Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена постановлением
Правительства Алтайского края
от 20.12.2019 N 530
Государственная программа
Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"
17 ноября 2020 г., 18 января 2021 г.
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"
Ответственный исполнитель программы |
Министерство сельского хозяйства Алтайского края |
Соисполнители программы |
отсутствуют |
Участники программы |
Министерство образования и науки Алтайского края; Министерство здравоохранения Алтайского края; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края; Министерство транспорта Алтайского края; Министерство промышленности и энергетики Алтайского края; Министерство культуры Алтайского края; Министерство спорта Алтайского края; Министерство цифрового развития и связи Алтайского края; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию); юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на сельских территориях (по согласованию); кредитные организации (по согласованию); граждане, проживающие в сельской местности, и их общественные объединения (по согласованию) |
Цель программы |
создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития |
Задачи программы |
создание условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем; развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях; создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях; придание сельским территориям современного облика |
Индикаторы и показатели программы |
доля сельского населения в общей численности населения региона; соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств; доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах; количество сельских семей, улучшивших жилищные условия с использованием программных механизмов, в том числе: количество семей, улучшивших жилищные условия с использованием социальных выплат; количество семей, улучшивших жилищные условия посредством найма жилых помещений; количество семей, улучшивших жилищные условия с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной" ставке; площадь жилых помещений (жилых домов), введенных (приобретенных) проживающими на сельских территориях гражданами, которые построили (приобрели) жилье с использованием программных механизмов, в том числе: площадь введенного (приобретенного) гражданами, проживающими на сельских территориях, жилья, построенного (приобретенного) с использованием социальных выплат; площадь введенного (приобретенного) гражданами, проживающими на сельских территориях, жилья, предоставляемого на условиях найма жилых помещений; площадь введенного (приобретенного) гражданами, проживающими на сельских территориях, жилья, построенного (приобретенного) с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке; объем привлеченных гражданами льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях; количество предоставленных гражданам, проживающим на сельских территориях, льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием; объем привлеченных гражданами льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием; количество расположенных в сельской местности населенных пунктов, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку; численность работников сельскохозяйственных организаций, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, по ученическим договорам, по которым за счет бюджетных ресурсов возмещается часть понесенных затрат; численность обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, студентов, привлеченных для прохождения производственной практики, в отношении которых за счет бюджетных ресурсов возмещается часть понесенных затрат; количество и объем предоставленных предпринимателям и организациям льготных кредитов для финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также для покрытия расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий; количество введенных в действие проектов по благоустройству; протяженность введенных в действие распределительных газовых сетей; протяженность введенных в действие локальных водопроводов; протяженность введенных в действие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции; количество введенных в действие проектов комплексного развития, учитывающих интересы населения и бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях |
Сроки и этапы реализации программы |
2020-2025 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
