Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена постановлением
Правительства Алтайского края
от 20.12.2019 N 530
Государственная программа
Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"
17 ноября 2020 г.
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"
Ответственный исполнитель программы |
Министерство сельского хозяйства Алтайского края |
Соисполнители программы |
отсутствуют |
Участники программы |
Министерство образования и науки Алтайского края; Министерство здравоохранения Алтайского края; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края; Министерство транспорта Алтайского края; Министерство промышленности и энергетики Алтайского края; Министерство культуры Алтайского края; Министерство спорта Алтайского края; Министерство цифрового развития и связи Алтайского края; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию); юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на сельских территориях (по согласованию); кредитные организации (по согласованию); граждане, проживающие в сельской местности, и их общественные объединения (по согласованию) |
Цель программы |
создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития |
Задачи программы |
создание условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем; развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях; создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях; придание сельским территориям современного облика |
Индикаторы и показатели программы |
доля сельского населения в общей численности населения региона; соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств; доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах; количество сельских семей, улучшивших жилищные условия с использованием программных механизмов, в том числе: количество семей, улучшивших жилищные условия с использованием социальных выплат; количество семей, улучшивших жилищные условия посредством найма жилых помещений; количество семей, улучшивших жилищные условия с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной" ставке; площадь жилых помещений (жилых домов), введенных (приобретенных) проживающими на сельских территориях гражданами, которые построили (приобрели) жилье с использованием программных механизмов, в том числе: площадь введенного (приобретенного) гражданами, проживающими на сельских территориях, жилья, построенного (приобретенного) с использованием социальных выплат; площадь введенного (приобретенного) гражданами, проживающими на сельских территориях, жилья, предоставляемого на условиях найма жилых помещений; площадь введенного (приобретенного) гражданами, проживающими на сельских территориях, жилья, построенного (приобретенного) с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке; объем привлеченных гражданами льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях; количество предоставленных гражданам, проживающим на сельских территориях, льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием; объем привлеченных гражданами льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием; количество расположенных в сельской местности населенных пунктов, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку; численность работников сельскохозяйственных организаций, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, по ученическим договорам, по которым за счет бюджетных ресурсов возмещается часть понесенных затрат; численность обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, студентов, привлеченных для прохождения производственной практики, в отношении которых за счет бюджетных ресурсов возмещается часть понесенных затрат; количество и объем предоставленных предпринимателям и организациям льготных кредитов для финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также для покрытия расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий; количество введенных в действие проектов по благоустройству; протяженность введенных в действие распределительных газовых сетей; протяженность введенных в действие локальных водопроводов; протяженность введенных в действие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции; количество введенных в действие проектов комплексного развития, учитывающих интересы населения и бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях |
Сроки и этапы реализации программы |
2020-2025 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
