Решение Приморского краевого суда от 29 мая 2020 г. по делу N 3а-5/2020
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Оленевой Е.С.
с участием прокурора Румянцева И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владстройзаказчик", Потребительского жилищно-строительного кооператива - 104 к министерству строительства Приморского края, Думе города Владивостока, администрации города Владивостока, Правительству Приморского края об оспаривании в части Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа,
установил:
15 сентября 2008 года Думой города Владивостока принято решение N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", которое официально опубликовано в изданиях "Вестник Думы города Владивостока" от 19 сентября 2008 года N 9, "Приморская газета" от 16 сентября 2008 года N 136 (4110). 12 февраля 2018 года постановлением Администрации Приморского края N 61-па в данное решение внесены изменения.
7 апреля 2010 года Думой города Владивостока принято решение N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", в которые 28 марта 2018 года распоряжением департамента градостроительства Приморского края N 14 внесены изменения. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Утро России" N 39 (4233), 10 апреля 2010 года, "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2), 20 апреля 2010 года. В настоящее время решение действует в редакции распоряжения министерства строительства Приморского края от 25 февраля 2020 года N 22-ра с изменениями по распоряжению министерства строительства Приморского края от 10 апреля 2020 года N 35-ра.
Общество с ограниченной ответственностью "Владстройзаказчик" (далее - ООО "Владстройзаказчик") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда решение Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" в редакции постановления Администрации Приморского края от 24 декабря 2019 года N 895-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3716 кв. м с установленным адресом: Приморский край, г. Владивосток, в западной части квартала в районе ул. Надибаидзе, д. 1 рекреационной функциональной зоны; и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 27 декабря 2018 года, N 90, от 15 июля 2019 года N 77 с изменениями, внесенными распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 14 августа 2019 года N 93, от 26 декабря 2019 года N 140 "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3716 кв. м с установленным адресом: Приморский край, г. Владивосток, в западной части квартала в районе ул. Надибаидзе, д. 1 рекреационной функциональной зоны и территориальной зоны Р-1 - зоны зеленых насаждений.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на основании договора аренды, заключенного 11 декабря 2017 года с Потребительским жилищно-строительным кооперативом - 104 (далее - ПЖСК-104), передан земельный участок с кадастровым номером N площадью 3716 кв. м с разрешенным видом использования: многоквартирные жилые дома; объекты розничной торговли; объекты общественного питания; объекты бытового обслуживания; капитальные гаражи; стоянки автомобильного транспорта. Указанный земельный участок принадлежит ПЖСК-104 на основании договора купли-продажи от 11 октября 2016 года, заключенного с департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края.
В результате изменений, внесённых постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па в Генеральный план Владивостокского городского округа и распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 в Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа (далее - ПЗЗ Владивостокского городского округа), в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030002:187 установлена функциональная зона рекреационного назначения, территориальная зона зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) (Р-1). Ранее земельный участок относился к функциональной жилой зоне и территориальной зоне Ж-3 (зона застройки жилыми домами).
Отнесение указанного земельного участка к иным зонам является незаконным и нарушает права общества, так как лишает его права использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием - строительство многоэтажного жилого дома, при наличии разрешения на строительство, препятствует обществу в получении разрешения на снос зеленых насаждений в границах участка, возведение объекта, приобретение права собственности на возводимые объекты. При этом земельный участок не занят лесами, парками, скверами, предоставлен в собственность арендодателю для капитального строительства до момента утверждения новых редакций Генерального плана Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, в связи с чем правовых оснований для его отнесения к функциональной рекреационной и территориальной зоне не имелось.
До рассмотрения дела по существу судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация Приморского края.
На основании определения суда от 7 ноября 2019 года в качестве административного соистца в административное дело вступил Потребительский жилищно-строительный кооператив - 104.
В соответствии с положениями Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент градостроительства Приморского края - в министерство строительства Приморского края.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Владстройзаказчик" Волик А.С. и представитель административного истца ПЖСК-104 Ульященко Ю.Ю. на удовлетворении административных исковых требований настаивали по доводам и основаниям, изложенным в административном иске и уточнениях к нему.
Представитель административного истца ПЖСК-104 Ульященко Ю.Ю. в обоснование заявленных требований дополнительно указала на нарушение процедуры принятия постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края" и распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", так как на публичные слушания проект внесения изменений градостроительной документации Владивостокского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером N не выносился, в связи с чем собственник был лишен возможности осуществить защиту своих прав, так как публикация данной информации в средствах массовой информации не осуществлялась. В ходе переписки в декабре 2017 года департамент градостроительства Приморского края также не сообщил о планируемых изменениях в отношении принадлежащего им земельного участка в связи с установлением зоны Р-1.
