Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 3.2.
Подход к формированию основных направлений развития и стратегических приоритетов города Краснодара
3.2.1. Приоритетные сферы развития города.
На основе проведённой диагностики экономических комплексов и сфер городской жизни города Краснодара (раздел II) выделено 9 приоритетных сфер развития, которые сформированы путём логической группировки взаимосвязанных отраслевых комплексов/сфер городской жизни. Такие проекты, как Smart city и "Агломерация", охватывают все сферы развития и являются структурообразующими, в то время как остальные могут затрагивать лишь несколько областей.
Соотношение
приоритетных сфер развития города Краснодара и структурообразующих проектов
Рисунок 78
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
В таблице N 39 представлена структура формирования приоритетных сфер развития города Краснодара, где отражены:
отраслевые комплексы и сферы городской жизни, рассмотренные в рамках диагностики;
приоритетные сферы развития города, сформированные путём логической группировки взаимосвязанных отраслевых комплексов / сфер городской жизни, рассмотренных в ходе диагностики;
подразделы сфер развития.
Структура
формирования приоритетных сфер развития города Краснодара
Таблица N 39
N |
Диагностируемые отраслевые комплексы / сферы городской жизни |
Сфера развития |
Подразделы сферы развития |
1. |
Промышленность Институциональная сфера Инвестиции и финансовая система |
Промышленность |
- |
2. |
Интеллектуальный, инновационный и информационно-коммуникационный потенциал Образование |
Креативные индустрии |
- |
3. |
Курортно-туристский комплекс |
Туризм |
- |
4. |
Строительство Жилищная сфера Жилищно-коммунальное хозяйство |
Строительство и ЖКХ |
Строительство ЖКХ |
5. |
Розничная торговля Оптовая торговля Общественное питание Платные услуги Транспортный комплекс |
Торгово-транспортно-логистический комплекс |
- |
6. |
Институциональная сфера Инвестиции и финансовая система |
Предпринимательство |
- |
7. |
Регуляторная и контрольно- надзорная деятельность |
Городское управление |
Муниципальное управления Информационная политика |
8. |
Демографическая ситуация и параметры уровня и динамики развития человеческого капитала |
Социальная сфера и человеческий капитал |
Образование Здравоохранение Культура Физическая культура Демографическая и миграционная ситуация Безопасность |
9. |
Территориальное зонирование и сложившаяся система градостроительного планирования Диагностика пространственного развития Экологическая ситуация Природно-ресурсный потенциал и факторы его устойчивого развития |
Пространственное развитие |
Городская среда Экология Транспорт |
Для каждой сферы развития города сформулированы цели и интегральные показатели по срокам реализации стратегии: до 2022, 2025 и 2030 годов.
3.2.2. Формулирование стратегических приоритетов, целей и задач по системе SMART.
Для каждой сферы развития определены цели и интегральные показатели, достижение которых осуществимо посредством реализации следующих инициатив:
флагманских проектов, запускающих маховик развития экономики или существенно улучшающих жизнь горожан;
направлений развития.
Концептуальная
схема формулирования стратегических целей для сфер развития города
Рисунок 79
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
Сфера применения представляет собой область городского развития, испытывающую социальные или экономические проблемы, решение которых может быть достигнуто путём реализации приведённых в настоящей Стратегии инициатив. После определения приоритетных направлений и анализа основных проблем развития сформированы цели, на которые должен ориентироваться муниципалитет. Для достижения цели выделяются целевые показатели (индикаторы), с помощью которых будет происходить оценка эффективности Стратегии развития города. Достижение данных целей и индикаторов будет происходить в рамках реализации флагманских проектов (П.1, П.2, П.3) и направлений развития (Н.1, Н.2, Н.3).
