Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к государственной программе
Алтайского края
"Развитие туризма
в Алтайском крае"
Подпрограмма 2
"Развитие санаторно-курортного комплекса Алтайского края"
10 сентября 2020 г., 15 февраля 2021 г.
Паспорт изменен с 15 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 15 февраля 2021 г. N 40
Паспорт
подпрограммы 2 "Развитие санаторно-курортного комплекса Алтайского края"
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2
Одним из факторов устойчивого развития туристской отрасли региона является высокая эффективность деятельности санаторно-курортных организаций. На территории края функционирует 41 санаторно-курортное учреждение, 7 из которых детские. В частной собственности находится 29 организаций (70%), 12 являются ведомственными.
Алтайский край входит в пятерку регионов-лидеров по количеству размещенных лиц в российских санаториях, в десятку по числу мест размещения в санаторно-курортных организациях и по количеству санаторно-курортных организаций.
Единовременная вместимость санаторно-курортных организаций региона составляет 7,8 тыс. мест при их среднегодовой загрузке около 70%.
По количеству мест размещения в тройке лидеров находятся: г. Белокуриха - 58,4% от общего числа мест (15 санаториев на 4598 мест), г. Барнаул - 15,4% (7 санаториев на 1212 мест) и Первомайский район - 8% (4 санатория на 615 мест). Санаторно-курортные организации также представлены в Алтайском, Бийском, Завьяловском, Змеиногорском, Красногорском, Павловском, Тальменском, Немецком национальном районах и в городах Бийске, Новоалтайске, Заринске, Рубцовске и Яровое.
На территории края расположен один из ведущих федеральных курортов страны и единственный за Уралом курорт федерального значения - город Белокуриха. В 2019 году по итогам Всероссийского форума "Здравница" восьмой раз курорт признан лучшим федеральным курортом России.
Во исполнение Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" в регионе принят закон Алтайского края от 01.11.2017 N 76-ЗС "О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае". Эксперимент стартовал в мае 2018 года на территории города Белокурихи. Благодаря участию Алтайского края в указанном федеральном проекте с 2018 года задача развития курортной инфраструктуры в городе Белокурихе решается, в том числе, за счет средств Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края (далее - "Фонд"). За 15 месяцев проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Фонд поступило более 50,0 млн. рублей.
В 2018 году число размещенных лиц в санаториях региона составило 157,7 тыс. человек. Отмечается снижение данного показателя к уровню 2015-2017 годов (184,1 тыс. человек, 180,6 тыс. человек, 161,4 тыс. человек соответственно). Среди размещенных лиц преобладают граждане Российской Федерации (97,8%).
Наблюдается тенденция сокращения периода пребывания в санаторно-курортных организациях. В большей степени преобладают ночевки в интервале от 8 до 14 дней.
Помимо важности медико-социального аспекта не менее значимым является экономический эффект развития санаторной отрасли.
Среднесписочная численность работников санаторно-курортных учреждений составила в 2017 году 5,6 тыс. человек, в 2016 году - 5,5 тыс. человек, в 2015 году - 6,4 тыс. человек.
В структуре платных услуг населению в Алтайском крае отмечается увеличение доли услуг санаторно-курортных организаций с 1,9% в 2014 году до 2,1% в 2018 году.
Доходы санаторно-курортных организаций в 2018 году составили 5898578,2 тыс. рублей (-6,1% к уровню 2017 года), затраты, связанные с производством и реализацией услуг, составили 5158997,2 тыс. рублей (-2,1% соответственно).
Объем вложенных санаторно-курортными организациями инвестиций в модернизацию средств размещения в 2018 году составил 457 млн. рублей (в 2017 году - 181 млн. рублей, в 2016 году - почти 394 млн. рублей, в 2015 году - 286 млн. рублей).
В целом санаторно-курортный комплекс региона характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью при высоких потребностях в капитальных затратах. За последние годы введен в эксплуатацию лишь 1 новый санаторий.
В связи с этим представляется необходимым не только сохранить имеющиеся позиции региона в этой сфере, но и наращивать потенциал, в том числе экспортный, в условиях роста глобальной конкуренции.
