научные ресурсы. Чтобы реализовывать инвестиционные проекты с инновационной составляющей необходима специализированная инновационная инфраструктура, для чего требуется:
развить и поддерживать высокий уровень обеспеченности как базовой, так и инновационной инфраструктурой, в том числе за счёт применения инновационных решений;
сформировать высококачественную и связанную среду для жизни, работы и образования;
реализовать в полном объёме проекты по созданию комплексной инфраструктуры для жизни и инноваций;
развить территориальные кластеры и их инновационную составляющую, а также связи между кластерами (в первую очередь транспортными и сетевыми);
предоставить качественную инфраструктуру поддержки технологического предпринимательства (технопарки, центры молодёжного инновационного творчества), повысить эффективность объектов инновационной инфраструктуры (инкубаторов, технопарков, центров коллективного пользования и т.д.).
Культура
Культура инноваций - это восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность рисковать, чтобы поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни, следовательно, это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности. Инновационную культуру компаний определяет прежде всего ориентированность на будущий рынок, а также готовность пожертвовать текущим продуктом и принять на себя риски. Для её формирования необходимо:
обеспечить понимание субъектами сути инноваций и своей роли в инновационном процессе;
повысить уровень доверия и сетевого взаимодействия в обществе;
повысить уровень свободы творчества (особенно технического) в образовании на всех уровнях, предоставить обучающимся возможность применять знания и навыки на практике;
постепенно смягчить превалирующее резко негативное отношение к неудачам в бизнесе и повысить уровень толерантности общества к риску;
повысить статус учёного и инноватора посредством распространения опыта лучших исследований, разработок и инноваций, в том числе управленческих и социальных, активизации пропаганды роли науки и инноваций для развития экономики и общества.
Основной задачей является запуск процесса создания полноценной культуры инноваций. В идеале каждый житель города должен понимать, что такое инновации, каково соотношение риска и отдачи от создания инноваций, как работает система их поддержки и в чём их ценность как для общества, так и для каждого человека.
3.3.2.3. Развитие промышленности.
Перспективные отрасли промышленности города Краснодара - предприятия, использующие инновационные технологии, экологически безопасные и умные производства как в традиционных, так и в инновационных отраслях промышленности.
Традиционные отрасли:
лёгкая промышленность;
пищевое производство;
металлургическое производство;
производство строительных материалов.
Инновационные отрасли:
информационно-коммуникационные технологии;
фармацевтика и медицинское оборудование;
агро- и биотехнологии;
нанотехнологии;
робототехника;
3D-прототипирование и моделирование.
Основными драйверами развития промышленности на территории города Краснодара будут являться инновационные отрасли. В то же время традиционным отраслям также должно уделяться повышенное внимание в рамках реализации проектов по созданию индустриальных парков на территории муниципального образования. Приоритетными отраслями в данном направлении будут лёгкая и пищевая промышленность.
Развитие химической промышленности на территории города Краснодара не является целесообразным в связи с потенциальной угрозой ухудшения экологической ситуации в существующих условиях неблагоприятной экологической обстановки в городе Краснодаре.
Структурная политика
Определение приоритетных направлений в промышленности формируется на основе заинтересованности города в конечных продуктах производства. Формирование муниципальным образованием позиции в отношении отдельных отраслей промышленности подразумевает:
использование преференций для отраслей с повышенным приоритетом (агротехнологии, биотехнологии, ИТ и т.д. (см. ниже));
общие административные процедуры, не предполагающие получения льгот, преференций или создания барьеров, для отраслей промышленности, не являющихся приоритетными или нежелательными для города;
использование барьеров для отраслей, в развитии которых город не заинтересован (например, индустрии, негативно влияющие на экологическую обстановку).
Примеры преференций, предоставляемых приоритетным отраслям промышленности:
льготы по уплате местных налогов, инвестиционные налоговые кредиты (льготные ставки земельного налога или освобождения от его уплаты);
льготные условия предоставления объектов, находящихся в муниципальной собственности (льготные ставки арендной платы, передача объектов в безвозмездное пользование).
Проектное управление.
Повышение эффективности реализации инвестиционных проектов путём внедрения и дальнейшего совершенствования системы проектного управления, предполагающей формирование проектной команды, которая в основном будет заниматься работой с инвесторами. Транспортная инфраструктура: подробное описание приведено в разделе "Городское управление".
Стратегические цели, целевые показатели и меры по их достижению в сфере промышленности.
Цель Стратегии в промышленности - повысить вклад промышленности (как индустрии с высокой добавленной стоимостью) в экономику города за счёт развития современных высокотехнологичных индустрий.
Задачи Стратегии в промышленности:
создать инфраструктуру для размещения производств потенциальных инвесторов - как предприятий из современных высокотехнологичных индустрий, так и из существующих производственных комплексов, представленных в городе Краснодаре;
создать благоприятные условия для привлечения и реализации новых инвестиционных проектов путём повышения эффективности коммуникации и сопровождения работы с инвесторами, потенциально заинтересованными в размещении производства в городе Краснодаре.
Выделено три индикатора, являющихся маркерами прогресса в достижении поставленных целей и задач:
- Объём отгруженной продукции промышленности.
- Объём отгруженной продукции промышленности по крупным и средним предприятиям, в том числе:
а) объём отгруженной продукции обрабатывающих производств;
б) объём отгруженной продукции в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха;
в) объём отгруженной продукции в сфере водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.
- Площадь индустриальных парков, занятая резидентами.