Цели
и целевые показатели Стратегии города Краснодара
Таблица N 40
N |
Наименование сферы, цели, целевого показателя |
Наименование показателя |
Сценарий |
Размерность |
База |
I этап (2022) |
II этап (2025) |
III этап (2030) |
1. |
Сфера развития |
Промышленность |
||||||
1. Ц1 |
Цель стратегии |
Повысить вклад промышленности (как индустрии с высокой добавленной стоимостью) в экономику города за счёт развития современных высокотехнологичных индустрий |
||||||
1. ЦП1 |
Целевой показатель |
Объём отгруженной продукции промышленности |
Инерционный |
млрд руб. и % |
265 |
116.8% |
142.4% |
186.2% |
Базовый |
119.7% |
149.6% |
201.7% |
|||||
Оптимистический |
125.2% |
159.7% |
224.1% |
|||||
1. ЦП2 |
Целевой показатель |
Объём отгруженной продукции промышленности по крупным и средним предприятиям |
Инерционный |
млрд руб. и % |
176.9 |
116.4% |
140.6% |
183.9% |
Базовый |
119.3% |
147.7% |
198.9% |
|||||
Оптимистический |
124.8% |
157.7% |
220.6% |
|||||
1. ЦП2.1 |
Субцелевой показатель |
Объём отгруженной продукции обрабатывающих производств |
Инерционный |
млрд руб. и % |
85.3 |
112.0% |
141.3% |
190.1% |
Базовый |
114.9% |
147.4% |
205.0% |
|||||
Оптимистический |
121.9% |
159.4% |
230.9% |
|||||
1. ЦП2.2 |
Субцелевой показатель |
Объём отгруженной продукции в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
Инерционный |
83.5 |
120.0% |
141.3% |
176.3% |
|
Базовый |
122.9% |
147.2% |
190.8% |
|||||
Оптимистический |
127.1% |
155.6% |
208.3% |
|||||
1. ЦП2.3 |
Субцелевой показатель |
Объём отгруженной продукции в сфере водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
Инерционный |
7.6 |
118.3% |
140.2% |
190.3% |
|
Базовый |
123.2% |
150.0% |
211.0% |
|||||
Оптимистический |
126.0% |
156.1% |
233.7% |
|||||
1. ЦП3 |
Целевой показатель |
Площадь индустриальных парков, занятая резидентами |
Инерционный |
га |
78.6 |
90.6 |
219 |
226.7 |
Базовый |
100.7 |
243.3 |
251.9 |
|||||
Оптимистический |
110.8 |
267.6 |
277.1 |
|||||
2. |
Сфера развития |
Креативные индустрии |
||||||
2. Ц1 |
Цель стратегии |
Создать лидирующие условия в РФ для развития и привлечения креативного капитала и индустрий с высокой добавленной стоимостью |
||||||
2. ЦП1 |
Целевой показатель |
Место в индексе креативного капитала Calvert 22 |
Инерционный |
место |
8 |
7 |
6 |
5 |
Базовый |
7 |
5 |
4 |
|||||
Оптимистический |
6 |
4 |
3 |
|||||
2. ЦП2 |
Целевой показатель |
Объём отгруженной продукции предприятий креативных индустрий |
Инерционный |
млн руб. и % |
14 192 |
108.0% |
114.5% |
126.0% |
Базовый |
116.0% |
131.5% |
160.0% |
|||||
Оптимистический |
126.0% |
145.0% |
197.0% |
|||||
2. ЦП3 |
Целевой показатель |
Количество созданных технопарков, медиапарков |
Инерционный |
единиц |
4 |
4 |
5 |
7 |
Базовый |
5 |
6 |
8 |
|||||
Оптимистический |
6 |
7 |
10 |
|||||
3. |
Сфера развития |
Туризм |
||||||
3. Ц1 |
Цель стратегии |
Сделать город точкой туристического притяжения как для бизнеса, так и для рекреационных туристов |
||||||
3. ЦП1 |
Целевой показатель |
Туристический поток |
Инерционный |
млн чел. |
1.3 |
1.3 |
1.5 |
1.7 |
Базовый |
1.3 |
1.8 |
2.5 |
|||||
Оптимистический |
1.5 |
2.1 |
2.8 |
|||||
3. ЦП2 |
Целевой показатель |
Количество отдыхающих в гостиницах и аналогичных средствах размещения |
Инерционный |
млн чел. |
0.67 |
0.67 |
0.75 |
0.87 |
Базовый |
0.7 |
0.85 |
1 |
|||||
Оптимистический |
0.83 |
0.92 |
1.15 |
|||||
4. |
Сфера развития |
Строительство и ЖКХ |
||||||
4.1. |
Подраздел |
Строительство |
||||||
4.1. Ц1 |
Цель стратегии |
Создать жилищные условия для обеспечения современных стандартов качества жизни, а также привлечения и развития человеческого капитала |
||||||
4.1. ЦП1 |
Целевой показатель |
Размер жилого фонда |
Инерционный |
тыс. м2 |
34993 |
40384 |
46268 |
56128 |
Базовый |
41634 |
48266 |
59713 |
|||||
Оптимистический |
42607 |
50133 |
62889 |
|||||
4.1. ЦП2 |
Целевой показатель |
Ввод в действие жилых домов на территории города Краснодара |
Инерционный |
тыс. м2 |
2020.7 |
5390.8 |
11275.4 |
21134.8 |
Базовый |
6640.9 |
13272.8 |
24720.3 |
|||||
Оптимистический |
