Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Исполкома ФНПР
от 18.11.2020 N 6-9
ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОФСОЮЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФНПР
Кадровое и организационное укрепление профсоюзов, повышение профессионализма профсоюзных работников являются важнейшими стратегическими целями развития Федерация Независимых Профсоюзов России.
X съезд ФНПР в резолюции "Организационное и кадровое укрепление - основа эффективной деятельности ФНПР и профсоюзов" отметил, что в целях укрепления и дальнейшего развития профсоюзного движения, усиления роли профсоюзов в государстве и обществе, необходимо развивать единое образовательное пространство ФНПР, совершенствовать эффективность системы обучения, повышения квалификации и переподготовки профсоюзных кадров и актива на основе современных форм и методов, новейших педагогических и информационных технологий, а также активно применять дистанционные формы обучения.
Решение этих задач можно обеспечить лишь в условиях единого образовательного пространства ФНПР, под которым понимается система профсоюзного образования, включающая сеть образовательных учреждений профсоюзов, связанных единством содержания образовательных программ и методического сопровождения учебного процесса.
Важнейшим условием эффективного представления интересов работников является профессионализм профсоюзных кадров в части компетенций, позволяющих всесторонне обеспечить защиту социально-трудовых прав членов профсоюзов. Таким образом, работа по развитию у выборных и штатных профсоюзных работников компетенций, необходимых для выполнения профсоюзных задач, является неотъемлемой частью повышения эффективности профсоюзного движения, сохранения его целостности и дееспособности. Базовые принципы подготовки профактива, выборных и штатных профсоюзных работников, кадрового резерва основываются на опережающем характере содержания обучения по отношению к текущим задачам, стоящим перед профсоюзами, ориентации на развитие работника как личности, создании условий для непрерывного образования, включая самообразование, в том числе через внедрение модульного подхода и проведения обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
I. Цели и задачи профсоюзного образования ФНПР
1.1. Целями профсоюзного образования ФНПР являются:
- формирование у профсоюзных кадров и актива системы теоретических знаний, навыков и умений для успешного решения задач, стоящих перед профсоюзами;
- повышение уровня квалификации выборных и штатных профсоюзных работников;
- информирование членов профсоюзов о работе профсоюзов, правах и гарантиях их деятельности, формирование мотивации осознанного членства и активного участия в профсоюзном движении.
1.2. Основными задачами по реализации указанных целей профсоюзного образования ФНПР являются:
- разработка и совершенствование его нормативно-правовой базы;
- установление единых уровней профсоюзного образования и необходимого минимума требований к содержанию учебных программ на каждом из них;
- использование современных образовательных и информационных технологий, активных методов обучения;
- расширение сети образовательных учреждений профсоюзов, модернизация их учебно-материальной базы;
- развитие потребности и создание возможности для непрерывного самообразования выборных и штатных профсоюзных работников; - обеспечение учета требований законодательства к организации и содержанию дополнительного профессионального образования;
- изучение и распространение отечественного и зарубежного передового опыта обучения;
- систематическое проведение оценки элементов системы профсоюзного обучения ФНПР, выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профсоюзного образования.
II. Управление системой профсоюзного образования ФНПР
2.1. Профсоюзное образование ФНПР представляет собой систему, элементами которой являются:
- научно-образовательные учреждения профсоюзов и преподаватели, прошедшие аттестацию в системе профсоюзного образования ФНПР;
- постановления Генерального Совета ФНПР, Исполкома ФНПР, касающиеся профсоюзного образования;
- нормативно-правовая и методическая база, одобренная ФНПР;
- формы и методы обучения;
- уровни образования и требования к содержанию образовательных программ;
- информационно-справочная база об образовательных ресурсах профсоюзов;
- финансовое обеспечение.
2.2. Управление системой профсоюзного образования ФНПР осуществляют выборные органы ФНПР.
2.3. Задачи по управлению профсоюзным образованием ФНПР распределяются по уровням профсоюзной структуры:
2.3.1. Федерация независимых профсоюзов России определяет приоритетные направления развития профсоюзного образования ФНПР.
2.3.2. Территориальное объединение организаций профсоюзов (ТООП):
- создает Методический совет по вопросам профсоюзного образования, структурное подразделение или учреждение дополнительного профсоюзного образования (учебный центр, институт профсоюзного движения, институт повышения квалификации, центр профсоюзного образования и т.п.) и координирует организацию профсоюзного образования на своей территории;
- выступает заказчиком образовательных программ и научно-исследовательских проектов в соответствии с задачами, стоящими перед профсоюзом и профсоюзным движением в целом;
- организует привлечение средств на организацию профсоюзного образования, в т.ч. от социальных партнеров;
- организует привлечение средств работодателей, субъектов РФ и муниципальных образований для финансирования профсоюзного образования в соответствии с законодательством.