общий объем финансирования программы составляет 23419439,7 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 1581657,3 тыс. рублей; на 2021 год - 2289930,3 тыс. рублей; на 2022 год - 2863271,2 тыс. рублей; на 2023 год - 4748247,0 тыс. рублей; на 2024 год - 5565284,7 тыс. рублей; на 2025 год - 6371049,2 тыс. рублей, из них: объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета - 5146189,6 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 666768,7 тыс. рублей; на 2021 год-409150,2 тыс. рублей; на 2022 год - 368765,5 тыс. рублей; на 2023 год -1098688,8 тыс. рублей; на 2024 год - 1236663,5 тыс. рублей; на 2025 год - 1366152,9 тыс. рублей, объем бюджетных ассигнований из краевого бюджета - 2456935,5 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 503854,2 тыс. рублей; на 2021 год - 512302,5 тыс.рублей; на 2022 год - 506479,5 тыс. рублей; на 2023 год - 310068,0 тыс. рублей; на 2024 год - 311461,7 тыс. рублей; на 2025 год - 312769,6 тыс. рублей, объем бюджетных ассигнований из местных бюджетов - 72784,6 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 13400,4 тыс. рублей; на 2021 год - 13981,1 тыс. рублей; на 2022 год - 13308,5 тыс. рублей; на 2023 год - 8618,4 тыс. рублей; на 2024 год - 10757,2 тыс. рублей; на 2025 год - 12719,0 тыс. рублей, объем средств из внебюджетных источников - 15743530,0 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 397634,0 тыс. рублей; на 2021 год - 1354496,5 тыс. рублей; на 2022 год - 1974717,7 тыс. рублей; на 2023 год - 3330871,8 тыс. рублей; на 2024 год - 4006402,3 тыс. рублей; на 2025 год - 4679407,7 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
сохранение доли сельского населения в общей численности населения региона на уровне 43,0%; доведение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 90,0%; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50,5% от общей площади жилых помещений; улучшение жилищных условий 6,6 тыс. проживающих на сельских территориях сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием программных механизмов, в том числе: улучшение жилищных условий 0,4 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальных выплат; улучшение жилищных условий 0,4 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье на условиях найма жилых помещений; улучшение жилищных условий 5,8 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке; ввод (приобретение) 336,3 тыс. кв. м жилья проживающими на сельских территориях гражданами, которые построили (приобрели) жилье с использованием программных механизмов, в том числе: ввод (приобретение) гражданами, проживающими на сельских территориях, 28,9 тыс. кв. м жилья с использованием социальных выплат; ввод (приобретение) 27,7 тыс. кв. м жилья, предоставляемого на условиях найма жилых помещений гражданам, проживающим на сельских территориях; ввод (приобретение) гражданами, проживающими на сельских территориях, 279,6 тыс. кв. м жилья, построенного (приобретенного) с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке; привлечение гражданки льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) в сумме 11740000,0 тыс. рублей для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях; предоставление гражданам, проживающим на сельских территориях, 3,2 тыс. льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием; привлечение гражданами потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием в сумме 650000,0 тыс. рублей; реализация проекта комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку в 1 населенном пункте, расположенном в сельской местности; достижение значения показателя численности работников сельскохозяйственных организаций, обучающихся по ученическим договорам в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации,-0,1 тыс. человек; достижение значения показателя численности привлеченных для прохождения производственной практики студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации,-0,3 тыс. человек; предоставление предпринимателям и организациям 0,2 тыс. льготных кредитов в объеме 575000,0 тыс. рублей для финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также для покрытия расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий; ввод в действие 0,6 тыс. проектов по благоустройству, реализованных на сельских территориях; ввод в действие 39,5 км распределительных газовых сетей; ввод в действие 85,5 км локальных водопроводов; ввод в действие 66,1 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции; ввод в действие 120 проектов комплексного развития, учитывающих интересы населения и бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Алтайский край по численности постоянно проживающего населения (по состоянию на 01.01.2019-2332,8 тыс. человек) занимает 22 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе. При этом в сельской местности проживают 1010,2 тыс. человек, или 43,0% населения (в среднем по округу - 27,8%, по России - 26%). А плотность населения (14,3 человека на 1 квадратный километр) также превышает аналогичные показатели по России и Сибирскому федеральному округу.
В настоящее время в крае насчитывается 719 муниципальных образований, в том числе 59 муниципальных районов, 10 городских округов, 7 городских поселений, 643 сельских поселения. Из 1588 сельских населенных пунктов 455, или 28,7%, имеют численность жителей до 100 человек.
Территория Алтайского края составляет 16,8 млн. га, из которых 11,7 млн. га приходится на земли сельскохозяйственного назначения (70%), 4,3 млн. га - земли лесов (25%). В структуре земель сельскохозяйственного назначения 6,5 млн. га занимает пашня. По ее площади регион лидирует в Российской Федерации и занимает треть таких земель Сибирского федерального округа.