7614.5 |
15139.5 |
27896.4 |
|||||
4.1. ЦП3 |
Целевой показатель |
Число граждан, расселённых из непригодного для проживания жилищного фонда |
Инерционный |
чел. |
33 |
406 |
1314 |
3032 |
Базовый | ||||||||
Оптимистический | ||||||||
4.1. ЦП4 |
Целевой показатель |
Число расселённых м2 аварийного жилья |
Инерционный |
м2 |
545 |
4760 |
14865 |
29943 |
Базовый | ||||||||
Оптимистический | ||||||||
4.2. |
Подраздел |
ЖКХ |
||||||
4.2. Ц1 |
Цель стратегии |
Создать жилищные условия для обеспечения современных стандартов качества жизни, а также привлечения и развития человеческого капитала |
||||||
4.2. ЦП1 |
Целевой показатель |
Количество аварий в сфере ЖКХ |
Инерционный |
тыс. шт./год и % |
13 |
-3% |
-5% |
-7% |
Базовый |
-5% |
-10% |
-15% |
|||||
Оптимистический |
-10% |
-20% |
-30% |
|||||
4.2. ЦП2 |
Целевой показатель |
Прирост мощности: Договорная тепловая нагрузка Максимальная электрическая нагрузка |
Инерционный |
гкал/ч МВт |
2268 977 |
2268 977 |
2551 1000 |
3165 1112 |
Базовый |
2278 1065 |
3189 1153 |
3957 1300 |
|||||
Оптимистический |
2733 1278 |
3826 1383 |
4770 1560 |
|||||
4.2. ЦП2.1 |
Субцелевой показатель |
Суммарное потребление воды |
Инерционный |
м3 |
73089 |
73089 |
75274 |
78437 |
Базовый |
75395 |
77701 |
81543 |
|||||
Оптимистический |
82934 |
85471 |
89697 |
|||||
5. |
Сфера развития |
Торгово-транспортно-логистический комплекс |
||||||
5. Ц1 |
Цель стратегии |
Усиление позиции города Краснодара как крупного центра торговли и логистики на Юге РФ с транспортировкой как на внутренние, так и на зарубежные рынки |
||||||
5. ЦП1 |
Целевой показатель |
Оборот розничной торговли |
Инерционный |
млрд руб. и % |
511 |
125.3% |
151.9% |
188.9% |
Базовый |
126.9% |
154.1% |
205.6% |
|||||
Оптимистический |
128.5% |
156.6% |
214.1% |
|||||
5. ЦП2 |
Целевой показатель |
Пассажиропоток аэропорта города Краснодара им. Екатерины II |
Инерционный |
млн чел./ год |
4.1 |
4.3 |
4.7 |
5.4 |
Базовый |
5.5 |
6.2 |
7.4 |
|||||
Оптимистический |
6 |
6.8 |
8.2 |
|||||
5. ЦП3 |
Целевой показатель |
Арендопригодная площадь логистических центров класса А на территории города |
Инерционный |
тыс. м2 |
159.7 |
161 |
255 |
262 |
Базовый |
177 |
280 |
288 |
|||||
Оптимистический |
190 |
300 |
309 |
|||||
5. ЦП4 |
Целевой показатель |
Автомобильный и авиационный грузопоток |
Инерционный |
тыс. тонн |
12506 |
12928 |
13815 |
15479 |
Базовый |
13609 |
14542 |
16294 |
|||||
Оптимистический |
14970 |
15996 |
17923 |
|||||
6. |
Сфера развития |
Предпринимательство |
||||||
6. Ц1 |
Цель стратегии |
Повысить вклад МСП в экономику города за счёт формирования условий для развития существующих и создания новых субъектов МСП |
||||||
6. ЦП1 |
Целевой показатель |
Доля населения, занятого в малом предпринимательстве в численности населения, занятого в экономике |
Инерционный |
% |
37 |
37 |
38 |
39 |
Базовый |
38 |
41 |
48 |
|||||
Оптимистический |
39 |
43 |
51 |
|||||
6. ЦП2 |
Целевой показатель |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства |
Инерционный |
единицы |
83847 |
84943 |
87601 |
93121 |
Базовый |
87491 |
90229 |
95914 |
|||||
Оптимистический |
91738 |
94609 |
100570 |
|||||
6. ЦП3 |
Целевой показатель |
Доля оборота субъектов малого предпринимательства в общем обороте всех хозяйствующих субъектов |
Инерционный |
% |
37.3 |
37.75 |
38.25 |
38.75 |
Базовый |
38 |
39.25 |
40 |
|||||
Оптимистический |
38.5 |
40 |
41 |
|||||
7. |
Сфера развития |
Городское управление |
||||||
7.1. |
Подраздел |
Муниципальное управление |
||||||
7.1. Ц1 |
Цель стратегии |
Создать эффективную модель местного самоуправления города Краснодара на основе максимального вовлечения и консолидации общества для решения вопросов местного значения и организации партнёрских отношений между органами местного самоуправления города Краснодара и заинтересованными участниками |
||||||
7.1. ЦП1 |
Целевой показатель |
Количество проектов, реализованных с использованием всех форм муниципально-частного партнёрства |
Инерционный |
единицы |
10 |
10 |
13 |
17 |
Базовый |
12 |
17 |
25 |
|||||
Оптимистический |