Интегральный показатель в промышленности
Таблица N 42
N |
Показатель |
Сценарии |
Единицы измерения |
2018 |
2022 |
2025 |
2030 |
1. ЦП1 |
Объём отгруженной продукции промышленности |
Инерционный |
млрд руб. и % |
265 |
116.8% |
142.4% |
186.2% |
Базовый |
119.7% |
149.6% |
201.7% |
||||
Оптимистический |
125.2% |
159.7% |
224.1% |
||||
1. ЦП2 |
Объём отгруженной продукции промышленности по крупным и средним предприятиям |
Инерционный |
млрд руб. и % |
176.9 |
116.4% |
140.6% |
183.9% |
Базовый |
119.3% |
147.7% |
198.9% |
||||
Оптимистический |
124.8% |
157.7% |
220.6% |
||||
1. ЦП2.1 |
Объём отгруженной продукции обрабатывающих производств |
Инерционный |
млрд руб. и % |
85.3 |
112.0% |
141.3% |
190.1% |
Базовый |
114.9% |
147.4% |
205.0% |
||||
Оптимистический |
121.9% |
159.4% |
230.9% |
||||
1. ЦП2.2 |
Объём отгруженной продукции в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
Инерционный |
млрд руб. и % |
83.5 |
120.0% |
141.3% |
176.3% |
Базовый |
122.9% |
147.2% |
190.8% |
||||
Оптимистический |
127.1% |
155.6% |
208.3% |
||||
1. ЦП2.3 |
Объём отгруженной продукции в сфере водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
Инерционный |
млрд руб. и % |
7.6 |
118.3% |
140.2% |
190.3% |
Базовый |
123.2% |
150.0% |
211.0% |
||||
Оптимистический |
126.0% |
156.1% |
233.7% |
||||
1. ЦП3 |
Площадь индустриальных парков, занятая резидентами |
Инерционный |
га |
78.6 |
90.6 |
219 |
226.7 |
Базовый |
100.7 |
243.3 |
251.9 |
||||
Оптимистический |
110.8 |
267.6 |
277.1 |
Источник: EY, анализ проектной команды
Флагманские проекты.
Флагманский проект N 1 (1.ЦП1.П1, 1.ЦП2.П1, 1.ЦП3.П1).
Наименование проекта.
Создание индустриальных парков на территории города Краснодара.
Описание проекта.
Создание и развитие 4 специализированных индустриальных парков.
Парки на территории города:
а) индустриальный парк "Краснодар";
б) индустриальный парк на территории аэропорта(85);
в) индустриальный парк ККЗБ "Компрессорный";
г) индустриальный парк в Восточной промышленной зоне.
Создание зоны промышленно-складского типа в ст. Старокорсунской.
Цели проекта:
создание подготовленных площадок для размещения резидентов индустриального парка;
создание новых предприятий в сфере промышленности;
развитие и поддержка цифровой экономики;
получение положительных социально-экономических и бюджетных эффектов.
Охват сфер городской деятельности.
Промышленность, торгово-транспортно-логистический комплекс.
Сроки реализации проекта.
2019 - 2030 годы и до 2050 года(86).
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта.
Индустриальные парки в городе Краснодаре: 112 млрд руб.
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта.
Помощь в предоставлении земельного участка для индустриальных парков, подготовка и подведение инженерных коммуникаций и подъездных дорог, внесение изменений в Генеральный план города Краснодара, внесение изменений в проект планировки территории, поддержка в части получения необходимой документации, помощь в поиске резидентов индустриальных парков, реализация политики в области кластеризации экономики.
Результаты реализации проекта:
привлечение ~ 90 резидентов в индустриальные парки;
новые рабочие места: 18,8 тыс. чел.(87).
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
индустриальный парк "Краснодар" - посёлок Дорожный;
индустриальный парк на территории аэропорта;
индустриальный парк ККЗБ "Компрессорный" - Ростовское шоссе, территория бывшего завода "Борец";
индустриальный парк в Восточной промышленной зоне;
зона промышленно-складского типа в станице Старокорсунской.
Карта
расположения индустриальных парков на территории города
Рисунок 87
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
Флагманский проект
в промышленности, описанный в другом блоке:(1.ЦП1.П2, 1.ЦП2.П2, 1.ЦП3.П2)
Формирование и развитие Краснодарского транспортного узла Южного экспортно-импортного хаба
Подробное описание проекта приведено в разделе "торгово-транспортно-логистический комплекс"
Направления развития в сфере промышленности
Таблица N 43
N |
Направление развития |
Сфера с подробным описанием |
1. |
Направление развития N 1 (1.ЦП1.Н1, 1.ЦП2.Н1, 1.ЦП3.Н1). Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности |
Промышленность |
2. |
Направление развития N 2 (1.ЦП1.Н2, 1.ЦП2.Н2, 1.ЦП3.Н2). Модернизация и популяризация единого инвестиционного портала города |
Промышленность |
3. |
Направление развития N 3 (1.ЦП1.Н3, 1.ЦП2.Н3, 1.ЦП3.Н3). Аудит использования земельных участков |
Промышленность |
4. |
Направление развития N 4 (1.ЦП1.Н4, 1.ЦП2.Н4, 1.ЦП3.Н4). Формирование портфеля конкурентоспособных кластеров умной экономики |
Промышленность |
Отсылочные направления |
Сфера с подробным описанием |
|
5. |
Направление развития N 5 (1.ЦП1.Н5, 1.ЦП2.Н5, 1.ЦП3.Н5). Создание новых учебных заведений дополнительного образования, в том числе территориальных сетей развития, центров увлечений и центров бизнес-компетенций |
Социальная сфера и человеческий капитал (образование) |
6. |
Направление развития N 6 (1.ЦП1.Н6, 1.ЦП2.Н6, 1.ЦП3.Н6). Создание условий для возникновения и поддержки сообществ на основе коворкингов и бизнес-инкубаторов, в том числе развитие "мягкой" инновационной инфраструктуры |
Креативные индустрии |
7. |
Направление развития N 7 (1.ЦП1.Н7, 1.ЦП2.Н7, 1.ЦП3.Н7). Формирование инновационной культуры у населения |
Креативные индустрии |
8. |
Направление развития N 8 (1.ЦП1.Н8, 1.ЦП2.Н8, 1.ЦП3.Н8). Формирование системы финансирования проектов на всех стадиях инновационного процесса с преобладанием частных вложений |
Креативные индустрии |
9. |
Направление развития N 9 (1.ЦП1.Н9, 1.ЦП2.Н9, 1.ЦП3.Н9). Обеспечение узнаваемости и продвижение на внутренних и внешних рынках производимых инноваций по приоритетным отраслям предпринимательства |
Креативные индустрии |
10. |
Направление развития N 10 (1.ЦП1.Н10, 1.ЦП2.Н10, 1.ЦП3.Н10). Синхронизация системы образования и городских отраслевых комплексов и создание условий для развития инновационной системы в городе |
Социальная сфера и человеческий капитал (образование) |
11. |
Направление развития N 11 (1.ЦП1.Н11, 1.ЦП2.Н11, 1.ЦП3.Н11). Использование и дальнейшее развитие системы проектного управления |
Городское управление |
3.3.2.4. Развитие креативных индустрий.
