Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Правилам предоставления бюджетам
муниципальных образований и распределения
между ними субсидий на строительство жилых
помещений (жилых домов), предоставляемых
гражданам, проживающим на сельских территориях,
по договорам найма жилых помещений
Положение
о предоставлении субсидий на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилого помещения (жилого дома), предоставляемого жителям Алтайского края, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок предоставления субсидий в целях оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилого помещения (жилого дома), предоставляемого жителям Алтайского края (далее "граждане"), проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения.
1.2. Под муниципальными образованиями по условиям настоящего Положения понимаются муниципальные районы (городские округа).
1.3. Субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального и краевого бюджетов (далее - "субсидии"), не могут быть использованы:
для улучшения жилищных условий граждан, а также членов их семей, ранее реализовавших право на улучшение жилищных условий на сельских территориях с использованием средств социальных выплат или иной формы государственной поддержки за счет средств бюджетов всех уровней, предоставленных на улучшение жилищных условий;
на улучшение жилищных условий проживающих на сельских территориях граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Порядок предоставления субсидий
2.1. Под гражданином понимается физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. К членам семьи гражданина в целях настоящего Положения относятся постоянно проживающие (зарегистрированные по месту жительства) совместно с ним его супруга (супруг), а также дети, в том числе усыновленные, и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
Под работодателем понимается юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), вступившее в трудовые отношения с гражданином.
2.2. Право на обеспечение жильем по договорам найма жилого помещения путем получения субсидий имеет:
а) гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) при соблюдении им следующих условий:
работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) на сельских территориях (непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее 1 года на дату включения в сводные списки граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей жилья по договорам найма жилых помещений, формируемые в соответствии с пунктом 2.10 настоящего Положения (далее - "сводный список"). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий или постоянное проживание совместно с родителями (в том числе усыновителями), и (или) полнородными и неполнородными братьями и сестрами, и (или) дедушками (бабушками) при отсутствии в собственности жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях в границах муниципального района (городского округа), в котором гражданин постоянно проживает (зарегистрирован). В целях настоящего Положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства (регистрации по месту жительства) на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий;
б) гражданин, изъявивший желание постоянно проживать на сельских территориях при соблюдении им в совокупности следующих условий:
работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) на сельских территориях;
переезд на сельские территории в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которых гражданин работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность (основное место работы), из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа города, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);
проживание на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства, на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования или на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства;
отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях в границах муниципального района (городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства.
2.3. Органы местного самоуправления и работодатели, заключившие трудовые договоры с гражданами, указанными в пункте 2.2 настоящего положения, разъясняют им условия и порядок обеспечения их жильем в соответствии с настоящим Положением.
Строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, осуществляется за счет субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального, краевого, местных бюджетов, и средств работодателя. Совокупная доля средств работодателя и муниципального района (городского округа) в общем объеме затрат составляет не менее 20 процентов расчетной стоимости строительства жилья.
2.4. Расчетная стоимость строительства жилья, используемая для расчета размера субсидий, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи - при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на сельских территориях в границах Алтайского края, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Алтайского края (далее - "Министерство") на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Алтайскому краю, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года.
2.5. Очередность предоставления жилья по договору найма определяется в хронологическом порядке, по дате подачи заявления о включении в состав участников мероприятия по строительству на сельских территориях жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, по форме, установленной приказом Министерства (далее - "заявление").
2.6. Гражданин подает в администрацию муниципального района (городского округа) заявление, в котором указывается он сам и все члены его семьи, претендующие на получение государственной поддержки.
Заявление подается с приложением:
копий документов:
а) удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) подтверждающих родственные отношения между лицами, указан иными в заявлении в качестве членов семьи;
в) подтверждающих регистрацию по месту жительства (по месту пребывания) гражданина и членов его семьи;
г) трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (для лиц, постоянно проживающих на сельских территориях), или копий документов, подтверждающих соответствие условиям, установленным подпунктом "б" пункта 2.2 настоящего Положения (для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности, за исключением условия о переезде на сельские территории).
2.7. Копии документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, представляются вместе с оригиналами для удостоверения их идентичности (о чем делается отметка лицом, осуществляющим прием документов) либо заверяются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Для подтверждения участия работодателя в софинансировании строительства жилого помещения (жилого дома) к копиям документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, прилагается его письменное обязательство участвовать в программном мероприятии, с указанием суммы софинансирования по годам.
