Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2.8.
Анализ территориального зонирования города Краснодара и сложившейся системы градостроительного планирования. Диагностика пространственного развития - размещение объектов инфраструктуры и производственных фондов
2.8.1.·Характеристика основных количественных показателей городских земель и недвижимого имущества.
Административно-территориальное деление. Муниципальное образование город Краснодар разделено на 4 внутригородских округа, в которые входят 29 населённых пунктов: Западный внутригородской округ, Центральный внутригородской округ, Карасунский внутригородской округ и Прикубанский внутригородской округ.
Небольшие и малочисленные населённые пункты, входящие в состав Карасунского и Прикубанского внутригородских округов, в основном сформированы на базе отделений сельхозпредприятий. Наиболее крупными сельскими населёнными пунктами являются ст. Елизаветинская и ст. Старокорсунская.
Карта
внутригородских округов города Краснодара
Рисунок 68
Графический объект не приводятся
Примечание: на основе данных сервиса "Яндекс.Карты".
Генеральный план. Пространственно-градостроительное развитие города Краснодара регулируется действующей градостроительной документацией - генеральным планом и правилами землепользования и застройки.
Действующие Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар утверждены решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6(48).
Генеральный план развития муниципального образования город Краснодар разрабатывался в 2004 - 2007 годах и окончательно вступил в силу в 2012 году.
В 2016 году генеральный план был отправлен на доработку из-за допущенных ошибок, значительного сокращения зелёных зон и рекреационных земель за счёт их застройки, размещения перспективных объектов инфраструктуры и зелёных зон в районах уже сложившейся застройки.
Баланс
территории согласно генеральному плану 2012 года (с изменениями от 2015 года)
Таблица N 31
N |
Функциональные зоны |
Значение, га |
Доля в общем объёме функциональных зон, % |
Доля в общей площади муниципального образования город Краснодар, % |
1. |
Жилые зоны |
10 123 |
30% |
12% |
2. |
Общественно-деловые зоны |
3 286 |
10% |
4% |
3. |
Производственные зоны |
1 832 |
5% |
2% |
4. |
Зоны транспортной инфраструктуры |
5 010 |
15% |
6% |
5. |
Зоны инженерной инфраструктуры |
370 |
1% |
1% |
6. |
Зона сельскохозяйственного назначения |
6 442 |
19% |
8% |
7. |
Зона рекреационного назначения |
5 198 |
15% |
6% |
8. |
Зона специального назначения |
390 |
1% |
1% |
9. |
Иные зоны |
1 405 |
4% |
1% |
|
Итого |
34 055 |
100% |
41% |
|
Общая площадь муниципального образования город Краснодар |
84 140 |
- |
- |
Примечание: данные официального Интернет-портала администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара (www.krd.ru).
Часть земельных участков отведена и застраивается на территории перспективных инженерных сооружений (доля зоны инженерной инфраструктуры составляет 1%), предусмотренных по утверждённым схемам инженерного обеспечения города Краснодара, в том числе вдоль Западного автомобильного обхода. Резервирование земель для развития транспортной инфраструктуры (выделение их в отдельные кадастры) было осложнено условиями сплошной сетки кадастровых отводов собственников.
В настоящее время ООО "НИИ перспективного градостроительства" завершило разработку нового Генерального плана муниципального образования город Краснодар, который принят решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1. В его рамках планируется найти решение инфраструктурных проблем и проблем сложившихся диспропорций городской среды.
Площадь городских земель, плотность населения. Площадь муниципального образования город Краснодар - 841,4 кв. км. Численность постоянного населения по данным управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в 2017 году составляет 990 203 чел., плотность - 1 177 чел./кв. км.
Высокие показатели плотности населения Центрального и Западного внутригородских округов объясняются 100% освоением их территории. Прикубанский и Карасунский внутригородские округа имеют в своём составе свободные от застройки земельные участки сельскохозяйственного назначения.
Численность
и плотность населения в разрезе внутригородских округов города Краснодара в 2017 году
Таблица N 32
N |
Наименование внутригородского округа |
Численность населения, тыс. чел. |
Площадь округа, кв. км |
Плотность населения, чел./кв. км |
1. |
Центральный |
182,2 |
28,5 |
6 393 |
2. |
Западный |
182,2 |
22,0 |
8 282 |
3. |
Карасунский |
268,4 |
152,0 |
1 766 |
4. |
Прикубанский |
357,4 |
474,0 |
754 |
Примечание: данные управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Автомобильные дороги местного значения. С 2013 года протяжённость автомобильных дорог общего пользования местного значения остаётся практически неизменной - 1 737 км в 2017 году по сравнению с 1 734 км в 2013 году - при росте населения на 10%. Практически все дороги имеют твёрдое покрытие (98%). Ситуация с состоянием дорог в городе улучшается - доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям, по состоянию на 2018 год сократилась до 44%.