Под креативными индустриями в рамках Стратегии понимаются индустрии с высокой добавленной стоимостью, основанные на использовании интеллектуального труда. Например, в креативные индустрии включаются такие направления, как профессиональная, научная и техническая деятельность (дизайн, посреднические услуги, письменный и устный перевод, оценка, консалтинг, защита информации и прочее), финансы и страхование (включая страхование, перестрахование, пенсионное страхование, а также деятельность по предоставлению финансовых услуг, деятельность, связанную с финансовыми активами, деятельность холдинговых компаний, трастов, различного рода фондов и аналогичных финансовых организаций), ИТ (создание и использование баз данных, обработка данных, деятельность веб-порталов, информационных агентств, сетевых изданий, компьютерные услуги и услуги связи, а также прочее), телекоммуникации и медиа (деятельность по предоставлению услуг телефонной связи, телерадиовещания, доступа к сети Интернет, IP-телефония и прочее) медицинские услуги и прочие отрасли, базирующиеся на креативном человеческом капитале.
Так как краеугольным камнем для формирования креативных индустрий являются люди, на первый план выходят вопросы привлечения и развития человеческого капитала. Для их решения городу необходимо соответствовать требованиям креативного (творческого) класса в трёх основных направлениях: городская среда и транспорт; деловая среда; культурно-образовательная среда.
В городской среде для креативного класса важны:
экология, здравоохранение и безопасность;
качество услуг и онлайн-порталов, мобильных сервисов;
зоны для отдыха и взаимодействия;
транспортная мобильность;
вовлечение в городское управление(88).
В деловой среде для креативного класса важны:
возможность профессионального развития в креативных индустриях;
наличие высокопроизводительных рабочих мест и профессий в сфере культуры;
наличие креативных кластеров.
В культурно-образовательной среде для креативного класса важны:
1. Система образования полного цикла (по всему спектру дисциплин и уровней).
2. Развитая культурная и досуговая жизнь.
3. Создание условий для работы, позволяющих удовлетворять культурные потребности, в том числе за счёт:
интеграции университета в жизнь города;
разработки программ дополнительного образования;
проведения выставок, ярмарок и прочих мероприятий событийного туризма.
Стратегические цели, целевые показатели и меры по их достижению в сфере креативных индустрий.
Цель Стратегии в креативных индустриях - создать лидирующие условия в РФ для развития и привлечения креативного капитала и индустрий с высокой добавленной стоимостью.
Задачи Стратегии в креативных индустриях:
создать условия для развития и привлечения "креативного" капитала в части состояния креативного сообщества (образованность, открытость, толерантность и социальная активность горожан);
создать условия для развития и привлечения "креативного" капитала в части состояния городской и экономической среды (экономическое положение, городская среда и т.д.);
создать условия для развития и привлечения "креативного" капитала в части состояния креативного бизнеса, в том числе создание инфраструктуры для развития креативных индустрий (масштаб креативной экономики и наличие креативного ресурса);
создать условия для развития и привлечения "креативного" капитала в части взаимодействия местного самоуправления и бизнеса/горожан (открытость власти, поддержка бизнеса и бюджетных сфер);
создать условия для развития и привлечения "креативного" капитала в части имиджевой привлекательности города;
создать условия для развития и привлечения "креативного" капитала за счёт улучшения качества и охвата образования всех уровней.
Выделено три индикатора, являющихся маркерами достигаемых целей и задач:
1. Место в индексе креативного капитала Calvert 22.
2. Объём отгруженной продукции предприятий креативных индустрий(89).
3. Количество созданных технопарков, медиапарков.
Интегральный показатель в креативных индустриях
Таблица N 44
N |
Показатель |
Сценарии |
Единицы измерения |
2018 |
2022 |
2025 |
2030 |
1. ЦП1 |
Место в индексе креативного капитала Calvert 22 |
Инерционный |
позиция |
8 |
7 |
6 |
5 |
Базовый |
7 |
5 |
4 |
||||
Оптимистический |
6 |
4 |
3 |
||||
1. ЦП2 |
Объём отгруженной продукции предприятий креативных индустрий |
Инерционный |
млн руб. и % |
14 192 |
108.0% |
114.5% |
126.0% |
Базовый |
116.0% |
131.5% |
160.0% |
||||
Оптимистический |
126.0% |
145.0% |
197.0% |
||||
1. ЦП3 |
Количество созданных технопарков, медиапарков |
Инерционный |
единиц |
4 |
4 |
5 |
7 |
Базовый |
5 |
6 |
8 |
||||
Оптимистический |
6 |
7 |
10 |
Источник: EY, анализ проектной команды
Флагманские проекты.
Флагманский проект N 1 (2.ЦП1.П1, 2.ЦП2.П1, 2.ЦП3.П1).
Наименование проекта.
Инфраструктура поддержки технологического предпринимательства (технопарки) и услуги для поддержки резидентов.
Описание проекта.
Создание и развитие инновационной инфраструктуры в целях формирования комфортных условий для ведения бизнеса, в том числе:
технопарков (оптимальная потребность в 4 единицах на территории города);
центра коллективного пользования производственным и научным оборудованием;
коворкингов;
центра прототипирования, инжиниринга и сертификации;
центра трансфера и коммерциализации технологий.
Оказание услуг для поддержки резидентов:
менторская поддержка;
предоставление доступа к партнёрской сети;
образовательные услуги;
поддержка в получении финансирования;
маркетинговые, ИТ, кадровые и юридические услуги.
Цели проекта:
создание подготовленных площадок для размещения потенциальных инвесторов;
создание новых бизнесов в сфере технологического предпринимательства;
развитие и поддержка цифровой экономики;
получение положительных социально-экономических и бюджетных эффектов.
Охват сфер городской деятельности.
Креативные индустрии.
Сроки реализации проекта.
2020 - 2030 годы
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта:
3.1 млрд руб. Реализация проекта за счёт внебюджетных источников с использованием механизма МЧП и средств местного бюджета города Краснодара при поддержке федеральных и краевых программ софинансирования.
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта.
Помощь в предоставлении и реконструкции помещения для проекта, внесение изменений в проект планировки территории (при необходимости), поддержка в части получения необходимой документации, помощь в подборе резидентов.
Результаты реализации проекта:
привлечение - 160 резидентов в технопарки;
новые рабочие места: 3,5 тыс. чел.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
технопарк N 1 - Центральный округ, район стадиона Кубань;
технопарк N 2 - Западный округ, район завода им. Седина;
технопарк N 3 - Прикубанский округ, район ТЦ "Красная площадь";
технопарк N 4 - Карасунский округ, район аэропорта.
