Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом АО "Концерн
Росэнергоатом"
от 28 октября 2019 г. N 9/1523-П
Методические рекомендации
по документированию рисков и контрольных процедур для целей налогового мониторинга
МР-УиО.02.00.01
1. Назначение и область применения
1.1. Методические рекомендации по документированию рисков и контрольных процедур для целей налогового мониторинга (далее - Методические рекомендации) устанавливают перечень единых норм, правил, требований и рекомендаций по выявлению, оценке и документированию рисков, идентифицируемых для целей налогового мониторинга, документированию выполнения контрольных процедур, осуществляемых для целей налогового мониторинга, а также подготовке отчетных форм по СВК НМ, представляемых в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации [9.1, 9.4].
1.2. Настоящие Методические рекомендации применяются в рамках подпроцесса "Управление СВК ФО" процесса "Учет и отчетность".
1.3. Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом требований Положения о системе управления рисками Электроэнергетического дивизиона Госкорпорации "Росатом" [9.5], Положения о системе внутреннего контроля для целей налогового мониторинга и Требований к организации системы внутреннего контроля [9.4].
1.4. Методические рекомендации распространяются на Центральный аппарат и все филиалы АО "Концерн Росэнергоатом" (далее - Концерн).
1.5. Пользователями Методических рекомендаций являются все работники Концерна.
2. Термины и сокращения
2.1. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины:
Термин |
Определение |
Автоматическая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, которая осуществляется полностью автоматически, без участия исполнителя |
Выявление рисков |
Процесс обнаружения и идентификации рисков для целей налогового мониторинга |
Выявляющая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, направленная на выявление ошибок или недостатков, которые возникли (или могут возникнуть) в результате действий, которые уже были совершены и/или операций, которые уже случились |
Дизайн контрольной процедуры СВК НМ |
Описание порядка выполнения контрольной процедуры СВК НМ |
Документирование выполнения контрольных процедур СВК НМ |
Документирование выполнения контрольных процедур СВК НМ для: (а) сохранения свидетельств фактов выполнения контрольных процедур СВК НМ; (б) сохранения результатов выполнения контрольных процедур СВК НМ (выявленные ошибки, отклонения, нарушения, либо их отсутствие) |
Документирование рисков |
Описание предусмотренных Требованиями ФНС России характеристик и результатов оценки рисков, идентифицируемых в целях налогового мониторинга |
Достоверность отчетности |
Качественная характеристика отчетности, означающая, что отчетность сформирована исходя из правил, установленных нормативными актами в области бухгалтерского и налогового учета |
ИТ-зависимая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, которая (а) выполняется непосредственно ее исполнителем, но с использованием результатов автоматической обработки данных, проведенной соответствующей информационной системой; (б) осуществляется автоматически информационной системой, но инициируется или завершается исполнителем контрольной процедуры |
Ключевая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, которая в совокупности с другими является необходимой и достаточной для предупреждения, ограничения и предотвращения одного или нескольких рисков для целей налогового мониторинга |
Компенсирующая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, которая не является необходимой и достаточной для предупреждения, ограничения и предотвращения одного или нескольких рисков для целей налогового мониторинга, однако при отсутствии или низкой результативности ключевых контрольных процедур СВК НМ она может обеспечить выполнение одной или нескольких соответствующих задач |
Контрольная процедура СВК НМ |
Совокупность контрольных действий, осуществляемых работниками Концерна и его филиалов, направленных на предупреждение, ограничение и предотвращение рисков, идентифицируемых для целей налогового мониторинга |
Налоговый мониторинг |
Форма налогового контроля, проводимая в соответствии с требованиями раздела V.2 Налогового кодекса Российской Федерации [9.1] |
Отчет о выполнении контрольных процедур СВК НМ |
Отчетная форма в соответствии с Приложением N 11 к настоящим Методическим рекомендациям, подготавливаемая исполнителями контрольных процедур СВК НМ ежеквартально для целей документирования выполнения контрольных процедур СВК НМ и подготовки отчетной формы "Результаты выполнения контрольных процедур организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга" (Приложение N 9 к настоящим Методическим рекомендациям) |
Отчетные формы по СВК НМ |
