Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к государственной программе
Алтайского края "Содействие
занятости населения
Алтайского края"
Подпрограмма 1
"Содействие эффективной занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края"
10 апреля, 27 августа 2020 г.
Паспорт изменен с 27 августа 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 27 августа 2020 г. N 369
Паспорт
подпрограммы 1 "Содействие эффективной занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель государственной программы) |
управление Алтайского края по труду и занятости населения (УТЗН Алтайского края) |
Участники подпрограммы |
Министерство социальной защиты Алтайского края (Минсоцзащита Алтайского края); Министерство промышленности и энергетики Алтайского края; управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности; центры занятости населения краевых государственных казенных учреждений управлений социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам (далее также - "центры занятости населения", "органы службы занятости"); работодатели (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
повышение занятости населения Алтайского края и обеспечение прав граждан на защиту от безработицы, снижение напряженности на рынке труда Алтайского края и поддержка эффективной занятости населения |
Задачи подпрограммы |
содействие вовлечению в эффективную занятость безработных граждан, в том числе обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда; повышение мобильности рабочей силы на региональном рынке труда; содействие сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест; реализация системы государственных гарантий в сфере осуществления гражданами права на труд и защиту от безработицы; содействие созданию и сохранению рабочих мест, предотвращение увольнений работников |
Перечень мероприятий подпрограммы |
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; содействие самозанятости безработных граждан; организация осуществления переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения (введение режима неполного рабочего времени, временная остановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников), и при организации общественных работ для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, а также безработных граждан |
Показатели подпрограммы |
уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда); отношение численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы; доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы; удельный вес безработных граждан в возрасте 16-29 лет, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 16-29 лет, зарегистрированных в органах службы занятости; численность трудоустроенных на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и на общественные работы безработных граждан и граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости; коэффициент напряженности на рынке труда (на конец периода) |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 1 "Содействие эффективной занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" (далее - "подпрограмма 1") составляет 6605568,9 тыс. рублей, из них: из федерального бюджета - 5714944,4 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 2867723,8 тыс. рублей; в 2021 году - 1422351,7 тыс. рублей; в 2022 году - 1424868,9 тыс. рублей; из краевого бюджета - 439124,5 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 87824,9 тыс. рублей; в 2021 году - 87824,9 тыс. рублей; в 2022 году - 87824,9 тыс. рублей; в 2023 году - 87824,9 тыс. рублей; в 2024 году - 87824,9 тыс. рублей; из внебюджетных источников (средства работодателей) - 451500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 90300,0 тыс. рублей; в 2021 году - 90300,0 тыс. рублей; в 2022 году - 90300,0 тыс. рублей; в 2023 году - 90300,0 тыс. рублей; в 2024 году - 90300,0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
снижение уровня безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) до 6,4% к концу 2024 года; увеличение отношения численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, до 72,0% в 2024 году; увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, до 66,5% к 2024 году; удельный вес безработных граждан в возрасте 16-29 лет, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 16-29 лет, зарегистрированных в органах службы занятости, к концу 2024 года не превысит 1,7%; обеспечение трудоустройства на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и на общественные работы безработных и ищущих работу граждан - 275 человек; предотвращение роста напряженности на рынке труда к концу 2020 года (не более 2,0 незанятых граждан на одно вакантное место) |
Раздел 1 изменен с 27 августа 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 27 августа 2020 г. N 369
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1
В целом тренд общей безработицы в Алтайском крае на протяжении последних двух лет совпадает с общероссийской тенденцией, при этом в динамике по годам этот показатель выше, чем в среднем по России на 1,3-1,7 процентных пункта.
Ситуация на регистрируемом рынке труда в 2018 году характеризовалась стабильным уровнем занятости.
Сократились масштабы высвобождений работников - более, чем на треть по сравнению с 2016 годом и на 12% по сравнению с 2017 годом. В 2018 году из организаций края высвобождено 4,6 тыс. человек (в 2017 году - 5,2 тыс. человек).
Численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась с 18,7 тыс. человек на 01.01.2018 до 17,4 тыс. человек на 01.01.2019. Соответственно снизился уровень регистрируемой безработицы к численности рабочей силы - с 1,61% до 1,53%.
Отмечен рост потребности работодателей в кадрах, заявленной в органы службы занятости, со 160,1 тыс. единиц в 2017 году до 161,3 тыс. единиц в 2018 году. В результате коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) уменьшился с 1,2 на начало 2018 года до 1,1 на начало 2019 года.
Основная доля заявленных вакансий традиционно приходится на сферу обрабатывающих производств (17%), сельского хозяйства (13%), оптовой и розничной торговли (13%).
