Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7 изменено с 10 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 9 декабря 2020 г. N 523
Приложение 7
к государственной программе
Алтайского края "Содействие
занятости населения
Алтайского края"
Подпрограмма 7
"Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края"
9 декабря 2020 г.
1. Паспорт подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - подпрограмма)
Дата согласования проекта подпрограммы Правительством Российской Федерации |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2020 N 2696-р |
Уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края, ответственный за реализацию подпрограммы (далее - "уполномоченный орган") |
управление Алтайского края по труду и занятости населения |
Цели подпрограммы |
1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - Государственная программа), на территории Алтайского края. 2. Обеспечение социально-экономического развития Алтайского края. 3. Улучшение демографической ситуации в Алтайском крае. |
Задачи подпрограммы |
1. Создание социально-экономических и информационных условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, способствующих переселению соотечественников в Алтайский край для постоянного проживания, включению их в трудовые и социальные связи региона. 2. Содействие обеспечению потребности экономики Алтайского края в квалифицированных кадрах. 3. Увеличение численности молодежи в Алтайском крае, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы |
управление Алтайского края по труду и занятости населения; Министерство социальной защиты Алтайского края; Министерство здравоохранения Алтайского края; Министерство образования и науки Алтайского края; Министерство сельского хозяйства Алтайского края; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2020-2024 годы без деления на этапы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы в 2020-2024 годах составляет 25817,2 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета - 23317,2 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 5022,0 тыс. рублей; в 2021 году - 5940,0 тыс. рублей; в 2022 году - 5940,0 тыс. рублей; в 2023 году - 6415,2 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 2500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 500,0 тыс. рублей; 2021 год - 500,0 тыс. рублей; 2022 год - 500,0 тыс. рублей; 2023 год - 500,0 тыс. рублей; 2024 год - 500,0 тыс. рублей. На реализацию мероприятий подпрограммы возможно дополнительное привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Алтайского края на обеспечение дополнительных гарантий и оказание мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Алтайского края. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и плановый период. |
Основные показатели эффективности подпрограммы |
1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Алтайский край и поставленных на учет в ГУ МВД России по Алтайскому краю, человек. 2. Количество презентаций подпрограммы в государствах проживания соотечественников, проведенных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи, единиц. 3. Доля участников Государственной программы, которым компенсирован наем жилого помещения в период адаптации на территории вселения, в общем числе обратившихся за получением компенсации, %. 4. Доля занятых участников Государственной программы и членов их семей в общем числе участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей, нуждающихся в трудоустройстве, %. 5. Численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих двоих и более детей, человек. 6. Доля участников Государственной программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, от общего числа участников Государственной программы, прибывших в Алтайский край, %. 7. Доля участников Государственной программы, получающих среднее профессиональное, высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Алтайского края, в общем числе участников Государственной программы, %. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Реализация подпрограммы позволит обеспечить: 1. Вселение на территорию Алтайского края 5020 участников Государственной программы и членов их семей, в том числе по годам: 2020 год - 1010 человек; 2021 год - 1010 человек; 2022 год - 1000 человек; 2023 год - 1000 человек; 2024 год - 1000 человек. 2. Вселение на территорию Алтайского края 150 соотечественников, имеющих двух и более детей, в том числе по годам: 2020 год - 30 человек; 2021 год - 30 человек; 2022 год - 30 человек; 2023 год - 30 человек; 2024 год - 30 человек. 3. Проведение 20 презентаций подпрограммы в государствах проживания соотечественников, проведенных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи, с разбивкой по годам: в 2020 году - 4; в 2021 году - 4; в 2022 году - 4; в 2023 году - 4; в 2024 году - 4. 4. Доля участников Государственной программы, которым компенсирован наем жилого помещения в период адаптации на территории вселения, в общем числе участников Государственной программы, обратившихся за получением компенсации, составит 100%: в 2020 году - 100%; в 2021 году - 100%; в 2022 году - 100%; в 2023 году - 100%; в 2024 году - 100%. 5. Доля занятых участников Государственной программы и членов их семей в общем числе участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей, нуждающихся в трудоустройстве, составит не менее 65,5%: в 2020 году - не менее 65,5%; в 2021 году - не менее 65,5%; в 2022 году - не менее 65,5%; в 2023 году - не менее 65,5%; в 2024 году - не менее 65,5%. 6. Доля участников Государственной программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, от общего числа участников Государственной программы, прибывших в Алтайский край, составит не менее 60%: в 2020 году - не менее 60%; в 2021 году - не менее 60%; в 2022 году - не менее 60%; в 2023 году - не менее 60%; в 2024 году - не менее 60%. 7. Доля участников Государственной программы, получающих среднее профессиональное, высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Алтайского края, в общем числе участников Государственной программы составит не менее 5%, в том числе по годам: в 2020 году - не менее 5%; в 2021 году - не менее 5%; в 2022 году - не менее 5%; в 2023 году - не менее 5%; в 2024 году - не менее 5%. |
2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы.
Подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края" разработана с целью реализации на территории Алтайского края Государственной программы. Подпрограмма соответствует целям, задачам и приоритетам развития Алтайского края, определенным в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21 ноября 2012 г. N 86-ЗС, Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2013 г. N 684.
Разработка и реализация подпрограммы определяются актуальностью задачи по привлечению дополнительных трудовых ресурсов в экономику Алтайского края с целью удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах, необходимостью решения демографической проблемы.
Подпрограмма имеет комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, и потребностей Алтайского края.
Подпрограмма представляет собой проект переселения и будет реализована на всей территории Алтайского края в соответствии с действующим законодательством. Описание территории вселения приводится в приложении 5 к подпрограмме.
Предметом регулирования подпрограммы является система государственных гарантий и мер социальной поддержки, предоставляемых соотечественникам, направленная на оказание содействия их добровольному переселению в Алтайский край, стимулирование роста численности постоянного населения региона.
Сфера действия подпрограммы - социальная.
Основные демографические тенденции в Алтайском крае в целом соответствуют тенденциям в России и Сибирском федеральном округе. На фоне стабильности общих объемов миграции (количество зарегистрированных миграционных перемещений в 2017 году составило 153,8 тыс. человек, в 2018 году - 166,2 тыс. человек, в 2019 году - 163,4 тыс. человек) в Алтайском крае наметилась тенденция снижения миграционной убыли населения. Так, миграционные потери края в 2019 году в сравнении с предыдущим годом снизились в 1,8 раза - с 7411 до 4151 человека. При этом число прибывших в край в сравнении с 2018 годом увеличилось на 0,9% до 34628 человек (в 2018 году - 34334 человека), выбывших за его пределы - уменьшилось на 7,1% до 38779 человек (в 2018 году - 41745 человек).
Наряду с тем, что в крае отмечена тенденция миграционного прироста населения в городах (в 2018 году - 173 человека, в 2019 году - 2019 человек), остается актуальным восполнение численности сельского населения, в том числе за счет соотечественников, готовых переселиться в сельскохозяйственные районы края.
Восполнение кадрового дефицита квалифицированных специалистов, в том числе рабочих специальностей, в крае частично происходит за счет трудовых мигрантов.
При этом Алтайский край относится к числу территорий с незначительными объемами привлечения иностранной рабочей силы. Совокупная (средняя) доля иностранных работников в численности занятого населения Алтайского края в 2019 году составила 0,9%.
В 2019 году на территории Алтайского края трудовую деятельность осуществляли 10068 иностранных граждан. В основном привлечение иностранных работников производилось в такие отрасли экономики, как строительство, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, деятельность ресторанов и кафе.
Квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам (из 4 стран с визовым порядком въезда) в 2019 году утверждена в количестве 45 разрешений на работу. Все рабочие места предназначены для трудовых мигрантов с высоким и средним уровнем квалификации. Иностранные граждане привлекаются на рабочие места, которые невозможно заполнить местными трудовыми ресурсами.
По основным индикаторам рынка труда в 2017-2019 годах в Алтайском крае наблюдалась положительная динамика.
Сократились масштабы высвобождений работников - более чем на треть по сравнению с 2017 годом. В 2019 году из организаций края высвобождено 3,6 тыс. человек (в 2017 году - 5,2 тыс. человек).
Снизился уровень регистрируемой безработицы к численности рабочей силы, составив на конец 2019 года 1,5% (на конец 2017 года - 1,6%).
Уровень общей безработицы по методологии МОТ в 2019 году снизился до 5,8% рабочей силы (в 2017 году - 6,9%). По данным обследования рабочей силы уровень общей безработицы в Алтайском крае сложился ниже, чем в целом по Сибирскому федеральному округу (5,9%).
Этому способствовали положительные сдвиги в экономике и потребность работодателей в кадрах. Так, в 2019 году 12,2 тыс. работодателей различных сфер деятельности заявили сведения о 160,4 тыс. вакансий в службу занятости населения.
Для обеспечения отраслей экономики кадрами Алтайский край обладает достаточными трудовыми ресурсами. Их численность составляет 1300,7 тыс. человек. В экономике региона занято 1023,4 тыс. человек. Наибольшая доля в структуре занятых в экономике приходится на промышленность, где работает более 17% занятых (в том числе 13,2% - в обрабатывающей промышленности), сельское хозяйство - 12,7%, торговлю - 19,9%. Более 12% работников занято в сферах строительства и транспорта, 17,9% - в социальной сфере (образовании, здравоохранении, культуре, спорте).