Представитель Правительства Приморского края Янковая А.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам ранее представленного отзыва, по существу пояснила, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами в соответствии с предоставленными полномочиями, в установленной форме, официально опубликованы. Считает, что препятствия к использованию административными истцами земельного участка отсутствуют, оспариваемые положения Генерального плана Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа не противоречат Федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель министерства и строительства Приморского края Мазуров М.А. в судебном заседании доводы в представленном отзыве поддержал, против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в соответствии с предоставленными полномочиями. Решение об установлении в отношении спорного земельного участка зоны Р-1 принято на заседании рабочей группы 21 декабря 2017 года. Административные истцы имеют возможность использовать земельный участок в соответствии с градостроительным регламентом.
Представитель администрации города Владивостока Понитаев В.И. в судебном заседании доводы, указанные в представленном ранее отзыве, поддержал, против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что на администрацию города Владивостока возложены обязанности по проведению публичных слушаний. Главой города Владивостока были приняты постановление о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа. В период с 9 октября 2017 года по 20 октября 2017 года администрацией города Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры проведены публичные слушания по проекту внесения изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, получены протоколы и заключения о результатах публичных слушаний по проектам внесения изменений, которые переданы инициатору публичных слушаний. Указанные заключения размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации города Владивостока.
Представитель Думы города Владивостока Титенко Т.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, заслушав заключение прокурора Румянцева И.И., полагавшего, что оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части не имеется, исследовав материалы административного дела, давая оценку представленным суду доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно статье 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относятся утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
С 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ полномочия по утверждению Генерального плана Владивостокского городского округа и по внесению в него изменений переданы Администрации Приморского края.
В свою очередь, на основании пункта 4 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ и пункта 2.1.7.1 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 196-па, с 1 января 2015 года департамент градостроительства Приморского края осуществлял полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и по внесению в них изменений.
В соответствии с положениями постановления Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" департамент градостроительства Приморского края переименован в министерство строительства Приморского края и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о министерстве строительства Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 18 октября 2019 года N 681-па.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ (за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ, осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Как следует из части 11 указанной статьи при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Порядок проведения публичных слушаний в городе Владивостоке установлен Муниципальным правовым актом города Владивостока от 9 июля 2008 года N 34-МПА (ред. от 7 марта 2019 года) "Положение о порядке проведения публичных слушаний в городе Владивостока".
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ.
Частями 12, 13 статьи 24, частью 15 статьи 31, частью 1 статьи 32 ГрК РФ предусмотрено, что обязательным приложением к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ПЖСК-104 является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 3716 кв. м на основании договора купли-продажи земельного участка от 11 октября 2016 года N 6888. Разрешенный вид использования земельного участка: для строительства первой очереди малоэтажного жилья повышенной плотности в 80 микрорайоне (том 2, л.д. 120-123).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 13 августа 2014 года земельный участок входит в территориальную зону застройки жилыми домами ( Ж3).
Распоряжением администрации города Владивостока от 24 октября 2017 года N 1799 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N, с основными видами разрешенного использования: многоквартирные жилые дома; объекты жилищных ремонтно-эксплуатационных служб и организаций; объекты розничной торговли; объекты общественного питания; объекты бытового обслуживания; объекты дошкольного, начального и среднего (полного) общего образования; объекты амбулаторно-поликлинического назначения; медицинские лаборатории, станции скорой и неотложной помощи, учреждения санитарно-эпидемиологической службы, учреждения судебно-медицинской экспертизы и другие подобные объекты здравоохранения без специальных требований к размещению таких объектов; капитальные гаражи; стоянки автомобильного транспорта и другие (том 1, л.д. 29-30).
Указанный земельный участок на основании договора аренды N 02-08/17 от 11 декабря 2017 года передан ООО "Владстройзаказчик" для целей строительства многоквартирного жилого дома сроком на 4 года (том 1, л.д. 20-28).
8 декабря 2017 года между ООО "Владстройзаказчик", ПЖСК-104 и ООО "Арзиз" заключен договор N 02-2017 об инвестиционной деятельности, объект инвестирования - многоквартирный жилой дом в районе ул. Надибаидзе в г. Владивостоке.
9 июля 2018 года администрацией города Владивостока ООО "Владстройзаказчик" выдано разрешение N на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N (том 2, л.д. 211-213).
Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа.
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
2 июня 2016 года департаментом градостроительства Приморского края издано распоряжение N 83 "О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" (том 2, л.д. 151).
Во исполнение распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 2 июня 2016 года N 83 создана Рабочая группа по координации работ по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию (приказ департамента градостроительства Приморского края от 21 октября 2016 года N 1831).
