Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить универсальный механизм комплексного развития территорий.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета замечаний, изложенных в приложении.
Приложение: на 3 л.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Замечания на проект федерального закона N 1023225-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вместо действующего правового регулирования развития застроенных территорий, комплексного и устойчивого развития территорий и комплексного освоения территорий законопроектом предлагается установить единый порядок комплексного развития территорий, в границы которых могут быть включены как нежилые территории, так и территории, занятые многоквартирными домами, признанными в установленном порядке аварийными, а также многоквартирными домами, снос и (или) реконструкция которых планируется на основании утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством программ по сносу и реконструкции.
Законопроект разработан в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, предотвращения роста аварийного жилищного фонда, обеспечения развития жилых территорий и их комплексного благоустройства. Для решения указанных задач законопроектом предусматривается право органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать адресные программы по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии территории.
Дополнительной проработке подлежат положения законопроекта об определении границ территории комплексного развития. Согласно законопроекту в границы такой территории могут быть включены иные объекты, не указанные в части 1 проектируемой статьи 64 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). В целях обеспечения учета интересов граждан и юридических лиц при реализации проектов комплексной застройки требуют уточнения критерии, которым должны соответствовать такие территории.
Требует дополнительной проработки перечень случаев, при которых решение о комплексном развитии территории и порядок его реализации может приниматься Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в каких случаях принятие такого решения может быть передано органами государственной власти субъекта Российской Федерации органу местного самоуправления.
Мероприятия по расселению аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу и реконструкции на основании адресных программ, влияют на достижение показателей трех составляющих национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни": улучшение жилищных условий граждан, увеличение объемов жилищного строительства и создание комфортной городской среды. В законопроекте необходимо предусмотреть положения, обеспечивающие взаимосвязь указанных мероприятий с достижением показателей национальной цели и национальных проектов в целом, в том числе в части обеспечения комплексной застройки необходимой инфраструктурой.
Представляется необходимым соотнести обязанности, предусмотренные проектируемой статьей 65 Градостроительного кодекса и возникающие у органа власти в связи с заключением им договора о комплексном развитии территории, с полномочиями публично-правовых образований, определенными статьями 6, 7, 8, 45 Градостроительного кодекса и статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), в том числе с учетом различных видов муниципальных образований.
Проектируемые положения части 3 статьи 48.1 Жилищного кодекса, относящие к обязательствам субъекта Российской Федерации либо муниципального образования по выполнению программы по сносу и реконструкции, требуют приведения в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Требуют уточнения нормы законопроекта об участии правообладателей земельных участков и (или) иных объектов недвижимости в комплексном развитии территории, как в случае реализации ими права принять предложение о заключении договора о комплексном развитии территории, так и в случае осуществления ими такой деятельности в инициативном порядке. Также следует уточнить требования к лицам, не являющимся правообладателями земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществляющим комплексное развитие территории.
Предлагаемую редакцию статьи 48.2 Жилищного кодекса относительно формы и порядка выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, о включении таких домов в проект программы по сносу и реконструкции и об исключении из программы необходимо соотнести с действующим порядком подсчета голосов, установленным Жилищным кодексом.
Положения законопроекта о порядке организации и проведении аукциона на право заключить договор о комплексном развитии территории следует уточнить, в том числе предусмотреть возможность проведения аукциона в электронной форме.
Реализация законопроекта может повлечь дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем необходимо учитывать требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует корреспондирующих изменений в ряд федеральных законов, в том числе в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", "О содействии развитию жилищного строительства", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 21 октября 2020 г. N 9741п-П16 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1023225-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, О.В. Мельниченко, А.А. Шевченко и депутатом Государственной Думы Е.С. Москвичевым"
Текст письма опубликован не был