Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Обоснование выбора стратегических приоритетов
1.1. Комплексный анализ социально-экономического развития Чувашской Республики, отражающий ее место в экономике Российской Федерации и Приволжского федерального округа
В результате комплексного анализа социально-экономического развития Чувашской Республики определено ее место в экономике Приволжского федерального округа (далее - ПФО) и Российской Федерации.
В целом опыт развития успешных регионов Российской Федерации показывает, что динамичность и устойчивость экономики, рост благосостояния населения обеспечиваются переходом к наукоемкой экономике, которая сегодня отличает все развитые регионы. В такой экономике поддерживается высокий уровень производительности труда, а научные знания и высокотехнологичные секторы промышленности играют основополагающую роль в обеспечении экономического роста, активно развивается сектор услуг.
Чувашская Республика сегодня стабильно занимает достойное место в авторитетных межрегиональных рейтингах:
по итогам 2019 года Чувашия является лидером рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных;
в рейтинге эффективности работы органов исполнительной власти занимает 17-е место;
в национальном рейтинге прозрачности закупок в 2018 и 2019 годах Чувашии присвоена наивысшая степень прозрачности закупок - "гарантированная прозрачность";
в рейтинге оценки регулирующего воздействия по итогам 2019 года Чувашия сохраняет свои позиции в группе "Высший уровень";
в рейтинге субъектов Российской Федерации по значению индекса "Инновационная деятельность" - 2-е место;
в национальном экологическом рейтинге Чувашия улучшила позиции и заняла 7-е место среди субъектов России, по ПФО - 1-е место;
в рейтинге субъектов Российской Федерации по значению "Индекс качества городской среды" по итогам 2019 года Чувашия заняла 9-е место, по ПФО - 1-е место;
в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню защищенности интересов потребителей - 9-е место;
в общероссийском рейтинге по показателю "доля участников движения "Юнармия" Чувашия занимает 9-е место.
В ТОП-500 лучших школ России вошли 5 школ Чувашии, в ТОП-300 сельских школ - 11 школ Чувашии.
Чувашия - в числе лидеров по снижению уровня младенческой смертности среди субъектов Российской Федерации (в 2019 году по Чувашии - 3,3 на 1 тыс. человек, родившихся живыми, по России - 4,9, по ПФО - 4,6).
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА. Прогноз по рейтингу - стабильный.
В то же время экономика Чувашской Республики характеризуется более высокой чувствительностью к кризисным явлениям, чем Российская Федерация в целом. Упав в 2009 году на 17,7 процента, валовой региональный продукт (далее - ВРП) в Чувашской Республике к 2018 году так полностью и не восстановился (95 процентов от уровня 2008 года).
ВРП в Чувашской Республике в 2018 году составил 297,8 млрд. рублей, в расчете на душу населения - 242,6 тыс. рублей (в 2,4 раза меньше среднероссийского уровня, 71-е место среди субъектов Российской Федерации).
Основу экономики Чувашской Республики составляют промышленность - 32,7 процента (в том числе обрабатывающие производства - 27,9 процента; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 4 процента; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 0,7 процента; добыча полезных ископаемых - 0,1 процента), торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 13,1 процента, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 8,3 процента, деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 7,2 процента, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение - 6,4 процента, строительство - 6,1 процента, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - 5,7 процента, транспортировка и хранение - 5,6 процента, образование - 4,4 процента.
В Чувашской Республике на 1 января 2020 года фактически осуществляли деятельность 45,3 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП).
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, на 1 января 2020 года составила 122,7 тыс. человек. Доля среднесписочной численности работников предприятий малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения - 20 процентов.
Оборот субъектов МСП за 2019 год, по оценке, составил 339,9 млрд. рублей.
Внешнеторговыми партнерами Чувашской Республики в 2019 году являлись 95 стран. Внешнеторговый оборот составил 526,4 млн. долларов США, в том числе импорт - 325,7 млн. долларов США и экспорт - 200,7 млн. долларов США.
Особенностью внешней торговли Чувашской Республики является преобладание несырьевых неэнергетических товаров как в экспорте, так и в импорте.