К функциям рабочей группы относятся рассмотрение и оценка предложений органов власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Владивостокской агломерации, юридических и физических лиц в отношении внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, вошедших во Владивостокскую агломерацию (том 2, л.д. 135-138).
Проект внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа выполнен согласно государственному контракту от 17 октября 2016 года N 2016-21 в соответствии с техническим заданием на выполнение работ по подготовке проектов изменений документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию и был размещен на официальном интернет-портале администрации города Владивостока вместе с Проектом внесения изменений в ПЗЗ Владивостокского городского округа. (том 2, л.д. 139-150).
В рамках подготовки и утверждения изменений, внесённых в Генеральный план Владивостокского городского округа, ПЗЗ Владивостокского городского округа на основании постановлений главы города Владивостока от 28 июля 2017 года N 1884, 1885, опубликованных в газете "Владивосток" от 1 августа 2017 года N 112 (5878) и размещённых на официальном сайте администрации города Владивостока в сети "Интернет" 31 июля 2017 года, проведена экспозиция демонстрационных материалов по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа в период с 17 сентября по 23 сентября 2017 года.
Согласно приложению к вышеуказанным постановлениям публичные слушания по Первомайскому району города Владивостока, в границы которого отнесен земельный участок с кадастровым номером N, назначены на 16 октября 2017 года.
16 октября 2017 года проведено собрание жителей города Владивостока в Первомайском районе - публичные слушания по инициативе департамента градостроительства Приморского края (том 3, л.д. 184-191). Протоколы собрания изготовлены 18 октября 2017 года.
12 февраля 2018 года постановлением администрации Приморского края N 61-па внесены изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края, с принятием которых земельный участок с кадастровым номером N отнесен к рекреационной функциональной зоне.
28 марта 2018 года распоряжением департамента градостроительства Приморского края N 14 в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа внесены изменения, в соответствии с которыми в отношении земельного участка с кадастровым номером N установлена зона зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) - Р1.
Таким образом, в отношении земельного участка с кадастровым номером N изменена функциональная жилая зона и территориальная зона - зона застройки жилыми домами Ж-3 на рекреационную зону и зону зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) Р1.
Согласно пункту 3.32 ПЗЗ Владивостокского городского округа в оспариваемой редакции зона Р1 включает в себя основные (земельные участки (территории) общего пользования, улично-дорожная сеть, благоустройство территории, природно-познавательный туризм, предоставление коммунальных услуг, историко-культурная деятельность) условно разрешенные (культурное развитие, объекты культурно-досуговой деятельности, парки культуры и отдыха, цирки и зверинцы, общественное питание, обеспечение занятий спортом в помещениях, площадки для занятий спортом, оборудование площадки для занятий спортом, водный спорт, причалы для маломерных судов) и вспомогательные (предоставление коммунальных услуг) виды разрешенного использования. При этом не подлежат установлению предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства у земельных участков (территории) общего пользования.
Согласно кадастровому паспорту от 22 января 2019 года земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома; объекты розничной торговли; объекты общественного питания; объекты бытового обслуживания; капитальные гаражи; стоянки автомобильного транспорта. (том 1, л.д. 26-28)
Обращаясь в суд с настоящим иском, административные истцы ссылаются на нарушение своих прав и нарушение порядка принятия Генерального плана Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа в части изменений, касающихся земельного участка с кадастровым номером N, связи с тем, что в Проекте внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, который был представлен на публичные слушания, не содержались сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к рекреационной функциональной зоне.
Суд, оценивая по правилам статьи 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, считает доводы административных истцов обоснованными.
Как установлено судом и подтверждено материалами административного дела, Проекты изменений, вносимых в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, опубликованные на интернет - портале администрации города Владивостока и в ее печатном издании не предусматривали расположение земельного участка с кадастровым номером N в зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) Р-1.
Представленный в судебном заседании экземпляр газеты "Владивосток" от 1 августа 2017 года N 112 (5878) с экспозицией демонстрационных материалов по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа данное обстоятельство не подтверждает (том 4, л.д. 216).
Из представленного ПЖСК-104 заключения специалиста ООО "..." следует, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, город Владивосток, в западной части квартала, согласно фрагментам карт Проекта изменений в Генеральный план города Владивостока и Проекта изменений в ПЗЗ Владивостокского городского округа, протоколов осмотра доказательств от 13 февраля 2020 года NN 25/62-н/25-2020-1-28 и 25/62-н/25-2020-1-29, полностью расположен в пределах границ территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) Ж4, а также в пределах границ, отмеченных нотариусом территорий на фрагментах карт (том 4, л.д. 159-205).