Флагманский проект N 2 (2.ЦП1.П2, 2.ЦП2.П2, 2.ЦП3.П2).
Наименование проекта.
Организация медиапарков и креативных кластеров.
Описание проекта:
создание медиапарков и иных площадок, которые станут центрами развития навыков и умений в области творчества, технологий, креативных индустрий и т.п., технологически-ориентированного бизнеса, издательского и вещательного бизнеса, профессиональных услуг, а также объединят производство образовательного, познавательного, аналитического и научно-популярного контента;
ориентировочная потребность в медиапарках составляет 2 единицы на территории города.
Цели проекта:
развитие креативных индустрий и деловой активности в этой области;
развитие человеческого капитала в сфере креативных индустрий;
развитие и поддержка цифровой экономики;
получение положительных социально-экономических и бюджетных эффектов.
Охват сфер городской деятельности.
Креативные индустрии, строительство и ЖКХ
Сроки реализации проекта:
1 очередь - 2024 - 2025 годы, эксплуатация с 2026 года; в рамках первой очереди будет построено здание площадью 10 тыс. кв. м, в котором разместятся объекты креативных индустрий;
2 очередь - 2028 - 2029 годы, эксплуатация с 2030 года; 2 очередь предполагает строительство схожего объекта, но в другой части города. В здании будут располагаться помещения для работы креативных индустрий, коворкинги и рабочие студии.
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта:
Инвестиции - 2,4 млрд руб. Реализация проекта за счёт бюджетных и внебюджетных источников с использованием механизма МЧП
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта.
Помощь в предоставлении и реконструкции помещения для проекта, внесение изменений в проект планировки территории (при необходимости), поддержка в части получения необходимой документации, помощь в подборе резидентов.
Результаты реализации проекта:
привлечение 200 резидентов в медиапарки;
новые рабочие места: 2 000 чел.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
медиапарк N 1 - район ЗИП;
медиапарк N 2 - район ТЦ "Красная площадь".
Направления развития в сфере креативных индустрий
Таблица N 45
N |
Направление развития |
Сфера с подробным описанием |
1. |
Направление развития N 1 (2.ЦП1.Н1, 2.ЦП2.Н1, 2.ЦП3.Н1). CIM (City information modeling) - оцифровка городских данных |
Креативные индустрии |
2. |
Направление развития N 2 (2.ЦП1.Н2, 2.ЦП2.Н2, 2.ЦП3.Н2). Создание условий для возникновения и поддержки сообществ на основе коворкингов и бизнес-инкубаторов, в том числе развитие "мягкой" инновационной инфраструктуры |
Креативные индустрии |
3. |
Направление развития N 3 (2.ЦП1.Н3, 2.ЦП2.Н3, 2.ЦП3.Н3). Формирование инновационной культуры у населения |
Креативные индустрии |
4. |
Направление развития N 4 (2.ЦП1.Н4, 2.ЦП2.Н4, 2.ЦП3.Н4). Снижение дефицита высокопроизводительных рабочих мест. Создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов |
Креативные индустрии |
5. |
Направление развития N 5 (2.ЦП1.Н5, 2.ЦП2.Н5, 2.ЦП3.Н5). Формирование системы финансирования проектов на всех стадиях инновационного процесса с преобладанием частных вложений |
Креативные индустрии |
6. |
Направление развития N 6 (2.ЦП1.Н6, 2.ЦП2.Н6, 2.ЦП3.Н6). Обеспечение узнаваемости и продвижение на внутренних и внешних рынках производимых инноваций по приоритетным отраслям предпринимательства |
Креативные индустрии |
Отсылочные направления |
Сфера с подробным описанием |
|
7. |
Направление развития N 7 (2.ЦП1.Н7, 2.ЦП2.Н7, 2.ЦП3.Н7). Развитие и продвижение онлайн-порталов и сервисов города |
Городское управление (информационная политика) |
8. |
Направление развития N 8 (2.ЦП1.Н8, 2.ЦП2.Н8, 2.ЦП3.Н8). Формирование портфеля конкурентоспособных кластеров умной экономики |
Промышленность |
9. |
Направление развития N 9 (2.ЦП1.Н9, 2.ЦП2.Н9, 2.ЦП3.Н9). Модернизация и популяризация единого инвестиционного портала города |
Промышленность |
10. |
Направление развития N 10 (2.ЦП1.Н10, 2.ЦП2.Н10, 2.ЦП3.Н10). Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Краснодаре |
Промышленность |
11. |
Направление развития N 11 (2.ЦП1.Н11, 2.ЦП2.Н11, 2.ЦП3.Н11). Создание новых учебных заведений дополнительного образования, в том числе территориальных сетей развития, центров увлечений и центров бизнес-компетенций |
Социальная сфера и человеческий капитал (образование) |
12. |
Направление развития N 12 (2.ЦП1.Н12, 2.ЦП2.Н12, 2.ЦП3.Н12). Формирование и продвижение имиджа города Краснодара как магнита для креативного класса |
Социальная сфера и человеческий капитал (демографическая и миграционная политика) |
13. |
Направление развития N 13 (2.ЦП1.Н13, 2.ЦП2.Н13, 2.ЦП3.Н13). Синхронизация системы образования и городских отраслевых комплексов и создание условий для развития инновационной системы в городе |
Социальная сфера и человеческий капитал (образование) |
3.3.2.5. Развитие туризма.
Развитие туристического сектора в городе Краснодаре является приоритетной целью, предполагающей сокращение диспропорции между числом бизнес- и рекреационных туристов путём увеличения доли последних в общем туристическом потоке города.
Изменение
структуры туристического потока в динамике
Рисунок 88
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
Актуальные мировые тенденции развития туризма:
хюгге-туризм (дат. Hygge): экологический и культурный туризм, программа которого соответствует концепции хюгге - "счастье, полученное от маленьких дел";
бренды-коллаборации: объединение соседних регионов для развития мультибрендового туризма;
коммерческие продукты и сообщества: формирование вокруг коммерческих продуктов сообществ, которые смогут привлечь туристический поток;
инфлюенсеры и бренд-амбассадоры: формирование туристического бренда и развитие новых направлений туризма за счёт аудитории лидеров мнений;
туризм помогает развиваться слабым сферам: использование сильных сторон для привлечения турпотока, который поможет подтянуться и другим сферам городской жизни;
формирование "взгляда туриста": название города должно ассоциироваться с каким-то отличительным объектом.
Таким образом, мировая практика демонстрирует потенциальную возможность развития туризма, не связанного с посещением городских достопримечательностей или курортным отдыхом.