Учреждение дополнительного профессионального образования профсоюзов (учебно-методический центр):
- разрабатывает или организует разработку дополнительных образовательных программ, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, а также научно-исследовательских проектов;
- способствует обмену опытом и современными образовательными программами с иными учреждениями дополнительного профессионального образования профсоюзов;
- привлекает научно-педагогических работников, практиков к участию в учебном процессе, осуществляет контроль за качеством обучения, подготовку преподавателей для системы профсоюзного образования ФНПР;
- организует привлечение средств работодателей, субъектов РФ и муниципальных образований для финансирования профсоюзного образования в соответствии с законодательством;
- участвует в конкурсах на получение грантов.
2.3.3. Общероссийский (межрегиональный) профсоюз:
- выступает заказчиком образовательных программ и научно-исследовательских проектов в соответствии с задачами, стоящими перед профсоюзом и профсоюзным движением в целом;
- организует обучение профсоюзных кадров и актива на всех уровнях своей профсоюзной структуры в соответствии с системой профсоюзного образования ФНПР;
- создает условия для непрерывного образования и самообразования профсоюзных кадров и актива, ведет учет обучающихся;
- взаимодействует с территориальными объединениями организаций профсоюзов и их учебно-методическими центрами по вопросам обучения профсоюзных кадров и актива;
- осуществляет финансовое обеспечение профсоюзного образования для своих выборных и штатных профсоюзных работников и актива, в том числе за счет привлечения средств работодателей и органов власти в соответствии с действующим законодательством;
- может иметь собственный учебно-методический центр.
2.4. Институт профсоюзного движения Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений":
- организует обучение руководителей членских организаций ФНПР и кадрового резерва ФНПР, работников Аппарата ФНПР и членских организаций ФНП, общероссийских профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов, директоров УМЦ и иных учреждений дополнительного профессионального образования профсоюзов, председателей молодежных советов членских организаций ФНПР и других категорий профсоюзных кадров и актива;
- внедряет новые образовательные и информационные технологии в обучение на всех уровнях профсоюзного образования;
- обобщает и распространяет практики работы членских организаций ФНПР и учебных заведений профсоюзов, распространяет зарубежный опыт;
- организует разработку и выпуск методических материалов и пособий;
- проводит аттестацию учебно-методических центров, преподавателей учебных программ в системе образования ФНПР;
- выполняет научно-исследовательские работы по заявкам ФНПР и её членских организаций;
- осуществляет научные и прикладные разработки в сфере трудовых отношений, социального партнерства и социального развития;
- обеспечивает разработку, апробацию и методическое сопровождение образовательных программ, подготовку, переподготовку и повышение квалификации профсоюзных преподавателей и организаторов профсоюзного образования.
2.5. Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения осуществляет научное и методическое руководство и координацию системы профсоюзного образования ФНПР. Порядок его создания, основные направления деятельности, персональный состав определяется Исполкомом ФНПР.
2.6. Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений" (ОУП ВО "АТиСО") и Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" являются неотъемлемой частью системы профсоюзного образования ФНПР. Данные учреждения являются образовательными организациями высшего образования, учрежденными и действующими в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
III. Уровни профсоюзного образования
3.1. Выделяются следующие уровни профсоюзного образования:
I уровень - начальная подготовка профсоюзных кадров и актива (введение в профсоюзную деятельность) в объеме не менее 24 часов - является обязательным для членов выборных органов профсоюзных организаций (не позднее трех месяцев после их избрания), штатных сотрудников членских организаций ФНПР и их структурных подразделений (не позднее трех месяцев от принятия на должность), профсоюзных активистов (по мере их включения в профсоюзную работу, но не позднее трех месяцев с начала активной профсоюзной деятельности);
II уровень - обеспечивает теоретическую и практическую подготовку (базовое обучение) по программам в объеме не менее 72 часов - является обязательным для выборных и штатных сотрудников профсоюзных организаций в течение одного года с момента избрания (назначения);
III уровень - курсовое (модульное) обучение по программам повышения квалификации (в объеме от 16 до 40 часов не реже 1 раза в 5 лет) путем углубленного изучения отдельных проблем профсоюзной деятельности и овладения техн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.