общий объем финансирования программы составляет 23419439,7 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 1581657,3 тыс. рублей; на 2021 год - 2289930,3 тыс. рублей; на 2022 год - 2863271,2 тыс. рублей; на 2023 год - 4748247,0 тыс. рублей; на 2024 год - 5565284,7 тыс. рублей; на 2025 год - 6371049,2 тыс. рублей, из них: объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета - 5146189,6 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 666768,7 тыс. рублей; на 2021 год-409150,2 тыс. рублей; на 2022 год - 368765,5 тыс. рублей; на 2023 год -1098688,8 тыс. рублей; на 2024 год - 1236663,5 тыс. рублей; на 2025 год - 1366152,9 тыс. рублей, объем бюджетных ассигнований из краевого бюджета - 2456935,5 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 503854,2 тыс. рублей; на 2021 год - 512302,5 тыс.рублей; на 2022 год - 506479,5 тыс. рублей; на 2023 год - 310068,0 тыс. рублей; на 2024 год - 311461,7 тыс. рублей; на 2025 год - 312769,6 тыс. рублей, объем бюджетных ассигнований из местных бюджетов - 72784,6 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 13400,4 тыс. рублей; на 2021 год - 13981,1 тыс. рублей; на 2022 год - 13308,5 тыс. рублей; на 2023 год - 8618,4 тыс. рублей; на 2024 год - 10757,2 тыс. рублей; на 2025 год - 12719,0 тыс. рублей, объем средств из внебюджетных источников - 15743530,0 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 397634,0 тыс. рублей; на 2021 год - 1354496,5 тыс. рублей; на 2022 год - 1974717,7 тыс. рублей; на 2023 год - 3330871,8 тыс. рублей; на 2024 год - 4006402,3 тыс. рублей; на 2025 год - 4679407,7 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
сохранение доли сельского населения в общей численности населения региона на уровне 43,0%; доведение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 90,0%; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50,5% от общей площади жилых помещений; улучшение жилищных условий 6,6 тыс. проживающих на сельских территориях сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием программных механизмов, в том числе: улучшение жилищных условий 0,4 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальных выплат; улучшение жилищных условий 0,4 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье на условиях найма жилых помещений; улучшение жилищных условий 5,8 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке; ввод (приобретение) 336,3 тыс. кв. м жилья проживающими на сельских территориях гражданами, которые построили (приобрели) жилье с использованием программных механизмов, в том числе: ввод (приобретение) гражданами, проживающими на сельских территориях, 28,9 тыс. кв. м жилья с использованием социальных выплат; ввод (приобретение) 27,7 тыс. кв. м жилья, предоставляемого на условиях найма жилых помещений гражданам, проживающим на сельских территориях; ввод (приобретение) гражданами, проживающими на сельских территориях, 279,6 тыс. кв. м жилья, построенного (приобретенного) с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке; привлечение гражданки льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) в сумме 11740000,0 тыс. рублей для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях; предоставление гражданам, проживающим на сельских территориях, 3,2 тыс. льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием; привлечение гражданами потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием в сумме 650000,0 тыс. рублей; реализация проекта комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку в 1 населенном пункте, расположенном в сельской местности; достижение значения показателя численности работников сельскохозяйственных организаций, обучающихся по ученическим договорам в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации,-0,1 тыс. человек; достижение значения показателя численности привлеченных для прохождения производственной практики студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации,-0,3 тыс. человек; предоставление предпринимателям и организациям 0,2 тыс. льготных кредитов в объеме 575000,0 тыс. рублей для финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также для покрытия расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий; ввод в действие 0,6 тыс. проектов по благоустройству, реализованных на сельских территориях; ввод в действие 39,5 км распределительных газовых сетей; ввод в действие 85,5 км локальных водопроводов; ввод в действие 66,1 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции; ввод в действие 120 проектов комплексного развития, учитывающих интересы населения и бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Алтайский край по численности постоянно проживающего населения (по состоянию на 01.01.2019-2332,8 тыс. человек) занимает 22 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе. При этом в сельской местности проживают 1010,2 тыс. человек, или 43,0% населения (в среднем по округу - 27,8%, по России - 26%). А плотность населения (14,3 человека на 1 квадратный километр) также превышает аналогичные показатели по России и Сибирскому федеральному округу.
В настоящее время в крае насчитывается 719 муниципальных образований, в том числе 59 муниципальных районов, 10 городских округов, 7 городских поселений, 643 сельских поселения. Из 1588 сельских населенных пунктов 455, или 28,7%, имеют численность жителей до 100 человек.
Территория Алтайского края составляет 16,8 млн. га, из которых 11,7 млн. га приходится на земли сельскохозяйственного назначения (70%), 4,3 млн. га - земли лесов (25%). В структуре земель сельскохозяйственного назначения 6,5 млн. га занимает пашня. По ее площади регион лидирует в Российской Федерации и занимает треть таких земель Сибирского федерального округа.
