Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом АО "Концерн
Росэнергоатом"
от 28 октября 2019 г. N 9/1523-П
Положение
о системе внутреннего контроля для целей налогового мониторинга
ПО-УиО.00.00.01
1. Назначение и область применения
1.1. Положение о системе внутреннего контроля для целей налогового мониторинга (далее - Положение) определяет единые требования к построению и функционированию системы внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов АО "Концерн Росэнергоатом" (далее - Концерн).
1.2. Настоящее Положение сформировано с учетом Требований к организации системы внутреннего контроля [4.3].
1.3. Требования Положения распространяются на всех работников Концерна и его филиалов, вовлеченных в процесс построения и реализации системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга (далее - СВК НМ).
1.4. Пользователями Положения являются все работники подразделений Центрального аппарата и филиалов Концерна, участвующие в процессе "Учет и отчетность".
2. Термины и сокращения
2.1. В настоящем Положении используются следующие термины:
Термин |
Определение |
Автоматическая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, которая осуществляется полностью автоматически, без участия исполнителя |
Выявление рисков |
Процесс обнаружения и идентификации рисков для целей налогового мониторинга |
Выявляющая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, направленная на выявление ошибок или недостатков, которые возникли (или могут возникнуть) в результате действий, которые уже были совершены и/или операций, которые уже случились |
Дизайн контрольной процедуры СВК НМ |
Описание порядка выполнения контрольной процедуры СВК НМ |
Достоверность отчетности |
Качественная характеристика отчетности, означающая, что отчетность сформирована исходя из правил, установленных нормативными актами в области бухгалтерского и налогового учета |
Исполнитель контрольной процедуры СВК НМ |
Работник Концерна или филиалов Концерна, который несет ответственность за выполнение и документирование выполнения контрольной процедуры |
ИТ-зависимая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, которая (а) выполняется непосредственно ее исполнителем, но с использованием результатов автоматической обработки данных, проведенной соответствующей информационной системой; (б) осуществляется автоматически информационной системой, но инициируется или завершается исполнителем контрольной процедуры |
Ключевая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, которая в совокупности с другими является необходимой и достаточной для предупреждения, ограничения и предотвращения одного или нескольких рисков для целей налогового мониторинга |
Компенсирующая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, которая не является необходимой и достаточной для предупреждения, ограничения и предотвращения одного или нескольких рисков для целей налогового мониторинга, однако при отсутствии или неэффективности ключевых контрольных процедур СВК НМ она может обеспечить выполнение одной или нескольких соответствующих задач |
Контрольная процедура СВК НМ |
Совокупность контрольных действий, осуществляемых работниками Концерна и его филиалов, направленных на предупреждение, ограничение и предотвращение рисков, идентифицируемых для целей налогового мониторинга |
Налоговый мониторинг |
Форма налогового контроля, проводимая в соответствии с требованиями раздела V.2 Налогового кодекса Российской Федерации [4.1] |
Оценка рисков |
Определение вероятности и последствий реализации рисков, идентифицируемых для целей налогового мониторинга, для дальнейшего принятия решения о необходимости разработки дизайна и внедрения соответствующих контрольных процедур СВК НМ |
Предупреждающая контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, направленная на предотвращение ошибок или недостатков, которые могут возникнуть в результате действий, которые еще не были совершены и/или операций, которые еще не случились |
Разумная уверенность |
Уверенность в том, что отчетность не содержит существенных искажений, обусловленных мошенничеством или ошибками |
Риск |
Риск, идентифицируемый в целях налогового мониторинга, представляющий собой возможное наступление таких событий, как искажение информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, неправильное исчисление (удержание), неуплата (неперечисление) налогов, сборов, страховых взносов, несвоевременное представление (непредставление) отчетности в налоговый орган, и др. |