16 |
24 |
34 |
|||||
7.2. |
Подраздел |
Информационная политика |
||||||
7.2. Ц1 |
Цель стратегии |
Сформировать единое информационное пространство для развития экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества на территории города Краснодара и обеспечение доступности информации о работе органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Краснодара |
||||||
7.2. ЦП1 |
Целевой показатель |
Доля населения города, использующая государственные и муниципальные цифровые online платформы по предоставлению муниципальных услуг |
Инерционный |
% |
1.3 |
10 |
15 |
25 |
Базовый |
15 |
20 |
30 |
|||||
Оптимистический |
20 |
25 |
35 |
|||||
7.2. ЦП2 |
Целевой показатель |
Доля муниципальных информационных систем, предоставляющих сведения о городе неограниченному кругу лиц |
Инерционный |
% |
0 |
20 |
30 |
50 |
Базовый |
30 |
50 |
60 |
|||||
Оптимистический |
40 |
60 |
70 |
|||||
8. |
Сфера развития |
Социальная сфера и человеческий капитал |
||||||
8.1. |
Подраздел |
Образование |
||||||
8.1. Ц1 |
Цель стратегии |
Создать условия для обучения и развития человеческого капитала и обеспечить современные передовые стандарты качества жизни для того, чтобы каждый человек мог получить образование в соответствии со своими запросами и возможностями |
||||||
8.1. ЦП1 |
Целевой показатель |
Дефицит мест в детских садах |
Инерционный |
% |
45 |
40 |
37 |
23 |
Базовый |
39 |
33 |
17 |
|||||
Оптимистический |
38 |
29 |
4 |
|||||
8.1. ЦП2 |
Целевой показатель |
Дефицит мест в школах для перехода на односменный режим |
Инерционный |
% |
52 |
54 |
55 |
55 |
Базовый |
48 |
33 |
22 |
|||||
Оптимистический |
47 |
25 |
10 |
|||||
8.1. ЦП3 |
Целевой показатель |
Доля выпускников средней и общей школы, не получивших аттестаты, от числа обучающихся, допущенный к государственной итоговой аттестации |
Инерционный |
% |
0.8 |
0.7 |
0.6 |
0.5 |
Базовый |
0.6 |
0.5 |
0.3 |
|||||
Оптимистический |
0.5 |
0.3 |
0.1 |
|||||
8.1. ЦП4 |
Целевой показатель |
Доля детей от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование |
Инерционный |
% |
86.5 |
86.5 |
87 |
87.5 |
Базовый |
87 |
87.5 |
88.5 |
|||||
Оптимистический |
87.5 |
88 |
90 |
|||||
8.2. |
Подраздел |
Здравоохранение |
||||||
8.2. Ц1 |
Цель стратегии |
Сформировать условия для повышения продолжительности жизни населения города, её качества и повышения эффективности медицинских услуг |
||||||
8.2. ЦП1 |
Целевой показатель |
Продолжительность жизни |
Инерционный |
лет |
73.8 |
75 |
76 |
77.5 |
Базовый |
75.8 |
77.5 |
80.5 |
|||||
Оптимистический |
76 |
78 |
81.5 |
|||||
8.2. ЦП2 |
Целевой показатель |
Младенческая смертность |
Инерционный |
промилле |
4.2 |
4.2 |
4.1 |
3.9 |
Базовый |
4.1 |
4 |
3.7 |
|||||
Оптимистический |
4 |
3.8 |
3.5 |
|||||
8.3. |
Подраздел |
Культура |
||||||
8.3. Ц1 |
Цель стратегии |
Создать условия для формирования культурной среды и организации досуга, способствующих интеллектуальному и культурному развитию горожан |
||||||
8.3. ЦП1 |
Целевой показатель |
Обеспеченность населения домами культуры |
Инерционный |
% |
90.7 |
88 |
86.5 |
83.4 |
Базовый |
91 |
91.5 |
92 |
|||||
Оптимистический |
93.5 |
97 |
100 |
|||||
8.3. ЦП2 |
Целевой показатель |
Обеспеченность населения города Краснодара парками культуры и отдыха |
Инерционный |
% |
15 |
13.9 |
13.1 |
11.8 |
Базовый |
16 |
18 |
21 |
|||||
Оптимистический |
17 |
21 |
25 |
|||||
8.4. |
Подраздел |
Физическая культура |
||||||
8.4. Ц1 |
Цель стратегии |
Обеспечить устойчивое развитие спорта и физической культуры в городе Краснодаре и повысить значимость здорового и активного образа жизни для жителей города |
||||||
8.4. ЦП1 |
Целевой показатель |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом |
Инерционный |
% |
49.2 |
50 |
52 |
53 |
Базовый |
51.8 |
55.5 |
55.8 |
|||||
Оптимистический |
52.1 |
55.5 |
55.9 |
|||||
8.4 ЦП1.1 |
Субцелевой показатель |
Количество жителей города Краснодара, зарегистрированных на сайте gto.ru, от общей численности населения города Краснодара |
Инерционный |
% |
10.2 |
49 |
52 |
57 |
Базовый |
50 |
60 |
65 |
|||||
Оптимистический |
52 |