Озеленённые территории общего пользования. В 2017 году по сведениям Краснодарстата обеспеченность зелёными насаждениями составляла 75,9 кв. м/чел. для постоянного населения при нормативном значении 16,0 кв. м/чел. В то же время площадь парков, скверов, бульваров, особо охраняемых природных территорий, в отношении которых произведён кадастровый учёт (или проводилась подготовка), составляла 920,7 га. Обеспеченность учтёнными (зарегистрированными) объектами составляла:
Центральный внутригородской округ - 5 кв. м/чел.;
Западный внутригородской округ - 8 кв. м/чел.;
Карасунский внутригородской округ - 4 кв. м/чел.;
Прикубанский внутригородской округ - 10 кв. м/чел.
По данным "Экологической Вахты по Северному Кавказу" в 2016 году показатели площади зелёных насаждений на душу населения по отдельным жилым микрорайонам Западного внутригородского округа города Краснодара были ниже нормативных: 1,6 - 2,0 кв. м/чел. в Юбилейном микрорайоне(49) и 0,4 кв. м/чел. в Фестивальном микрорайоне(50), отмечался недостаток зелёных зон также в Славянском микрорайоне(51).
2.8.2. Диагностика текущего пространственного развития.
Архитектурно-планировочная организация. Исторически город Краснодар застраивался по двум планировочным направлениям: меридиональному (перпендикулярно реке Кубани) и широтному (параллельно речной долине). Город имеет линейную планировочную структуру (вытянут вдоль реки Кубани более чем на 22 км) с развитой поперечной осью в центральной части города.
До 1998 года город Краснодар существовал в виде трёх образований - города и административно подчинённых ему рабочих посёлков Пашковского и Калинино. В настоящее время на территории города Краснодара наблюдается процесс формирования моноцентрической агломерации - слияния городского густонаселённого ядра и окружающих его мелких населённых пунктов.
Для города Краснодара в структуре застройки характерно преобладание жилых зон (41%), что связано с большой долей территории индивидуального жилищного строительства. Площадь общественно-деловых зон(52) (5 407 га) превышает площадь производственных (2 640 га) и сельскохозяйственных угодий (4 350 га), что обусловлено преобладающим развитием третичного сектора экономики (сферы услуг).
Основные факторы, оказавшие влияние на планировочную структуру города:
с севера, юга, востока и запада к городу подходят автомагистрали федерального и местного значения;
с севера, северо-востока, востока и юга к городу подходят железнодорожные магистрали, деля его на 3 крупных планировочных района, в результате чего потеряна чёткая связь между ними и центром;
наличие военного аэродрома и большой зоны вокруг него повлияло на возможность организации компактной структуры города;
строительство большого количества индивидуальных жилых домов на сельскохозяйственных землях в северном направлении увеличило размеры городской территории, повлекло удорожание всей инфраструктуры;
расположение промышленных зон в жилой застройке или на перспективном направлении её развития;
размещение производственно-складских объектов вдоль реки Кубани и железных дорог;
размещение многоэтажной застройки на периферийных разрозненных территориях, не объединённых в единую планировочную систему (п. Гидростроителей, Комсомольский и Юбилейный жилые районы);
исчерпание свободных земель под застройку;
наличие памятников истории и архитектуры в исторической части города, планируется их реконструкция.
Жилая застройка. Планировочным каркасом территории центра является регулярная сетка узких улиц с периметральной малоэтажной застройкой, главной из которых является улица Красная. По мере роста города уплотнялись жилые кварталы, к существующим зданиям достраивались жилые дома. В результате сложилась высокая плотность жилого фонда в центре города. Многоэтажная застройка в центральной части представлена одиночными точечными зданиями.
Большинство территорий города, расположенных к западу, востоку и северу от центра, в том числе мелкие населённые пункты Карасунского и Прикубанского внутригородских округов, имеют регулярную планировку. Жилой фонд представлен индивидуальной застройкой, многоквартирными среднеэтажными и многоэтажными домами.
Промышленная зона. Подавляющее большинство промышленных и складских предприятий сосредоточено вдоль железных дорог. В городе можно выделить 4 крупных промышленных района:
восточная промышленная зона, расположенная в северо-восточной части Краснодара между железнодорожными магистралями Краснодар - Тихорецк, Краснодар - Кропоткин и Кропоткин - Тимашевск;
западная промзона - район Ближнего Западного обхода;
северная промзона (район ЗИП, ул. Московская);
южная промзона (в излучине реки Кубани рядом с ЦМР).