Ручная контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, которая осуществляется непосредственно ее исполнителем без использования информационных систем |
Система внутреннего контроля для целей налогового мониторинга |
Система внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов. Является неотъемлемой частью системы внутреннего контроля, организована и функционирует в соответствии с едиными требованиями, подходами и принципами построения системы внутренних контролей финансовой отчетности Концерна |
Система внутренних контролей финансовой отчетности |
Сегмент системы внутреннего контроля Концерна, обеспечивающий разумную уверенность в том, что финансовая отчетность достоверна и процесс ее формирования надежен |
Тестирование контрольной процедуры СВК НМ |
Проверка соответствия и достаточности контрольной процедуры СВК НМ для выполнения поставленных задач |
Требования ФНС России |
Требования к организации системы внутреннего контроля, утвержденные приказом ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ [4.3] |
Факты хозяйственной жизни |
Сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств |
Эффективная контрольная процедура СВК НМ |
Контрольная процедура СВК НМ, дизайн и фактическое выполнение которой обеспечивают реализацию задачи СВК НМ (покрытие и/или минимизацию рисков, идентифицируемых для целей налогового мониторинга) в рамках хозяйственных условий, существующих в Обществе |
2.2. В настоящем Положении используются следующие сокращения:
Сокращение |
Расшифровка |
Концерн |
АО "Концерн Росэнергоатом" |
СВК НМ |
Система внутреннего контроля для целей налогового мониторинга |
СВК ФО |
Система внутренних контролей финансовой отчетности |
СОВК |
Специализированный орган внутреннего контроля |
ФНС России |
Федеральная налоговая служба России |
3. Организация системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга
3.1. Общие положения
3.1.1. В соответствии с Требованиями ФНС России целями организации и функционирования СВК НМ Концерна являются:
- обеспечение упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности Концерна, в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов;
- обеспечение правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
- обеспечение достоверности, полноты и своевременности отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
- соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни Концерна;
- мониторинг результатов выполнения контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в налоговой отчетности.
3.1.2. Концерн учитывает в своей работе объективно существующие ограничения, присущие любой системе внутреннего контроля. Концерн стремится развивать и совершенствовать СВК НМ.
3.1.3. В рамках реализации указанных целей основными задачами СВК НМ являются:
- создание контрольной среды;
- выявление и оценка рисков для целей налогового мониторинга;
- формализация и внедрение контрольных процедур, направленных на предотвращение или минимизацию рисков, идентифицируемых для целей налогового мониторинга;
- создание эффективной системы обмена информацией для обеспечения своевременных коммуникаций в рамках исполнения контрольных процедур для целей налогового мониторинга, выявления изменений в существующих процессах (в том числе появление новых или нестандартных операций);
- создание механизма мониторинга функционирования СВК НМ.
3.1.4. Построение и реализация СВК НМ в Концерне осуществляется в соответствии со следующими принципами:
Законность - построение и реализация СВК НМ (в т.ч. разработка нормативно-методологической документации) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, внутренними нормативными документами Концерна;
Легитимность - деятельность, осуществляемая Концерном в рамках построения и реализации СВК НМ, находится в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, внутренними нормативными документами Концерна;
Целостность - процесс внутреннего контроля реализуется одновременно на всех уровнях, всеми работниками и подразделениями Концерна;
Объективность - при построении и реализации СВК НМ в Концерне соответствующие исполнители руководствуются объективной и достоверной информацией: осуществляется анализ как можно большего в заданных хозяйственных условиях количества источников информации, в ходе анализа информации осуществляются разумные и достаточные мероприятия для максимального исключения субъективности при принятии решений и вынесении суждений;
Достаточность - контрольные функции в полной мере обеспечивают выполнение соответствующих задач;
Ответственность - работникам Концерна определены обязанности в области функционирования СВК НМ в рамках построения и реализации СВК НМ;