Стратегические цели, целевые показатели и меры по их достижению в сфере туризма
Цель Стратегии в сфере туризма - сделать город точкой туристического притяжения как для бизнеса, так и для рекреационных туристов.
Задачи Стратегии в сфере туризма:
создать условия для увеличения туристической привлекательности для рекреационных туристов;
создать условия для увеличения туристической привлекательности для бизнес-туристов.
Выделено два индикатора, являющихся маркерами прогресса в достижении поставленных целей и задач:
- Туристический поток.
- Количество отдыхающих в гостиницах и аналогичных средствах размещения.
Интегральные показатели в сфере туризма
Таблица N 46
N |
Показатель |
Сценарии |
Единицы измерения |
2018 |
2022 |
2025 |
2030 |
3. ЦП1 |
Туристический поток |
Инерционный |
млн чел. |
1.3 |
1.3 |
1.5 |
1.7 |
Базовый |
1.3 |
1.8 |
2.5 |
||||
Оптимистический |
1.5 |
2.1 |
2.8 |
||||
3. ЦП2 |
Количество отдыхающих в гостиницах и аналогичных средствах размещения |
Инерционный |
млн чел. |
0.67 |
0.67 |
0.75 |
0.87 |
Базовый |
0.7 |
0.85 |
1 |
||||
Оптимистический |
0.83 |
0.92 |
1.15 |
Источник: EY, анализ проектной команды
Флагманские проекты.
Флагманский проект N 1 (3.ЦП1.П1, 3.ЦП2.П1).
Наименование проекта.
Создание всесезонной зоны развлечений.
Описание проекта.
Создание всесезонной зоны развлечений по аналогии с Disney Land, "Сочи Парк" и т.п.
Цели проекта:
увеличение туристического потока;
развитие культурно-развлекательного сегмента города;
повышение удовлетворённости населения досуговой жизнью в городе;
повышение качества городской среды.
Охват сфер городской деятельности.
Туризм.
Сроки реализации проекта:
2021 - 2026 годы.
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта.
Инвестиции - 5,4 млрд руб.
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта:
подбор земельного участка, подходящего для создания зоны развлечений, инфраструктурное обеспечение, в том числе транспортное и коммунальное;
создание льготных условий по подготовке и оформлению земельного участка, ускорение прохождения административных процедур;
привлечение потенциальных инвесторов и партнёров для реализации проекта.
Результаты реализации проекта:
общая сумма налоговых поступлений - 3,89 млрд руб.;
новые рабочие места - 500.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
перспективная зона застройки 1500 Га
Флагманские
проекты в сфере туризма, описанные в других блоках
Таблица N 47
N |
Наименование инициативы |
Раздел с подробным описанием |
1. |
Проект N 2 (3.ЦП1.П2, 3.ЦП2.П2). Развитие территорий, переданных в собственность городу Краснодару (в части выделения городом площадки для проведения культурно-образовательных и развлекательных мероприятий регионального, федерального и международного уровней) |
Пространственное развитие (городская среда) |
2. |
Проект N 3 (3.ЦП1.П3, 3.ЦП2.П3). Формирование и развитие Краснодарского транспортного узла Южного экспортно-импортного хаба |
Торгово-транспортно-логистический комплекс |
3. |
Проект N 4 (3.ЦП1.П4, 3.ЦП2.П4). Создание единой рекреационной зоны вдоль реки Кубани |
Пространственное развитие (городская среда) |
4. |
Проект N 5 (3.ЦП1.П5, 3.ЦП2.П5). Краснодар - город транспортных возможностей (концептуальное изменение системы общественного транспорта) |
Пространственное развитие (транспорт) |
Направления развития в сфере туризма
Таблица N 48
N |
Направление развития |
Сфера с подробным описанием |
1. |
Направление развития N 1 (3.ЦП1.Н1, 3.ЦП2.Н1). Создание концепции развития туризма в городе Краснодаре |
Туризм |
2. |
Направление развития N 2 (3.ЦП1.Н2, 3.ЦП2.Н2). Модернизация единой платформы сервисов для отдыхающих и туристов "Туристско-информационный центр" |
Туризм |
3. |
Направление развития N 3 (3.ЦП1.Н3, 3.ЦП2.Н3). Создание условий для раскрытия потенциала культурных площадок |
Туризм |
4. |
Направление развития N 4 (3.ЦП1.Н4, 3.ЦП2.Н4). Организация уникального крупномасштабного ежегодного фестиваля |
Туризм |
Отсылочные направления |
Сфера с подробным описанием |
|
5. |
Направление развития N 5 (3.ЦП1.Н5), (3.ЦП2.Н5). Реконструкция и реструктуризация исторического центра города на основании разрабатываемого градостроительного регламента и брендирование исторического центра как городского округа Екатеринодар |
Строительство и ЖКХ |
6. |
Направление развития N 6 (3.ЦП1.Н6, 3.ЦП2.Н6). Формирование портфеля конкурентоспособных кластеров умной экономики |
Промышленность |
7. |
Направление развития N 7 (3.ЦП1.Н7, 3.ЦП2.Н7). Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в городе Краснодаре |
Промышленность |
8. |
Направление развития N 8 (3.ЦП1.Н8, 3.ЦП2.Н8). Водно-зелёный каркас города Краснодара |
Пространственное развитие (экология) |
9. |
Направление развития N 9 (3.ЦП1.Н9, 3.ЦП2.Н9). Проведение в городе Краснодаре международных культурных, спортивных и физкультурных мероприятий |
Социальная сфера и человеческий капитал (физическая культура) |
3.3.2.6. Развитие строительства и ЖКХ.
Формирующиеся тренды в сфере строительства:
ориентация местного самоуправления на комплексную застройку;
изменения в законодательстве, переход на полное проектное финансирование;
поставленная Правительством РФ задача по снижению ставки ипотечного кредитования(90).
Ожидаемые изменения ситуации на рынке недвижимости:
ограниченное финансирование и консолидация приведут к снижению объёмов вводимого жилья, повышению цен и сокращению рынка;
увеличение контроля банков над застройщиками;
проектное финансирование приведёт к консолидации рынка, объединению мелких и средних девелоперов в крупные;
механизм счетов-эскроу обеспечит снижение количества обманутых участников долевого строительства.
Существующие пути развития рынка жилой недвижимости:
реконструкция центральной части города;
строительство на новых городских территориях;
строительство на территории агломерации.