71,2% населения, занятого в экономике, имеет соответствующий уровень профессионального образования, из них 25,2% имеет высшее образование. Ежегодно в среднем порядка 20,0 тыс. выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования пополняют трудовой потенциал края.
Вместе с тем в Алтайском крае остается потребность в квалифицированных специалистах в следующих видах экономической деятельности:
здравоохранение (врач, акушерка, медицинская сестра, фельдшер, провизор, фармацевт, рентгенлаборант);
образование (педагогические работники);
обрабатывающая промышленность (аппаратчик, наладчик станков и оборудования, оператор линий в производстве, фрезеровщик, токарь, станочник, электромонтер и др.);
пищевая промышленность (оператор линии в производстве пищевой продукции, пекарь, кондитер, обвальщик мяса, изготовитель пищевых/мясных полуфабрикатов);
аграрный сектор (агроном, зоотехник, тракторист, оператор машинного доения, животновод);
легкая промышленность (швея, закройщик, портной), а также в специалистах с инженерным образованием (инженеры-проектировщики, инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, инженеры по проектно-сметной работе) и Другие.
Одна из наиболее устойчивых и динамично развивающихся отраслей экономики Алтайского края - агропромышленный комплекс. За счет интенсификации производства, повышения производительности труда, основанного на техническом перевооружении, край не только сохранил статус одного из ведущих сельскохозяйственных регионов страны, но и существенно нарастил свой производственный потенциал. Наряду с реализацией в крае мероприятий федеральных программных документов, принимались региональные программы развития отдельных сельскохозяйственных подотраслей: молочного и мясного скотоводства, свекловодства, льноводства и т.д.
В животноводстве произошла смена технологической платформы, сопровождавшаяся внедрением инновационных методов и технологий содержания сельскохозяйственных животных, повышением их генетического потенциала. Проводились меры по увеличению производства высококачественной племенной продукции и стимулированию селекционной работы. В крае созданы, модернизированы и реконструированы крупные современные животноводческие комплексы, специализирующиеся на молочном и мясном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.
На протяжении последних лет отмечается устойчивая тенденция увеличения продуктивности молочного стада. По итогам 2019 года - 5180 кг, а максимальная продуктивность - около 10 тыс. кг. В крае развивается мясное скотоводство. Поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и их помесей возросло в 5,2 раз, а производство высококачественной говядины - в 11,8 раза.
Кроме того, в Алтайском крае сохранены положительные тенденции в пчеловодстве. Объёмы производства товарного мёда выросли почти в 2 раза.
В целом, по поголовью крупного рогатого скота край находится на 4 месте среди субъектов Российской Федерации, свиней - на 10 месте. По объемам производства животноводческой продукции также входит в Топ-20 регионов-лидеров: молока - 3 место, говядины - 4 место, скота и птицы на убой (в живой массе) - 14 место.
За последние 12 лет в объеме производства сельскохозяйственной продукции возросла роль сельхозпредприятий: их доля увеличилась с 42,2% до 52,5% в общем объеме произведенной продукции. Более высокими темпами рос удельный вес фермерских хозяйств - с 8,7% до 18,6%.
АПК региона с запасом обеспечивает потребности населения по всем основным позициям продовольственных товаров. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности региона имеют производственные мощности для обеспечения переработки всего объема алтайской товарной сельхозпродукции. Регион стабильно занимает 1 место в стране по выпуску муки, гречневой крупы, хлопьев для завтрака, сыров, сливочного масла, сухой сыворотки, биологически активных добавок к пище, 3 место - по производству макаронных изделий, входит в 10-ку регионов лидеров по производству растительных масел.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности края наращивают объёмы выпуска продукции функционального и специализированного назначения, в том числе для детей и спортсменов; сыров, ранее ввозимых из-за границы; сухой молочной сыворотки. Достигнут максимальный уровень производства в истории пищевой и перерабатывающей промышленности края по таким продуктам, как мука, крупа, сыры и сырные продукты, растительное масло, мясные полуфабрикаты, молочная сыворотка, сахар, растительное масло, майонез. Достигнут постсоветский рекорд выпуска цельномолочной продукции и сливочного масла.