Отчетные формы в соответствии с Приложениями N N 1, 3, 5, 7, 9 к настоящим Методическим рекомендациям, формат которых утвержден в приложениях N N 1-5 к приказу ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ [9.4]: - отчетная форма "Риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга"; - отчетная форма "Контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга"; - отчетная форма "Анализ контрольных процедур организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга"; - отчетная форма "Матрица рисков и контрольных процедур организации"; - отчетная форма "Результаты выполнения контрольных процедур организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга" |
Оценка рисков |
Определение вероятности и последствий реализации рисков, идентифицируемых для целей налогового мониторинга, для дальнейшего принятия решения о необходимости разработки дизайна и внедрения соответствующих контрольных процедур СВК НМ |
Последствия реализации риска |
Денежная оценка дополнительного налогового бремени по финансово-хозяйственной операции (сделке), которое может возникнуть в результате доначисления налоговым органом суммы налога (сбора, страховых взносов), начисления штрафа и пени |
Предупреждающая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, направленная на предотвращение ошибок или недостатков, которые могут возникнуть в результате действий, которые еще не были совершены и/или операций, которые еще не случились |
Риск |
Риск, идентифицируемый в целях налогового мониторинга, представляющий собой возможное наступление таких событий, как искажение информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, неправильное исчисление (удержание), неуплата (неперечисление) налогов, сборов, страховых взносов, несвоевременное представление (непредставление) отчетности в налоговый орган, и др. |
Ручная контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, которая осуществляется непосредственно ее исполнителем без использования информационных систем |
Система внутреннего контроля для целей налогового мониторинга |
Система внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов. Является неотъемлемой частью системы внутреннего контроля, организована и функционирует в соответствии с едиными требованиями, подходами и принципами построения системы внутренних контролей финансовой отчетности Концерна |
Требования ФНС России |
Требования к организации системы внутреннего контроля, утвержденные приказом ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ [9.4] |
Факты хозяйственной жизни |
Сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств |
2.2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие сокращения:
Сокращение |
Расшифровка |
Концерн |
АО "Концерн Росэнергоатом" |
РМД |
Регламентирующие и методические документы |
СВК НМ |
Система внутреннего контроля для целей налогового мониторинга |
СВК ФО |
Система внутренних контролей финансовой отчетности |
ФНС России |
Федеральная налоговая служба Российской Федерации |
3. Участники и роли
В настоящих Методических рекомендациях упоминаются следующие участники и роли:
Наименование участника/роли |
Определение |
Исполнитель контрольной процедуры СВК НМ |
Работник Концерна или филиала Концерна, несет ответственность за выполнение и документирование контрольной процедуры СВК НМ |
4. Выявление рисков для целей налогового мониторинга
4.1. Выявляются все риски, способные привести к искажению информации в налоговой отчетности, неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов и несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговый орган.
4.2. Выявление рисков, идентифицируемых в целях налогового мониторинга, осуществляется посредством определения событий, ситуаций, обстоятельств, которые могут оказать влияние на:
- упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
- правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
- достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
- соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.
4.3. Выявление рисков состоит из двух стадий:
- первоначальное составление перечня рисков, выполняемое в ходе подготовки к переходу на налоговый мониторинг,
- актуализация перечня рисков, выполняемая на ежеквартальной основе, после перехода на налоговый мониторинг.
4.4. Первоначальное составление перечня рисков осуществляется следующими способами:
- всесторонний анализ информации о деятельности Концерна с целью определения рисков, присущих процессам Концерна, а также последствий реализации таких рисков;
- анализ действующего законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, судебной практики, а также официальных разъяснений налоговых органов;
- анализ результатов проведения налоговой экспертизы сделок/проектов договоров в соответствии с Едиными отраслевыми методическими указаниями по налоговой экспертизе сделок [9.6];
- анализ результатов мероприятий налогового контроля, проводимых налоговыми органами (налоговые проверки, налоговый мониторинг, дополнительные мероприятия налогового контроля, и др.);
- анализ вопросов, возникающих в ходе проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля (налоговые проверки, налоговый мониторинг, дополнительные мероприятия налогового контроля, и др.);
- анализ результатов судебных споров с налоговыми органами;
- анализ результатов проведения внешнего и внутреннего аудита.