Основой внешней торговли являются несырьевые неэнергетические товары (99 процентов внешнеторгового оборота), при этом доля товаров высокой степени передела оставалась практически постоянной в 2015 - 2019 годах и составила в 2019 году 78 процентов импортируемых и 77 процентов экспортируемых республикой товаров.
По сводному показателю качества жизни Чувашская Республика спустилась с 32-го места в 2012 году на 44-е место в 2019 году, по ряду других показателей экономического развития и качества жизни оказалась в конце рейтинга российских регионов.
При этом среднегодовая численность занятых в экономике Чувашской Республики в 2019 году составила 501,5 тыс. человек, кроме того, 80,6 тыс. жителей республики были заняты за ее пределами (в 2018 и 2017 годах - 80,7 и 74,9 тыс. человек соответственно). Чувашия на 4-м месте в России по численности жителей, работающих за пределами своего региона проживания, после Московской и Ленинградской областей и Республики Башкортостан.
По ряду показателей экономического развития и качества жизни Чувашская Республика оказалась в конце рейтинга российских регионов. Так, по показателю "численность населения с доходами ниже прожиточного минимума" республика в 2018 году заняла 71-е место в России и 12-е место в ПФО, по взаимоувязанному с ним показателю "среднедушевые денежные доходы" - 54-е место в России и 10-е место в ПФО, по показателю "инвестиции в основной капитал на душу населения" - 79-е место в России и 13-е место в ПФО.
С учетом этого решением Правительства Российской Федерации Чувашская Республика была включена в список 10 регионов России с низким уровнем социально-экономического развития.
В 2009 - 2018 годах такие ключевые удельные показатели, как производительность труда, фондоотдача, платежи в бюджет, объем инвестиций на занятого в экономике, отношение объема инвестиций к основным фондам, к ВРП, показатели инновационного развития, в сравнении с показателями других субъектов Российской Федерации росли медленнее либо стагнировали.
Особую актуальность приобрела задача выявления причин такого развития событий, сдерживающих факторов и, главное, определения направлений и механизмов обеспечения самоподдерживающегося устойчивого процесса развития экономики и повышения уровня и качества жизни населения Чувашской Республики.
Ключевые показатели, характеризующие социально-экономическое положение Чувашской Республики, приведены в приложении 1 к Стратегии.
1.2. Результаты анализа социально-экономического развития муниципальных образований Чувашской Республики
Сохраняется дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по трудовому, промышленному, инфраструктурному, сельскохозяйственному и инвестиционному потенциалу. Города - центры развития инфраструктуры республики - имеют более перспективные инвестиционные площадки, торговые и коммуникативные центры.
В северной части республики (Моргаушский, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Цивильский районы, гг. Чебоксары и Новочебоксарск) проживает около 65 процентов населения Чувашии, доля городского населения составляет 82 процента. В ней сконцентрированы высококвалифицированные рабочие кадры, управленческий и инженерно-технический персонал, работники образования, науки и культуры. Это территория с высоким экономическим потенциалом. Имеются промышленные и транспортные узлы в гг. Чебоксары и Новочебоксарске, развитое сельское хозяйство с перерабатывающим комплексом, развитая инфраструктура. Здесь сосредоточены основные энергетические мощности Чувашской Республики (Чебоксарская ГЭС, тепловые электростанции), самые крупные промышленные предприятия. Данная территория характеризуется как инновационная с точки зрения внедрения высокотехнологичного оборудования в здравоохранении, образовании, производственной сфере, строительной индустрии.
Муниципальные образования, которые расположены в центральной части республики (Козловский, Урмарский, Янтиковский, Канашский, Ибресинский, Вурнарский районы и г. Канаш), имеют большие возможности организации современной переработки сельскохозяйственной продукции, природные ресурсы (глины кирпичные, известняк, лес, лекарственные травы, ягоды, грибы). Кроме того, здесь находятся важнейший транспортный центр - г. Канаш - с предприятиями машиностроения и металлообработки и пгт Вурнары - инновационный центр разработки и внедрения новых технологий в области агрохимии и биотехнологий.
Индустриально-аграрная территория с благоприятными условиями для организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции расположена на западе республики (Ядринский, Красночетайский, Аликовский, Красноармейский, Шумерлинский районы и г. Шумерля). В г. Шумерле развит машиностроительный комплекс - производство транспортных средств и оборудования.