Северный и восточный промрайоны имеют чёткую и компактную структуру, удобные транспортные связи - автомобильные и железнодорожные. Южный промузел расположен преимущественно вдоль берега реки Кубани и отрезает жилые массивы от реки.
Часть промышленных предприятий находятся в жилой застройке и оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду (районы ЦМР, ФМР, ШМР).
Автомобильный транспорт. Город расположен на пересечении 6 автомобильных трасс, в том числе М-4 "Дон", являющейся составной частью европейского маршрута E 115.
Основные автомобильные внутригородские магистрали:
меридионального направления: Западный обход, ул. им. Тургенева, ул. Красная, ул. Кубанская Набережная, ул. Ростовское Шоссе, Ейское шоссе, ул. Российская, Восточный обход;
широтного: Елизаветинское шоссе, ул. Красных Партизан, ш. Ближний Западный обход, ул. Северная, ул. Ставропольская, ул. им. Селезнёва, ул. Уральская, ул. им. Мачуги В.Н.
Особенностью города Краснодара является высокий уровень взаимной интегрированности с Краснодарским краем и Республикой Адыгея. Как следствие, в город с основных 7 направлений въезжают около 150 тысяч автомобилей ежедневно. Наибольшая концентрация автомобилей наблюдается на магистральных улицах города. Коэффициент загрузки этих дорог превышает предельный нормативный коэффициент в 2,0 - 2,5 раза(53).
Данная ситуация обусловлена тем, что жителями и гостями краевого центра из общей протяжённости 1 737 км автомобильных дорог местного значения наиболее активно используется около 350 км (20%), которые расположены в центральной части города и соединяют центр со спальными микрорайонами.
По данным ГКУ Краснодарского края "Безопасный регион"(54) в 2017 году наибольший поток маятниковой миграции (поездка в город на работу и обратно) наблюдался по улице Российской - средняя дневная загрузка здесь превышала 70 тыс. машин: 35 тыс. въезжали и 36 тыс. выезжали. Следующий по уровню загруженности - Западный обход, где за сутки проезжали около 56 тыс. авто. На третьем месте - Ейское шоссе, 41 тыс. ед. транспорта (см. карту ниже). По данным опроса портала "Авто Mail.Ru"(55) у жителей города Краснодара на дорогу к месту работы уходит 53 минуты - второй по длительности показатель после Москвы (59 минут). Для сравнения: Санкт-Петербург - 49 минут, Казань - 35 минут, Воронеж - 36 минут. Дорога с работы домой у жителей города Краснодара занимает ещё больше времени - 58 минут, для сравнения: в Москве - 1 час 6 минут, в Санкт-Петербурге - 51 минута. Подробный анализ развития транспортной инфраструктуры города Краснодара представлен в разделе III настоящей Стратегии.
Город Краснодар разделён железнодорожными путями, что нарушает транспортные связи как меридионального, так и широтного направлений и затрудняет транспортное сообщение между восточной, северо-восточной территориями и центром (см. карту ниже). Кроме того, транспортную доступность микрорайонов Юбилейный и Гидростроителей, а также южной части центра ограничивают излучины реки Кубани.
Отмечается недостаточное количество автомобильных переездов через реку Кубань для населённых пунктов со стороны Республики Адыгея. Отсутствует единый пешеходный маршрут, в том числе условия для движения инвалидов и дорог для велосипедистов. Отмечается недостаток единой связи между Западным, Восточным и Южным обходами.
Автомобилизация. На территории города Краснодара по состоянию на сентябрь 2017 года зарегистрировано 394 376 транспортных средств, при этом уровень автомобилизации (при численности городского населения 899 541 человек) составил 438 единиц транспорта на 1 000 жителей. В 2017 году по данному показателю город Краснодар занимал 31 место среди всех субъектов Российской Федерации.
Ежегодный прирост личного легкового транспорта жителей Краснодара составляет 2 - 3%. На этом основании уровень автомобилизации к 2034 году оценивается в размере 453 ед. транспорта на 1 000 чел. городского населения (данные представлены в таблице ниже).