Условия, необходимые для сохранения и увеличения доли строительства в экономике города:
1. Привлечение представителей девелоперов в работу по корректировке Генерального плана.
2. Внесение изменений в Правила землепользования и застройки по итогам корректировки Генерального плана.
3.Усиление контроля за соблюдением застройщиками требований градостроительных нормативов и регламентов.
4. Контрольные функции муниципалитета:
градостроительный совет, принимающий решение для каждого конкретного случая;
мониторинг исполнения проектов планировки территорий;
использование механизмов МЧП для обеспечения новых районов инфраструктурными сетями;
снижение длительности административных процедур.
прочее.
В сфере коммунальной инфраструктуры для обеспечения как комфортной городской жизни, так и успешного развития отраслей экономики городу необходимо:
обновление существующих и создание новых инфраструктурных сетей (ливневая и фекальная канализация, водопроводная система и т.д.);
увеличение мощностей по энергетическому обеспечению;
устранение зацикленности электрических сетей.
Стратегические цели, целевые показатели и меры по их достижению в сфере строительства и ЖКХ.
Цель Стратегии в области строительства и ЖКХ - создать жилищные условия для обеспечения современных стандартов качества жизни, а также привлечения и развития человеческого капитала.
Задачи Стратегии в области строительства и ЖКХ:
1. Повысить доступность жилья для улучшения жилищных условий горожан.
2. Повысить качество новых проектов в области жилищного строительства с точки зрения создаваемой сопутствующей инфраструктуры и благоустройства.
3. Обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда.
4. Снизить количество аварий в сфере ЖКХ для улучшения условий проживания горожан.
5. Повысить объём мощностей городских сетей и обеспечить их функционирование на надлежащем уровне.
Выделено шесть индикаторов, являющихся маркерами достигаемых целей и задач:
1. Размер жилого фонда.
2. Ввод в действие жилых домов на территории города Краснодара.
3. Число граждан, расселённых из непригодного для проживания жилищного фонда.
4. Число расселённых м 2 аварийного жилья.
5. Количество аварий в сфере ЖКХ.
6. Прирост мощности (договорная тепловая нагрузка и максимальная электрическая нагрузка), а также:
а) суммарное потребление воды.
Интегральные показатели в сфере строительства и ЖКХ
Таблица N 49
N |
Показатель |
Сценарии |
Единицы измерения |
2018 |
2022 |
2025 |
2030 |
4.1. ЦП1 |
Размер жилого фонда |
Инерционный |
тыс. м2 |
34993 |
40384 |
46268 |
56128 |
Базовый |
41634 |
48266 |
59713 |
||||
Оптимистический |
42607 |
50133 |
62889 |
||||
4.1. ЦП2 |
Ввод в действие жилых домов на территории города Краснодара |
Инерционный |
тыс. м2 |
2020.7 |
5390.8 |
11275.4 |
21134.8 |
Базовый |
6640.9 |
13272.8 |
24720.3 |
||||
Оптимистический |
7614.5 |
15139.5 |
27896.4 |
||||
4.1. ЦП3 |
Число граждан, расселённых из непригодного для проживания жилищного фонда |
Инерционный |
чел. |
33 |
406 |
1314 |
3032 |
Базовый | |||||||
Оптимистический | |||||||
4.1. ЦП4 |
Число расселённых м2 аварийного жилья |
Инерционный |
м2 |
545 |
4760 |
14865 |
29943 |
Базовый | |||||||
Оптимистический | |||||||
4.2. ЦП1 |
Количество аварий в сфере ЖКХ |
Инерционный |
тыс. шт./год и % |
13 |
-3% |
-5% |
-7% |
Базовый |
-5% |
-10% |
-15% |
||||
Оптимистический |
-10% |
-20% |
-30% |
||||
4.2. ЦП2 |
Прирост мощности: Договорная тепловая нагрузка Максимальная электрическая нагрузка |
Инерционный |
Гкал/ч МВт |
2268977 |
2268977 |
25511000 |
31651112 |
Базовый |
22781065 |
31891153 |
39571300 |
||||
Оптимистический |
27331278 |
38261383 |
47701560 |
||||
4.2. ЦП2.1 |
Суммарное потребление воды |
Инерционный |
куб. м |
73089 |
73089 |
75274 |
78437 |
Базовый |
75395 |
77701 |
81543 |
||||
Оптимистический |
82934 |
85471 |
89697 |
Источник: EY, анализ проектной команды
Флагманские проекты.
Флагманский проект N 1 (4.2.ЦП1.П1).
Наименование проекта.
Строительство новых линий инженерной инфраструктуры
Описание проекта
Строительство 2-й очереди головного канализационного коллектора.
Протяжённость более 31 км с объёмом перспективного рынка сбыта 150 000 куб. м/сут.
Расширение системы ливневого водоотведения.
Предполагается поэтапная реализация подпроекта:
1 этап - отвод ливневых вод по ул. Российской и ул. Пригородной;
2 этап - отвод ливневых вод в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
Цели проекта:
подключение новых абонентов, повышение надёжности системы водоотведения города Краснодара на 40%;
повышение эффективности использования городских ресурсов в области ЖКХ и природопользования;
повышение качества и удобства услуг ЖКХ для граждан;
снижение нагрузки на существующие коллекторы.
Охват сфер городской деятельности:
Строительство и ЖКХ.
Сроки и реализация проекта:
оформление земельно-правовой документации, прохождение государственной экспертизы, корректировка проектной документации: 2019 - 2020 годы;
заключение концессионного соглашения, получение разрешения на строительство: 2020 - 2021 годы;
строительство: 2021 - 2026 годы;
ввод в эксплуатацию: 2026 год.
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта:
18,9 млрд руб.
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта:
Предполагаемое софинансирование строительства объекта из бюджета. Поиск и привлечение стратегического или финансового инвестора.
Результаты реализации проекта:
кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30% за счёт строительства современной канализационной системы;
улучшение экологической обстановки за счёт применения всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;
экологическое оздоровление водных объектов.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
расширение системы ливневого водоотведения - Прикубанский внутригородской округ;
строительство 2-й очереди головного канализационного коллектора - Западный, Прикубанский и Центральный внутригородские округа.
