Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2.2.
Диагностика набора базовых индикаторов в сравнении со схожими по социально-экономическим характеристикам российскими и зарубежными городами
Сравнительный анализ включал в себя три этапа:
1 этап. Рассмотрение 1 063 российских и зарубежных города с численностью населения свыше 500 тыс. чел. с точки зрения соответствия определённым базовым признакам отбора, в результате чего сформирован перечень из 23 городов.
2 этап. Исследование отобранных 23 городов на предмет сопоставимости с городом Краснодаром по важнейшим социально-экономическим показателям и составление списка из 5 городов для последующего детального анализа.
3 этап. Детальный сравнительный анализ 5 сопоставимых городов с целью идентификации того, какие факторы стимулируют, а какие сдерживают развитие города Краснодара.
Многоступенчатый
подход к формированию перечня городов для бенчмаркинга
Рисунок 1
Графический объект не приводится
Критерий N 1.
Динамика численности населения.
Анализ показал лидерство города Краснодара по темпам прироста населения как в относительном (+ 10,9%), так и в абсолютном выражении (97 тыс. чел.) за анализируемый период (2013 - 2017 годы). В то же время город уступает по численности населения всем городам, выбранным для детального анализа, за исключением Загреба.
Динамика численности населения
Рисунок 2
Графический объект не приводится
Критерий N 2.
Доходы бюджета.
В анализируемом периоде (2013 - 2017 годы) город Краснодар и город Ростов-на-Дону заняли лидирующие позиции среди рассматриваемых российских городов как по доходам бюджета на душу населения, так и по их совокупному приросту.
Динамика
доходов бюджета на душу населения в сравнении с рассматриваемыми российскими городами
Рисунок 3
Графический объект не приводится
В сравнении с зарубежными городами в городе Краснодаре прирост доходов бюджета на душу населения в анализируемом периоде сопоставим с городом Загребом и даже опережает город Тель-Авив, однако сами эти доходы в данных городах в 2017 году были выше в 2,7 и 5,0 раза соответственно.
Динамика
доходов бюджета на душу населения в сравнении с рассматриваемыми зарубежными городами
Рисунок 4
Графический объект не приводится
Критерий N 3.
Инвестиции в основной капитал.
В 2017 году в городе Краснодаре объём инвестиций в основной капитал на душу населения по отношению к 2013 году сократился, что объясняется эффектом высокой базы. Аналогичный процесс наблюдается в городе Казани. В промышленных центрах: Ростове-на-Дону и Уфе отмечается прирост этого показателя в 2017 году по отношению к уровню 2013 года.
Динамика
объёма инвестиций на душу населения в сравнении с рассматриваемыми российскими городами
Рисунок 5
Графический объект не приводится
Критерий N 4.
Продолжительность жизни.
Продолжительность жизни жителей города Краснодара выше, чем в российских городах, отобранных для сравнительного анализа, но ниже, чем в зарубежных сопоставимых городах. Однако в перспективе этот положительный фактор может нести с собой и риски - стареющее население при низких показателях его воспроизводства увеличивает нагрузку на социальную сферу и снижает среднюю производительность труда.
Средняя продолжительность жизни
Рисунок 6
Графический объект не приводится
В Краснодарском крае впервые за 20 лет достигнут исторический минимум по общей смертности, средняя продолжительность жизни местных жителей в 2018 году составила 73,85 года, а в 2019 году прогнозируется на уровне 74,2 года.
С 2010 года продолжительность жизни в Краснодарском крае выросла на 3 года - с 70,95 до 73,85. Это выше, чем в среднем по стране. Вместе с тем, перед Россией в целом и перед Кубанью в частности стоит задача к 2030 году войти в число стран, где продолжительность жизни составляет более 80 лет.
Продолжительность жизни населения Краснодарского края, лет
Рисунок 7
Графический объект не приводится
Примечание: www.krsdstat.gks.ru.
Критерий N 5.
Структурные доминанты.
Структура экономики города Краснодара не имеет аналогов среди анализируемых российских и зарубежных городов. По превышающей 45% совокупной доле в экономике сферы торговли и услуг город Краснодар ближе всего к Загребу, где этот показатель составляет более 50%. В Ростове-на-Дону и Казани преобладает промышленность.