Сельское хозяйство является системообразующей отраслью экономики Алтайского края и формирует 13,7% валового регионального продукта. На долю занятых в сельском и лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве в регионе приходится 11% работающих (119,2 тыс. человек). Отрасль формирует агро-продовольственный рынок, обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность, определяет трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
В сельском хозяйстве отмечаются также высокие темпы роста количества высокопроизводительных рабочих мест. За период с 2012 по 2018 год их количество в регионе выросло в 1,8 раза - с 9200 до 16936 единиц (по виду деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство"). Этим процессам содействовала техническая и технологическая модернизация производства.
Росту занятости сельского населения и легализации деятельности в сфере сельского хозяйства во многом способствовали меры, направленные на поддержку малых форм хозяйствования. Их реализация позволила создать стимулы для регистрации большого количества личных подсобных хозяйств в качестве крестьянских (фермерских), определив тем самым появление новых рабочих мест и повышение доходов сельского населения.
Однако рост сельскохозяйственного производства не обеспечивает достаточного уровня финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Несмотря на увеличение прибыли, уровень рентабельности составляет 10-15%, что не позволяет вести расширенное воспроизводство. Сельхозтоваропроизводители края в значительной степени зависимы от реализации зерновых культур.
Промышленное же производство локализовано в муниципальных образованиях региона в разной степени. В целом на сельские территории приходится около 20% от его общекраевого объема. По выпуску промышленной продукции на душу населения различия среди сельских территорий очень существенны, причем основной их специализацией является пищевая и перерабатывающая промышленность. В последнее время в районах края активно развивается производство отдельных продуктов питания и напитков, что связано с оформлением групп компаний (холдингов), формированием брендов (прежде всего в молочной отрасли), активной модернизацией и открытием новых производств. На долю сельских районов края приходится около 50% объемов выпуска муки, 70% - крупы, около 40% - мяса и субпродуктов, 45% - сыра и сырных продуктов, более 30% - цельномолочной продукции, около 20% - макарон. Алтайский край является крупнейшим производителем сыра, муки и крупы в России.
Одной из значимых сфер занятости в сельской местности является лесное хозяйство и деревообработка. Алтайский край обладает значительными лесосырьевыми ресурсами: лесами покрыто 25% территории региона. По производству пиломатериалов край занимает 5-6 место в России. На его долю приходится порядка 6% общероссийского объема производства.
Развитию в крае сельскохозяйственного производства во многом способствует государственная поддержка. Эффект системной государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне выразился в повышении финансовой устойчивости организаций и уровня заработной платы в отрасли. За 2013-2018 годы среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве (по полному кругу организаций без учета вспомогательной деятельности) выросла в 1,9 раза и составила 20655 рублей. Сохранение в отрасли устойчивой тенденции роста заработной платы обеспечило увеличение ее соотношения со средним уровнем заработной платы по всем видам экономической деятельности с 68 до 81% (в среднем по Российской Федерации оно составляет 59%).
Однако, несмотря на темпы экономического роста, обеспечивающие развитие основных отраслей сельской экономики, и сопутствующее ему увеличение доходов сельских жителей, официальные денежные доходы граждан в районах отстают от среднегородских значений. И развитие сферы малого и среднего предпринимательства в сельской местности также отстает от городских показателей: в муниципальных районах края осуществляют деятельность менее 39% индивидуальных предпринимателей и 15% малых предприятий. Естественным следствием данных процессов являются более низкие показатели товарооборота, общественного питания и платных услуг в сравнении со среднегородским уровнем.
Еще одним измерением уровня жизни населения является качество жизни. И среди его важнейших аспектов, которые формируют предпочтения относительно проживания в той или иной местности, - обеспеченность жильем и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Обеспеченность жильем сельских жителей несколько выше среднего значения по городам - 23,6 кв. м на человека (по городам - 20,9 кв. м). Вместе с тем уровень благоустройства сельских домовладений отстает от средних значений по краю: водопроводом оборудовано 69,1% жилищного фонда (в среднем по краю - 80,2%), канализацией - 49,4% (по краю - 84,0%), отоплением - 86,1% (по краю - 88,9%), горячим водоснабжением - 8,5% (по краю - 41,5%).