Сельское хозяйство является системообразующей отраслью экономики Алтайского края и формирует 13,7% валового регионального продукта. На долю занятых в сельском и лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве в регионе приходится 11% работающих (119,2 тыс. человек). Отрасль формирует агро-продовольственный рынок, обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность, определяет трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
В сельском хозяйстве отмечаются также высокие темпы роста количества высокопроизводительных рабочих мест. За период с 2012 по 2018 год их количество в регионе выросло в 1,8 раза - с 9200 до 16936 единиц (по виду деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство"). Этим процессам содействовала техническая и технологическая модернизация производства.
Росту занятости сельского населения и легализации деятельности в сфере сельского хозяйства во многом способствовали меры, направленные на поддержку малых форм хозяйствования. Их реализация позволила создать стимулы для регистрации большого количества личных подсобных хозяйств в качестве крестьянских (фермерских), определив тем самым появление новых рабочих мест и повышение доходов сельского населения.
Однако рост сельскохозяйственного производства не обеспечивает достаточного уровня финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Несмотря на увеличение прибыли, уровень рентабельности составляет 10-15%, что не позволяет вести расширенное воспроизводство. Сельхозтоваропроизводители края в значительной степени зависимы от реализации зерновых культур.
Промышленное же производство локализовано в муниципальных образованиях региона в разной степени. В целом на сельские территории приходится около 20% от его общекраевого объема. По выпуску промышленной продукции на душу населения различия среди сельских территорий очень существенны, причем основной их специализацией является пищевая и перерабатывающая промышленность. В последнее время в районах края активно развивается производство отдельных продуктов питания и напитков, что связано с оформлением групп компаний (холдингов), формированием брендов (прежде всего в молочной отрасли), активной модернизацией и открытием новых производств. На долю сельских районов края приходится около 50% объемов выпуска муки, 70% - крупы, около 40% - мяса и субпродуктов, 45% - сыра и сырных продуктов, более 30% - цельномолочной продукции, около 20% - макарон. Алтайский край является крупнейшим производителем сыра, муки и крупы в России.
Одной из значимых сфер занятости в сельской местности является лесное хозяйство и деревообработка. Алтайский край обладает значительными лесосырьевыми ресурсами: лесами покрыто 25% территории региона. По производству пиломатериалов край занимает 5-6 место в России. На его долю приходится порядка 6% общероссийского объема производства.
Развитию в крае сельскохозяйственного производства во многом способствует государственная поддержка. Эффект системной государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне выразился в повышении финансовой устойчивости организаций и уровня заработной платы в отрасли. За 2013-2018 годы среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве (по полному кругу организаций без учета вспомогательной деятельности) выросла в 1,9 раза и составила 20655 рублей. Сохранение в отрасли устойчивой тенденции роста заработной платы обеспечило увеличение ее соотношения со средним уровнем заработной платы по всем видам экономической деятельности с 68 до 81% (в среднем по Российской Федерации оно составляет 59%).
Однако, несмотря на темпы экономического роста, обеспечивающие развитие основных отраслей сельской экономики, и сопутствующее ему увеличение доходов сельских жителей, официальные денежные доходы граждан в районах отстают от среднегородских значений. И развитие сферы малого и среднего предпринимательства в сельской местности также отстает от городских показателей: в муниципальных районах края осуществляют деятельность менее 39% индивидуальных предпринимателей и 15% малых предприятий. Естественным следствием данных процессов являются более низкие показатели товарооборота, общественного питания и платных услуг в сравнении со среднегородским уровнем.
Еще одним измерением уровня жизни населения является качество жизни. И среди его важнейших аспектов, которые формируют предпочтения относительно проживания в той или иной местности, - обеспеченность жильем и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Обеспеченность жильем сельских жителей несколько выше среднего значения по городам - 23,6 кв. м на человека (по городам - 20,9 кв. м). Вместе с тем уровень благоустройства сельских домовладений отстает от средних значений по краю: водопроводом оборудовано 69,1% жилищного фонда (в среднем по краю - 80,2%), канализацией - 49,4% (по краю - 84,0%), отоплением - 86,1% (по краю - 88,9%), горячим водоснабжением - 8,5% (по краю - 41,5%).