Критерий N 6.
Индекс уровня жизни.
Проведённый анализ мнения жителей города Краснодара показал низкие оценки качества медицинского обслуживания, состояния дорог, работы ГИБДД и городских властей - по всем перечисленным показателям город уступает городам Казани и Уфе, но имеет преимущество перед Ростовом-на-Дону.
Оценка качества жизни в 2017 году
Таблица N 1
N |
Наименование показателя |
Краснодар |
Казань |
Ростов-на-Дону |
Уфа |
1. |
Качество медицинского обслуживания |
67 |
94 |
52 |
82 |
2. |
Состояние дорог, дорожного хозяйства и работа ГИБДД |
59 |
89 |
33 |
65 |
3. |
Культура и образование |
85 |
90 |
66 |
85 |
4. |
Состояние жилого фонда, работа ЖКХ, жилищное строительство и благоустройство города |
91 |
78 |
47 |
73 |
5. |
Работа городских властей |
46 |
54 |
33 |
51 |
6. |
Миграционные настроения (2) |
85 |
92 |
65 |
71 |
7. |
Интегральный индекс |
80 |
93 |
54 |
79 |
Примечание: данные Финансового университета при Правительстве РФ.
В мировом рейтинге лучших городов для жизни, составленном международной консалтинговой компанией Mercer в 2016 году, хорватский Загреб занимал 98 место из 230 городов, (3) израильский Тель-Авив - 104 место. Город Краснодар в глобальных рейтингах не представлен, поэтому произвести точный бенчмаркинг городов по данному критерию не представляется возможным. О более низкой предположительной позиции города Краснодара относительно зарубежных конкурентов можно судить по положению в данном рейтинге городов Москвы (167 место) и Санкт-Петербурга (174 место) - в соответствии с интегральным индексом качества жизни город Краснодар в период с 2014 по 2017 годы (4) входил в пятёрку лучших городов России наравне с ними.
Таким образом, в сравнении с сопоставимыми российскими городами доля промышленного производства в структуре экономики города Краснодара ниже (порядка 40%). Развитие промышленности города по модели города Ростова-на-Дону, демонстрирующего высокую долю промышленного производства (50%), ограничивается:
недостаточными инфраструктурными коммуникациями;
сложностями эффективной организации логистики;
отсутствием системы подготовки соответствующих кадров.
Это означает, что развитие промышленного кластера скорее возможно на территориях городской агломерации ввиду следующих факторов:
нет территориальных ограничений;
наличие избыточной рабочей силы из агломерации;
улучшение логистики за счёт локализации предприятий вблизи федеральных и региональных транспортных магистралей;
содействие реализации концепции полицентрического развития.
Доля торговли и услуг в экономике города Краснодара - свыше 45%, что близко к показателю Загреба (50%). С точки зрения использования опыта данного города для города Краснодара важным является интенсивное развитие туризма при сопоставимых климатических характеристиках и отсутствии выхода к морю. Загреб активно развивает один из сегментов событийного туризма - фестивальный туризм - и проводит порядка 10 крупных мероприятий ежегодно.
Интенсивно развивается туризм и в городе Казани (туристический поток в 2 раза превышает краснодарский). Несмотря на несопоставимость объектов туристического показа, опыт Казани для города Краснодара можно использовать в части развития событийного туризма (спортивный, гастрономический, фестивальный), а также создания закольцованного экскурсионного веломаршрута.
Возможно создание по примеру городов Казани (5) и Тель-Авива (6) инновационного сектора экономики и формирование креативного кластера, основанных на интеллектуальной деятельности. Необходимое условие роста креативного капитала - высокое качество жизни в городе.
В результате проведённого сравнительного анализа можно сделать вывод о высокой конкурентоспособности города Краснодара на национальном уровне и его большом потенциале на глобальном. Возможностью для укрепления позиций среди зарубежных городов является проект "Формирование и развитие Краснодарского транспортного узла Южного экспортно-импортного хаба".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.