63 |
69 |
|||||
8.4 ЦП1.2 |
Субцелевой показатель |
Количество жителей города Краснодара, принявших участие в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения города Краснодара, зарегистрированного на сайте gto.ru |
Инерционный |
% |
49.5 |
92,5 |
94 |
94,3 |
Базовый |
95 |
95,1 |
95,3 |
|||||
Оптимистический |
96 |
95,5 |
95,7 |
|||||
8.4 ЦП1.3 |
Субцелевой показатель |
Количество жителей города Краснодара, принявших участие в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), от общей численности населения города Краснодара |
Инерционный |
% |
5 |
43 |
45 |
49 |
Базовый |
45 |
49 |
57 |
|||||
Оптимистический |
46 |
51 |
60 |
|||||
8.4 ЦП1.4 |
Субцелевой показатель |
Количество жителей города Краснодара, выполнивших нормативы комплекса Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), на знаки отличия, от общей численности населения города Краснодара, принявшего участия в выполнении нормативов комплекса ГТО |
Инерционный |
% |
22,47 |
78.4 |
80 |
81,3 |
Базовый |
80 |
82 |
85 |
|||||
Оптимистический |
81 |
83 |
86 |
|||||
8.4 ЦП1.5 |
Субцелевой показатель |
Количество жителей города Краснодара, выполнивших нормативы комплекса Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), на знаки отличия, от общей численности населения города Краснодара |
Инерционный |
% |
1,13 |
19 |
19.7 |
21,7 |
Базовый |
20 |
26 |
32 |
|||||
Оптимистический |
22 |
29 |
37 |
|||||
8.4. ЦП2 |
Целевой показатель |
Уровень обеспеченности спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной мощности объектами спорта |
Инерционный |
% |
56.2 |
56.2 |
57.1 |
57.1 |
Базовый |
56.5 |
57.8 |
58.8 |
|||||
Оптимистический |
57.2 |
58.5 |
59 |
|||||
8.5. |
Подраздел |
Демографическая и миграционная ситуация |
||||||
8.5. Ц1 |
Цель стратегии |
Обеспечить стабильный рост населения при сохранении и поддержании положительных показателей естественного и миграционного прироста, а также снижении миграционного оттока |
||||||
8.5. ЦП1 |
Целевой показатель |
Миграционный прирост населения, накопленным итогом |
Инерционный |
тыс. чел. |
13,4 |
36,3 |
67,5 |
130 |
Базовый |
36,9 |
71,3 |
144,7 |
|||||
Оптимистический |
40,7 |
78,7 |
158,9 |
|||||
8.5. ЦП2 |
Целевой показатель |
Естественный прирост населения, накопленным итогом |
Инерционный |
тыс. чел. |
4,3 |
30,1 |
56 |
108,3 |
Базовый |
30,7 |
58 |
115,3 |
|||||
Оптимистический |
31 |
59,9 |
136,1 |
|||||
8.6. |
Подраздел |
Социальная защита |
||||||
8.6. Ц1 |
Цель стратегии |
Улучшить качество жизни наименее защищённых слоёв населения за счёт развития социальной защиты |
||||||
8.7. |
Подраздел |
Безопасность |
||||||
8.7. Ц1 |
Цель стратегии |
Обеспечить безопасность жизни и здоровья населения города Краснодара |
||||||
8.7. ЦП1 |
Целевой показатель |
Количество зарегистрированных преступлений на 10000 человек |
Инерционный |
единицы |
158 |
150 |
146 |
140 |
Базовый |
129 |
114 |
101 |
|||||
Оптимистический |
124 |
107 |
94 |
|||||
8.7. ЦП2 |
Целевой показатель |
Доля преступлений, совершенных в общественных местах, в общем числе зарегистрированных преступлений |
Инерционный |
% |
40 |
37 |
32 |
28 |
Базовый |
35 |
30 |
25 |
|||||
Оптимистический |
33 |
25 |
15 |
|||||
9. |
Сфера развития |
Пространственное развитие |
||||||
9.1. |
Подраздел |
Городская среда |
||||||
9.1. Ц1 |
Цель стратегии |
Создать условия для комфортной жизнедеятельности горожан, а также привлечения и развития человеческого капитала |
||||||
9.1. ЦП1 |
Целевой показатель |
Индекс качества городской среды ДОМ.РФ |
Инерционный |
индекс ( из 360) |
206 |
211 |
222 |
236 |
Базовый |
217 |
236 |
267 |
|||||
Оптимистический |
221 |
242 |
283 |
|||||
9.1. ЦП2 |
Целевой показатель |
Количество озеленённых территорий общего пользования |
Инерционный |
единицы |
105 |
108 |
115 |
122 |
Базовый |
110 |
121 |
135 |
|||||
Оптимистический |
115 |
133 |
147 |
|||||
9.1. ЦП3 |
Целевой показатель |
Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет |
Инерционный |
% |
9.3 |
12 |
18 |
23 |
Базовый |
20 |
33 |
35 |
|||||
Оптимистический |
22 |
35 |
38 |
|||||
9.2. |
Подраздел |