Решение задачи успешного развития агропромышленного комплекса края неразрывно связано с качественными преобразованиями самих сельских территорий. Алтайский край стал первым регионом в России, разработавшим программу "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края". В целом за последние 12 лет в рамках выполнения программных мероприятий по социальному обустройству села более 5,2 тыс. сельских семей, в том числе около 2,9 тыс. молодых семей (специалистов), улучшили жилищные условия, построив (приобретя) около 350 тыс. кв. м жилья; 165 проектов местных инициатив получили грантовую поддержку; реконструирован один стадион; реализовано 2 проекта, направленных на комплексное обустройство инженерной инфраструктуры площадок под компактную жилищную застройку; введено в эксплуатацию 33 фельдшерско-акушерских пункта (ФАЛ); 4 общеобразовательные организации на 708 обучающихся; 877,6 км распределительных газовых сетей; 553,1 км локальных водопроводов; 148,3 км сельских автомобильных дорог.
За последние 10 лет в регионе построено, реконструировано и капитально отремонтировано около 1300 объектов социальной инфраструктуры, что существенно повлияло на повышение доступности и качество оказываемых населению региона услуг, особенно в сельской местности.
В крае сформирована современная трехуровневая система оказания медицинской помощи на основе научно-обоснованных принципов медико-географического зонирования, учитывающих особенности Алтайского края. Доступность специализированной медицинской помощи увеличилась за счет внедрения выездных форм работы. С 2011 года в крае действует автопоезд "Здоровье", который за прошедший период принял более 340 тыс. сельских жителей и провел около 478 тыс. исследований. Одновременно с оптимизацией логистики медицинской помощи существенно усилена материально-техническая база медицинских организаций.
Развивается и становится более доступной для граждан высокотехнологичная медицинская помощь. В Барнауле создан нагорный медицинский кластер, где на одной площадке располагаются современные медицинские организации, среди которых краевая клиническая больница, центр гемодиализа, центр травматологии, онкологический диспансер и краевой перинатальный центр "ДАР". В крае ежегодно совершенствуется система профилактической медицины.
Решению проблем кадрового обеспечения села квалифицированными медиками способствует реализация программ "Земский доктор" и "Сельский фельдшер". За время действия программ в сельские медицинские организации Алтайского края трудоустроен 1081 врач и 133 фельдшера.
Алтайский край входит в число регионов Российской Федерации, наиболее успешных по решению проблемы доступности и вариативности дошкольного образования.
Итогом работы по развитию системы профессионального образования в регионе стало расширение спектра образовательных услуг с учетом потребностей рынка труда. Для повышения эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций, совершенствования механизмов взаимодействия с работодателями, повышения квалификации, а также успешного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов на базе организаций среднего профессионального образования (СПО) созданы ресурсные центры.
На территории Алтайского края расположены 8 государственных образовательных организаций высшего образования, 14 филиалов, Барнаульская православная духовная семинария. Охват молодежи образовательными программами высшего образования составляет 27%, в регионе обучается свыше 51 тыс. студентов, обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.
Система подготовки кадров выстраивается в соответствии с потребностями рынка труда региона. Для абитуриентов предлагается 101 направление подготовки высшего образования - бакалавриата, 18 специальностей высшего образования, 78 направлений подготовки высшего образования - магистратуры. В структуре приема на бюджетные места наибольший удельный вес (более 30%) занимают обучающиеся по направлениям подготовки "Инженерное дело, технологии и технические науки". Кроме того, образовательными организациями высшего образования реализуется свыше 500 дополнительных профессиональных программ, слушателями которых являются свыше 16 тыс. человек.
Строительный комплекс региона, объединяющий строительные организации и предприятия стройиндустрии, обеспечивает эффективное и качественное строительство объектов жилищного, социального, производственного и инфраструктурного назначения в соответствии с потребностями населения и экономики региона. Около 30% построенного жилья приходится на сельскую местность, что является одним из самых высоких показателей среди сибирских регионов. Предприятия стройиндустрии обеспечивают стройматериалами заданные объемы строительства в Алтайском крае и имеют перспективу дальнейшего развития с опорой на собственную минерально-сырьевую базу края и инновационные производственные технологии.
Возросшие объемы жилищного строительства, развитие ипотечного жилищного кредитования, снижающая стоимость жилья конкуренция организаций-застройщиков и формирование рынка арендного жилья позволяют обеспечить для прибывающих в край соотечественников доступную возможность удовлетворения жилищных потребностей.
В соответствии с положениями Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
До получения полиса обязательного медицинского страхования участнику Государственной программы и членам его семьи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно оказываются: скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в экстренной и неотложной формах в государственных и муниципальных медицинских организациях; первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями; иные виды медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
Объем медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования обеспечивается за счет бюджетных ассигнований бюджета Алтайского края.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Особенности организации оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях, указанных выше, могут устанавливаться отдельными федеральными законами.