4.5. Для выявления рисков могут использоваться методы, описанные в Методических указаниях по управлению рисками процесса [9.7].
4.6. Документирование идентифицированных рисков проводится в разрезе следующих направлений выявления рисков, в соответствии с п. 7.7 Требований ФНС России:
- осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности;
- определение организацией порядка отражения хозяйственной операции в налоговом учете;
- учет организацией данных первичных учетных документов для целей налогового учета;
- отражение организацией фактов хозяйственной жизни и хозяйственных операций в автоматизированной учетной системе организации;
- расчет организацией показателей регистров налогового учета и форм налоговой отчетности;
- порядок уплаты (перечисления) организацией налогов, сборов, страховых взносов.
4.7. Актуализация перечня рисков проводится ежеквартально и заключается в изменении (дополнении, исключении) перечня рисков способами, описанными в п. 4.4 настоящих Методических рекомендаций.
4.8. Для описания рисков, выявленных для целей налогового мониторинга, заполняются графы 1-8 отчетной формы "Риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга" (Приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям).
5. Оценка рисков для целей налогового мониторинга
5.1. Оценке подлежат все выявленные риски, способные привести к искажению информации в налоговой отчетности, неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов и несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговый орган.
5.2. Риски, выявленные для целей налогового мониторинга, оцениваются в разрезе следующих параметров:
- вероятность риска;
- частота возникновения риска в прошлом;
- последствия реализации риска;
- уровень риска;
- соотношение уровня риска с границей приемлемости.
5.3. Оценка вероятности и последствий реализации риска, выявленного для целей налогового мониторинга, осуществляется с учетом ожидаемого эффекта от внедрения и выполнения контрольных процедур СВК НМ, направленных на снижение выявленного риска, т.е. оценивается "остаточный риск".
5.4. Оценка вероятности риска.
5.4.1. Оценка вероятности риска осуществляется ежеквартально на основании профессионального суждения о возможной реализации риска в будущем (до момента окончания периода проведения налогового мониторинга), исходя из принципов объективности и последовательности, с использованием данных по имеющейся статистике, законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах, судебной практики и т.д.
5.4.2. В отношении каждого риска, идентифицированного впервые, осуществляется первоначальная оценка вероятности риска, которая впоследствии подлежит ежеквартальной актуализации.
5.4.3. Оценка вероятности риска производится экспертно, на основе профессионального суждения с учетом частоты возникновения риска в прошлом, а также анализа произошедших изменений внешних и внутренних факторов, влияющих на риск:
- изменений законодательства Российской Федерации о налогах, сборах, страховых взносах, и правоприменительной практики;
- изменений в организационной структуре;
- изменений в процессах;
- изменений в нормативных документах;
- изменений в ИТ-системах, используемых в рамках осуществления процессов;
- изменений в организации (дизайне) контрольной процедуры СВК НМ;
- и др.
5.4.4. При отсутствии негативных изменений факторов, влияющих на риск, вероятность риска определяется исходя из частоты возникновения риска в прошлом.
5.4.4.1. Для операций, совершаемых регулярно (более 10 операций в год), оценка вероятности осуществляется на основе следующей шкалы:
Оценка вероятности, % |
Оценка вероятности (качественная оценка) |
Прогноз реализации риска в будущем |
Частота возникновения риска в прошлом |
от 0% до 5% включительно |
Низкая |
Риск может реализоваться только при исключительных обстоятельствах. |
Риск не реализовывался в течение четырех лет, предшествующих периоду проведения налогового мониторинга. |
от 5% до 25% включительно |
Ниже среднего |
Очевидных признаков реализации риска нет, но имеются некоторые предпосылки. |
Риск реализовывался один или несколько раз в течение четырех лет, предшествующих периоду проведения налогового мониторинга. |
от 25% до 50% включительно |
Средняя |
Риск может реализоваться в течение периода проведения налогового мониторинга. |
Риск реализовывался несколько раз в течение года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга. |
от 50% до 75% включительно |
Выше среднего |
Риск скорее всего реализуется в течение периода проведения налогового мониторинга. |
Риск реализовывался много раз в течение года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга. |
от 75% до 100% включительно |
Высокая |
Присутствует уверенность в том, что риск реализуется в течение ближайшего квартала. |
Риск реализовывался много раз в прошлом квартале (имеется статистика многократной реализации риска в течение прошлого квартала). |
5.4.4.2. Для прочих операций, совершаемых не регулярно (менее 10 операций в год), оценка вероятности осуществляется на основе профессионального суждения.