Экология |
||||||
9.2. Ц1 |
Цель стратегии |
Создать благоприятные экологические условия для комфортной жизнедеятельности горожан, а также привлечения и развития креативного капитала |
||||||
9.2. ЦП1 |
Целевой показатель |
Класс экологической обстановки |
Инерционный |
класс |
Неблагоприятная |
Неблагоприятная |
Неблагоприятная |
Умеренно благоприятная |
Базовый |
Неблагоприятная |
Умеренно благоприятная |
Вполне благоприятная |
|||||
Оптимистический |
Умеренно благоприятная |
Вполне благоприятная |
Вполне благоприятная |
|||||
9.2. ЦП2 |
Целевой показатель |
Площадь зелёных насаждений |
Инерционный |
га |
6582 |
6593 |
6620 |
6655 |
Базовый |
6702 |
6707 |
6762 |
|||||
Оптимистический |
6707 |
6733 |
6804 |
|||||
9.3. |
Подраздел |
Транспорт |
||||||
9.3. Ц1 |
Цель стратегии |
Обеспечить модернизацию существующей транспортной системы и её развитие в темпах соответствующим потребностям расширения территории города и увеличения населения |
||||||
9.3. ЦП1 |
Целевой показатель |
Доля дорог общего пользования, не отвечающая нормативным требованиям качества |
Инерционный |
% |
44 |
30 |
20 |
10 |
Базовый |
28 |
17 |
5 |
|||||
Оптимистический |
26 |
15 |
0 |
|||||
9.3. ЦП2 |
Целевой показатель |
Общий объём городских пассажирских перевозок |
Инерционный |
млн чел./год |
153.5 |
155.5 |
156.2 |
156.9 |
Базовый |
158.1 |
160.8 |
164.8 |
|||||
Оптимистический |
158.1 |
163.4 |
168.7 |
|||||
9.3. ЦП3 |
Целевой показатель |
Средняя скорость движения безрельсового общественного транспорта |
Инерционный |
км/ч |
18.3 |
~18.5 |
~19.1 |
~19.1 |
Базовый |
~18.7 |
~19.4 |
~20 |
|||||
Оптимистический |
~19.2 |
~19.9 |
~21.6 |
Концептуальная
схема формулирования стратегических целей развития города
Рисунок 80
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
Разрабатываемая Стратегия подразумевает наличие проектов и направлений, которые будут затрагивать сразу несколько сфер развития города. Так, например, "Формирование и развитие Краснодарского транспортного узла Южного экспортно-импортного хаба" будет направлено на решение ключевых проблем в промышленности, туризме и ТТЛК.
В связи с этим каждой цели, целевому показателю, флагманскому проекту и направлению развития присвоено порядковое обозначение. Это обозначение указывается в наименовании цели, целевого показателя, проекта и направления и соотносится с таблицей N 43.
Например, флагманский проект N 1 (1.ЦП1.П1), где 1 - порядковый номер сферы развития (промышленность); ЦП1 - целевой показатель N 1, на который проект оказывает влияние (Объём отгруженной продукции промышленности); П1 - проект N 1 (Создание индустриальных парков на территории города Краснодара).
Флагманский проект.
Проект развития города Краснодара, который удовлетворяет следующим характеристикам:
значительный масштаб - для реализации проекта должны требоваться значительные средства и усилия;
существенное влияние на экономику или социальное состояние - проект должен запускать маховик развития экономики города либо оказывать существенное влияние на конкретную сферу городской жизни;
соответствие сферам развития города - проект может включать в себя любое количество сфер развития.
Все проекты формулируются по системе SMART и ранжируются по времени реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей: до 3 лет, до 5 лет и до 12 лет.
Формулирование проектов по системе SMART. Каждый флагманский проект должен отвечать следующим требованиям:
конкретность (Specific) - наименование и описание проекта;
измеримость (Measurable) - качественные и количественные характеристики для оценки;
достижимость (Achieveable) - реалистичность и достижимость в допустимых временных рамках;
уместность (Relevant) - востребованность и согласованность с другими проектами и целями;
ограниченность по времени (Time-bound) - опредёленный срок достижения.
Структурирование проектов по системе SMART
Рисунок 81
Графический объект не приводится
Источник: EY, анализ проектной команды
3.2.3. Краснодар - умный и устойчивый город.
Актуальность технологий умного города в современном мире и Российской Федерации.