Флагманские
проекты в области строительства и ЖКХ, описанные в других блоках
Таблица N 50
N |
Наименование инициативы |
Раздел с подробным описанием |
1. |
Проект N 2 (4.1.ЦП1.П2, 4.1.ЦП2.П2, 4.1.ЦП3.П2, 4.1.ЦП4.П2, 4.2.ЦП2.П2, 4.2.ЦП1.П2, 4.2.ЦП2.П2). Развитие территорий, переданных в собственность городу Краснодару |
Пространственное развитие (городская среда) |
2. |
Проект N 3. (4.1.ЦП1.П3, 4.1.ЦП2.П3, 4.1.ЦП3.П3, 4.1.ЦП4.П3, 4.2.ЦП2.П3, 4.2.ЦП1.П3) Строительство двух заводов по мусоропереработке |
Пространственное развитие (городская среда) |
Направления развития.
Направления развития в сфере строительства и ЖКХ
Таблица N 51
N |
Направление развития |
Сфера с подробным описанием |
1. |
Направление развития N 1 (4.1.ЦП1.Н1, 4.1.ЦП2.Н1, 4.1.ЦП3.Н1, 4.1.ЦП4.Н1). Оптимизация сотрудничества администрации муниципального образования город Краснодар и застройщиков |
Строительство и ЖКХ |
2. |
Направление развития N 2 (4.2.ЦП1.Н2, 4.2.ЦП2.Н2). Обновление инженерной инфраструктуры города и повышение требований к энергетическим компаниям |
Строительство и ЖКХ |
3. |
Направление развития N 3 (4.1.ЦП1.Н3, 4.1.ЦП2.Н3, 4.1.ЦП3.Н3, 4.1.ЦП4.Н3, 4.2.ЦП1.Н3, 4.2.ЦП2.Н3). Реконструкция и реструктуризация исторического центра города на основании разрабатываемого градостроительного регламента и брендирование исторического центра как городского округа Екатеринодар |
Строительство и ЖКХ |
4. |
Направление развития N 4 (4.2.ЦП1.Н4, 4.2.ЦП2.Н4). Создание единой платформы городского управления ЖКХ |
Строительство и ЖКХ |
5. |
Направление развития N 5 (4.2.ЦП1.Н5, 4.2.ЦП2.Н5). Создание приютов для бездомных животных |
Строительство и ЖКХ |
Отсылочные направления |
Сфера с подробным описанием |
|
6. |
Направление развития N 6 (4.1.ЦП1.Н6, 4.1.ЦП2.Н6, 4.1.ЦП3.Н6, 4.1.ЦП4.Н6, 4.2.ЦП1.Н6, 4.2.ЦП2.Н6). CIM (City information modeling) - городская информационная модель |
Креативные индустрии |
7. |
Направление развития N 7 (4.1.ЦП1.Н7, 4.1.ЦП2.Н7, 4.1.ЦП3.Н7, 4.1.ЦП4.Н7). Аудит использования земельных участков |
Промышленность |
3.3.2.7. Развитие торгово-транспортно-логистического комплекса.
Расположение города Краснодара оптимально для размещения объектов транспортной инфраструктуры. Перспективность создания крупного логистического хаба на территории города Краснодара определяется рядом факторов, таких как:
центральное расположение в регионе на пересечении автомобильных и железных дорог (транспортных коридоров);
субсидирование автомобильного (100%) и железнодорожного тарифа (50%) через Российский экспортный центр, экономическое преимущество железнодорожной логистики по сравнению с морским транспортом;
в непосредственной близости расположены крупные производственные площадки (Тимашевск, Темрюк, Армавир);
город Краснодар имеет прямой доступ к каналам сбыта - аэропортам, морским портам;
через железнодорожную сеть, проходящую через город, имеется удобный выход на международные транспортные коридоры:
а) через ответвление TSR6 - на МТК "Транссиб", через порт Оля - на МТК "Восток-Запад" и "Новый шёлковый путь";
б) альтернативный железнодорожный маршрут через ст. Кавказскую, Азербайджан и Иран к Персидскому заливу и Индийскому океану (МТК "Север-Юг").
В связи с этим, в рамках торгово-транспортно-логистического комплекса (ТТЛК) будет модернизирован аэровокзальный комплекс международного аэропорта "Краснодар" и приаэропортовой территории.
Стратегические цели, целевые показатели и меры по их достижению в части ТТЛК.
Цель Стратегии в части ТТЛК - усиление позиции города Краснодара как крупного центра торговли и логистики на Юге РФ с транспортировкой как на внутренние, так и на зарубежные рынки.
Задачи Стратегии в части ТТЛК:
стимулировать развитие новых производственных мощностей с целью формирования дополнительной товарной базы и расширения розничной торговли;
модернизировать и развить транспортно-логистическую инфраструктуру города Краснодара;
повысить мощности пунктов пассажирских перевозок в городе Краснодаре.
Выделено четыре индикатора, являющихся маркерами достигаемых целей и задач:
1. Оборот розничной торговли;
2. Пассажиропоток аэропорта города Краснодара им. Екатерины II;
3. Арендопригодная площадь логистических центров класса А на территории города;
4. Автомобильный и авиационный грузопоток.
Интегральные показатели в ТТЛК
Таблица N 52
N |
Показатель |
Сценарии |
Единицы измерения |
2018 |
2022 |
2025 |
2030 |
5. ЦП1 |
Оборот розничной торговли |
Инерционный |
млрд руб. и % |
511 |
125.3% |
151.9% |
188.9% |
Базовый |
126.9% |
154.1% |
205.6% |
||||
Оптимистический |
128.5% |
156.6% |
214.1% |
||||
5. ЦП2 |
Пассажиропоток аэропорта города Краснодара им. Екатерины II |
Инерционный |
млн чел./год |
4.1 |
4.3 |
4.7 |
5.4 |
Базовый |
5.5 |
6.2 |
7.4 |
||||
Оптимистический |
6 |
6.8 |
8.2 |
||||
5. ЦП3 |
Арендопригодная площадь логистических центров класса А на территории города |
Инерционный |
тыс. м2 |
159.7 |
161 |
255 |
262 |
Базовый |
177 |
280 |
288 |
||||
Оптимистический |
190 |
300 |
309 |
||||
5. ЦП4 |
Автомобильный и авиационный грузопоток |
Инерционный |
тыс. тонн |
12506 |
12928 |
13815 |
15479 |
Базовый |
13609 |
14542 |
16294 |
||||
Оптимистический |
14970 |
15996 |
17923 |
Источник: EY, анализ проектной команды
Флагманские проекты.
Флагманский проект N 1 (5.ЦП1.П1, 5.ЦП2.П1, 5.ЦП3.П1, 5.ЦП4.П1).