Прогноз
изменения уровня автомобилизации на территории города Краснодара на перспективный период
Таблица N 33
N |
Год |
Численность городского населения на 1 января, чел. |
Численность зарегистрированных транспортных средств, ед. |
Уровень автомобилизации, ед. транспорта на 1 000 жителей |
1. |
2019 |
924 613 |
406 207 |
439 |
2. |
2020 |
950 384 |
418 394 |
440 |
3. |
2021 |
976 873 |
430 945 |
441 |
4. |
2022 |
1 004 100 |
443 874 |
442 |
5. |
2023 |
1 032 087 |
457 190 |
443 |
6. |
2024 |
1 060 853 |
470 906 |
444 |
7. |
2025 |
1 090 421 |
485 033 |
445 |
8. |
2026 |
1 120 813 |
499 584 |
446 |
9. |
2027 |
1 152 053 |
514 571 |
447 |
10. |
2028 |
1 184 163 |
530 008 |
448 |
Примечание: на основе данных "Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар на 2022 - 2033 годы".
Планировочные ограничения и направления перспективного развития города. Основными планировочными ограничениями для территориального развития города Краснодара являются:
с юга - река Кубань, по которой проходит административная граница с Республикой Адыгея;
с севера - военный аэродром, сельскохозяйственные земли;
с востока - гражданский аэродром, федеральная трасса М4 "Дон";
с запада - сельскохозяйственные земли федерального значения.
Военный аэродром имеет зоны акустического дискомфорта для размещения застройки, в первую очередь это зона подхода к взлётно-посадочной полосе (ПВП), а также зона электромагнитного влияния(56).
Перспективные проекты развития расположены преимущественно в восточной части города:
строительство нового аэровокзала и объектов аэропортовой инфраструктуры в районе аэропорта города Краснодара (Пашковский) (АО "Международный аэропорт Краснодар");
комплексный проект освоения земельного участка рядом с п. Новознаменским вдоль Восточного обхода. Первоначальный этап(57) - размещение медицинского кластера на площади 50 га;
создание индустриального парка, состоящего из промышленных (в том числе пищевых) и сельхозпроизводств, в Карасунском внутригородском округе в районе п. Дорожного на площади 236,63 га(58) (ЗАО "Тандер");
строительство двух новых микрорайонов на участке площадью 70 га вдоль Восточного обхода между посёлками Зеленопольским и Знаменским (ООО "Стройэлектросевкавмонтаж");
строительство жилого комплекса "Родные просторы" на земельном участке площадью 35 га (ООО "ЮгСтройИмпериал");
создание зоны промышленно-складского типа в ст. Старокорсунской.
Река Кубань и граница с Республикой Адыгея являются естественными ограничениями, однако существует потенциал развития территории в рамках создания Краснодарской агломерации.
Текущий баланс функциональных зон
Рисунок 69
Графический объект не приводится
Примечание: на основе данных департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Текущий баланс жилых зон
Рисунок 70
Графический объект не приводится
Примечание: на основе данных департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Текущий баланс общественно-деловых зон
Рисунок 71
Графический объект не приводится
Примечание: на основе данных департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Информационное обеспечение градостроительной деятельности.
Можно выделить следующие проблемы, связанные с информационным обеспечением градостроительной деятельности:
отсутствие сбора детальных данных от застройщиков об объекте (условия эксплуатации, рекомендуемые материалы при проведении последующих ремонтных работ);
отсутствие систем сбора, хранения и обработки больших данных (англ. big data) - поступающих в режиме реального времени многообразных структурированных и неструктурированных данных о городе огромных объёмов(59), анализ которых позволяет увидеть определённые закономерности и предоставляет обширные возможности для оптимизации.
2.8.3. Основные выводы по результатам диагностики пространственного развития города.
Главные планировочные проблемы, вытекающие из анализа природно-географической ситуации и современного уровня хозяйственного освоения территории города - это архаичность дорожной сети (24 место среди 1 064 городов мира с самыми большими пробками(60)), пересечённость города сетью железнодорожных линий, затрудняющих связь между районами, неадекватность генерального плана и правил землепользования и застройки, сокращение и недостаточный уровень учтённых зелёных зон, неблагоустроенность центра и концентрация на его территории общественно-деловой застройки.
К числу сильных сторон территориального зонирования и сложившейся системы градостроительного планирования относятся следующие факторы:
высокий уровень обеспеченности транспортной инфраструктурой (наземный, водный, воздушный и железнодорожный транспорт), развитая сеть общественного транспорта на большей части территории;
город расположен на пересечении 6 федеральных трасс, а также является частью европейского маршрута E 115;
наличие градоформирующих выходов к реке Кубани в центре и мкр. Юбилейном - использованы преимущества и рекреационный потенциал расположения территории рядом с водным объектом;
появление проектов комплексной застройки территорий, включающих в себя не только социальные объекты, но и благоустроенные общественные пространства;
наличие промышленных зон в северной, южной, западной и восточной частях города;
равномерное расположение торгово-развлекательных комплексов во всех крупных планировочных районах.