Одной из проблем развития сельских территорий является также ветхость инженерной инфраструктуры. В настоящее время требуют замены около 31% тепловых, 39% водопроводных и 22% канализационных сетей. В силу этого потери тепла в сетях составляют более 22,1% от выработки, а непроизводительные потери в водопроводных сетях - 15,3% от объема воды, подаваемой потребителям. В целом число аварийных ситуаций и повреждений в системе водоснабжения составляет 36 случаев на 100 км сетей, в теплоснабжении - 27 аварий на 100 км сетей.
Особенно напряженная ситуация сложилась с водоснабжением. Подземные воды, используемые для питьевых целей, в ряде населенных пунктов не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов (более 30% всех питьевых вод), характеризуются высокой минерализацией, в том числе содержанием хлоридов (300-500 мг/литр), сульфатов (400-700 мг/л), железа (0,3-2 мг/л), что превышает предельно допустимые концентрации в 1,5-4,0 раза. Кроме того, большинство систем коммунального водоснабжения нуждается в модернизации, поскольку построены в 1960-1970 годах и в результате длительного срока эксплуатации степень их износа достигла критического уровня.
Одним из факторов улучшения благоустройства жилищного фонда и объектов социальной сферы является газификация. С начала газификации края - с 1995 года - построено 4,9 тыс. км газораспределительных сетей, газифицировано порядка 128,7 тыс. квартир и частных домовладений. Вместе с тем уровень газификации территории региона составляет лишь 17,2%, в том числе в сельской местности - 7,5%, тогда как в среднем по России газифицировано 68,1% территории, а показатели газификации городских и сельских населенных пунктов равны соответственно 71,3% и 59,4%.
Правительство Алтайского края работает над повышением качества жизни на селе. Для этого, а также с целью сокращения бюджетных расходов в сельской местности, кроме прочего, проводится оптимизация и реструктуризация системы образования и здравоохранения. Здесь функционирует 971 общеобразовательная школа, где обучается 115,9 тыс. учащихся, или 48,3% от общего числа школьников. В крае создано 269 базовых школ, 244 школьных округа, деятельность которых позволяет развивать различные формы сетевого взаимодействия.
Медицинская помощь оказывается сельскому населению в 58 центральных районных больницах и их структурных подразделениях - 18 участковых больницах, 190 сельских врачебных амбулаториях и 863 (из них в 10 мобильных) фельдшерско-акушерских пунктах (далее - "ФАПы"). Чрезвычайно разветвленное административно-территориальное деление, высокая доля сельских жителей, значительное количество сел с небольшой численностью населения и низкой плотностью расселения в сельской местности диктуют необходимость содержания широкой сети медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную помощь, и обусловливают существенные сложности в обеспечении сельским жителям равнодоступности специализированной медицинской помощи, а также в организации работы скорой медицинской помощи на селе.
Одним из приоритетов развития здравоохранения края является совершенствование сельского здравоохранения. Подтверждением этого является тот факт, что в части финансирования мероприятий программы модернизации здравоохранения более 40% средств направлено в сельские лечебные учреждения. И поскольку для многих сельских жителей фельдшерско-акушерские пункты стали самыми доступными медицинскими подразделениями, первоочередная задача сельского здравоохранения края - сохранение и развитие ФАПов.
Проведенные преобразования позволили обеспечить оказание до 60% первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в амбулаторных условиях (на уровне фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц). Тем не менее доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе врачебной, для населения сел остается на более низком уровне, чем в городе.
Качество жизни сельского населения зависит и от приобщения к культуре. В настоящее время в крае функционирует многопрофильная сеть учреждений культуры, 91% которых находится в сельской местности. Однако на протяжении последних лет сохраняется тенденция к их сокращению. И все же регион по-прежнему отличается высокой обеспеченностью сельского населения учреждениями культуры.