Разграничение полномочий - (а) не допускается назначение одному и тому же подразделению или работнику Концерна функций по санкционированию, осуществлению и регистрации операций в учете, обеспечению сохранности активов и осуществлению процесса инвентаризации; (б) не допускается назначение одному и тому же подразделению/работнику СВК НМ функций по разработке дизайна и внедрению контрольных процедур СВК НМ и их последующему независимому тестированию; (в) не допускается назначение одному и тому же подразделению/работнику осуществление контрольной процедуры СВК НМ и мониторинг (контроль) ее исполнения; (г) не допускается назначение работнику обязанностей по выполнению контрольной процедуры СВК НМ, направленной на выявление ошибок в действиях, выполняемых самим работником;
Целесообразность - решение о внедрении СВК НМ и/или отдельных ее элементов в Концерне принимается с учетом целесообразности такого внедрения, в том числе с экономической точки зрения (затраты на реализацию контроля должны быть экономически оправданными и сопоставимыми с результатами осуществления контроля);
Единство процесса выявления и устранения недостатков - работники Концерна при выявлении недостатков обеспечивают их устранение: разрабатывают и исполняют рекомендации по устранению недостатков и осуществляют мониторинг процесса их устранения;
Актуальность - обеспечивается постоянное развитие СВК НМ, ее соответствие существующим хозяйственным условиям, целям и задачам Концерна;
Непрерывность - развитие СВК НМ в Концерне осуществляется на непрерывной основе с целью своевременного и полного предупреждения, ограничения и предотвращения рисков для целей налогового мониторинга;
Сбалансированность полномочий - права, возможности, функционал и обязанности подразделения или работника сбалансированы: недопустимо назначение функций, не обеспеченных соответствующими полномочиями, а также материально-технической базой и прочими средствами для их выполнения;
Сбалансированность контрольной функции - контрольные функции реализовываются в соответствии с их задачами и целями: сложность и стоимость реализуемых функций соответствует уровню и значимости контролируемого объекта.
3.2. Распределение функций и ответственности за организацию и функционирование системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга
Распределение и разграничение функций и ролей при организации и функционировании СВК НМ представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Участники СВК НМ |
Функции и роли участников СВК НМ |
Генеральный директор Концерна |
1. Обеспечение функционирования СВК НМ 2. Принятие решений по вопросам организации СВК НМ 3. Участие в оценке СВК НМ 4. Принятие решений по совершенствованию СВК НМ |
Главный бухгалтер Концерна |
1. Совершенствование СВК НМ 2. Обеспечение выполнения программ мероприятий, направленных на достижение и поддержание соответствия СВК НМ, установленным Требованиям ФНС России |
Бухгалтерия Концерна |
1. Построение и координация деятельности по поддержанию функционирования результативной СВК НМ 2. Обеспечение методологической поддержки по вопросам организации и функционирования СВК НМ 3. Организация и координация выполнения мероприятий по выявлению и оценки рисков, идентифицируемых для целей налогового мониторинга 4. Подготовка предложений и организация выполнения мероприятий по формализации и актуализации контрольных процедур СВК НМ 5. Выполнение и документирование выполнения контрольных процедур СВК НМ 6. Организация и координация выполнения мероприятий по оценке результатов выполнения контрольных процедур СВК НМ 7. Разработка рекомендаций и организация выполнения мероприятий по устранению недостатков, выявленных в результате оценки результатов выполнения контрольных процедур СВК НМ 8. Проведение ежегодной оценки уровня организации СВК НМ 9. Разработка рекомендаций и организация выполнения мероприятий по совершенствованию СВК НМ 10. Подготовка отчетных форм о СВК НМ, представляемых в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации [4.1, 4.3] |
Специализированный орган внутреннего контроля Концерна |
1. Организация и проведение контрольных мероприятий 2. Формирование предложений по устранению выявленных нарушений и повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности 3. Осуществление постконтрольного мониторинга исполнения корректирующих мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков 4. Проведение независимого тестирования контрольных процедур СВК НМ 5. Проведение внутреннего аудита СВК НМ |
