Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г7
Тест свободного и ассоциированного селективного распознавания с непосредственным воспроизведением
Оригинальное название: Free and Cued Selective Reminding Test - Immediate Recall (FCSRT-IR) | ||||||||
Источник: Grober E. et al. Screening for dementia by memory testing. Neurology. 1988; 38(6): c. 900-903. Ivnik R.J., Smith G.E., Lucas J.A. et al. Free and cued selective reminding test: MOANS norms. J Clin Exp Neuropsychol. 1997; 19(5): c. 676-691. | ||||||||
Тип: шкала оценки | ||||||||
Назначение: диагностика нарушений памяти, в том числе амнестического синдрома "гиппокампального" (альцгеймеровского) типа. | ||||||||
Содержание: | ||||||||
|
Подсказка по категории |
Слово |
КО |
НВП |
попытка 1 |
попытка 2 |
попытка 3 |
|
|
Инструмент |
Молоток |
|
|
|
|
|
|
|
Город |
Рим |
|
|
|
|
|
|
|
Преступление |
Кража |
|
|
|
|
|
|
|
Имя девочки |
Вера |
|
|
|
|
|
|
|
Металл |
Медь |
|
|
|
|
|
|
|
Цветок |
Гвоздика |
|
|
|
|
|
|
|
Родственник |
Дочь |
|
|
|
|
|
|
|
Танец |
Фокстрот |
|
|
|
|
|
|
|
Животное |
Слон |
|
|
|
|
|
|
|
Одежда |
Куртка |
|
|
|
|
|
|
|
Приправа |
Корица |
|
|
|
|
|
|
|
Мебель |
Кровать |
|
|
|
|
|
|
|
Музыкальный инструмент |
Флейта |
|
|
|
|
|
|
|
Часть тела |
Мизинец |
|
|
|
|
|
|
|
Овощ |
Свёкла |
|
|
|
|
|
|
|
Духовный сан |
Священник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Свободное воспроизведение |
|
|
|
|
|||
|
Воспроизведение с подсказкой |
|
|
|
|
|||
|
Суммарное воспроизведение |
|
|
|
|
|||
Инструкция: | ||||||||
Вступление: | ||||||||
Скажите пациенту: "Вы должны запомнить 16 слов. Все слова относятся к разным категориям. Чтобы помочь вам запомнить слова, я дам вам подсказки по категориям и попрошу вас сказать мне, к какому слову относится каждая подсказка. Затем вы назовете мне все слова, которые сможете запомнить, в любом порядке. После того как вы назовете слова, которые вам удалось запомнить, я дам вам подсказки по категориям, чтобы вы могли вспомнить больше слов. Затем я назову вам все слова, которые вы не смогли воспроизвести, чтобы помочь вам запомнить больше слов в ходе следующей попытки. У вас будет 3 попытки для того, чтобы запомнить слова". | ||||||||
Контролируемое обучение: | ||||||||
Испытуемому предлагается карточка с 4 хорошо узнаваемыми графическими изображениями. Скажите пациенту: "На каждой карточке находятся 4 изображения/слова. Сейчас я прочитаю вам подсказки. Вам следует указать на изображение/слово, к которому относится каждая подсказка, и назвать его вслух/прочитать". Медленно по порядку прочитайте подсказки с контрольного листа. Дайте пациенту достаточно времени, чтобы указать на каждое изображение/слово и назвать его. Повторяйте эту процедуру контролируемого обучения до тех пор, пока все 4 изображения/слова на первой карточке не будут названы правильно. После того как пациент назовет все 4 слова, соответствующих представленным изображениям, уберите карточку с изображениями. | ||||||||
Непосредственное воспроизведение с подсказкой: | ||||||||
После этого проводится процедура непосредственного воспроизведения с подсказками. Скажите пациенту: "Когда я назову подсказку по категории, скажите мне, к какому из слов эта подсказка по категории относится". Повторите процедуру непосредственного воспроизведения с подсказкой для всех 4 слов из представленной ранее карточки. Если пациент не может вспомнить слово в ходе процедуры непосредственного воспроизведения с подсказкой, напомните ему/ей это слово: например, "Это животное было слон... Какое это было животное?" Затем, прежде чем перейти к следующей карточке, покажите пациенту предыдущую с пропущенным словом, чтобы пациент назвал его, когда вы назовете подсказку по категории. Продолжайте проведение процедуры контролируемого обучения с оставшимися тремя карточками с изображениями до тех пор, пока пациент не назовет все 16 слов при получении соответствующих подсказок по категории и не вспомнит все 16 слов в ходе непосредственного воспроизведения с подсказкой. | ||||||||
Отсроченное воспроизведение (попытка 1): | ||||||||
Чтобы проверить извлечение информации из долговременной памяти, не допуская повторения и воспроизведения из кратковременной памяти, необходима интерференция. В качестве интерференции следует использовать счет в обратном порядке. Сразу же после усвоения слов, попросите пациента: "от 97 отнимите 3 и назовите мне ответ, далее от полученного числа отнимите еще раз 3 и так далее, называйте мне только ответы". Пациент должен считать в обратном порядке в течение 20 секунд. Если пациент не может считать в обратном порядке, вычитая по 3, попросите его/ее считать в обратном порядке, вычитая 2 или 1. Интерференция посредством счета в обратном порядке делается перед всеми попытками воспроизведения. | ||||||||
Свободное воспроизведение: | ||||||||
Чтобы проверить свободное воспроизведение, попросите пациента: "Назовите мне все слова, которые вы можете вспомнить, в любом порядке". Дайте пациенту 90 секунд для свободного воспроизведения всех слов. Остановите процесс, если в течение 15 секунд пациент не может вспомнить больше ни одного слова. Запишите результаты свободного воспроизведения для попытки 1 на листке с ответами, поставив "С" для каждого слова, воспроизведенного самостоятельно. | ||||||||