5.4.4.3. Для рисков, причиной возникновения которых является неопределенность (отсутствие или неоднозначность) требований налогового законодательства Российской Федерации, оценка вероятности осуществляется с учетом результатов проведенного анализа правоприменительной практики в соответствии с Приложением N 3 к Единым отраслевым методическим указаниям по налоговой экспертизе сделок [9.6].
5.4.5. При отсутствии изменений факторов, влияющих на риск, и частоты возникновения риска в прошлом (за последний отчетный квартал) актуальная оценка вероятности риска равняется оценке за предыдущий отчетный квартал.
При наличии изменений факторов, влияющих на риск, и/или частоты возникновения риска в прошлом вероятность риска меняется соответствующим образом:
- при незначительном изменении факторов оценка вероятности изменяется в рамках текущего диапазона вероятности либо изменяется на одно значение шкалы качественной оценки,
- при значительном изменении факторов оценка вероятности изменяется на одно или два значения шкалы качественной оценки (в зависимости от изменения частоты возникновения риска в прошлом).
5.5. Оценка последствий реализации риска.
5.5.1. Последствия реализации риска оцениваются количественно в стоимостном выражении (в рублях) как наиболее ожидаемая величина (максимальная оценка) дополнительного налогового бремени по финансово-хозяйственной операции (сделке), которое может возникнуть в результате доначисления налоговым органом суммы налога (сбора, страховых взносов), начисления штрафа и пени.
5.5.2. Оценка последствий реализации риска в будущем производится экспертно, на основе профессионального суждения с учетом фактов реализации риска в прошлом, а также данных о планируемых (до момента окончания периода проведения налогового мониторинга) объемах операций в стоимостном выражении.
5.5.3. В случае отсутствия в отношении выявленного риска претензий налоговых органов по результатам проведения мероприятий налогового контроля в течение периода проведения налогового мониторинга и четырех лет, предшествующих периоду проведения налогового мониторинга, используется следующий подход к оценке последствий реализации риска:
- Анализируются случаи реализации риска в прошлом;
- Информация, используемая для анализа, должна быть достоверной, т.е. основанной на реальных фактах, и исключать возможность неоднозначного толкования. При этом допускаются случаи использования информации, не имеющей документального подтверждения (переписка по электронной почте);
- В случае выявления в прошлом фактов реализации риска, собирается информация о количестве таких фактов и их налоговом эффекте. Для расчета последствий реализации риска берется значение суммы реализовавшегося риска за предшествующий календарный месяц/квартал/год. Возможна корректировка суммы последствий реализации риска в случае, если с момента его последней реализации изменились факторы, влияющие на риск (изменения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах, страховых взносах и правоприменительной практики, изменений в организационной структуре организации, изменения в процессе организации, изменения в ИТ-системах, используемых в рамках осуществления процесса, изменения владельцев процессов, изменений в организации (дизайне) контрольной процедуры СВК НМ).
5.5.4. В случае наличия претензий налоговых органов по результатам проведения мероприятий налогового контроля в течение периода проведения налогового мониторинга и четырех лет, предшествующих периоду проведения налогового мониторинга, используется один из следующих подходов к оценке последствий реализации риска:
- Сумма по статье/счету доходов/расходов/активов за наиболее поздний налоговый период, умноженная на ставку налога.
- Доля расходов/налогового вычета/стоимости активов, оспоренных налоговым органом, в общей сумме расходов/налоговых вычетов/активов в соответствующем периоде, умноженная на сумму расходов/налоговых вычетов/стоимость активов в периоде проведения налогового мониторинга, умноженная на ставку налога.
- Сумма планируемого финансового результата/стоимости активов (по данным бюджета организации) от/по результатам осуществления операций в течение периода проведения налогового мониторинга, умноженная на ставку налога.