Одной из проблем развития сельских территорий является также ветхость инженерной инфраструктуры. В настоящее время требуют замены около 31% тепловых, 39% водопроводных и 22% канализационных сетей. В силу этого потери тепла в сетях составляют более 22,1% от выработки, а непроизводительные потери в водопроводных сетях - 15,3% от объема воды, подаваемой потребителям. В целом число аварийных ситуаций и повреждений в системе водоснабжения составляет 36 случаев на 100 км сетей, в теплоснабжении - 27 аварий на 100 км сетей.
Особенно напряженная ситуация сложилась с водоснабжением. Подземные воды, используемые для питьевых целей, в ряде населенных пунктов не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов (более 30% всех питьевых вод), характеризуются высокой минерализацией, в том числе содержанием хлоридов (300-500 мг/литр), сульфатов (400-700 мг/л), железа (0,3-2 мг/л), что превышает предельно допустимые концентрации в 1,5-4,0 раза. Кроме того, большинство систем коммунального водоснабжения нуждается в модернизации, поскольку построены в 1960-1970 годах и в результате длительного срока эксплуатации степень их износа достигла критического уровня.
Одним из факторов улучшения благоустройства жилищного фонда и объектов социальной сферы является газификация. С начала газификации края - с 1995 года - построено 4,9 тыс. км газораспределительных сетей, газифицировано порядка 128,7 тыс. квартир и частных домовладений. Вместе с тем уровень газификации территории региона составляет лишь 17,2%, в том числе в сельской местности - 7,5%, тогда как в среднем по России газифицировано 68,1% территории, а показатели газификации городских и сельских населенных пунктов равны соответственно 71,3% и 59,4%.
Правительство Алтайского края работает над повышением качества жизни на селе. Для этого, а также с целью сокращения бюджетных расходов в сельской местности, кроме прочего, проводится оптимизация и реструктуризация системы образования и здравоохранения. Здесь функционирует 971 общеобразовательная школа, где обучается 115,9 тыс. учащихся, или 48,3% от общего числа школьников. В крае создано 269 базовых школ, 244 школьных округа, деятельность которых позволяет развивать различные формы сетевого взаимодействия.
Медицинская помощь оказывается сельскому населению в 58 центральных районных больницах и их структурных подразделениях - 18 участковых больницах, 190 сельских врачебных амбулаториях и 863 (из них в 10 мобильных) фельдшерско-акушерских пунктах (далее - "ФАПы"). Чрезвычайно разветвленное административно-территориальное деление, высокая доля сельских жителей, значительное количество сел с небольшой численностью населения и низкой плотностью расселения в сельской местности диктуют необходимость содержания широкой сети медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную помощь, и обусловливают существенные сложности в обеспечении сельским жителям равнодоступности специализированной медицинской помощи, а также в организации работы скорой медицинской помощи на селе.
Одним из приоритетов развития здравоохранения края является совершенствование сельского здравоохранения. Подтверждением этого является тот факт, что в части финансирования мероприятий программы модернизации здравоохранения более 40% средств направлено в сельские лечебные учреждения. И поскольку для многих сельских жителей фельдшерско-акушерские пункты стали самыми доступными медицинскими подразделениями, первоочередная задача сельского здравоохранения края - сохранение и развитие ФАПов.
Проведенные преобразования позволили обеспечить оказание до 60% первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в амбулаторных условиях (на уровне фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц). Тем не менее доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе врачебной, для населения сел остается на более низком уровне, чем в городе.
Качество жизни сельского населения зависит и от приобщения к культуре. В настоящее время в крае функционирует многопрофильная сеть учреждений культуры, 91% которых находится в сельской местности. Однако на протяжении последних лет сохраняется тенденция к их сокращению. И все же регион по-прежнему отличается высокой обеспеченностью сельского населения учреждениями культуры.