В целях обеспечения рационального использования природно-рекреационных и лечебных ресурсов, а также установления соответствующего режима хозяйственной деятельности на курортных территориях необходимо проводить научно-исследовательские работы, направленные, в том числе на выявление перспективных территорий для развития санаторно-курортной отрасли, а также разработать и откорректировать округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения - города Белокурихи. Полученные результаты научно-исследовательских работ могут быть использованы для оценки перспектив расширения санаторно-курортной отрасли, совершенствования системы управления курортного природопользования, а также для разработки программ оздоровления и медицинской реабилитации населения с применением местных природных факторов.
Для развития санаторно-курортной отрасли необходимо повысить уровень знаний медицинских работников о возможностях санаторно-курортного лечения, а также уровень информированности населения о возможностях санаторно-курортных организаций, использующих природные лечебные ресурсы.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость реализации системы мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для санаторно-курортной отрасли. С помощью программноцелевого метода необходимо обеспечить адресность инвестирования бюджетных средств, концентрацию сил на приоритетных направлениях государственной политики в сфере санаторно-курортной деятельности, своевременное реагирование на возникающие изменения в отрасли, координацию действий отдельных ее участников.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2
Подпрограмма 2 разработана на основании действующих документов стратегического планирования Алтайского края и в соответствии с положениями стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 N 2581-р.
Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2 направлены на формирование устойчивого спроса на услуги санаторно-курортных организаций региона, развитие и благоустройство курортных территорий, а также сохранение природных лечебных ресурсов Алтайского края.
Мероприятия подпрограммы 2 в том числе направлены на повышение уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Алтайского края. Реализация данной задачи является одной из составляющих регионального проекта Алтайского края "Развитие экспорта медицинских услуг".
2.2. Цели, задачи, мероприятия подпрограммы 2
Целью подпрограммы 2 является создание условий для устойчивого функционирования и развития санаторно-курортного комплекса Алтайского края.
Для достижения указанной цели будут решены следующие основные задачи:
2.1.1. Формирование устойчивого спроса на услуги санаторно-курортных организаций региона;
2.1.2. Развитие санаторно-курортной инфраструктуры;
2.1.3. Сохранение и рациональное использование природных лечебных ресурсов Алтайского края.
Мероприятия подпрограммы 2 приведены в таблице 2 приложения 1 к государственной программе.
2.3. Показатели и ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 2
Показатели подпрограммы 2 представлены в таблице 1 приложения 1 к государственной программе.
В результате реализации подпрограммы 2 ожидается:
увеличение численности лечившихся и отдыхавших граждан в санаторно-курортных организациях в 2024 году до 162,1 тыс. человек;
использование средств Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края в 2023 году в объеме 100%;
рост доли курортов с установленными границами округов санитарной (горно-санитарной) охраны в их общем количестве к 2025 году до 100%.
2.4. Сроки реализации подпрограммы 2
Реализация подпрограммы 2 будет осуществляться в период с 2020 года по 2024 год. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
Раздел 3 изменен с 15 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 15 февраля 2021 г. N 40
3. Объем финансирования подпрограммы 2
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 2 составляет 205567,3 тыс. рублей, из них за счет средств краевого бюджета - 205567,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 67567,3 тыс. рублей;
в 2021 году - 38700,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 39000,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 43000,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 17300,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий подпрограммы 2 приведены в таблице 2 приложения 1 к государственной программе.
Раздел 4 изменен с 15 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 15 февраля 2021 г. N 40
4. Механизм реализации подпрограммы 2
Контроль за ходом реализации подпрограммы 2 осуществляется управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, которым определяются формы и методы управления реализацией подпрограммы.
Ответственность за реализацию подпрограммы 2 и достижение конечных результатов, эффективное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности.
Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности подготавливает ежеквартальные и годовой отчеты о ходе реализации подпрограммы 2, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации подпрограммы, и направляет их в Министерство экономического развития Алтайского края и Министерство финансов Алтайского края.
Общественную оценку реализации государственной программы с ежегодным рассмотрением ее итогов осуществляет общественный совет при управлении Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности.
Порядки предоставления субсидий из краевого бюджета санаторно-курортным организациям на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и технологическое присоединение объектов инженерной инфраструктуры, грантов на проведение научных исследований по изучению лечебных ресурсов региона и разработке методик их применения и сохранения, выявлению перспективных территорий для развития санаторно-курортной отрасли утверждаются постановлениями Правительства Алтайского края.
Бюджетные ассигнования Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края предоставляются на основании соглашения в форме межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента в соответствии с законом Алтайского края от 01.11.2017 N 76-ЗС "О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае".
Общественный контроль за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края осуществляет одноименный общественный совет при управлении Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.