Территория южных муниципальных образований (Порецкий, Алатырский, Шемуршинский, Батыревский, Яльчикский, Комсомольский районы и г. Алатырь) почти на 40 процентов покрыта лесом. Комсомольский, Шемуршинский и Яльчикский районы - лидеры в эффективном использовании сельскохозяйственных и лесных угодий в республике. В г. Алатыре размещены организации, специализирующиеся на выпуске электротехнической продукции, панелей, металлоконструкций, продукции для железнодорожного транспорта. Алатырь является центром русской православной культуры.
При проведении комплексного анализа и оценки социально-экономического развития муниципальных образований Чувашской Республики использованы показатели, которые отражают размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства), объем ввода в действие жилых домов (на 1 тыс. человек населения), объем инвестиций в основной капитал (без учета субъектов малого предпринимательства) на душу населения.
Анализ максимального и минимального значений среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) показывает, что с 2015 года по 2019 год наблюдалась тенденция увеличения разрыва значений.
Так, в 2015 году разница между максимальным и минимальным значениями среднемесячной номинальной начисленной заработной платы среди муниципальных районов составила 9054,2 рубля: самая низкая среднемесячная заработная плата в Алатырском районе (13970,1 рубля), самая высокая - в Красноармейском районе (23024,3 рубля). Среди городских округов разрыв меньше, чем среди муниципальных районов, в 2015 году он составил 6924,3 рубля, при этом минимальное значение показателя в г. Алатыре (19267,7 рубля), максимальное - в г. Чебоксары (26192,0 рубля).
В 2019 году разница среди муниципальных районов увеличилась и составила 11659,8 рубля: самое низкое значение показателя в Алатырском районе (20488,1 рубля), самое высокое - в Красноармейском районе (32147,9 рубля). Среди городских округов разница составила 10336,0 рубля: самое низкое значение показателя в г. Алатыре (25673,7 рубля), самое высокое - в г. Чебоксары (36009,7 рубля).
Разрыв между максимальным и минимальным значениями ввода в действие жилых домов на 1 тыс. человек населения за период 2015 - 2019 годов свидетельствует о высокой степени неравномерности значений показателя.
Среди муниципальных районов разница в 2015 году составила 673 : самое низкое значение показателя в Яльчикском районе (327 на 1 тыс. человек населения), самое высокое - в Шемуршинском районе (1000 на 1 тыс. человек населения), среди городских округов разница составила 607 : самое низкое значение показателя в г. Алатыре (213 на 1 тыс. человек населения), самое высокое - в г. Чебоксары (820 на 1 тыс. человек населения).
В 2019 году разница среди муниципальных районов уменьшилась и составила 302 : минимальное значение показателя в Порецком районе (172 на 1 тыс. человек населения), максимальное - в Вурнарском районе (474 на 1 тыс. человек населения), среди городских округов разница составила 661 : самое низкое значение показателя в г. Шумерле (174 на 1 тыс. человек населения), самое высокое - в г. Чебоксары (835 на 1 тыс. человек населения).
Показатель инвестиций в основной капитал на душу населения (в действующих ценах, без учета субъектов малого предпринимательства) также характеризуется большим разбросом значений.
В 2015 году разница между минимальным и максимальным значениями составила 54,2 тыс. рублей: самое низкое значение показателя зафиксировано в Янтиковском районе (2,5 тыс. рублей на душу населения), самое высокое - в Чебоксарском районе (56,7 тыс. рублей на душу населения). Среди городских округов разрыв в 2015 году составил 37,3 тыс. рублей: минимальное значение показателя в г. Алатыре (7,9 тыс. рублей на душу населения), максимальное - в г. Чебоксары (45,2 тыс. рублей на душу населения).
В 2019 году разрыв среди муниципальных районов увеличился и составил 64,1 тыс. рублей: самое низкое значение показателя в Шемуршинском районе (1,9 тыс. рублей на душу населения), самое высокое - в Чебоксарском районе (66,0 тыс. рублей на душу населения), среди городских округов разница составила 43,3 тыс. рублей: самое низкое значение показателя в г. Алатыре (7,0 тыс. рублей на душу населения), самое высокое - в г. Чебоксары (50,3 тыс. рублей на душу населения).