Подводя итог, нужно отметить, что по большинству основных показателей социального и экономического развития сельская местность не достигает среднекраевых значений. Более низкое качество окружающей среды, денежных доходов населения и ограниченные возможности для самовыражения подталкивают сельских жителей к миграции, создают благоприятную среду для распространения различных социальных заболеваний и ведут к более высоким показателям смертности.
В то же время сельская местность края обладает уникальным природным и рекреационным потенциалом. Перспективы развития сельских территорий связаны, в том числе, с несельскохозяйственной занятостью населения. Поэтому для региона актуальна государственная поддержка предпринимательства, гибкость сельского рынка труда, привлечение молодежи. А одним из ключевых факторов повышения привлекательности сельских территорий является создание комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, повышение уровня его благоустройства.
Объективные особенности развития сельских территорий свидетельствуют о том, что достижение прогресса в сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи и определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне. Так, эффективность комплексного подхода к формированию устойчивого развития сельских территорий и учет точек экономического роста позволили в последние годы повысить инвестиционную активность на селе Вместе с тем, несмотря на достигнутый положительный эффект от реализации ранее действовавших в регионе программ, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, для полноценного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения этого оказалось недостаточно. Без дальнейшего привлечения программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит под угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития страны и региона, в том числе в области обеспечения продовольственной безопасности.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задач устойчивого развития сельских территорий подкреплена:
взаимосвязью целевых установок развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития России (и Алтайского края в частности) в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующих системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующих привлечения значительных объемов средств государственной поддержки.
Только при комплексном подходе к решению имеющихся проблем сельские территории Алтайского края как социально-территориальная подсистема общества будут способны выполнять важнейшие общенациональные функции для его успешного социально-экономического развития.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р (далее - "Стратегия устойчивого развития сельских территорий"), и государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 (далее - "госпрограмма "Комплексное развитие сельских территорий").
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 поставлена задача уделять особое внимание "социальному, инфраструктурному развитию сельских территорий". Её решение должно качественно изменить жизнь села, приблизить условия проживания в сельской местности к уровню городов, и в первую очередь, в части доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Конституция Российской Федерации определяет, что проводимая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Формирование единой государственной политики в отношении сельских территорий на долгосрочный период было определено в Стратегии устойчивого развития сельских территорий. Указанная Стратегия направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, функции сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоенности сельских территорий.
Стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС, предусматривается скоординированная деятельность субъектов регионального развития для реализации имеющегося в регионе промышленного и сельскохозяйственного, туристического и рекреационного потенциалов в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан. Немаловажная роль в осуществлении указанных планов отводится сельским территориям и сельским агломерациям.
В соответствии с вышесказанным приоритетами государственной программы являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для развития экономического и человеческого потенциала.
2.2. Цели, задачи государственной программы
Целью государственной программы является создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития.
Основные задачи, которые необходимо решить программными методами:
создание условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем;
развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях;
создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях;
придание современного облика сельским территориям.
2.3. Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы
Реализация предусмотренных программных положений направлена на решение существующих проблем инженерного обустройства поселений и социальной жизни сельских граждан посредством выполнения, в том числе, и иных (а именно ведомственных) программ, осуществляемых на территории региона.
С целью повышения эффективности работы по преодолению существующих территориальных различий в уровне и качестве жизни сельского населения необходимо привлечение широкого круга участников. На основе муниципальных программ комплексного развития сельских территорий и при активном содействии предпринимательского сообщества и граждан в решении вопросов местного значения можно в достаточной мере улучшить качество и комфортность жизнедеятельности сельского населения.