Подводя итог, нужно отметить, что по большинству основных показателей социального и экономического развития сельская местность не достигает среднекраевых значений. Более низкое качество окружающей среды, денежных доходов населения и ограниченные возможности для самовыражения подталкивают сельских жителей к миграции, создают благоприятную среду для распространения различных социальных заболеваний и ведут к более высоким показателям смертности.
В то же время сельская местность края обладает уникальным природным и рекреационным потенциалом. Перспективы развития сельских территорий связаны, в том числе, с несельскохозяйственной занятостью населения. Поэтому для региона актуальна государственная поддержка предпринимательства, гибкость сельского рынка труда, привлечение молодежи. А одним из ключевых факторов повышения привлекательности сельских территорий является создание комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, повышение уровня его благоустройства.
Объективные особенности развития сельских территорий свидетельствуют о том, что достижение прогресса в сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи и определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне. Так, эффективность комплексного подхода к формированию устойчивого развития сельских территорий и учет точек экономического роста позволили в последние годы повысить инвестиционную активность на селе Вместе с тем, несмотря на достигнутый положительный эффект от реализации ранее действовавших в регионе программ, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, для полноценного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения этого оказалось недостаточно. Без дальнейшего привлечения программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит под угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития страны и региона, в том числе в области обеспечения продовольственной безопасности.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задач устойчивого развития сельских территорий подкреплена:
взаимосвязью целевых установок развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития России (и Алтайского края в частности) в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующих системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующих привлечения значительных объемов средств государственной поддержки.
Только при комплексном подходе к решению имеющихся проблем сельские территории Алтайского края как социально-территориальная подсистема общества будут способны выполнять важнейшие общенациональные функции для его успешного социально-экономического развития.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р (далее - "Стратегия устойчивого развития сельских территорий"), и государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 (далее - "госпрограмма "Комплексное развитие сельских территорий").
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 поставлена задача уделять особое внимание "социальному, инфраструктурному развитию сельских территорий". Её решение должно качественно изменить жизнь села, приблизить условия проживания в сельской местности к уровню городов, и в первую очередь, в части доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Конституция Российской Федерации определяет, что проводимая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Формирование единой государственной политики в отношении сельских территорий на долгосрочный период было определено в Стратегии устойчивого развития сельских территорий. Указанная Стратегия направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, функции сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоенности сельских территорий.
Стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС, предусматривается скоординированная деятельность субъектов регионального развития для реализации имеющегося в регионе промышленного и сельскохозяйственного, туристического и рекреационного потенциалов в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан. Немаловажная роль в осуществлении указанных планов отводится сельским территориям и сельским агломерациям.
В соответствии с вышесказанным приоритетами государственной программы являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для развития экономического и человеческого потенциала.
2.2. Цели, задачи государственной программы
Целью государственной программы является создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития.
Основные задачи, которые необходимо решить программными методами:
создание условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем;
развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях;
создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях;
придание современного облика сельским территориям.
2.3. Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы
Реализация предусмотренных программных положений направлена на решение существующих проблем инженерного обустройства поселений и социальной жизни сельских граждан посредством выполнения, в том числе, и иных (а именно ведомственных) программ, осуществляемых на территории региона.
С целью повышения эффективности работы по преодолению существующих территориальных различий в уровне и качестве жизни сельского населения необходимо привлечение широкого круга участников. На основе муниципальных программ комплексного развития сельских территорий и при активном содействии предпринимательского сообщества и граждан в решении вопросов местного значения можно в достаточной мере улучшить качество и комфортность жизнедеятельности сельского населения.