2.8. Администрации муниципальных районов (городских округов) проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют список граждан - получателей жилья по договору найма жилого помещения (далее соответственно - "список", "участники мероприятий") на очередной финансовый год и на плановый период и в срок до 15 мая года, предшествующего очередному финансовому году, направляют их с приложением сведений о размерах средств местных бюджетов и привлекаемых для этих целей средств работодателей в Министерство. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, администрации муниципальных районов (городских округов) возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
2.9. С момента утверждения администрациями муниципальных районов (городских округов) соответствующих списков граждане становятся претендентами на участие в программном мероприятии по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения.
2.10. Министерство на основании представленных администрациями муниципальных районов (городских округов) списков и документов, включающих выписки из сводной бюджетной росписи местных бюджетов, подтверждающих наличие в них бюджетных средств на реализацию мероприятия в год предоставления субсидий, либо гарантийных писем, подписанных главами администраций (главами) муниципальных районов (городских округов) о включении в состав расходов местных бюджетов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия в год предоставления субсидий, а также сведения о размерах привлеченных (привлекаемых) средств работодателей, утверждает список граждан, проживающих и работающих на сельских территориях и планирующих улучшить жилищные условия путем предоставления им жилых помещений по договорам найма жилых помещений на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет администрации муниципальных районов (городских округов) о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в сводный список.
Министерство вносит изменения в сводный список, утвержденный на очередной финансовый год, с учетом размера субсидии, предусмотренного бюджету Алтайского края на очередной финансовый год на мероприятия, указанные в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предусмотренных приложением N 4 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".
2.11. Сводный список граждан, проживающих и работающих на сельских территориях и планирующих улучшить жилищные условия путем предоставления им жилых помещений по договорам найма жилых помещений, формируется с учетом следующих требований:
количество граждан, планирующих улучшить жилищные условия путем заключения договоров найма жилых помещений, определяется исходя из объемов субсидий из федерального и краевого бюджетов, которые предполагается направить на указанное программное мероприятие, а также средств бюджетов муниципальных образований (городских округов) и работодателей, предусмотренных на софинансирование строительства жилья;
для каждого муниципального района (городского округа) определяется предварительный объем субсидий из федерального и краевого бюджетов, рассчитанный пропорционально доле сельского населения соответствующего муниципального района (городского округа) в общей численности сельского населения края. Из списка каждого муниципального района (городского округа) отбирается то количество претендентов, на финансирование которых достаточно предварительно рассчитанного объема субсидий;
из списка каждого муниципального района (городского округа) отбирается не менее одного претендента.
2.12. Министерство ежегодно в установленные сроки представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по утвержденной форме заявку на предоставление субсидии, с указанием планируемого размера федеральных субсидий на следующий финансовый год и на плановый период и сведений об объемах средств краевого, местных бюджетов и средств работодателей, которые для реализации программных мероприятий планируется направить на софинансирование федеральных субсидий.
2.13. В течение 60 дней со дня подписания с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Алтайского края на реализацию мероприятий государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий" Министерство вправе внести изменения в сводный список получателей субсидий на строительство жилых помещений (жилых домов), предоставляемых гражданам, проживающим на сельских территориях, по договорам найма жилых помещений, на очередной финансовый год, утвержденный с учетом размера субсидии, предусмотренной бюджету Алтайского края на текущий финансовый год.
2.14. В соответствии с объемами выделяемых субсидий при внесении изменений в сводный список на текущий финансовый год Министерство руководствуется следующими условиями:
остаток субсидий в муниципальном районе (городском округе), недостаточный для покрытия расходов на строительство жилья, предоставляемого впоследствии по договору найма жилого помещения очередному претенденту, перераспределяется между иными муниципальными районами (городскими округами), начиная с муниципального образования с наибольшей долей сельского населения в общей численности сельского населения края и далее в порядке убывания данного показателя. Размер выделяемого для муниципального образования остатка субсидий должен быть достаточен для финансирования выплаты одному очередному получателю;
если остаток субсидий окажется недостаточным для финансирования выплаты очередному получателю, в сводный список включается участник мероприятия (с его согласия) на условиях частичного предоставления выплаты в размере, соответствующем этому остатку. При формировании сводного списка на следующий финансовый год указанный участник включается в него под номером 1 (для предоставления оставшейся части выплаты).