При этом представленное министерством строительства Приморского края заключение специалиста ООО "..." выводы специалиста ООО "...", по мнению суда, не опровергает, поскольку данный специалист исследовал другие документы, представленные ему исполнительным органом.
Протоколы собраний публичных слушаний от 16 октября 2017 года не содержат указаний об изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером N с зоны застройки жилыми домами на рекреационную зону и зону зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) Р-1 (том 3, л.д. 188-191, 196-215).
Кроме того, как установлено судом и не оспаривается административными ответчиками, обращение об изменении территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами на территориальную зону городских лесов и городских лесопарков в отношении земельного участка с кадастровым номером N направлено Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока в адрес департамента градостроительства Приморского края после проведения публичных слушаний 30 октября 2017 года. (том 1, л.д. 225).
31 октября 2017 года администрацией города Владивостока дано заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (том 3, л.д. 216-231).
25 и 26 октября, 2 ноября 2017 года заключения о результатах публичных слушаний по проектам внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и в Генеральный план Владивостокского городского округа размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации города Владивостока (http://www.vlc.ru).
После проведения публичных слушаний 10 и 16 ноября 2017 года в адрес КГБУ "Центр развития территорий" поступили заявления Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока по вопросу внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
21 декабря 2017 года проведено заседание рабочей группы по координации работы по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию, на обсуждение которой вынесен вопрос об установлении зоны лесов - Р4, при этом было принято решение об установлении функциональной рекреационной территориальной зоны - Р1 в отношении земельного участка с кадастровым номером N. (том 1 л.д. 185).
28 декабря 2017 года в адрес департамента градостроительства Приморского края направлено Заключение Единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований от 28 декабря 2017 года N 3к/11 по вопросу о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края, которое не содержит предложений о внесении изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером N, что свидетельствует о том, что в отношении спорного земельного участка Единой комиссией решения не принималось.
В силу статьи 31 ГрК РФ и положений Постановления администрации Приморского края от 9 июня 2015 года N 180-па "О создании Единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края" проект изменений, вносимый в Правила землепользования и застройки городского округа, представляется в орган местного самоуправления Единой комиссией, создаваемой главой местной администрации одновременно с принятием решения о разработке Правил землепользования и застройки.
15 ноября 2017 года председателем ПЖСК-104 в адрес директора департамента градостроительства Приморского края направлено предложение о внесении изменений в Генеральный план на территории Владивостокского городского округа, из содержания которого следует, что при ознакомлении с проектом Генерального плана Владивостокского городского округа на публичных слушаниях, проходивших в октябре 2017 года, ему стало известно, что большая часть принадлежащего кооперативу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N попадает в санитарно-защитную зону предприятия, где строительство жилья в границах данной зоны запрещено, а в связи с тем, что планировалось строительство многоквартирного дома, получен градостроительный план и разработана проектная документация для соблюдения прав членов кооператива просил уменьшить санитарно-защитную зону предприятия, исключив ее из границ вышеназванного участка (том 1, л.д. 261).
19 декабря 2017 года департаментом градостроительства Приморского края в адрес ПЖСК-104 направлено письмо о невозможности исключения санитарно-защитной зоны из границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:030002:187 документами территориального планирования и градостроительного зонирования (том 3, л.д. 248-249).
Таким образом, из исследованных судом доказательств следует, что в нарушение требований закона, внесение изменений в проекты документов территориального планирования и градостроительного зонирования, направленных на установление в границах земельного участка с кадастровым номером N функциональной рекреационной территориальной зоны (Р1) инициировано после проведения публичных слушаний, при этом изменения внесены в отсутствие решения Единой комиссии на основании решения неуполномоченного органа - рабочей группы.
Доводы представителя министерства строительства Приморского края о том, что поступившее в администрацию города Владивостока решение комиссии от 21 декабря 2017 года является дополнительным предложением по вопросу публичных слушаний и не нуждается в публичном обсуждении, не соответствует статьям 31-33 ГрК РФ и подпунктам 4 статьи 3, статьи 12 Муниципального правового акта города Владивостока от 9 июля 2008 года N 34-МПА "Положение о порядке проведения публичных слушаний в городе Владивостока". При этом на момент заседания комиссии срок проведения публичных слушаний истек.