Решение вопроса дефицита трудовых ресурсов в конкретных отраслях экономики края возможно за счет привлечения соотечественников из-за рубежа на постоянное место жительства. Реализация государственной программы Алтайского края "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 18 декабря 2015 г. N 507, показала достаточно высокий уровень привлекательности региона для соотечественников. За 3 года реализации программы (2017-2019 годы) ее участниками стали более 5,7 тыс. соотечественников. Практически все участники Государственной программы находятся в трудоспособном возрасте, из них порядка 70% - граждане в возрасте до 40 лет. Прибывшие в край соотечественники заняты в сферах промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, образования.
Реализация подпрограммы будет способствовать обеспечению экономики края квалифицированной рабочей силой, успешной реализации намеченных в среднесрочной перспективе планов инвестиционной деятельности, а также дальнейшему стабильному социально-экономическому развитию и демографической стабилизации. За счет реализации подпрограммы ожидается увеличение в Алтайском крае численности молодежи, обучающейся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
При реализации мероприятий подпрограммы могут возникнуть определенные риски:
отсутствие правовой регламентации приема участников Государственной программы;
отказ работодателей от трудоустройства участников Государственной программы или членов их семей после переезда ввиду несоответствия (неполного соответствия) имеющейся квалификации требованиям вакантных рабочих мест, попадание переселенцев в категорию безработных;
необеспеченность жильем для постоянного проживания, сложности с наймом и оплатой временного жилья, неспособностью участника Государственной программы нести расходы по приобретению постоянного жилья или оплате ипотечного кредита;
недостаточная обеспеченность дошкольными образовательными организациями;
обособление переселенцев, создание замкнутых этносоциальных групп, рост межнациональной напряженности;
недостаточный уровень информированности жителей края, соотечественников за рубежом о ходе реализации подпрограммы, положительном переселенческом опыте;
недостаточная информированность о подпрограмме в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы;
низкий уровень социальной адаптации соотечественников на территории вселения;
недостаточная доля студентов - участников Государственной программы в числе прибывших соотечественников.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации подпрограммы предусматриваются:
мониторинг выполнения мероприятий, регулярный анализ, при необходимости - корректировка показателей и мероприятий подпрограммы;
перераспределение объемов финансирования, выделенных на реализацию мер социальной поддержки участников Государственной программы, в зависимости от потребности соотечественников в их оказании;
широкое привлечение общественности к реализации и оценке результатов реализации подпрограммы.
Оценка готовности территории вселения к приему переселенцев представлена в таблице.
Оценка
готовности Алтайского края к приему переселенцев
* - оценка.
3. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач программы
Цели подпрограммы:
1. Обеспечение реализации Государственной программы на территории Алтайского края.
2. Обеспечение социально-экономического развития Алтайского края.
3. Улучшение демографической ситуации в Алтайском крае.
Достижение поставленных целей возможно путем решения следующих задач:
1. Создание социально-экономических и информационных условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, способствующих переселению соотечественников в Алтайский край для постоянного проживания, включению их в трудовые и социальные связи региона.
2. Содействие обеспечению потребности экономики Алтайского края в квалифицированных кадрах.
3. Увеличение численности молодежи в Алтайском крае, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Подпрограмма реализуется в 2020-2024 годах. Этапы реализации не выделяются.
Реализация подпрограммы создаст необходимые условия для добровольного переселения в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом, позволит привлечь квалифицированные кадры в наиболее активном, трудоспособном возрасте, окажет позитивное влияние на экономику, численность и структуру трудовых ресурсов, миграционную и демографическую ситуацию в крае.
Система показателей (индикаторов) эффективности подпрограммы с указанием их значений по годам планового периода приведена в приложении N 1 к подпрограмме.
Реализация подпрограммы позволит в течение 2020-2024 годов обеспечить:
1. Вселение на территорию Алтайского края 5020 участников Государственной программы и членов их семей.
2. Вселение на территорию Алтайского края 150 соотечественников, имеющих двух и более детей.
3. Проведение 26 презентаций подпрограммы в государствах проживания соотечественников, проведенных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи.
4. Доля участников Государственной программы, которым компенсирован наем жилого помещения в период адаптации на территории вселения, в общем числе участников Государственной программы, обратившихся за получением компенсации, составит 100%.
5. Доля занятых участников Государственной программы и членов их семей в общем числе участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей, нуждающихся в трудоустройстве, составит не менее 65,5%.
6. Доля участников Государственной программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, от общего числа участников Государственной программы, прибывших в Алтайский край и поставленных на учет в ГУ МВД России по Алтайскому краю, составит не менее 60%.
