Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2.6. Денежные доходы населения
В январе - июне 2020 года номинальная среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций Екатеринбурга зафиксирована на уровне 55 852 руб. (в январе - июне 2019 года - 53 264 руб.), в июне 2020 года - 58 621 руб. (в июне 2019 года - 57 104 руб.). Благодаря комплексу мер поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции темп роста реальной заработной платы в январе - июне 2020 года составил 102,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (в январе - июне 2019 года - 101,2%), в июне 2020 года - 100,3% к аналогичному периоду прошлого года (в июне 2019 года - 101,1%). Динамика фонда оплаты труда работников во 2 квартале 2020 года замедлилась по сравнению с 1 кварталом, но осталась положительной.
Ожидается, что по итогам 2020 года средняя заработная плата составит 57 586 руб., а к концу 2023 года увеличится до 69 761 руб. (Рисунок 7).
Нумерация рисунков приводится в соответствии с источником
Рисунок 7.
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям Екатеринбурга в 2010 - 2023 годах
Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса с целью высвобождения средств на выплату заработной платы, сохранения занятости. Предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Кроме того, в целях обеспечения социальной поддержки и сохранения доходов семей в период пандемии были назначены следующие меры поддержки:
ускорено предоставление выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет *(28);
введены выплаты семьям, в которых родители являются безработными, в размере 3 000 рублей на ребенка;
увеличен минимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2 раза;
введены дополнительные единовременные выплаты семьям, имеющим детей: ежемесячная выплата в размере 5 000 рублей (за апрель, май и июнь 2020 года) на ребенка до 3 лет, единовременная выплата в размере 10 000 рублей на детей с 3 до 16 лет; дополнительная выплата на детей до 16 лет в размере 10 000 рублей; ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет (семьям, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает одного прожиточного минимума, установленного в регионе);
увеличен максимальный и минимальный размер пособия по безработице, продлена возможность получения пособия по безработице для тех, у кого в марте закончился период его выплаты;
предусмотрены "каникулы" по потребительским и ипотечным кредитам для граждан, чьи доходы снизились на 30% и более;
введена процедура внесудебного банкротства граждан;
упрощены правила оформления и оплаты больничных листов, установлен минимальный размер выплаты по больничному листу на уровне одного минимального размера оплаты труда в месяц (12 130 руб.) до конца 2020 года.
Также с целью поддержки работающих граждан старше 65 лет, выбравших режим самоизоляции, чья сфера деятельности не предполагает удаленной работы, реализована возможность получения пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином без оформления каких-либо документов (в размере не ниже минимального размера оплаты труда).
Благодаря комплексу мер поддержки бизнеса, включавшему в том числе льготные кредитные программы и гранты субъектам малого и среднего предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях, динамика реальной заработной платы в текущем году складывалась лучше ожиданий. Планируется, что по итогам 2020 года реальная заработная плата составит 101,5% к уровню предыдущего года. В 2021 году ожидается продолжение роста реальной заработной платы умеренными темпами (103%). Рост реальных доходов прогнозируется за счет восстановления доходов от собственности и предпринимательской деятельности после существенного спада в текущем году. В 2022 - 2023 годах в условиях восстановления экономики, стабильной инфляции прогнозируется рост реальной заработной платы на уровне 102,5% в год.
В 2021 году предусмотрена индексация пенсий на 6,3%, что более чем в 1,5 раза выше прогнозируемой инфляции. Ожидается, что к 2023 году средний размер трудовой пенсии вырастет в 1,2 раза по сравнению с 2019 годом и составит 18 877 руб. (по данным Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области). Ежегодный рост уровня пенсионного обеспечения прогнозируется выше уровня инфляции (Рисунок 8).
В целях поддержания материального положения отдельных категорий граждан с 1 февраля 2020 года на 3% проиндексированы размеры финансируемых из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования Российской Федерации государственных пособий и социальных выплат гражданам, а также ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, в целях повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда с 1 января 2020 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 12 130 руб.
Рисунок 8.
Средний размер назначенных пенсий в Екатеринбурге в 2010 - 2023 годах
С 1 января 2020 года проиндексированы страховые пенсии неработающих пенсионеров на 6,6%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2019 года (сводный индекс потребительских цен в среднем за 2019 год по Российской Федерации - 104,5%) *(29), социальные пенсии проиндексированы с 1 апреля 2020 года на 6,1% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.
В 2021 - 2023 годах основу для повышения реальных доходов населения должен создать устойчивый рост трудовых доходов граждан в условиях динамичного экономического развития при сохранении инфляции на устойчиво низком уровне. Меры государственной политики при этом сконцентрированы на поддержке наиболее уязвимых слоев населения, включая пенсионеров (повышение пенсионного обеспечения опережающими инфляцию темпами), низкооплачиваемых работников и других малоимущих граждан. Рост заработной платы низкооплачиваемых работников будет обеспечен в том числе за счет изменения порядка расчета минимального размера оплаты труда: на уровне 42% от медианной заработной платы за предыдущий год и не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
В целях оказания действенной и эффективной поддержки малоимущим гражданам предполагается модернизация системы социальной поддержки на принципах справедливости, адресности и нуждаемости, включая создание полноценной системы мониторинга благосостояния граждан. Серьезный импульс достижению национальной цели по снижению бедности придает распространение применения принципа нуждаемости на соответствующие социальные выплаты. Так, для семей с низкими доходами в настоящее время предусмотрены программы ежемесячных выплат (включая выплату на детей до 3 лет и выплату на детей от 3 до 7 лет). Начиная с 2021 года также предусмотрен новый подход к определению прожиточного минимума: на уровне 44,2% от медианного среднедушевого дохода за год, предшествующий отчетному, и не ниже уровня установленного в предыдущем году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.