Кроме того, вопреки доводам административного ответчика в соответствии с частью 15 статьи 31 ГрК РФ внесение комиссией изменений в проект должно осуществляться с учетом результатов публичных слушаний. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Вместе с тем, протоколы собраний публичных слушаний от 16 октября 2017 года не содержат указаний о планируемых изменениях в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Ссылка административного ответчика - министерства строительства Приморского края на то, что в силу части 18 статьи 28 ГрК РФ проект генерального плана не подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, является необоснованной, поскольку данная норма регулирует отношения при изменении границ населенных пунктов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 28 ГрК РФ часть 18 отсутствует
Доводы административного ответчика - Правительства Приморского края о том, что публичные слушания проводились по всему Генеральному плану Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, не свидетельствуют о соблюдении предусмотренной законом процедуры при принятии в оспариваемой части нормативных правовых актов.
Действительно, частью 3 статьи 28 и частью 14 статьи 31 ГрК РФ (в редакции от 20 марта 2011 года) предусматривалось, что в случае внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
В данном случае, принимая во внимание, что внесение изменений в проекты документов территориального планирования и градостроительного зонирования, направленных на сохранение существующих зеленых зон в границах земельного участка с кадастровым номером N, инициировано после проведения публичных слушаний, то собственник земельного участка ПЖСК - 104 был лишен возможности ознакомления с внесенными изменениями, обсуждения их на публичных слушаниях и принесения своих замечаний, что свидетельствует о нарушении права истца на участие в публичных слушаниях.
С учётом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу, что изменения в генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, касающиеся земельного участка с кадастровым номером N, приняты с существенными нарушениями требований статей 28, 31 - 33 ГрК РФ.
Ссылка административных ответчиков на необходимость сохранения зеленых насаждений в черте города, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером N, является необоснованной и не опровергает выводов о нарушении порядка внесения оспариваемых изменений.
Из фрагмента карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа следует, что территориальная зона Р1 установлена только в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030002:187. В отношении иных смежных земельных участков установлены территориальные зоны Ж4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) и Т4 (зона улично-дорожной сети). (Том 1, л.д. 130)
Вместе с тем, принимая во внимание, что земельный участок находится в собственности юридического лица и предоставлен ему для строительства многоэтажного жилого дома, имеет соответствующий вид разрешенного использования, который не соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным в территориальной и функциональной зонах Р1, суд считает необоснованными доводы административного ответчика о том, что внесение таких изменений было направлено на соблюдение баланса частных и публичных интересов и что оспариваемые изменения направлены на сохранение зеленых насаждений на территории города и не препятствуют использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, поскольку административный ответчик не представил суду доказательств обоснованности внесения таких изменений.
Кроме того, согласно письму министерства строительства Приморского края от 10 апреля 2020 года N Р25/17-05-411, адресованному ООО "Владстройзаказчик" и представленному представителем административного ответчика в судебном заседании, на рассмотрении у министерства находится вопрос об установлении в границах земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны застройки среднеэтажными жилыми домами - Ж3, что свидетельствует об отсутствии приоритета сохранения зеленых насаждений на указанном земельном участке.
Таким образом, при рассмотрении административного дела нашел подтверждение факт нарушения прав административных истцов на участие в публичных слушаниях по вопросу изменения территориальной зоны принадлежащего им земельного участка, использования данного земельного участка в соответствии с указанным ранее разрешенным видом использования. Оспариваемые административными истцами изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа осуществлены в нарушение процедуры, закрепленной в нормах градостроительного законодательства (статьи 5.1, 28, 31 - 33 ГрК РФ).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для признания недействующими Генерального плана Владивостокского городского округа в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N рекреационной функциональной зоны, а также Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части отнесения указанного выше земельного участка к территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) Р1.
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать оспариваемые положения Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ считает необходимым опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальных печатных изданиях исполнительных органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Владстройзаказчик", Потребительского жилищно-строительного кооператива - 104 об оспаривании в части Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа - удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 24 декабря 2019 года N 895-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3716 кв. м с установленным адресом: Приморский край, г. Владивосток, в западной части квартала в районе ул. Надибаидзе, 1 рекреационной функциональной зоны.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения министерства строительства Приморского края от 25 февраля 2020 года N 22-ра с изменениями по распоряжению министерства строительства Приморского края от 10 апреля 2020 года N 35-ра) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3716 кв. м с установленным адресом: Приморский край, г. Владивосток, в западной части квартала в районе ул. Надибаидзе, 1 территориальной зоны зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов) Р-1.
Обязать Правительство Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении по результатам рассмотрения административных исковых требований об оспаривании в части Генерального плана Владивостокского городского округа в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать министерство строительства Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении по результатам рассмотрения административных исковых требований об оспаривании в части Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 29 мая 2020 г. по делу N 3а-5/2020
Текст решения опубликован в "Приморской газете" от 29 декабря 2020 г. N 104