7. Доля участников Государственной программы, получающих среднее профессиональное, высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Алтайского края, в общем числе участников Государственной программы составит не менее 5%.
4. Основные мероприятия по реализации подпрограммы
Подпрограмма будет реализована на всей территории Алтайского края в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территорией вселения является территория Алтайского края.
Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение цели подпрограммы и решение поставленных задач.
Для решения задачи 1 "Создание социально-экономических и информационных условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, способствующих переселению соотечественников в Алтайский край для постоянного проживания, включению их в трудовые и социальные связи региона" планируется реализовать следующие мероприятия программы:
1.1. Разработка региональных правовых актов, необходимых для реализации подпрограммы (приложение N 3 к подпрограмме).
1.2. Мониторинг хода исполнения программных мероприятий, проведение обследований по вопросам адаптации переселенцев.
1.3. Формирование, размещение и регулярное обновление информационно-справочных материалов о реализации подпрограммы на официальных сайтах уполномоченного органа, исполнителей основных мероприятий программы, в местных, краевых, федеральных СМИ.
1.4. Информационное сопровождение реализации подпрограммы.
Данное основное мероприятие включает в себя, в том числе следующие мероприятия:
организация подготовки и распространения информационных материалов, направленных на повышение информированности потенциальных участников Государственной программы, желающих переселиться на постоянное место жительства в Алтайский край;
создание и трансляция на краевом телевидении и радио видео- и аудиороликов, передач о подпрограмме и ее участниках, информационных сюжетов об условиях и порядке переселения на территорию вселения, тематических сюжетов для популяризации подпрограммы и развития толерантного отношения жителей Алтайского края к переселенцам;
укрепление материально-технической базы органов службы занятости Алтайского края.
1.5. Проведение презентаций подпрограммы, в том числе в режиме видеоконференции, в странах проживания соотечественников.
1.6. Консультирование соотечественников, проживающих за рубежом, организаций соотечественников за рубежом, а также соотечественников, проживающих на законном основании в Алтайском крае, по вопросам участия в Государственной программе.
1.7. Оказание участникам Государственной программы помощи в жилищном обустройстве.
Данное основное мероприятие включает в себя, в том числе следующие мероприятия:
информационное содействие в подборе вариантов временного жилищного размещения (гостиница, аренда жилья у физических лиц, общежитие, служебное жилье);
информационное содействие в приобретении постоянного жилья, в том числе с использованием ипотечного кредитования;
информационное содействие в участии в действующих в Алтайском крае программах по оказанию государственной поддержки при строительстве и приобретении жилья;
содействие в подборе земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства;
полная (частичная) компенсация расходов по найму (поднайму) жилого помещения за период не менее 6 месяцев.
1.8. Обеспечение прав участников Государственной программы и членов их семей на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данное основное мероприятие включает в себя в том числе следующие мероприятия:
оказание участникам Государственной программы и членам их семей до получения ими полиса обязательного медицинского страхования бесплатной скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной и неотложной формах; медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
укрепление материально-технической базы краевых медицинских организаций.
1.9. Обеспечение детей из семей участников Государственной программы услугами общего и дополнительного образования.
1.10. Оказание мер социальной поддержки.
1.11. Оказание дополнительных мер социальной поддержки семьям участников Государственной программы, имеющим детей:
единовременная денежная выплата для подготовки к началу учебного года первоклассника из многодетной семьи;
ежегодная денежная выплата для подготовки к началу учебного года учащихся 2-11 классов из многодетных семей;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
1.12. Компенсация затрат участников Государственной программы и членов их семей на оформление документа, подтверждающего отсутствие у них заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Для решения задачи 2 "Содействие обеспечению потребности экономики Алтайского края в квалифицированных кадрах" планируется реализовать следующие основные мероприятия программы:
2.1. Проведение ежемесячного мониторинга потребности организаций Алтайского края в квалифицированной рабочей силе для замещения имеющихся вакантных рабочих мест, должностей специалистов и служащих, реализации инвестиционных проектов с последующим размещением информации об имеющихся вакантных местах в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" (trudvsem.ru), на официальном сайте уполномоченного органа.
2.2. Компенсация расходов участников Государственной программы и членов их семей на признание образования и (или) квалификации, признание ученых степеней, ученых званий, полученных в иностранном государстве.
2.3. Предоставление участникам Государственной программы и членам их семей государственных услуг в области содействия занятости населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
2.4. Дополнительные виды поддержки участников Государственной программы, трудоустраивающихся на вакансии по отдельным профессиональным категориям. Данное основное мероприятие включает в себя в том числе следующие мероприятия:
выплата единовременного денежного пособия молодым педагогическим работникам-переселенцам, трудоустроенным в сельские малокомплектные школы, компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения;
ежемесячная денежная выплата специалистам, работающим и проживающим в сельской местности;
профессиональные доплаты наиболее востребованным категориям специалистов в сфере здравоохранения.