Реализация государственной программы обеспечит достижение следующих положительных результатов:
сохранение доли сельского населения в общей численности населения региона на уровне 43,0%;
доведение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 90,0%;
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50,5% от общей площади жилых помещений;
улучшение жилищных условий:
6,6 тыс. проживающих на сельских территориях сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием программных механизмов, в том числе:
0,4 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальных выплат;
0,4 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье на условиях найма жилых помещений;
5,8 тыс. сельских семей, которые построили (приобрели) жилье с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке;
ввод (приобретение) 336,3 тыс. кв. м жилья проживающими на сельских территориях гражданами, которые построили (приобрели) жилье с использованием программных механизмов, в том числе:
ввод (приобретение) гражданами, проживающими на сельских территориях, 28,9 тыс. кв. м жилья с использованием социальных выплат;
ввод (приобретение) 27,7 тыс. кв. м жилья, предоставляемого на условиях найма жилых помещений гражданам, проживающим на сельских территориях;
ввод (приобретение) гражданами, проживающими на сельских территориях, 279,6 тыс. кв. м жилья, построенного (приобретенного) с использованием жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке;
привлечение гражданами льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) в сумме 11740000,0 тыс. рублей для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях;
предоставление гражданам, проживающим на сельских территориях, 3,2 тыс. льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием;
привлечение гражданами потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием в сумме 650000,0 тыс. рублей;
реализация проекта комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку в 1 населенном пункте, расположенном в сельской местности;
достижение значения показателя численности работников сельскохозяйственных организаций, обучающихся по ученическим договорам в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, - 0,1 тыс. человек;
достижение значения показателя численности привлеченных для прохождения производственной практики студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации,-0,3 тыс. человек;
предоставление предпринимателям и организациям 0,2 тыс. льготных кредитов в объеме 575000,0 тыс. рублей для финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также для покрытия расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий;
ввод в действие 0,6 тыс. проектов по благоустройству, реализованных на сельских территориях;
ввод в действие 39,5 км распределительных газовых сетей;
ввод в действие 85,5 км локальных водопроводов;
ввод в действие 66,1 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции;
ввод в действие 120 проектов комплексного развития, учитывающих интересы населения и бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях.
Сведения об индикаторах государственной программы и их значениях приведены в приложении 1 к государственной программе.
2.4. Срок реализации государственной программы
Реализация государственной программы будет осуществляться в 2020-2025 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Перечень мероприятий государственной программы сформирован в соответствии с основными направлениями Стратегии устойчивого развития сельских территорий и госпрограммой "Комплексное развитие сельских территорий" с учетом анализа современного состояния и прогнозов развития сельских территорий Алтайского края, возможностей бюджетного софинансирования мероприятий, комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования, разработанных в соответствии с документами территориального планирования.
В государственной программе предлагается реализовать четыре блока мероприятий:
1) первый блок предполагает реализацию мероприятий по созданию условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем.
Повышение доступности жилья для граждан, проживающих на сельских территориях, предлагается осуществлять следующими способами:
предоставление гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья;
предоставление субсидий на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, передаваемого впоследствии гражданам по договорам найма с правом последующего выкупа;
предоставление гражданам ипотечных кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья по льготной ставке;
предоставление гражданам потребительских кредитов (займов) на повышение инженерного благоустройства домовладений по льготной ставке;
предоставление субсидий на обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок под компактную жилищную застройку;
2) второй блок - реализация мероприятий по развитию рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
Реализация данного направления будет способствовать повышению уровня занятости населения во всех отраслях сельской экономики и снижению уровня безработицы.
Содействие повышению уровня занятости населения, проживающего на сельских территориях, предлагается осуществлять следующими способами:
возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям, являющимся сельхозтоваропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части понесенных затрат на заключенные с работниками, проходящими обучение в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, ученических договоры;
возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям, являющимся сельхозтоваропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части понесенных затрат, связанных с оплатой труда и проживанием привлеченных для прохождения производственной практики студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;
предоставление кредитными организациями кредитов предпринимателям и организациям на цели финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий по льготной ставке;
3) третий блок мероприятий государственной программы направлен на создание и развитие инфраструктуры в сельских территориях.