По причине быстрого роста населения и урбанизации локомотивами развития регионов и стран сейчас принято считать города. Города и мегаполисы по всему миру, в т. ч. и в России, сталкиваются, в основном, с одними и теми же вызовами - рост миграции, износ инфраструктуры, растущее экологическое давление, изменение требований к качеству городской среды и предоставляемым услугам.
Всё это происходит на фоне беспрецедентного развития информационно-коммуникационных технологий - развитие 5G-сетей, искусственного интеллекта и роботизации, облачных сервисов и больших данных, блокчейна и виртуальной реальности.
В этих условиях, чтобы быть конкурентоспособными и решать проблемы XXI века, города обязаны внедрять инновационные решения. Концепция умного и устойчивого развития является одним из таких инструментов. Города по всему миру всё активнее внедряют эти решения в свою жизнь. По оценке Zion Market Research, объём мирового рынка технологий умного города к 2024 году составит 2,7 трлн. долл. США при среднегодовом темпе роста в 16%.
Проблема устойчивого развития и цифровизации городов рассматривается на самом высоком уровне и в России. В 2018 году Президент РФ В.В. Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию Российской Федерации и призвал к масштабной цифровизации страны, затрагивающей и трансформацию городской среды. Правительством РФ утверждена государственная программа "Цифровая экономика". Министерство строительства и ЖКХ РФ курирует федеральный проект "Умный город", в рамках которого предусматривается содействие российским городам в процессе цифровизации.
Концепция умного города.
"Умный город" - комплексное и широко трактуемое понятие, которому может быть дано не одно определение. К нему также очень близки такие концепции городского развития, как "устойчивый" (sustainable) город и "жизнестойкий" (resilient) город. Все они нацелены на повышение уровня качества жизни и функционирования города, но имеют свои особенности. В таблице 41 приведены основные характеристики каждого из направлений.
Цели
построения умного, устойчивого и жизнестойкого города
Таблица N 41
N |
Наименование показателя |
Цель |
Результат |
1. |
Умный город |
Повышение конкурентоспособности города в борьбе за человеческий капитал, основанное на внедрении передовых цифровых умных решений и сервисов во всех аспектах городской жизни |
Повышение качества жизни населения, повышение эффективности управления городским развитием и использования городских ресурсов, развитие бизнеса |
2. |
Устойчивый город |
Устойчивое развитие города при максимальном удовлетворении потребностей нынешнего населения без ущерба и с пользой для будущих поколений в соответствии с 17 целями ООН по устойчивому развитию(81) |
Повышение качества жизни населения, защита и поддержание естественных экосистем, бережливая и зелёная экономика |
3. |
Жизнестойкий город |
Формирование способности города предугадывать и проходить через природные катаклизмы и экономические потрясения без ущерба своей экономике и повседневной деятельности |
Повышение уровня безопасности в городе, уменьшение ущерба от катаклизмов и снижение смертности |
Источник: EY, анализ проектной команды
Принципы построения умного города:
ориентация на человека;
улучшение качества предоставления сервисов;
высокий уровень управления городскими ресурсами и эффективное городское планирование;
технологичность городской инфраструктуры;
комфортная и безопасная городская среда, системное внедрение "зелёных" принципов.
Сквозные технологии умного города:
Интернет вещей и 5G;
большие данные;
искусственный интеллект;
блокчейн;
новые технологии безопасности, включая кибербезопасность;
3D-сканирование и компьютерное моделирование.
Архитектура умного города.
Архитектура умного города представляет собой четырёхступенчатую структуру взаимосвязи, которая начинается с построения материальной инфраструктуры, продолжается сенсорами и датчиками, считывающими информацию, которая затем обрабатывается с использованием платформ, и в итоге заканчивается созданием приложений и услуг, приносящих пользу гражданам.
Архитектура умного города
Рисунок 82
Графический объект не приводятся
Источник: EY, анализ проектной команды
Цели умного города Краснодара.
Город Краснодар в 2030 году - это умный и устойчивый город, где информационные технологии используются для повышения качества жизни и услуг, а также эффективности функционирования города и оказывают позитивный экономический, социальный и экологический эффект. При этом умные технологии используются во всех сферах жизни города.
Архитектура
умного города и её влияние на различные сферы городской жизни
Рисунок 83
Графический объект не приводятся
Источник: EY, анализ проектной команды
Ключевые цели.
Экология:
улучшение экологической ситуации в городе;
повышение качества мониторинга состояния городской среды и эффективности принятия решений по её улучшению;
повышение эффективности принимаемых мер в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций.
Здравоохранение:
улучшение качества и доступности услуг здравоохранения;
повышение информационной безопасности при хранении и передаче медицинских данных граждан.
Безопасность:
внедрение интеллектуальных систем безопасности;
обеспечение информационной безопасности городских данных.
Услуги для граждан:
повышение уровня качества и разнообразия услуг, доступных в режиме онлайн.