Структурные подразделения Концерна, являющиеся владельцами рисков и исполнителями контрольных процедур для целей налогового мониторинга |
1. Своевременное предоставление в Бухгалтерию информации об изменениях, происходящих в процессах, которые приводят к возникновению/исключению рисков для целей налогового мониторинга, или изменению порядка выполнения контрольных процедур для целей налогового мониторинга 2. Выявление рисков для целей налогового мониторинга и предоставление в Бухгалтерию информации, необходимой для их оценки 3. Участие в оценке рисков, идентифицируемых для целей налогового мониторинга 4. Осуществление контрольных процедур для целей налогового мониторинга в рамках выполнения задач и функций подразделения в соответствии с регламентирующими и методическими документами по вопросам СВК НМ и другими нормативными документами Концерна 5. Документирование выполнения контрольных процедур СВК НМ и предоставление в Бухгалтерию информации о результатах их выполнения 6. Проведение мониторинга результатов выполнения контрольных процедур СВК НМ (самооценка) |
3.3. Компоненты системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга
Система внутреннего контроля для целей налогового мониторинга обеспечивается наличием и совместным функционированием следующих взаимосвязанных компонентов:
Контрольная среда - совокупность принципов и стандартов деятельности Концерна, которые определяют общее понимание СВК НМ и требования к ее функционированию. Контрольная среда отражает культуру управления Концерном и создает надлежащее отношение персонала к организации и функционированию СВК НМ.
Выявление и оценка рисков - процесс выявления и анализа рисков для целей налогового мониторинга. При выявлении рисков Концерн принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, внедрения контрольных процедур СВК НМ, информирования персонала и оценки результатов осуществления СВК НМ.
Контрольные процедуры - действия, направленные на предотвращение или минимизацию рисков для целей налогового мониторинга.
Информация и коммуникации - формирование, получение и распространение качественной и своевременной информации, необходимой для принятия управленческих решений и обеспечения функционирования СВК НМ.
Мониторинг средств контроля - регулярное проведение оценки в отношении всех компонентов СВК НМ с целью определения их результативности, а также необходимости совершенствования. Оценка СВК НМ осуществляется не реже одного раза в год.
3.3.1. Контрольная среда
3.3.1.1. Контрольная среда является основой для организации и осуществления в Концерне внутреннего контроля и оказывает всеобъемлющее воздействие на результативность СВК НМ.
3.3.1.2. Контрольная среда способствует полному и своевременному выявлению и объективной оценке рисков для целей налогового мониторинга, а также добросовестному и результативному выполнению контрольных процедур всеми участниками СВК НМ.
3.3.1.3. К факторам, определяющим контрольную среду, относятся:
- нормы корпоративной культуры и стандарты поведения работников;
- организационная структура;
- распределение ответственности и полномочий между структурными подразделениями и работниками;
- политика и практика управления персоналом;
- действующие нормативные документы;
- процедуры, устанавливающие требования по соблюдению законодательства, а также установленных этических норм и принципов.
3.3.1.4. Генеральный директор Концерна несет ответственность за формирование и поддержание контрольной среды, ее своевременную адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям ведения деятельности Концерна [4.6].
3.3.1.5. Применяемые при организации и функционировании СВК НМ и поддерживаемые в Концерне этические и поведенческие принципы, стандарты, нормы и правила поведения работников формализованы в Кодексе этики Концерна, транслирующем единые отраслевые ценности Госкорпорации "Росатом" и ее организаций, и, в соответствии с установленными процедурами, доводятся до сведения каждого работника.
3.3.1.6. Функциональные обязанности работников по осуществлению внутреннего контроля формализуются в должностных инструкциях, положениях о соответствующих структурных подразделениях и иных организационно-распорядительных документах Концерна.
3.3.1.7. Процедуры привлечения, найма, развития и удержания компетентных работников, способных обеспечить эффективное выполнение актуальных задач, осуществляются в соответствии с утвержденными нормативными документами Концерна, регламентирующими выполнение процессов (подпроцессов) в рамках процесса "Управление персоналом".