Решение перечисленных задач будет осуществляться органами исполнительной власти Алтайского края по курируемым направлениям в рамках текущей деятельности и реализации государственных программ Алтайского края.
Для решения задачи 3 "Увеличение численности молодежи в Алтайском крае, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования" планируется реализовать следующие основные мероприятия программы:
3.1. Поощрение одаренных (талантливых) студентов - участников Государственной программы, членов их семей.
3.2. Полная (частичная) компенсация обучающимся (студентам, аспирантам, ординаторам) - участникам Государственной программы, членам их семей, расходов по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица.
Полный перечень мероприятий приведен в приложении N 2 к подпрограмме.
Возможность временного жилищного обустройства переселенцев по прибытии на территорию вселения обеспечена имеющейся гостиничной сетью, а также наличием жилья на рынке коммерческого найма. С учетом незначительного числа соотечественников, нуждающихся во временном обустройстве, создание центров временного размещения нецелесообразно. При необходимости уполномоченным органом будет рассмотрен вопрос создания центров временного размещения. Для участников Государственной программы предусмотрена частичная компенсация затрат на оплату найма жилья за период не менее 6 месяцев.
Координацию реализации подпрограммы осуществляет уполномоченный орган - управление Алтайского края по труду и занятости населения.
Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:
общая координация деятельности исполнителей основных мероприятий подпрограммы в пределах их компетенции;
обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;
подготовка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию подпрограммы, в пределах своих полномочий и контроль разработки и принятия нормативных правовых актов исполнителями основных мероприятий подпрограммы;
подготовка в установленном порядке предложений об уточнении программных мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период, о внесении изменений в подпрограмму;
принятие обоснованного решения о возможности участия соотечественников в подпрограмме;
ведение информационной базы данных об участниках Государственной программы и членах их семей;
проведение мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий подпрограммы, соответствия результатов запланированным значениям целевых индикаторов;
информирование населения и общественности о ходе реализации подпрограммы.
В целях обеспечения публичности (открытости) информации о ходе реализации подпрограммы уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте (http://portal.aksp.ru/), официальном сайте Правительства Алтайского края (www.altairegion22) текст утвержденной подпрограммы и отчеты о ходе ее реализации.
В целях обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти Алтайского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей и общественных организаций по вопросам реализации подпрограммы создана краевая межведомственная комиссия по реализации в Алтайском крае Государственной программы.
Порядок работы с соотечественниками на территории вселения определен Регламентом приема участников Государственной программы и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения, который разрабатывается и утверждается уполномоченным органом. Указанный Регламент устанавливает механизм согласования кандидатур потенциальных участников Государственной программы, их приема, временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения, предоставления им мер государственной поддержки и компенсационного пакета с распределением зон ответственности органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления.
Мониторинг реализации подпрограммы осуществляется ежеквартально. Исполнители основных мероприятий подпрограммы в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют информацию о результатах выполнения указанных мероприятий в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует отчет о ходе реализации подпрограммы и направляет его в Министерство экономического развития Алтайского края.
В целях обеспечения эффективной реализации подпрограммы осуществляется оценка результатов и контроль за выполнением программных мероприятий.
Контроль за выполнением подпрограммы включает:
контроль за соблюдением сроков выполнения мероприятий подпрограммы;
контроль за достижением плановых значений показателей.
Контроль за выполнением программных мероприятий осуществляется в форме анализа отчетов об исполнении мероприятий подпрограммы, в том числе об использовании средств, предусмотренных в качестве источника финансирования подпрограммы.
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Губернатором Алтайского края, а также управлением Алтайского края по труду и занятости населения.
5. Объемы финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета Алтайского края.
В целях софинансирования расходных обязательств Алтайского края, связанных с реализацией подпрограммы за счет средств федерального бюджета, Алтайскому краю предоставляется субсидия из федерального бюджета.
Финансирование за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Общий объем финансирования подпрограммы в 2020-2024 годах составляет 25817,2 тыс. рублей, из них:
за счет средств федерального бюджета - 23317,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 5022,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 5940,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 5940,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 6415,2 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета - 2500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 500,0 тыс. рублей.