Реализация государственной программы обеспечит достижение следующих положительных результатов:
сохранение доли сельского населения в общей численности населения региона на уровне 43,0%;
доведение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 90,0%;
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50,5% от общей площади жилых помещений;
улучшение жилищных условий:
6,6 тыс. проживающих на сельских территориях сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием программных механизмов, в том числе:
0,4 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальных выплат;
0,4 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье на условиях найма жилых помещений;
5,8 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке;
ввод (приобретение) 336,3 тыс. кв. м жилья проживающими на сельских территориях гражданами, которые построили (приобрели) жилье с использованием программных механизмов, в том числе:
ввод (приобретение) гражданами, проживающими на сельских территориях, 28,9 тыс. кв. м жилья с использованием социальных выплат;
ввод (приобретение) 27,7 тыс. кв. м жилья, предоставляемого на условиях найма жилых помещений гражданам, проживающим на сельских территориях;
ввод (приобретение) гражданами, проживающими на сельских территориях, 279,6 тыс. кв. м жилья, построенного (приобретенного) с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке;
привлечение гражданами льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) в сумме 11740000,0 тыс. рублей для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях;
предоставление гражданам, проживающим на сельских территориях, 3,2 тыс. льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием;
привлечение гражданами потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием в сумме 650000,0 тыс. рублей;
реализация проекта комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку в 1 населенном пункте, расположенном в сельской местности;
достижение значения показателя численности работников сельскохозяйственных организаций, обучающихся по ученическим договорам в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, - 0,1 тыс. человек;
достижение значения показателя численности привлеченных для прохождения производственной практики студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации,-0,3 тыс. человек;
предоставление предпринимателям и организациям 0,2 тыс. льготных кредитов в объеме 575000,0 тыс. рублей для финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также для покрытия расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий;
ввод в действие 0,6 тыс. проектов по благоустройству, реализованных на сельских территориях;
ввод в действие 39,5 км распределительных газовых сетей;
ввод в действие 85,5 км локальных водопроводов;
ввод в действие 66,1 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции;
ввод в действие 120 проектов комплексного развития, учитывающих интересы населения и бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях.
Сведения об индикаторах государственной программы и их значениях приведены в приложении 1 к государственной программе.
2.4. Срок реализации государственной программы
Реализация государственной программы будет осуществляться в 2020-2025 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Перечень мероприятий государственной программы сформирован в соответствии с основными направлениями Стратегии устойчивого развития сельских территорий и госпрограммой "Комплексное развитие сельских территорий" с учетом анализа современного состояния и прогнозов развития сельских территорий Алтайского края, возможностей бюджетного софинансирования мероприятий, комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования, разработанных в соответствии с документами территориального планирования.
В государственной программе предлагается реализовать четыре блока мероприятий:
1) первый блок предполагает реализацию мероприятий по созданию условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем.
Повышение доступности жилья для граждан, проживающих на сельских территориях, предлагается осуществлять следующими способами:
предоставление гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья;
предоставление субсидий на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, передаваемого впоследствии гражданам по договорам найма с правом последующего выкупа;
предоставление гражданам ипотечных кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья по льготной ставке;
предоставление гражданам потребительских кредитов (займов) на повышение инженерного благоустройства домовладений по льготной ставке;
предоставление субсидий на обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок под компактную жилищную застройку;
2) второй блок - реализация мероприятий по развитию рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
Реализация данного направления будет способствовать повышению уровня занятости населения во всех отраслях сельской экономики и снижению уровня безработицы.
Содействие повышению уровня занятости населения, проживающего на сельских территориях, предлагается осуществлять следующими способами:
возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям, являющимся сельхозтоваропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части понесенных затрат на заключенные с работниками, проходящими обучение в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, ученических договоры;
возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям, являющимся сельхозтоваропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части понесенных затрат, связанных с оплатой труда и проживанием привлеченных для прохождения производственной практики студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;
предоставление кредитными организациями кредитов предпринимателям и организациям на цели финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий по льготной ставке;
3) третий блок мероприятий государственной программы направлен на создание и развитие инфраструктуры в сельских территориях.
Указанное программное направление включает в себя развитие газификации и водоснабжения поселений, сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимых объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции, благоустройство сельских территорий.