Наименование проекта.
Формирование и развитие Краснодарского транспортного узла Южного экспортно-импортного хаба.
Описание проекта.
Создание мультимодального грузопассажирского транспортного узла и территории развития площадью 2 600 га в городе Краснодаре, являющегося элементом "Южного экспортно-импортного хаба":
1. Транспортно-пересадочный узел:
пассажирский авиатерминал;
железнодорожный и автобусный терминал, парковки для личных автомобилей;
объекты коммерческой инфраструктуры.
2. Грузовой терминал.
3. Логистическая деревня и индустриальный парк.
4. Общественно-деловая зона и выставочные центры.
Цели проекта:
увеличение мобильности населения;
повышение скорости и качества обслуживания пассажиров и грузов;
получение положительных социально-экономических и бюджетных эффектов.
Охват сфер городской деятельности:
ТТЛК, промышленность, туризм.
Сроки реализации проекта:
аэровокзальный комплекс - 2022 год;
транспортно-пересадочный узел - 2022 год;
индустриальная и логистическая недвижимость: 2022 - 2029 годы;
общественно-деловая застройка - 2025 год.
Источники финансирования и необходимые ресурсы для реализации проекта:
99,2 млрд руб., основной инвестор - "Базэл Аэро".
Предполагаемая роль муниципалитета в реализации проекта.
Помощь в предоставлении земельного участка для реализации проекта краснодарского аэропорта, внесение изменений в Генеральный план города Краснодара, информационное содействие, поиск инвесторов и резидентов для перспективных логистических комплексов и индустриального парка на приаэропортовой территории. Оказание содействия в инфраструктурном обеспечении.
Результаты реализации проекта:
увеличение мобильности населения на 10 -15%;
повышение скорости и качества обслуживания пассажиров и грузов на 15 - 20%;
новые рабочие места: 42 тыс. чел.
Территориальное расположение проекта в городе Краснодаре:
территория существующего аэропорта.
Схема реализации проекта
Рисунок 89
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
Схема расположения "Южного экспортного-импортного хаба"
Рисунок 90
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
Флагманский проект в ТТЛК,
описанный в другом блоке: (5.ЦП1.П2, 5.ЦП2.П2, 5.ЦП3.П2, 5.ЦП4.П2)
Создание индустриальных парков на территории города Краснодара.
Подробное описание проекта приведено в разделе "Промышленность".
3.3.2.8. Развитие предпринимательства.
Стратегические цели,
целевые показатели и меры по их достижению в рамках направления "Предпринимательство".
Цель Стратегии в сфере предпринимательства - повысить вклад МСП в экономику города за счёт формирования условий для развития существующих и создания новых субъектов МСП.
Задача Стратегии в сфере предпринимательства - сформировать условия для развития существующих и создания новых субъектов МСП как за счёт усиления поддержки и развития взаимодействия с местным самоуправлением, так и за счёт развития общегородской инфраструктуры.
Выделено три индикатора, являющихся маркерами достигаемых целей и задач:
1. Доля населения, занятого в малом предпринимательстве в численности населения, занятого в экономике.
2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Доля оборота субъектов малого предпринимательства в общем обороте всех хозяйствующих субъектов.
Интегральные
показатели в сфере предпринимательства
Таблица N 53
N |
Показатель |
Сценарии |
Единицы измерения |
2018 |
2022 |
2025 |
2030 |
6. ЦП1 |
Доля населения, занятого в малом предпринимательстве в численности населения, занятого в экономике |
Инерционный |
% |
37 |
37 |
38 |
39 |
Базовый |
38 |
41 |
48 |
||||
Оптимистический |
39 |
43 |
51 |
||||
6. ЦП2 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства |
Инерционный |
единицы |
83847 |
84943 |
87601 |
93121 |
Базовый |
87491 |
90229 |
95914 |
||||
Оптимистический |
91738 |
94609 |
100570 |
||||
6. ЦП3 |
Доля оборота субъектов малого предпринимательства в общем обороте всех хозяйствующих субъектов |
Инерционный |
% |
37,3 |
37.75 |
38.25 |
38.75 |
Базовый |
38 |
39.25 |
40 |
||||
Оптимистический |
38.5 |
40 |
41 |
Направления развития.
Направления развития в сфере предпринимательства
Таблица N 54
N |
Направление развития |
Сфера с подробным описанием |
1. |
Направление развития N 1 (6.ЦП1.Н1, 6.ЦП2.Н1, 6.ЦП3.Н1). Упрощение доступа МСП к инженерной инфраструктуре |
Предпринимательство |
2. |
Направление развития N 2 (6.ЦП1.Н2, 6.ЦП2.Н2, 6.ЦП3.Н2). Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства |
Предпринимательство |
Отсылочные направления |
Сфера с подробным описанием |
|
3. |
Направление развития N 3 (6.ЦП1.Н3, 6.ЦП2.Н3, 6.ЦП3.Н3). Формирование портфеля конкурентоспособных кластеров умной экономики |
Промышленность |
4. |
Направление развития N 4 (6.ЦП1.Н4, 6.ЦП2.Н4, 6.ЦП3.Н4). Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Краснодаре |
Промышленность |
5. |
Направление развития N 5 (6.ЦП1.Н5, 6.ЦП2.Н5, 6.ЦП3.Н5). Модернизация и популяризация единого инвестиционного портала города |
Промышленность |
6. |
Направление развития N 6 (6.ЦП1.Н6, 6.ЦП2.Н6, 6.ЦП3.Н6). Формирование системы финансирования проектов на всех стадиях инновационного процесса с преобладанием частных вложений |
Креативные индустрии |
7. |
Направление развития N 7 (6.ЦП1.Н7, 6.ЦП2.Н7, 6.ЦП3.Н7). Обеспечение узнаваемости и продвижение на внутренних и внешних рынках производимых инноваций по приоритетным отраслям предпринимательства |
Креативные индустрии |
8. |
Направление развития N 8 (6.ЦП1.Н8, 6.ЦП2.Н8, 6.ЦП3.Н8). Реконструкция и реструктуризация исторического центра города на основании разрабатываемого градостроительного регламента и брендирование исторического центра как городского округа Екатеринодар |
Туризм |
9. |
Направление развития N 9 (6.ЦП1.Н9, 6.ЦП2.Н9, 6.ЦП3.Н9). Синхронизация системы образования и городских отраслевых комплексов и создание условий для развития инновационной системы в городе |
Социальная сфера и человеческий капитал (образование) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.