2.15. Граждане становятся участниками программного мероприятия со дня утверждения министром сельского хозяйства Алтайского края сводного списка на текущий финансовый год, приведенного в соответствие с фактическими объемами выделяемых на эти цели субсидий.
2.16. Расчет размера субсидий на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, определяется исходя из нормы жилой площади на гражданина и всех членов его семьи, указанных в заявлении, оформленном в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения, и исходя из расчетной стоимости строительства жилья, определенной в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения.
2.17. Министерство вправе дифференцировано устанавливать стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальным районам, городским округам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам.
2.18. В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной Министерством, размер субсидий подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
В случае если общая площадь построенного жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер субсидий подлежит пересчету исходя из фактической площади жилья.
2.19. Определение размера субсидии производится Министерством в отношении гражданина и всех членов его семьи, указанных в заявлении, оформленном в соответствии с пунктами 2.4, 2.6, 2.17 и 2.18 настоящего Положения.
Субсидии обеспечивают не более 80 процентов расчетной стоимости строительства жилья по норме общей площади жилого помещения, установленной пунктом 2.4 настоящего Положения. Доля средств работодателя и муниципального района (городского округа), направляемых на софинансирование строительства жилья, предоставляемого впоследствии гражданам по договорам найма, в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения составляет не менее 20 процентов.
2.20. Объем субсидий, выделяемых муниципальному образованию на строительство жилого помещения (жилого дома), предоставляемого впоследствии гражданину по договору найма жилого помещения, определяется по формуле:
,
где:
- общая площадь жилого помещения, установленная для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - для семьи из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи - при численности семьи, составляющей 3 и более человека). В случае если общая площадь строящегося жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, определенной администрацией муниципального образования, в расчет берется фактическая площадь жилья;
- стоимость 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории Алтайского края, утвержденная приказом Министерства на очередной финансовый год на основе фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках государственной программы за предыдущий год (с учетом прогнозного индекса-дефлятора, установленного Министерством экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год), но не превышающая средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Алтайском крае, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 1-й квартал очередного финансового года. В случае если фактическая стоимость 1 кв. м построенного (приобретенного) жилья меньше расчетной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной Министерством, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья;
- доля средств краевого бюджета (включая средства, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета), направляемых на реализацию мероприятия по строительству жилья для граждан, проживающих на сельских территориях в расчетном году, в процентах от расчетной стоимости строительства жилья всеми участниками мероприятия, но не выше 80% от стоимости строительства жилья.
2.21. Работодатель совместно с администрацией муниципального района (городского округа) вправе осуществить строительство жилья сверх установленного пунктом 2.4 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) средств районного бюджета стоимости строительства части жилья, превышающей указанный размер.
2.22. После завершения работ по строительству жилья (независимо от его площади) исходя из фактически произведенных работ и затрат вносятся необходимые коррективы в ранее составленную сметную документацию, что и оформляется в дальнейшем сводным сметным расчетом, учитывающим все дополнения и изменения, произошедшие в процессе строительства.
2.23. Администрации муниципальных районов (городских округов) при формировании списков граждан, претендующих на улучшение жилищных условий путем строительства жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, при проверке документов, определенных в пункте 2.6 настоящего Положения, должны иметь в наличии документы, подтверждающие право собственности (или аренды) на земельный участок, на котором строится жилое помещение (жилой дом) или планируется его строительство, сводные сметные расчеты и (или) локальные сметы либо локально-сметные расчеты, другие формы сметной документации, в которых указаны объемы, виды и стоимость планируемых к выполнению строительно-монтажных работ, справки, выданные налоговыми органами о регистрации работодателей в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), ИНН организации (предприятия), где трудоустроены граждане, претендующие на получение субсидий, а также разрешение на строительство жилья в случаях, установленных законодательством.
2.24. При необходимости документы, указанные в пункте 2.23 настоящего Положения, по запросу представляются в адрес Министерства.
2.25. В целях обеспечения гражданина жильем в соответствии с условиями договора найма жилого помещения орган администрация муниципального района (городского округа) или администрация муниципального района (городского округа) совместно с работодателем, заключившим трудовой договор с гражданином, заключают договор подряда на строительство жилого помещения (жилого дома) или договор участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) на сельских территориях.