Указанное программное направление включает в себя развитие газификации и водоснабжения поселений, сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимых объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции, благоустройство сельских территорий.
Для объектов, планируемых к реализации в рамках мероприятий, направленных на развитие сети автомобильных дорог, перспективные перечни ежегодно формируются Министерством транспорта Алтайского края в соответствии с объемами, предусмотренными законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитами бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий.
Отбор объектов, направленных на развитие автомобильных дорог, осуществляется краевой межведомственной комиссией по реализации на территории Алтайского края мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также государственных программ Алтайского края в сфере развития сельского хозяйства и сельских территории (далее - "Комиссия"). Перспективные перечни таких объектов на рассмотрение комиссии представляются Министерством транспорта Алтайского края, которое выступает государственным заказчиком (участником) указанных мероприятий;
4) реализация четвертого блока мероприятий государственной программы направлена на придание сельским территориям современного облика путем разработка и реализация проектов комплексного развития с учетом интересов населения и бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях.
Результатами работы в рамках указанного программного направления должны стать повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, доведение уровня комфорта жизни сельского населения до городского.
Разработка планируемых к реализации проектов комплексного развития сельских территорий должна предусматривать набор мероприятий, обеспечивающих возможность получения доступа благополучателей к создаваемым объектам инфраструктуры.
Мероприятия, предусмотренные проектом, должны быть направлены на реализацию следующих направлений:
создание, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов социальной и культурной сферы (в том числе, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, объектов в сфере культуры, спортивных сооружений), объектов социального назначения, центров культурного развития и развития традиционных промыслов и ремесел (строительство центров народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского туризма для организаций народных художественных промыслов);
приобретение новых транспортных средств и оборудования для обеспечения функционирования существующих или эксплуатации новых объектов (автобусы, автомобильный санитарный транспорт, мобильные медицинские комплексы, оборудование для реализации проектов в области телемедицинских технологий, оборудование для предоставления дистанционных услуг (включая расширение государственных, коммерческих, образовательных услуг);
развитие питьевого и технического водоснабжения и водоотведения (строительство или реконструкция систем водоотведения и канализации, очистных сооружений, станций обезжелезивания воды, локальных водопроводов, водозаборных сооружений);
развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства (строительство блочно-модульных котельных и перевод многоквартирных домов на индивидуальное отопление);
развитие энергообеспечения (строительство, приобретение и монтаж газо-поршневых установок, газгольдеров, газораспределительных сетей, строительство сетей электропередачи внутри муниципального образования, уличных сетей освещения населенных пунктов (при обязательном использовании энергосберегающих технологий), строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии с применением технологий энергосбережения);
развитие телекоммуникаций (приобретение и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к сети "Интернет").
С учетом особенностей сельских территорий, а также в целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств предполагается создавать социокультурные комплексы, интегрирующие на своей платформе учреждения различной направленности.
Органами исполнительной власти Алтайского края, которые выступают государственными заказчиками (участниками) программы в отношении общеобразовательных организаций, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурно-досугового типа, объектов, направленных на развитие сельского здравоохранения, развитие газификации, водоснабжения, энергетики и цифровизации, в адрес Министерства сельского хозяйства Алтайского края для рассмотрения Комиссией могут быть представлены перспективные перечни соответствующих проектов, содержащие информацию о технико-экономических характеристиках строек и наличии разработанной и прошедшей экспертизы проектно-сметной документации.
Формирование перспективных планов реализации проектов, заявляемых в программу органами исполнительной власти Алтайского края, осуществляется в срок до 1 июня года, предшествующего очередному финансовому году, путем представления в Министерство заявочной документацией по формам, утвержденным его приказом.
Перечень основных мероприятий государственной программы приведен в приложении 2.
Правила предоставления субсидий на реализацию мероприятий приведены в приложениях 3-8.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств:
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
федерального бюджета - в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
местных бюджетов - в соответствии с решениями районных и городских Советов депутатов о бюджетах муниципальных образований на соответствующий финансовый год и на плановый период;
внебюджетных источников - в соответствии с заявленными проектами.