Мобильность:
повышение мобильности населения;
внедрение интеллектуальной транспортной системы для улучшения контроля над загруженностью дорожной сети и распределения транспортных потоков.
Рынок труда и экономическое развитие:
предоставление возможностей по развитию предпринимательства путём предоставления бизнесу городских данных;
развитие и поддержка цифровой экономики.
Территориальное планирование:
планирование развития и использования территорий на основе анализа больших данных и применения искусственного интеллекта.
Городская среда:
повышение эффективности использования городских ресурсов в области ЖКХ и природопользования;
повышение качества и удобства услуг ЖКХ для граждан.
Образование:
цифровизация обучения, в том числе электронные экзамены;
снижение нагрузки на преподавательский состав;
повышение качества и доступности персонифицированного образования.
Архитектура и строительство:
повышение прозрачности и управление застройкой территорий;
повышение эффективности контроля за строительной деятельностью и выявления нарушений.
Вышеизложенные цели будут соотноситься со стратегическими целями по направлениям развития города, а также с мерами по их достижению, изложенными в разделах:
"Промышленность";
"Креативные индустрии";
"Туризм";
"Пространственное развитие";
"Строительство и ЖКХ";
"Предпринимательство";
"Торгово-транспортно-логистический комплекс";
"Городское управление";
"Социальная сфера и человеческий капитал".
Умный и устойчивый Краснодар нацелен на достижение следующих результатов для горожан:
умный и удобный город;
чистая окружающая среда благодаря передовым инновациям в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
цифровое, связанное и удобное управление городом;
конкурентоспособная экономика, работающая на прорывных технологиях;
развитая медицина и образование;
комфортная транспортная система, основанная на автономных и мобильных решениях;
открытое общество с легкодоступными социальными услугами;
обеспечение устойчивого роста качества жизни горожан и благоприятных условий для ведения предпринимательской и иной деятельности за счёт использования цифровых технологий;
зелёный и умный город - использование систем в области управления экологическими процессами умного города.
3.2.4. Краснодар - ядро агломерации.
Актуальность агломерационного типа развития городов.
Агломерационное структурирование социально-экономического развития крупных городов и прилегающих к ним территорий - мировая тенденция, которая сформировалась как доминирующая около 40 лет назад. Формированию городских агломерацией способствуют четыре взаимосвязанных фактора:
технологическое развитие постиндустриального типа, которое ускоряет процесс урбанизации и в значительной степени нивелирует различия в качестве жизни между городскими и сельскими территориями;
значительное повышение трудовой мобильности населения, связанное с развитием транспортной доступности;
нарастание инфраструктурных ограничений в крупных городах, что повышает инвестиционную стоимость производительных сил;
экологические проблемы, сужающие возможности для развития производств в крупных городах.
Глобальный характер действия указанных факторов предопределяет ситуацию, в которой центр экономической конкуренции за региональные ресурсы развития смещается с уровня страны на уровень городских агломерацией. Так, в настоящее время около 38% мирового продукта создаётся в крупнейших мировых агломерация, а по оценкам ООН к 2030 году этот показатель достигнет 43%.
Основные причины формирования Краснодарской агломерации:
устойчивый рост населения, который привёл к обострению инфраструктурных ограничений для развития;
усиление "центростремительных" тенденций в трудовой и повседневной миграции между пригородами и городом Краснодаром;
сокращение до приемлемого и экономически обоснованного уровня затрат времени на перемещение между местом проживания и местом приложения труда для подавляющего числа работающего населения(82).
Формирование Краснодарской агломерации - неизбежный процесс, который уже идёт. Неуправляемое развитие агломерации может привести к непропорциональному росту нагрузки на городскую инфраструктуру, усилит маятниковую миграцию из пригородов, обусловит снижение качества городской среды, рост затрат на доступ к инженерной и социальной инфраструктуре, социальную напряжённость и снижение конкурентоспособности города.
Концепция агломерационного развития.
Краснодарская экономическая зона - формирующаяся моноцентрическая агломерация, основными критериями определения границ которой являются интенсивная маятниковая трудовая и бытовая миграция между ядром агломерации и окружающими территориями, а также часовая транспортная доступность общественным транспортом.
Цели и задачи (видение) Краснодарской агломерации 2030
Город Краснодар - центр агломерации с развитой инфраструктурной сетью. Согласно Стратегии Краснодарского края город Краснодар - ядро формирующейся моноцентрической агломерации. Обеспечение гармоничного развития города Краснодара как активно растущего полиса, транслирующего градостроительные и историко-культурные ценности в эпоху нового времени, предполагает:
разработку градостроительного регламента для территории, входящей в границы исторического поселения город Краснодар, в целях сохранения со масштабного человеку пространства с историческим городским кодом, плотной сеткой улично-дорожной сети, регулярной мелкоячеистой планировочной структурой;
высокий уровень благоустройства и формирование новых общественных пространств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.