Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1025680-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), регулирующих вопросы определения цен для целей налогообложения и осуществления налогового контроля за ценами, в том числе, путем заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.
Законопроектом, в частности, предусматривается:
- возможность при заключении соглашений о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения применять методы, предусмотренные Налоговым кодексом, с учетом особенностей, установленных законодательством такого иностранного государства для аналогов указанных методов;
- уточнение, что к сделкам между взаимозависимым лицам приравниваются сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп предусмотренных пунктом 5 статьи 105.14 Налогового кодекса (нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни);
- установление порядка исчисления суммы доходов по сделкам, в случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, а также в случае совершения сделок с участием комиссионера (агента);
- в случае обнаружения налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены налогоплательщиком, указанному налоговому органу предоставляется возможность самостоятельно известить ФНС России о факте выявления контролируемых сделок;
- установление сроков, в течение которых налогоплательщик, обратившийся в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, обязан обеспечить сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
- установление сроков представления налогоплательщиком документов, истребованных должностным лицом ФНС России, проводящим проверку, а также документов, необходимых для заключения соглашения о ценообразовании;
- увеличение максимального срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании с 6 до 9 месяцев, а в случае заключения соглашения с участием компетентного органа иностранного государства с 9 до 27 месяцев;
- предоставление налогоплательщику возможности заключить соглашение о ценообразовании без участия компетентного органа иностранного государства при недостижении взаимного соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства. В этом случае государственная пошлина за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании повторно не уплачивается;
- дополнение перечня оснований для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании случаями:
недостижения взаимного соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства в целях заключения соглашения о ценообразовании;
несогласия налогоплательщика с решением о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании, а также отказом налогоплательщика от его подписания;
непредставления документов (сведений) дополнительно запрошенных документов.
К законопроекту имеется два замечания технического характера:
1. Пункт 3.1 статьи 105.22 Налогового кодекса устанавливает, что сведения о подаче заявления контрагентом в компетентный орган иностранного государства должны быть представлены налогоплательщиком в ФНС России не позднее 6 месяцев с даты представления им заявления о заключении соглашения о ценообразовании. При этом не ясно, следует ли представлять указанные сведения, если контрагент подал свое заявление по истечении этих 6 месяцев.
2. В абзаце первом пункта 4 статьи 105.22 Налогового кодекса указано, что ФНС России рассматривает заявление о заключении соглашения о ценообразовании и документы, представленные налогоплательщиком в соответствии с пунктами 1 - 3.1 указанной статьи не более 6 месяцев со дня получения заявления. В то же время пункт 3.1 касается соглашений с участием компетентного органа иностранного государства, для которых установлен срок рассмотрения документов 24 месяца.
При подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет полагает целесообразным дополнительно обсудить следующие вопросы:
- расширения перечня контролируемых внешнеторговых сделок с независимыми лицами, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта Российской Федерации. Действующая редакция подпункта 2 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса распространяется только на товары мировой биржевой торговли. Исключение указания на принадлежность предмета сделки к товарам мировой биржевой торговли, может привести к невозможности применения методов, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, в виду того, что будут контролироваться внешнеторговые сделки, не имеющие биржевых индикаторов.
- необходимости получения налоговым органом информации о параметрах сделок не только у участников проверяемых сделок, но и у иных лиц, располагающих такой информацией. В представленных к законопроекту документах отсутствует указание на то, о каких иных лицах идет речь. Следует отметить, что налоговые органы обладают широким спектром полномочий и законодательно установленных инструментов для получения всей необходимой информации.
- дополнения законопроекта временными нормами, учитывающими ухудшение экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, при обосновании налогоплательщиками цен по контролируемым сделкам в 2020 - 2021 годах.
Законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваемый законопроект поддерживается.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1025680-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.