3.3.1.8. Квалификация, знания и навыки работников Концерна, участвующих в организации и поддержании функционирования СВК НМ, развиваются на системной и последовательной основе.
3.3.1.9. Устанавливаемые для участвующих в функционировании СВК НМ работников ключевые показатели эффективности деятельности своевременно адаптируются и корректируются вместе с целями и потребностями Концерна, а также подвергаются систематическому анализу на предмет того, что они не вызывают конфликта интересов.
3.3.1.10. В Концерне установлены и соблюдаются принципы разделения ответственности и полномочий работников, обеспечивающих функционирование, мониторинг и совершенствование СВК НМ.
3.3.2. Выявление и оценка рисков для целей налогового мониторинга
3.3.2.1. Компонент "Выявление и оценка рисков" СВК НМ обеспечивает своевременное и полное выявление и корректную оценку рисков, которые могут привести к искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов и несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговый орган, а также обеспечивает своевременное предотвращение или минимизацию возможных последствий реализации таких рисков.
3.3.2.2. Выявление и оценка рисков для целей налогового мониторинга осуществляются на основе всестороннего анализа и оценки последствий внутренних и внешних факторов, их совместного воздействия, возможности изменения во времени, а также условий финансово-хозяйственной деятельности Концерна.
3.3.2.3. Процесс выявления и оценки рисков для целей налогового мониторинга (выявление и оценка новых рисков, переоценка ранее выявленных рисков) выполняется не реже одного раза в квартал.
3.3.2.4. Выявление рисков для целей налогового мониторинга осуществляется всеми работниками Концерна.
3.3.2.5. Выявление рисков для целей налогового мониторинга осуществляется как на уровне процессов и функциональной деятельности структурных подразделений Концерна, так и на уровне осуществления отдельных финансово-хозяйственных операций (в т.ч. планируемых) с учетом соответствия их уровню существенности.
3.3.2.6. Способы и методы выявления рисков для целей налогового мониторинга определяются в соответствии с разделом "Выявление рисков для целей налогового мониторинга" Методических рекомендаций по документированию рисков и контрольных процедур для целей налогового мониторинга.
3.3.2.7. Применяемые подходы к оценке рисков, идентифицируемых для целей налогового мониторинга, обеспечивают возможность проведения целесообразной с точки зрения трудозатрат и достаточно объективной оценки их вероятностных и стоимостных параметров.
3.3.2.8. Способы и методы оценки рисков для целей налогового мониторинга, определяются в соответствии с разделом "Оценка рисков для целей налогового мониторинга" Методических рекомендаций по документированию рисков и контрольных процедур для целей налогового мониторинга.
3.3.2.9. Деятельность по управлению рисками для целей налогового мониторинга направлена на обеспечение разумной уверенности в достоверности налоговой отчетности и надежности процесса ее формирования. При этом данная деятельность может обуславливаться следующими факторами:
- выявление рисков для целей налогового мониторинга не может быть абсолютно полным, а их оценка абсолютно точной, поскольку наступление рисковых событий относится к будущему, которое всегда связано с неопределенностью;
- решения о реагировании на выявленный риск принимаются с учетом достаточности и целесообразности расходования ресурсов Концерна.
3.3.2.10. Порядок определения уровня существенности и границы приемлемости, используемых при выявлении и оценке рисков для целей налогового мониторинга, определяются в соответствии с разделом "Определение уровня существенности рисков для целей налогового мониторинга" Методических рекомендаций по документированию рисков и контрольных процедур для целей налогового мониторинга.
3.3.3. Контрольные процедуры для целей налогового мониторинга
3.3.3.1. Компонент "Контрольные процедуры" СВК НМ обеспечивает выполнение контрольных процедур, направленных на предотвращение или минимизацию рисков, способных привести к неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов, искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговый орган.
3.3.3.2. Разработка дизайна и внедрение контрольных процедур для целей налогового мониторинга осуществляются на осно
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.