Анализ планировочной структуры и функционального зонирования города выявил ряд факторов и планировочных недостатков, негативно влияющих на его дальнейшее развитие:
несогласованность градостроительной и земельной политики;
неактуальный генеральный план;
отсутствие баланса между коммерческими интересами девелоперов и стратегическим планированием города;
часть земельных участков отведена и застраивается на территории перспективных инженерных сооружений, в том числе водозаборов, предусмотренных утверждёнными схемами инженерного обеспечения города;
мелкомасштабная квартальная система застройки центральной части с узкими улицами, способствующая высокой загазованности, осложняющая транспортное обслуживание ряда территорий и обуславливающая недостаток парковочных мест;
концентрация общественно-деловой застройки и высокая плотность жилого фонда в центральной части города, следствием которой стала высокая транспортная перегрузка уличной сети центра;
частичное сохранение исторического облика центральной части города при большой доле ветхого и неблагоустроенного жилья (91%)(61), множественность архитектурных стилей и дизайнерских решений, контрасты этажности, не позволяющие воспринимать центральную часть города, как единый и целостный объект;
проблема реконструкции центральной части города - износ коммуникаций, сложности с расселением при отсутствии стимулирующих мер поддержки для девелоперов;
размещение многоэтажной застройки на периферийных территориях, в то время как в центральной части наблюдается большая доля ИЖС и имеются районы несистемной, точечной застройки;
размещение жилого фонда и общественных учреждений в шумовой зоне военного аэродрома и санитарно-защитных зонах промпредприятий (нефтебаза, ТЭЦ и др.);
наличие жилых микрорайонов города с неполной автономией инфраструктуры (общественно-деловой, торговой, рекреационной функции, социальных объектов и общественных пространств);
неравномерное распределение и сокращение зелёных зон на территории города, почти полное её отсутствие в районах многоэтажной застройки (Юбилейный, Фестивальный и Славянский микрорайоны). Отсутствует единая система зелёных насаждений. Застройка территорий немногочисленных зелёных зон. Застройка водного объекта "Карасун", расположенного в восточной части города. Низкая лесистость территории и почти полное отсутствие пригородной рекреационной зелени;
расположение жилых зон в экологически неблагоприятных зонах;
почти полное освоение незастроенных территорий в пределах городской черты. Земельные ресурсы сельскохозяйственного использования - большей частью федерального значения;
ограничение развития города с юга границей с Республикой Адыгея;
несоответствие между уровнем развития транспортной инфраструктуры, масштабами нового строительства и количеством автомобильного транспорта (превышение нормативного коэффициента загрузки в 2,0 - 2,5 раза);
высокая загруженность участков транспортных магистралей в северной части города на пути маятниковой миграции;
нарушенные транспортные связи (железнодорожные пути, река Кубань);
отсутствие закольцованных транспортных путей (единой связи между Западным, Восточным и Южным обходами), часть улиц районного и общегородского значения носят тупиковый характер (ул. Красных Партизан в центральной части города, ул. Северная в районе ФГБОУ ВО "КубГАУ", ул. Российская в районе ВНИИМКа);
сложности с дальнейшим развитием трамвайного сообщения;
нарушенные пешеходные связи - отсутствует единый пешеходный каркас, ограничены возможности использования велосипедного транспорта, организации безбарьерной среды для инвалидов;
резервирование земель для развития транспортной инфраструктуры (выделения их в отдельные кадастры) осложняется в условиях сплошной сетки кадастровых отводов собственников.
К угрозам для пространственного развития города Краснодара относятся:
ухудшение транспортной доступности между микрорайонами;
ухудшение экологической обстановки;
ухудшение доступности инфраструктурных объектов (в частности, социальной инфраструктуры) для жителей города;
комплексная потеря устойчивого развития города и дорогостоящая модель его перспективного развития;
миграционный отток.
Возможностями для территориального развития города Краснодара являются:
децентрализация;
перспективное освоение 1 000 га в Карасунском внутригородском округе;
комплексное территориальное развитие в рамках проекта создания Краснодарской агломерации;
приведение правил землепользования и застройки в соответствие с генеральным планом;
проект реконструкции исторической части города;
кадастровый учёт земельных участков для размещения озеленённых территорий общего пользования, предотвращающий их застройку;
программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодарской агломерации на 2017 - 2025 годы, в том числе разработка новой транспортной схемы для развития северо-восточной части города, строительство Дальнего Западного обхода к 2020 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.