5.5.5. Оценка последствий реализации риска осуществляется на основе следующей шкалы:
Последствия реализации риска/Выручка Концерна по факту за предыдущий год (количественная оценка, %) |
Последствия реализации риска |
от 0% до 0,5% включительно |
Минимальные |
от 0,5% до 5% включительно |
Умеренные |
от 5% и выше |
Критические |
5.6. По итогам оценки вероятности и величины последствий реализации риска определяется уровень риска по следующей шкале:
Уровень риска |
Последствия реализации риска |
|||
Минимальные |
Умеренные |
Критические |
||
Вероятность риска |
Высокая |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Средний |
Высокий |
|
Средняя |
Низкий |
Средний |
Средний |
|
Ниже среднего |
Низкий |
Низкий |
Средний |
|
Низкая |
Низкий |
Низкий |
Средний |
5.7. На основании уровня риска оценивается граница приемлемости к риску:
- "Приемлем" (в случае, если уровень риска "Низкий" или "Средний"),
- "Не приемлем" (в случае, если уровень риска "Высокий").
5.8. По результатам оценки рисков, выявленных для целей налогового мониторинга, заполняются графы 9-13 отчетной формы "Риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга" (Приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям).
6. Определение уровня существенности рисков для целей налогового мониторинга
6.1. После проведения оценки возможных последствий реализации выявленных рисков необходимо определить уровень влияния каждого риска на достижение Концерном целей своей деятельности. Для этого проводится оценка существенности искажения показателей в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности как вероятного следствия выявленного риска.
6.2. Для целей налогового мониторинга раскрытие информации о рисках осуществляется на основе принципа существенности.
В случае, если ожидаемые последствия реализации риска по однотипным финансово-хозяйственным операциям не превышают уровень существенности, определенный в соответствии с настоящим разделом Методических рекомендаций, риск признается несущественным, и он не раскрывается в отчетной форме "Риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга" (Приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям), за исключением случаев, предусмотренных в п. 6.5.
6.3. В качестве существенных рисков Концерном признаются риски, величина последствий реализации которых составляет 5 млн. рублей и более (величина крупного размера ущерба в соответствии со статьей 199 "Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов" Уголовного кодекса Российской Федерации) [9.3].
6.4. Установленный уровень существенности применяется для всего объема однотипных финансово-хозяйственных операций, совершенных и/или планируемых в течение периода проведения налогового мониторинга, в отношении которых был выявлен риск.
6.5. Независимо от установленного уровня существенности, документируются и раскрываются в отчетной форме "Риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга" (Приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям):
- риски по каждому направлению выявления рисков (при наличии) в соответствии с п. 7.7 Требований ФНС России;
- риски, выявленные в ходе мероприятий налогового контроля, проводимых налоговым органом;
- риски в отношении финансово-хозяйственных операций (сделок), соответствующих следующим критериям (характеристикам):
- требующих применения профессионального суждения;
- освобождаемых от налогообложения;
- связанных с применением льгот по налогам, сборам, страховым взносам;
- совершаемых (планируемых) впервые в периоде проведения налогового мониторинга;
- нетипичных по характеру, объему, частоте осуществления;
- связанных с изменением требований или новыми требованиями законодательства РФ о налогах, сборах и страховых взносах.
7. Документирование выполнения контрольных процедур для целей налогового мониторинга
7.1. Документирование выполнения контрольных процедур, осуществляемых для целей налогового мониторинга, выполняется исполнителями контрольных процедур СВК НМ для:
- сохранения свидетельств выполнения контрольных процедур СВК НМ в соответствии с ее описанием (дизайном);
- сохранения результатов осуществления контроля (выявленных ошибок, отклонений, нарушений).
7.2. Перечень документов, формируемых исполнителями контрольной процедуры СВК НМ в ходе, либо оформляемых по результатам выполнения контрольных процедур СВК НМ является элементом описания каждой контрольной процедуры СВК НМ и приведен в графе 10 отчетной формы "Контрольные процедуры, осуществляемые в целях налогового мониторинга" (Приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям), представляемой в налоговый орган.
7.3. Требования и порядок подготовки документов определяются в организационно-распорядительных документах Концерна, приведенных в графе 13 отчетной формы "Контрольные процедуры, осуществляемые в целях налогового мониторинга" (Приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям), представляемой в налоговый орган.
7.4. Документы подготавливаются в объеме, необходимом и достаточном
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.