Показатели, характеризующие социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, приведены в приложении 2 к Стратегии.
1.3. Анализ экономических, социальных и технологических факторов социально-экономического развития Чувашской Республики, внутреннего состояния (сильных и слабых сторон) и внешнего окружения (возможностей и угроз) социально-экономического развития Чувашской Республики
Анализ внутренних и внешних факторов социально-экономического развития Чувашской Республики выявил следующие основные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, а также влияние основных политических, экономических, социальных и технологических факторов на развитие региона:
PEST-анализ
Политические факторы | |
Внешние факторы |
Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года, существенно меняющие систему государственного управления путем перераспределения полномочий между разными органами власти Изменение законодательства Российской Федерации (налогового, административного, трудового) Напряженная геополитическая ситуация, сохранение действия экономических санкций США, стран Европы и Канады в отношении российской экономики, а также ответные меры со стороны Правительства Российской Федерации |
Внутренние факторы |
Социальная стабильность Межэтническая и межрелигиозная стабильность Совершенствование регионального законодательства, в том числе в инвестиционной сфере, сфере строительства (в том числе жилищного) Налаживание контактов с соседними регионами и зарубежными странами Развитие взаимодействия с институтами гражданского общества |
Экономические факторы | |
Внешние факторы |
Мировой экономический кризис 2020 года, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Существенное снижение деловой активности в крупнейших экономиках в результате введения в начале 2020 года многими странами карантинных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Замедление роста валового внутреннего продукта США, стран еврозоны, Китая Снижение мировых цен на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ, что в условиях экспортно-сырьевой ориентации российской экономики обусловливает высокий уровень зависимости отечественной экономики от экспорта топливно-энергетических ресурсов и наполняемости региональных бюджетов вследствие динамики цен на сырьевые товары мировых рынков |
Внутренние факторы |
Неблагоприятная демографическая ситуация, в частности активное старение населения. Согласно статистическим данным в Чувашской Республике, как и в других регионах России, наблюдается ежегодное увеличение численности населения старше трудоспособного возраста: за последние десять лет с 260,8 тыс. человек (на 1 января 2010 года) до 302,8 тыс. человек (на 1 января 2020 года), или на 16,1 процента (по России с 30,7 млн. человек до 36,6 млн. человек, или на 19,3 процента) Сокращение и миграционный отток населения, в первую очередь наиболее активной его части - молодежи, что создает дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда Резкий рост уровня безработицы в республике (как и в целом по России). Регистрируется увеличение количества обращений граждан в органы службы занятости населения республики. С начала 2020 года уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2020 года вырос в 6 раз Ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок в условиях слаборазвитой логистики, кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Чувашия является зоной рискованного земледелия с высокой изменчивостью климата |
Социальные факторы | |
Внешние факторы |
Усиление процессов урбанизации, а также миграции в регионы России и страны с развитой экономикой, повышение мобильности населения Сокращение численности трудоспособного населения |
Внутренние факторы |
Недостаточные темпы социального развития сельских территорий, как следствие - ухудшение социально-демографической ситуации, дефицит квалифицированных кадров и их отток из-за низкого уровня доходов в сельскохозяйственном производстве, слабое развитие альтернативных видов деятельности на селе Недостаточная востребованность историко-культурного и туристического потенциала республики |
Технологические факторы | |
Внешние факторы |
Мировое технологическое развитие, которое будет формировать облик мира будущего (глобализация, борьба за глобальное лидерство, формирование экономики знаний и рост значимости инноваций как основы устойчивого экономического развития, развитие цифровых технологий, био-, нанотехнологий, конвергенция технологий, повышение значимости новых источников энергии и энерго- и ресурсообеспечения, изменение климата и окружающей среды) Смещение центра экономической, технологической активности в страны Азии, ШОС и БРИКС, где появятся мировые центры производства и потребления |
Внутренние факторы |