При этом построенное жилое помещение (жилой дом) должно быть:
а) пригодным для постоянного проживания;
б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах - газоснабжение);
в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
2.26. Соответствие жилого помещения указанным в пункте 2.26 настоящего Положения требованиям устанавливается созданной администрацией муниципального района (городского округа) комиссией на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
2.27. В отношении жилого помещения администрацией муниципального района (городского округа) или администрацией муниципального района (городского округа) совместно с работодателем оформляется свидетельство о праве муниципальной или долевой собственности соответственно. В случае если в отношении построенного жилого помещения зарегистрировано право общей собственности муниципального образования и работодателя, они заключают соглашение о порядке владения, пользования и распоряжения жилым помещением, в котором оговаривается целевое назначение использования помещения (для обеспечения жильем граждан) и полномочия собственников по заключению с гражданами договора найма этого помещения, а также по изменению и расторжению такого договора.
2.28. Жилые помещения (жилые дома), построенные в соответствии с настоящим Положением, относятся к жилищному фонду коммерческого использования и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предоставляются гражданам в возмездное владение и пользование по договору найма жилого помещения. В указанном договоре предусматривается право гражданина на приобретение по истечении 5 лет работы по трудовому договору с работодателем указанного жилого помещения в свою собственность по цене, не превышающей 10 процентов расчетной стоимости строительства жилья (далее - "выкупная цена жилья"), а по истечении 10 лет - по цене, не превышающей 1 процента выкупной цены жилья. Уплата средств в размере выкупной цены жилья по усмотрению нанимателей жилого помещения может производиться ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение указанных 5 или 10 лет без права досрочного внесения платежей.
В случае если жилое помещение находится в общей собственности муниципального образования и указанного работодателя, в договоре найма жилого помещения определяется, кому и в каких размерах вносятся платежи.
2.29. В случае рождения (усыновления) у гражданина 1 и более ребенка за счет средств краевого бюджета предоставляются дополнительные средства в размере 1 процента от выкупной цены жилья (при заключении гражданином трудового договора с работодателем сроком на 10 лет - на оставшуюся с даты заключения такого договора часть выкупной цены жилья), но не превышающей расчетную стоимость строительства жилья по социальной норме в соответствующем муниципальном образовании.
Расчет размера дополнительных средств для предоставления выплаты производится исходя из количества членов семьи в год, когда гражданин стал участником программного мероприятия. При этом условием включения гражданин в список претендентов на получение дополнительных выплат является представление администрациями муниципальных районов (городских округов) в Министерство до 1 февраля года, следующего за годом рождения (усыновления) ребенка, подтверждающих этот факт документов.
На основании представленных администрациями муниципальных районов (городских округов) документов на получение дополнительных средств с учетом размера средств, предусмотренных в краевом бюджете на соответствующий год, Министерство утверждает сводный список граждан - претендентов на получение дополнительных средств в планируемом году, а выписки из него направляет в администрации муниципальных районов (городских округов).
2.30. Существенными условиями договора найма жилого помещения, указанного в пункте 2.28 настоящего Положения, являются:
а) работа нанимателя жилого помещения на сельских территориях, на которых оно предоставляется, у работодателя по трудовому договору (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности) в течение не менее чем 5 лет со дня оформления договора найма жилого помещения, за исключением случая, указанного в подпункте "б" настоящего пункта;
б) право гражданина трудоустроиться на сельских территориях в пределах субъекта Российской Федерации, в котором гражданину предоставлено жилое помещение (жилой дом) на условиях найма жилья, в срок, не превышающий 6 месяцев, в случае если право собственности на долю работодателя в общей собственности на жилое помещение (жилой дом) переходит к другим лицам и приводит к расторжению трудового договора, заключенного гражданином с прежним работодателем.
2.31. В случае несоблюдения нанимателем жилого помещения условий, предусмотренных пунктом 2.30 настоящего Положения, указанный наниматель жилого помещения лишается права приобрести жилое помещение, указанное в пункте 2.29 настоящего Положения, в свою собственность по выкупной цене жилья.
2.32. Министерство или администрация муниципального района (городского округа) вправе требовать, в том числе в судебном порядке, от собственника (собственников) жилого помещения возврата нанимателю жилого помещения внесенных им в счет уплаты средств в размере выкупной цены жилья в случае несоблюдения нанимателем жилого помещения условий, предусмотренных пунктом 2.31 настоящего Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.