Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
(о совершенствовании процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (о совершенствовании процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование отношений, возникающих в связи с созданием (открытием), осуществлением и прекращением деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц при осуществлении ими инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации. Для этого предлагается внести изменения и дополнения в ряд положений статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 160-ФЗ), которыми уточняется процедура аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
Следует отметить, что по общим основаниям, установленным п. 3 ст. 4 ФЗ N 160-ФЗ, иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам, имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации. Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Днем аккредитации признается день внесения соответствующей записи в являющийся информационной системой реестр.
Законопроект разработан на основании анализа результатов правоприменительной практики, свидетельствующих об экономической целесообразности принятия предлагаемых решений по выработке более гибкого механизма аккредитации филиалов (представительств) иностранных юридических лиц и снижению излишней административной зарегулированности процессов, сопровождающих в этой области иностранных инвесторов. В частности, законопроектом предлагается:
- сократить срок проведения аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) с 25 до 15 рабочих дней. Аккредитация представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, не пересматривалась и осуществляется в срок 25 рабочих дней;
- ввести процедуру приостановления юридически значимых действий в связи с аккредитацией (осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращение действия аккредитации филиала, представительства) иностранного юридического лица в случаях непредставления необходимых документов или выявления несоответствий в документах при их оформлении до устранения вызвавших такое приостановление причин (не более 15 дней) (в действующей редакции в этом случае выносится отказ в аккредитации). Приостановление аккредитации будет применяться в связи с незначительностью нарушений при условии их устранения в кротчайшие сроки, за неустранение нарушений в установленный срок предусмотрено вынесение отказа в аккредитации;
- определить перечень оснований для отказа в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации; перечень оснований для отказа во внесении изменений в сведения, содержащиеся в соответствующем реестре и установить основание для прекращения действия аккредитации;
- ввести процедуру досудебного обжалования действий и решений уполномоченных органов, принимаемых уполномоченными органами власти в связи с аккредитацией, оставив за юридическим лицом безусловное право судебного обжалования принятых решений (в настоящее время отказ в аккредитации или в принятии решения об аккредитации может быть обжалован только в судебном порядке).
Кроме этого, законопроект закрепляет приоритетное правовое основание деятельности в России представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации - международные договоры Российской Федерации в области воздушного сообщения, также вводится связанная с налоговым законодательством Российской Федерации норма об уплате государственной пошлины за осуществление аккредитации. Через процедуру аккредитации законопроектом ограничивается возможность функционирования на территории Российской Федерации иностранных юридических лиц с признаками фиктивной деятельности, устанавливается запрет на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранного юридического лица с задолженностью перед бюджетной системой Российской Федерации.
Концептуально поддерживая законопроект, Комитет, тем не менее, обращает внимание на необходимость устранения отдельных замечаний.
Так, п. 2 ст. 1 законопроекта (абз. 5 п. 2 ст. 21 ФЗ N 160-ФЗ) требует согласования с абз. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ N 160-ФЗ.
В частности, п. 2 ст. 1 законопроекта дополняет положение абз. 5 п. 2 ст. 21 ФЗ N 160-ФЗ об утверждении органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), порядка принятия решения "об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации" новой позицией "а также иностранных граждан, являющихся работниками указанных представительств". Полагаем, что данная формулировка не дает четкого представления о том, идет ли в данном положении речь о порядке принятия решения по численности иностранных граждан либо об аккредитации иностранных граждан.
Вместе с тем, действующим положением абз. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ N 160-ФЗ определено, что уполномоченный орган принимает "решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестр, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица". В связи с чем слова, предлагаемые к дополнению в п. 2 ст. 1 законопроекта, следует уточнить, изложив в следующей редакции "об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица".
Абзацем 12 п. 5 ст. 21 в редакции законопроекта определено, что "отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) осуществляется при наличии основания, установленного подпунктом "а" настоящего пункта", т. е в случае неустранения в срок, указанный в решении о приостановлении, нарушений, явившихся основанием для принятия такого решения.
Данное положение подлежит исключению, поскольку не согласуется с действующими положениями п. 7 ст. 21 ФЗ N 160-ФЗ, где подробно раскрыты основания и процедура прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица.
Комитет отмечает, что данный законопроект является важным элементом предпринимаемых государством системных мер по формированию инвестиционного климата в Российской Федерации и привлечению частных инвестиций, в данном случае, иностранных. Принимаемые в последнее время правовые решения свидетельствуют о намерениях государства формировать стабильные и благоприятные условия деятельности инвесторов на длительную перспективу, устраняя необоснованные инвестиционные риски и излишние бюрократические требования.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (о совершенствовании процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц) и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.