Воспроизведение с подсказкой: | ||||||||
Далее оценивается воспроизведение с подсказкой любых слов, которые не были воспроизведены при свободном вспоминании. Для каждого слова, не названного при свободном воспроизведении, прочитайте пациенту соответствующую подсказку по категории в порядке, соответствующем контрольному листку, и попросите испытуемого вспомнить слова, выученные с подсказкой: например, "Какое это было животное?" Протестируйте воспроизведение с подсказкой только для слов, не воспроизведенных при этой попытке в ходе свободного воспроизведения. Дайте пациенту до 10 секунд для воспроизведения с подсказкой каждого проверяемого слова. Запишите результаты воспроизведения с подсказкой для попытки 1, поставив "П" для каждого слова, названного при воспроизведении с подсказкой. Запишите слова, названные неправильно, поставив "Н". | ||||||||
Выборочное напоминание: | ||||||||
Если пациент не может воспроизвести слово при воспроизведении с подсказкой, напомните ему/ей это слово: например, "Это животное было слон... Какое это было животное?" Делайте выборочное напоминание сразу после неудачной попытки воспроизведения данного слова с подсказкой, а после переходите к воспроизведению с подсказкой следующего слова. Делайте выборочное напоминание, только если и свободное воспроизведение и воспроизведение с подсказкой не дали результатов или воспроизведение слова было ошибочным. Не делайте выборочное напоминание, если свободное воспроизведение или воспроизведение с подсказкой оказались успешными. Делайте выборочное напоминание только при попытке 1 и попытке 2. Не делайте выборочное напоминание при попытке 3. | ||||||||
Попытка 2: | ||||||||
Перед тем как начать попытку 2, используйте счет в обратном порядке в качестве интерференции. После проведения попытки 1, попросите испытуемого: "от 96 отнимите 3 и назовите мне ответ, далее от полученного числа отнимайте 3 и т.д., называйте мне только ответы". Затем протестируйте свободное воспроизведение и воспроизведение с подсказкой в соответствии с инструкциями, приведенными выше. Если воспроизведение с подсказкой не дало желаемых результатов, проведите процедуру выборочного напоминания в соответствии с инструкциями, приведенными выше. | ||||||||
Попытка 3: | ||||||||
Перед тем как начать попытку 3, используйте счет в обратном порядке в качестве интерференции. После проведения попытки 2, попросите пациента: "от 95 отнимите 3 и назовите мне ответ, далее от полученного числа отнимайте 3 и т.д., называйте мне только ответы". Затем протестируйте свободное воспроизведение и воспроизведение с подсказкой в соответствии с инструкциями, приведенными выше. Не делайте выборочное напоминание при попытке 3. | ||||||||
Регистрация ответов испытуемого: | ||||||||
На этапах контролируемого обучения (КО) и непосредственного воспроизведения с подсказкой (НВП) регистрируйте ответы испытуемого, поставив "X" для каждого слова, правильно воспроизведенного при первой попытке и "-" для каждого неправильного ответа (включая отсутствие ответа). Каждое самостоятельно названное слово при свободном воспроизведении обозначается на контрольном листке буквой "С". Каждое слово, названное по подсказке при воспроизведении с подсказками обозначается на контрольном листке буквой "П". При отсутствии правильного ответа в соответствующей клетке ставится "0". | ||||||||
Интерпретация результатов: | ||||||||
Тест дает два основных показателя памяти и обучения: Свободное воспроизведение и суммарное воспроизведение. Суммарное воспроизведение рассчитывают как сумму всех правильных ответов, названных самостоятельно и по подсказке с учетом всех 3 попыток. 1. Свободное воспроизведение: сумма всех слов, названных самостоятельно правильно в каждой из трех попыток (1 + 2 + 3). 2. Воспроизведение с подсказкой: сумма всех слов, названных по подсказке в каждой из трех попыток (1 + 2 + 3). 3. Итоговое воспроизведение: сумма баллов свободного воспроизведения и воспроизведения с подсказкой. Максимальное число баллов при итоговом воспроизведении составляет 48. Пороговое значение величины свободного воспроизведения, позволяющего с максимальной чувствительностью (80,8%) и специфичностью (78,4%) предсказать развитие деменции в ближайшие 2 года у пациентов с УКР составляет 27 баллов [Derby 2013]. | ||||||||
Пояснения: | ||||||||
За счет предварительного заучивания вербального материала и семантических подсказок при воспроизведении, FCSRT-IR позволяет достаточно точно дифференцировать амнестические нарушения гиппокампального типа от вторичных расстройств памяти вследствие нейродинамических нарушений. Тест вошел в клинические рекомендации Национального института здоровья в 2011 г. в качестве обязательного инструмента - нейропсихологического биомаркера для диагностики продромальной болезни Альцгеймера. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.