Сводные финансовые затраты на реализацию основных мероприятий подпрограммы представлены в приложении 4 к подпрограмме.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных на их реализацию в текущем году, через Министерство социальной защиты Алтайского края, Министерство образования и науки Алтайского края, Министерство здравоохранения Алтайского края.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится уполномоченным органом в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, путем соотнесения фактически достигнутых значений показателей реализации мероприятий и значений запланированных индикаторов, установленных подпрограммой.
Интегральная оценка эффективности реализации подпрограммы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
- коэффициент эффективности реализации подпрограммы (в процентах);
- фактическое значение n-го индикатора (показателя), характеризующего реализацию подпрограммы;
- плановое значение n-го индикатора (показателя);
- номер индикатора (показателя) подпрограммы;
- количество индикаторов подпрограммы.
Внесение изменений в значения индикаторов реализации подпрограммы и мероприятия подпрограммы осуществляется на основании изменения плана мероприятий по реализации Государственной программы на каждый 3-летний период и заключаемых соглашений между МВД России и Правительством Алтайского края о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Алтайского края на реализацию мероприятий, предусмотренных подпрограммой.
В ходе реализации подпрограммы будут учтены возможные риски, изложенные в разделе 2 "Общая характеристика сферы реализации подпрограммы".
Для управления указанными рисками предусматриваются следующие меры, направленные на их снижение:
своевременная разработка необходимых нормативных правовых актов по реализации Государственной программы в субъекте Российской Федерации;
информирование соотечественников, проживающих за рубежом, через уполномоченные органы МВД России за рубежом о наличии вакантных рабочих мест, востребованных специалистах и рабочих профессиях, требуемом уровне квалификации, условиях оплаты труда, наличии служебного жилья;
информирование соотечественников, желающих переселиться в Алтайский край, об условиях временного найма и стоимости жилья, ценах на строительство и приобретение постоянного жилья;
организация разъяснительной работы с местным населением, информирование о целях и задачах подпрограммы для формирования толерантного отношения к участникам Государственной программы;
вовлечение соотечественников в культурно-массовые мероприятия, проходящие на территории Алтайского края.
В целях минимизации возможных рисков при реализации подпрограммы устанавливаются требования к соотечественникам - потенциальным участникам Государственной программы.
Участниками Государственной программы могут быть кандидаты в возрасте от 18 до 60 лет (женщины) и от 18 до 65 лет (мужчины), соответствующие требованиям, установленным Государственной программой, а также одному из перечисленных ниже требований:
1. Соотечественники из числа квалифицированных работников, желающие переселиться в Алтайский край с целью осуществления трудовой деятельности в соответствии с заявленной в органы службы занятости потребностью в квалифицированных кадрах.
2. Соотечественники, желающие переселиться в Алтайский край с целью осуществления инвестиционной или предпринимательской деятельности, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест, сельскохозяйственной деятельности или агропромышленного производства, ведения личного подсобного хозяйства и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.
3. Соотечественники из числа квалифицированных работников, постоянно или временно проживающие на законных основаниях на территории Алтайского края, либо признанные беженцами или получившие временное убежище в Российской Федерации, осуществляющие на территории Алтайского края на законных основаниях документально подтверждаемую трудовую деятельность не менее 6 месяцев к моменту обращения с заявлением об участии в подпрограмме.
4. Соотечественники, постоянно или временно проживающие на законных основаниях на территории Алтайского края, либо признанные беженцами или получившие временное убежище в Российской Федерации, осуществляющие на территории Алтайского края на законных основаниях документально подтверждаемую инвестиционную или предпринимательскую деятельность, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест, сельскохозяйственную деятельность или агропромышленное производство не менее 6 месяцев к моменту обращения с заявлением об участии в подпрограмме.
5. Соотечественники, проживающие на законных основаниях на территории Алтайского края, прошедшие обучение не менее двух учебных лет и продолжающие обучение в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Алтайского края, по востребованным на рынке труда края профессиям, специальностям, направлениям подготовки по очной форме обучения.
6. Соотечественники, завершающие обучение за рубежом по очной форме по образовательным программам высшего образования и (или) образовательным программам среднего профессионального образования по востребованным на рынке труда Алтайского края профессиям.
Наличие квалификации у потенциальных участников Государственной программы подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании или дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра, дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), дипломом об окончании ординатуры, дипломом об окончании ассистентуры-стажировки.
Привлечение на территорию Алтайского края научных работников и специалистов-инженеров, занимающихся актуальными научными и технологическими проблемами, а также рассмотрение и согласование заявлений, поступивших от данной категории лиц, осуществляется с учетом возможности трудоустройства и дальнейшей научной деятельности на территории Алтайского края, в том числе по ходатайству организаций, ведущих образовательную, научную, инновационно-хозяйственную деятельность, и заинтересованных в привлечении данных специалистов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.