Структура спроса на рабочую силу по видам занятий: 33% составляют свободные рабочие места для квалифицированных рабочих, 26% - вакансии для руководителей и специалистов высшего и среднего уровней квалификации, 23% - для неквалифицированных рабочих, 18% - для иных служащих и работников сферы обслуживания.
В 2018 году среди квалифицированных рабочих наиболее востребованными стали электромонтеры, сварщики, токари, слесари, операторы станков с программным управлением, фрезеровщики, станочники широкого профиля; среди работников аграрного сектора - агрономы, трактористы-машинисты, операторы машинного доения, животноводы, овощеводы, ветеринарные врачи. Высоким спросом отмечены работники пищевой промышленности: технологи пищевого производства, изготовители пищевых полуфабрикатов, формовщики теста, жиловщики и обвальщики мяса, операторы линии и наладчики станков в производстве пищевой продукции.
С развитием туризма в Алтайском крае востребованы специалисты по гостеприимству, менеджеры по туризму, профессионалы в области общественного питания и обслуживания (кондитер, повар, пекарь, официант, бармен, горничная).
Традиционно востребованы работники сферы здравоохранения (врач, провизор, фармацевт, рентгенлаборант, средний медицинский персонал), педагогические работники (учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, художественный руководитель, тренер - преподаватель по спорту), специалисты с техническим образованием (инженер, программист, инженер-конструктор, техник).
Отличительной особенностью Алтайского края является высокая доля сельского населения - 43%. Это один из наиболее высоких показателей в Российской Федерации (в целом по стране доля сельских жителей - 25%, по Сибирскому федеральному округу - 26%). В организациях сельского хозяйства занято 12,6% работающих жителей региона (в России - 7,1%).
В результате сохраняется существенная дифференциация уровня регистрируемой безработицы по поселенческому аспекту. По состоянию на 01.01.2019 года в 31 муниципальном образовании Алтайского края уровень безработицы превышал краевое значение более чем в 2 раза.
Кроме того, сезонность производства, характерная для агропромышленного комплекса, обуславливает значительные колебания занятости в течение года. Так, в летние периоды времени занятость населения больше, чем зимой, что отражается на рынке труда региона. Традиционно в период с декабря по март отмечается рост безработицы, а с апреля по ноябрь - снижение.
Остается актуальной структурная безработица - несоответствие вакансий, предоставляемых работодателями, образовательному и квалификационному уровню безработных граждан, стоящих на учете в органах службы занятости. Так, порядка 65% заявленных вакансий - по рабочим профессиям, в то же время порядка 30% безработных граждан имеют среднее профессиональное образование.
Также на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. К ним относятся женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, инвалиды, граждане предпенсионного и пенсионного возраста, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории, граждан.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость реализации системы мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для рынка труда края в целом и отдельных его территорий, с учетом приоритетов развития региона на среднесрочную перспективу. С помощью программно-целевого метода необходимо обеспечить адресность инвестирования бюджетных средств, концентрацию сил на приоритетных направлениях государственной политики в сфере занятости населения, своевременное реагирование на возникающие изменения на рынке труда, координацию действий отдельных его участников.
В 2020 году в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по некоторым макроэкономическим показателям Алтайского края отмечаются неблагоприятные тренды.
За январь-май 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизились индекс промышленного производства до 98,9%, объем оказанных платных услуг с 43 436,6 млн. рублей до 41 000,5 млн. рублей, составив 91,0% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года.
Возросло с начала апреля 2020 года число работников, находящихся в неполной занятости. Максимальные объемы зафиксированы 21.04.2020 - 12,5 тыс. человек. По состоянию на 01.07.2020 в неполной занятости находились 5,6 тыс. человек, в том числе в организациях обрабатывающей промышленности 1,0 тыс. человек, санаторно-курортного комплекса 2,5 тыс. человек.
С начала 2020 года из организаций края высвобождено 1,9 тыс. человек. В июле-октябре 2020 года 158 организаций края планируют высвободить еще 1,5 тыс. работников, в январе-октябре 2019 года фактически было высвобождено 3,1 тыс. работников.
Отмечается тенденция роста обращений в органы службы занятости граждан. В результате численность официально зарегистрированных безработных граждан по состоянию на 01.07.2020 составила 29,0 тыс. человек, что на 12,4 тыс. больше, чем в соответствующем периоде 2019 года (на 01.07.2019 - 16,6 тыс. человек).
Кроме того, по данным обследования рабочей силы в 2020 году, как и в целом по России, отмечается увеличение численности граждан, классифицируемых по методологии МОТ как безработные. В марте-мае 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года общая численность безработных (по методологии МОТ) возросла на 2,7 тыс. человек, составив 68,0 тыс. человек, или 6,0% от численности рабочей силы (в марте-мае 2019 года - 65,3 тыс. человек и 5,8% соответственно).