Возрастание требований к уровню и спектру профессиональных компетенций специалистов и рабочих кадров в результате обеспечения высоких темпов экономического роста за счет технологической модернизации и перехода к новому технологическому укладу Осуществление научно-технической революции, которая должна стать основополагающим фактором экономического роста в республике (развитие искусственного интеллекта, нано- и биотехнологий, цифровизация всех сфер деятельности, процесс конвергенции и интеграции междисциплинарных наук, усиление внимания к исследованиям и разработкам, инженерия знаний (управление знаниями), усиление роли глобальных информационных сетей и др.), что позволит Чувашии выйти на качественно иной виток социально-экономического развития |
SWOT-анализ
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Удобное географическое положение в центре европейской части России, на берегах р. Волги; стратегическое пересечение важнейших железнодорожных, водных и автомобильных магистралей, наличие развитой транспортной инфраструктуры (Горьковская железная дорога, федеральные автомобильные дороги (М-7 "Волга", Р-176 "Вятка", А-151), международный аэропорт и речные порты в гг. Чебоксары, Новочебоксарске) Политическая стабильность, межэтническое и межконфессиональное согласие |
Ограниченность минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых Плохое состояние автомобильных дорог Миграция трудоспособного населения в регионы России с ярко выраженной потребностью в рабочей силе, возможностью трудоустройства, более высоким уровнем заработной платы, более развитой социальной инфраструктурой |
|
Внутренние факторы |
Сформированный имидж надежного и проверенного партнера, наличие высоких кредитных рейтингов. Прозрачная система общественных финансов, высокая диверсификация собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики Эффективная система государственного управления, информационная открытость органов власти Развитие высокотехнологичных отраслей экономики, производство экологически чистых и безопасных продуктов Достаточный ресурс рабочей силы Высокий уровень развития системы здравоохранения, достаточная инфраструктура сети медицинских организаций, развитая сеть учреждений культуры и спорта, богатое историко-культурное наследие Относительно благоприятная экологическая обстановка и благоустройство территорий Благоприятные климатические условия, способствующие росту привлекательности региона для внутреннего и внешнего туризма, а также санаторного лечения |
Недостаточная бюджетная обеспеченность Недостаточный уровень распространенности информации о регионе как месте с благоприятным для ведения бизнеса климатом Наличие монопрофильных территорий Значительный износ основных фондов и инженерной инфраструктуры, медленный процесс обновления производства на ключевых предприятиях Старение населения и рост объемов социальных обязательств Наличие барьеров и инфраструктурных ограничений Неравномерность пространственного развития территорий, неравные возможности доступа населения к основным социально-экономическим благам и услугам Несоответствие материально-технической базы медицинских организаций, учреждений культуры современным стандартам оснащенности Недостаточные темпы внедрения инновационных медицинских технологий Низкий уровень туристской инфраструктуры |
Внешние и внутренние факторы |
Возможности |
Угрозы |
Наличие благоприятных условий для активных преобразований в экономике и социальной сфере, развития бизнеса и привлечения стратегических партнеров для производства высокотехнологичных продуктов ведущих мировых брендов Интеграция производственных компаний в глобальные производственные цепочки добавленной стоимости Формирование "экономики знаний" (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР), наноматериалы и наноэлектроника, биотехнологии, конвергенция нано-, био- и когнитивных технологий, развитие образования, медицина долголетия и достижение нового качества жизни) Перспективы создания инновационных высокотехнологичных кластеров (машиностроительного, химического, биотехнологического и др.), новых материалов, новых технологий в строительстве, дорожном, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. Выход Чувашии на внешние рынки с экологически чистыми продуктами Формирование здорового образа жизни Вовлечение в туристский оборот незадействованных ресурсов Чувашской Республики с постепенной реконструкцией рекреационно-туристской инфраструктуры |
Политическая, финансовая и экономическая нестабильность в мире, неравномерность развития экономик разных регионов мира, недружественные действия ряда стран, в первую очередь стран Европейского союза, по отношению к России (введение санкций) Изменение мирового энергетического баланса: свертывание программ атомной энергетики в ряде стран мира, освоение запасов сланцевого газа, активный переход на нетрадиционные возобновляемые источники энергии в большинстве развитых стран мира, что в перспективе может оказать влияние на цены и объемы спроса на российские энергоносители Зависимость экономики республики от внешней конъюнктуры Существенное возрастание конкуренции среди регионов России в привлечении инвестиций и размещении на своих территориях новых производств Усиление конкуренции среди регионов России Изменение возрастного состава населения в пользу более пожилых возрастов и рост коэффициента демографической нагрузки Конкуренция с соседними регионами за туристические потоки |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.