Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 1035698-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет по контролю и Регламенту в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 октября 2020 года (протокол N 286, пункт 77) рассмотрел проект федерального закона N 1035698-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами" (далее - законопроект).
Законопроект разработан во исполнение подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 октября 2015 г. N Пр-2083.
Как следует из пояснительной записки, законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 14, 15 и 26 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ), направленных на совершенствование государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами путем установления обязательных требований в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также на регулирование осуществления государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и при ввозе в Российскую Федерацию.
Кроме того, законопроектом предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению Положения о государственном контроле (надзоре) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами (далее - Положение). Положением предполагается разграничение полномочий федеральных контрольно-надзорных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Новой редакцией статьи 14 Закона N 109-ФЗ предлагается установить, что обязательные требования к безопасности пестицидов и агрохимикатов, процессам их применения, правилам и формам оценки их соответствия этим обязательным требованиям устанавливаются международными договорами Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации в области технического регулирования, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Положением будет также предусмотрено, что государственный надзор осуществляется при производстве пестицидов и агрохимикатов в Российской Федерации, их ввозе в Российскую Федерацию, хранении, реализации, применении, обезвреживании и утилизации.
Законопроектом предусмотрено определение Правительством Российской Федерации специализированных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые будут ввозиться пестициды и агрохимикаты.
Новой редакцией статьи 26 Закона N 109-ФЗ предлагается установить, что международное сотрудничество Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется в соответствии с договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а также установливается перечень мероприятий, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в рамках международного сотрудничества.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).
Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту (далее - Комитет) отмечает, что государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами является составной частью национальной безопасности и общегосударственной системы обеспечения химической и продовольственной безопасности страны, а применение пестицидов и агрохимикатов является важнейшей составляющей технологии производства продукции растениеводства.
Вместе с тем, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с 1 августа 2011 г. Россельхознадзор и другие федеральные надзорные органы не осуществляют полномочия в указанной сфере.
В следствии изложенного выше, в настоящее время не осуществляются следующие полномочия:
надзор за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов (дозировка, кратность применения);
контроль за соответствием произведенных и ввозимых на территорию Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов свойствам образцов, зарегистрированных в установленном порядке и разрешенных к применению на территории Российской Федерации;
пресечение оборота пестицидов и агрохимикатов, запрещенных к применению на территории Российской Федерации, в том числе контрафактных и фальсифицированных;
надзор за соблюдением правил и норм при хранении и реализации пестицидов и агрохимикатов;
надзор за утилизацией пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, за ликвидацией несанкционированных свалок и захоронений на землях сельскохозяйственного назначения.
Комитет отмечает, что соблюдение регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, разработанных в рамках их регистрационных испытаний, обеспечивает их безопасность для здоровья людей и окружающей среды.
Нарушения указанных регламентов влекут за собой снижение урожайности сельскохозяйственных культур и плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
При этом, превышение максимально допустимых уровней действующих веществ пестицидов в сельскохозяйственной продукции растительного происхождения является прямым следствием нарушения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, допущенных при ее производстве и (или) хранении.
Комитет считает, что принятие законопроекта и предусматриваемых им подзаконных актов Правительства Российской Федерации позволит обеспечить соблюдение установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, и тем самым, исключить негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду при применении пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым обратить внимание на следующее:
1. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) предмет контроля определяется федеральным законом о виде контроля. При этом, законопроект не реализует данные требования в части разграничения предмета федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с предметами иных видов федерального государственного контроля (надзора), в рамках которых оценивается соблюдение требований к обороту пестицидов и агрохимикатов.
2. Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами будет осуществляться за соблюдением требований, предусмотренных в соответствии с Федеральным законом N 109-ФЗ и регламентами применения пестицидов. При этом, все эти требования носят неопределенный характер.
Регламенты применения пестицидов утверждаются внутренними актами Минсельхоза России, включены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, и не являются нормативными правовыми актами.
3. Установление контроля применения пестицидов и агрохимикатов повлечет возможность контроля за любым сельскохозяйственным предприятием и гражданином, имеющим приусадебный участок. В свою очередь контроль за применением за реализацией пестицидов повлечет увеличение нагрузки на предприятия торговли. При этом все указанные объекты должны будут быть внесены в реестр контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
Полагаем, что указанные положения законопроекта противоречат части 2 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ.
Таким образом, проектируемые новеллы требуют дополнительного согласования с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
На основании вышеизложенного выше Комитет поддерживает проект федерального закона N 1035698-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки текста законопроекта с учетом высказанных предложений и замечаний в рамках подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.