Финансирование из краевого бюджета необходимых затрат на реализацию государственной программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий, составляет 23419439,7 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 5146189,6 тыс. рублей (22,0%);
за счет средств краевого бюджета - 2456935,5 тыс. рублей (10,5%);
за счет средств местных бюджетов - 72784,6 тыс. рублей (0,3%);
за счет внебюджетных источников - 15743530,0 тыс. рублей (67,2%).
Финансовые ресурсы направляются:
на капитальные вложения - в объеме 6847219,0 тыс. рублей, что составляет 29,2% общих затрат по государственной программе (далее - "общих затрат");
на прочие расходы - 16572220,7 тыс. рублей (70,8% общих затрат).
5. Механизм реализации государственной программы
Министерство сельского хозяйства Алтайского края как ответственный исполнитель и участники программы обеспечивают выполнение мероприятий программы, подготовку предложений по ее корректировке, формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий, представляют отчеты о ходе их реализации.
При этом Министерство сельского хозяйства Алтайского края:
организует реализацию программы, принимает решения о внесении в соответствии с установленным порядком и требованиями соответствующих изменений;
контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению;
запрашивает у участников программы информацию, необходимую для проведения мониторинга и подготовки отчета о ходе реализации и об оценке эффективности программы;
рекомендует участникам программы осуществлять разработку отдельных мероприятий, планов их реализации;
подготавливает ежеквартальный и годовой отчеты о ходе реализации программы.
Участники программы:
выполняют мероприятия программы, в отношении которых они являются исполнителями или в реализации которых предполагается их участие;
обеспечивают формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий программы, подготовку обоснований для отбора первоочередных объектов;
предлагают ответственному исполнителю внесение в программу необходимых изменений;
обеспечивают эффективное и целевое расходование средств, выделяемых на реализацию программы;
обеспечивают методическое сопровождение мероприятий программы, непрерывный мониторинг и оценку эффективности её реализации;
разрабатывают нормативные правовые акты, касающиеся реализации мероприятий программы.
Мониторинг реализации программы осуществляется ежеквартально. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий программы в установленные сроки, сбор сведений о финансировании программы на отчетную дату, определение степени достижения плановых значений индикаторов программы.
Предоставление сельским муниципальным образованиям в рамках государственной программы средств поддержки из федерального и краевого бюджетов предусматривается осуществлять в соответствии с муниципальными программами комплексного развития сельских территорий, разработанными на основании документов территориального планирования и перспективных планов развития отраслей экономики.
При этом указанные муниципальные программы должны содержать:
перечень мероприятий, направленных на создание в сельской местности благоприятных инфраструктурных условий для реализации инвестиционных проектов;
реестр объектов социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и (или) проекты комплексного обустройства поселений, увязанные с созданными (создающимися) объектами производства и (или) переработки продукции;
указание на обеспечение комплексности обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, с учетом имеющегося инфраструктурного потенциала и особенностей реализации инвестиционных проектов;
объем ассигнований из местных бюджетов на реализацию муниципальных программ;
ссылку на нормативные правовые акты, необходимые для осуществления финансирования и реализации муниципальных программ;
меры по стимулированию привлечения внебюджетных средств в целях комплексного развития социальной и инженерной инфраструктуры, включая автомобильные дороги, и улучшения жилищных условий граждан в сельской местности.
Сводная информация об объемах финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, приведена в приложении 9.
6. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
При реализации государственной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам, в том числе, относятся:
макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией;
финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого с недостаточным уровнем бюджетного финансирования, несопоставимого с возможностями бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе;
торговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
природные риски, связанные с нахождением большей части сельских территорий в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения.
Управление указанными рисками предполагается осуществлять на основе постоянного мониторинга хода реализации государственной программы и разработки при необходимости предложений по ее корректировке.
Методика оценки эффективности государственной программы приведена в приложении 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.