Для объектов, планируемых к реализации в рамках мероприятий, направленных на развитие сети автомобильных дорог, перспективные перечни ежегодно формируются Министерством транспорта Алтайского края в соответствии с объемами, предусмотренными законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитами бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий.
Отбор объектов, направленных на развитие автомобильных дорог, осуществляется краевой межведомственной комиссией по реализации на территории Алтайского края мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также государственных программ Алтайского края в сфере развития сельского хозяйства и сельских территории (далее - "Комиссия"). Перспективные перечни таких объектов на рассмотрение комиссии представляются Министерством транспорта Алтайского края, которое выступает государственным заказчиком (участником) указанных мероприятий;
4) реализация четвертого блока мероприятий государственной программы направлена на придание сельским территориям современного облика путем разработка и реализация проектов комплексного развития с учетом интересов населения и бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях.
Результатами работы в рамках указанного программного направления должны стать повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, доведение уровня комфорта жизни сельского населения до городского.
Разработка планируемых к реализации проектов комплексного развития сельских территорий должна предусматривать набор мероприятий, обеспечивающих возможность получения доступа благополучателей к создаваемым объектам инфраструктуры.
Мероприятия, предусмотренные проектом, должны быть направлены на реализацию следующих направлений:
создание, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов социальной и культурной сферы (в том числе, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, объектов в сфере культуры, спортивных сооружений), объектов социального назначения, центров культурного развития и развития традиционных промыслов и ремесел (строительство центров народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского туризма для организаций народных художественных промыслов);
приобретение новых транспортных средств и оборудования для обеспечения функционирования существующих или эксплуатации новых объектов (автобусы, автомобильный санитарный транспорт, мобильные медицинские комплексы, оборудование для реализации проектов в области телемедицинских технологий, оборудование для предоставления дистанционных услуг (включая расширение государственных, коммерческих, образовательных услуг);
развитие питьевого и технического водоснабжения и водоотведения (строительство или реконструкция систем водоотведения и канализации, очистных сооружений, станций обезжелезивания воды, локальных водопроводов, водозаборных сооружений);
развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства (строительство блочно-модульных котельных и перевод многоквартирных домов на индивидуальное отопление);
развитие энергообеспечения (строительство, приобретение и монтаж газо-поршневых установок, газгольдеров, газораспределительных сетей, строительство сетей электропередачи внутри муниципального образования, уличных сетей освещения населенных пунктов (при обязательном использовании энергосберегающих технологий), строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии с применением технологий энергосбережения);
развитие телекоммуникаций (приобретение и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к сети "Интернет").
С учетом особенностей сельских территорий, а также в целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств предполагается создавать социокультурные комплексы, интегрирующие на своей платформе учреждения различной направленности.
Органами исполнительной власти Алтайского края, которые выступают государственными заказчиками (участниками) программы в отношении общеобразовательных организаций, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурно-досугового типа, объектов, направленных на развитие сельского здравоохранения, развитие газификации, водоснабжения, энергетики и цифровизации, в адрес Министерства сельского хозяйства Алтайского края для рассмотрения Комиссией могут быть представлены перспективные перечни соответствующих проектов, содержащие информацию о технико-экономических характеристиках строек и наличии разработанной и прошедшей экспертизы проектно-сметной документации.
Формирование перспективных планов реализации проектов, заявляемых в программу органами исполнительной власти Алтайского края, осуществляется в срок до 1 июня года, предшествующего очередному финансовому году, путем представления в Министерство заявочной документацией по формам, утвержденным его приказом.
Перечень основных мероприятий государственной программы приведен в приложении 2.