Также наблюдается снижение количества вакантных рабочих мест. По сравнению с данными на 01.01.2020 потребность работодателей в работниках снизилась на 1,2 тыс. единиц, составив 15,4 тыс. вакантных рабочих мест по состоянию на 01.07.2020. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) возрос с 1,1 на 01.01.2020 до 2,1 на 01.07.2020.
Раздел 2 изменен с 27 августа 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 27 августа 2020 г. N 369
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы 1, сроки и этапы реализации подпрограммы 1
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1
Подпрограмма 1 разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 980 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"; Планом первоочередных мероприятий по обеспечению экономической устойчивости Алтайского края в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции от 26.03.2020 N 43-п".
2.2. Цели, задачи, показатели и мероприятия подпрограммы 1
Целью подпрограммы 1 является повышение занятости населения Алтайского края и обеспечение прав граждан на защиту от безработицы, снижение напряженности на рынке труда Алтайского края и поддержка эффективной занятости населения.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1.1.1. Содействие вовлечению в эффективную занятость безработных граждан, в том числе обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда;
1.1.2. Повышение мобильности рабочей силы на региональном рынке труда;
1.1.3. Содействие сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест;
1.1.4. Реализация системы государственных гарантий в сфере осуществления гражданами права на труд и защиту от безработицы.
1.1.5. Содействие созданию и сохранению рабочих мест, предотвращение увольнений работников.
Мероприятия подпрограммы 1 приведены в таблице 2 к государственной программе.
Показатели достижения указанной цели:
уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда);
отношение численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы;
доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы;
удельный вес безработных граждан в возрасте 16-29 лет, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 16-29 лет, зарегистрированных в органах службы занятости;
численность трудоустроенных на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и на общественные работы безработных и ищущих работу граждан;
коэффициент напряженности на рынке труда (на конец периода).
2.3. Конечные результаты реализации подпрограммы 1
В результате реализации подпрограммы 1 ожидается:
снижение уровня безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) до 6,4% к концу 2024 года;
увеличение отношения численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, до 72,0% к концу 2024 года;
увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, до 66,5% к 2024 году;
удельный вес безработных граждан в возрасте 16-29 лет, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 6-29 лет, зарегистрированных в органах службы занятости, к концу 2024 года не превысит 1,7%;
обеспечение трудоустройства на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и на общественные работы безработных и ищущих работу граждан - 275 человек;
предотвращение роста напряженности на рынке труда к концу 2020 года (не более 2,0 незанятых граждан на одно вакантное место).
2.4. Сроки реализации подпрограммы 1
Реализация подпрограммы 1 будет осуществляться в период с 2020 года по 2024 год. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
Раздел 3 изменен с 27 августа 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 27 августа 2020 г. N 369
3. Объем финансирования подпрограммы 1
Финансирование подпрограммы 1 осуществляется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, внебюджетных источников (средства работодателей).
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 1 составляет 6605568,9 тыс. рублей, из них:
из федерального бюджета - 5714944,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 2867723,8 тыс. рублей;
в 2021 году- 1422351,7 тыс. рублей;
в 2022 году - 1424868,9 тыс. рублей;
из краевого бюджета - 439124,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 87824,9 тыс. рублей;
в 2021 году - 87824,9 тыс. рублей;
в 2022 году - 87824,9 тыс. рублей;
в 2023 году - 87824,9 тыс. рублей;
в 2024 году - 87824,9 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (средства работодателей) - 451500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 90300,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 90300,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 90300,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 90300,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 90300,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
Финансирование мероприятий государственной программы за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 30.12.2011 N 792 "О реализации в Алтайском крае полномочий в области содействия занятости населения".
4. Механизм реализации подпрограммы 1
Контроль за ходом реализации подпрограммы 1 осуществляется. УТЗН Алтайского края, которым определяются формы и методы организации управления реализацией подпрограммы.
Ответственность за реализацию подпрограммы 1 и достижение конечных результатов, эффективное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет УТЗН Алтайского края.
УТЗН Алтайского края ежегодно подготавливает информацию о ходе реализации подпрограммы 1 за предыдущий год, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации подпрограммы, и направляет ее:
в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
в Федеральную службу по труду и занятости;
в Министерство финансов Российской Федерации.
В целях мониторинга реализации подпрограммы 1 УТЗН Алтайского края подготавливает необходимую информацию в Министерство экономического развития Алтайского края (в порядке и в сроки, предусмотренные постановлением Администрации Алтайского края от 23.09.2013 N 502).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.