Правила предоставления субсидий на реализацию мероприятий приведены в приложениях 3-8.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств:
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
федерального бюджета - в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
местных бюджетов - в соответствии с решениями районных и городских Советов депутатов о бюджетах муниципальных образований на соответствующий финансовый год и на плановый период;
внебюджетных источников - в соответствии с заявленными проектами. Финансирование из краевого бюджета необходимых затрат на реализацию государственной программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий, составляет 23419439,7 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 5146189,6 тыс. рублей (22,0%);
за счет средств краевого бюджета - 2456935,5 тыс. рублей (10,5%);
за счет средств местных бюджетов - 72784,6 тыс. рублей (0,3%);
за счет внебюджетных источников - 15743530,0 тыс. рублей (67,2%). Финансовые ресурсы направляются:
на капитальные вложения - в объеме 6847219,0 тыс. рублей, что составляет 29,2% общих затрат по государственной программе (далее - "общих затрат");
на прочие расходы - 16572220,7 тыс. рублей (70,8% общих затрат).
5. Механизм реализации государственной программы
Министерство сельского хозяйства Алтайского края как ответственный исполнитель и участники программы обеспечивают выполнение мероприятий программы, подготовку предложений по ее корректировке, формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий, представляют отчеты о ходе их реализации.
При этом Министерство сельского хозяйства Алтайского края:
организует реализацию программы, принимает решения о внесении в соответствии с установленным порядком и требованиями соответствующих изменений;
контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению;
запрашивает у участников программы информацию, необходимую для проведения мониторинга и подготовки отчета о ходе реализации и об оценке эффективности программы;
рекомендует участникам программы осуществлять разработку отдельных мероприятий, планов их реализации;
подготавливает ежеквартальный и годовой отчеты о ходе реализации программы.
Участники программы:
выполняют мероприятия программы, в отношении которых они являются исполнителями или в реализации которых предполагается их участие;
обеспечивают формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий программы, подготовку обоснований для отбора первоочередных объектов;
предлагают ответственному исполнителю внесение в программу необходимых изменений;
обеспечивают эффективное и целевое расходование средств, выделяемых на реализацию программы;
обеспечивают методическое сопровождение мероприятий программы, непрерывный мониторинг и оценку эффективности её реализации;
разрабатывают нормативные правовые акты, касающиеся реализации мероприятий программы.
Мониторинг реализации программы осуществляется ежеквартально. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий программы в установленные сроки, сбор сведений о финансировании программы на отчетную дату, определение степени достижения плановых значений индикаторов программы.
Предоставление сельским муниципальным образованиям в рамках государственной программы средств поддержки из федерального и краевого бюджетов предусматривается осуществлять в соответствии с муниципальными программами комплексного развития сельских территорий, разработанными на основании документов территориального планирования и перспективных планов развития отраслей экономики.
При этом указанные муниципальные программы должны содержать:
перечень мероприятий, направленных на создание в сельской местности благоприятных инфраструктурных условий для реализации инвестиционных проектов;
реестр объектов социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и (или) проекты комплексного обустройства поселений, увязанные с созданными (создающимися) объектами производства и (или) переработки продукции;
указание на обеспечение комплексности обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, с учетом имеющегося инфраструктурного потенциала и особенностей реализации инвестиционных проектов;
объем ассигнований из местных бюджетов на реализацию муниципальных программ;
ссылку на нормативные правовые акты, необходимые для осуществления финансирования и реализации муниципальных программ;
меры по стимулированию привлечения внебюджетных средств в целях комплексного развития социальной и инженерной инфраструктуры, включая автомобильные дороги, и улучшения жилищных условий граждан в сельской местности.
Сводная информация об объемах финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, приведена в приложении 9.
6. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
При реализации государственной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам, в том числе, относятся:
макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией;
финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого с недостаточным уровнем бюджетного финансирования, несопоставимого с возможностями бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе;
торговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
природные риски, связанные с нахождением большей части сельских территорий в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения.
Управление указанными рисками предполагается осуществлять на основе постоянного мониторинга хода реализации государственной программы и разработки при необходимости предложений по ее корректировке.
Методика оценки эффективности государственной программы приведена в приложении 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.