Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1025651-7 "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается создание государственной информационной системы электронных сертификатов (далее - информационная система) в целях обеспечения реализации права граждан Российской Федерации на самостоятельное приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата. Полномочиями по ведению указанной информационной системы наделяется Федеральное казначейство, порядок ее использования утверждается Правительством Российской Федерации.
Поскольку товары, работы, услуги могут приобретаться с использованием электронного сертификата не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (см. пункт 5 статьи 2, часть 2 статьи 3, часть 3 статьи 7 проекта), не ясно, почему в части 6 статьи 3 проекта к компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти отнесено полномочие по утверждению перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств, в том числе, указанных бюджетов. Часть 6 статьи 3 также нуждается в согласовании с пунктом 2 части 2 статьи 5 проекта, предусматривающим, что обеспечение формирования и ведения перечней отдельных видов товаров, работ, услуг относится к задачам информационной системы.
Пункт 3 части 5 статьи 3 проекта нуждается в доработке с учетом новой редакции статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", вступающей в силу с 1 января 2021 года на основании Федерального закона от 13 июля 2020 года N 206-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания".
Используемая в пункте 5 части 2 статьи 4 проекта формулировка "законный (уполномоченный) представитель" требует уточнения, поскольку понятия "законный представитель" и "уполномоченный представитель" имеют различное содержание.
В части 4 статьи 4 проекта следует говорить об информировании потребителей не только о формировании, но и об изменении электронного сертификата (см. часть 5 данной статьи). При этом следует уточнить, после размещения каких сведений в информационной системе производится такое информирование.
В связи с положением части 3 статьи 7 проекта о том, что "предельная стоимость единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, определяется на основании информации о проведенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупке аналогичных товара, работы, услуги", обращаем внимание, что закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как правило, осуществляется по оптовой цене, в то время как закупка таких товаров (работ, услуг) потребителем осуществляется по розничной цене. Таким образом, установленная предельная стоимость товара, работы, услуги может оказаться ниже их розничной стоимости, в связи с чем использование электронного сертификата в качестве способа получения мер поддержки может быть невыгодным для потребителя. Также неясно, почему в указанном положении говорится об определении предельной стоимости на основании информации об одной закупке аналогичных товара, работы, услуги, в то время как таких закупок (в том числе произведенных различными заказчиками) может быть значительное количество.
Согласно части 6 статьи 7 проекта зачисление средств на счет, открытый продавцу (исполнителю) за приобретенные с использованием электронного сертификата отдельные виды товаров, работ, услуг осуществляется кредитными организациями в соответствии с условиями заключенных договоров об осуществлении расчетов по операциям с использованием национального платежного инструмента потребителя. В связи с этим полагаем, что указанные кредитные организации также являются участниками отношений, возникающих в связи с функционированием информационной системы (участниками взаимодействия), и должны быть указаны в этом качестве в части 1 статьи 6 проекта.
Кроме того, учитывая положение пункта 3 части 2 статьи 5 проекта, относящее к задачам информационной системы предоставление гражданам, имеющим право на приобретение товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата (потребителям), информации из перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, представляется логичным относить к участникам взаимодействия также и потребителей.
Согласно части 8 статьи 7 проекта в случае обнаружения в товаре, приобретенном с использованием электронного сертификата, недостатков и его возврата продавцу (исполнителю), а также выявления несоответствия выполненных работ либо оказанных услуг требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания услуг, уплаченная за товар, работу, услугу сумма денежных средств подлежит возврату на счет Федерального казначейства, а при доплате за счет собственных средств обеспечивается возврат уплаченной суммы потребителю. В данном положении необходимо учесть положения статей 18, 24, 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", которые предусматривают в случае обнаружения в товаре, работе, услуге недостатков также возможность применения таких мер, как соразмерное уменьшение цены товара, работы или услуги, замена товара на другой с возвратом потребителю части уплаченной им суммы. Соответственно, в подпункте "в" пункта 2 части 4 статьи 6 проекта следует указать также обязанность продавцов (исполнителей) направлять в информационную систему информацию о возврате продавцом (исполнителем) части суммы денежных средств за товар, работу, услугу.
В законопроекте (части 4-6, 8 статьи 7) необходимо уточнить порядок перечисления денежных средств за товар, работу, услугу продавцу (исполнителю) и возврата таких денежных средств при обнаружении недостатков товара, работы, услуги в случае, если потребителем при их покупке осуществляется доплата за счет собственных средств (то есть операции осуществляются не только с отдельного счета, открытого уполномоченному органу, но и с банковского счета потребителя).
В отношении используемой терминологии (например, в части 5 статьи 7 законопроекта) обращаем внимание, что в соответствии с законопроектом N 1040067-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" изменяется терминология бюджетного законодательства. Так, термин "кассовое обслуживание" заменяется термином "казначейское обслуживание".
Законопроект должен быть синхронизирован по содержанию и дате вступления в силу с проектом федерального закона N 1025653-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата".
Юридико-технических замечаний по законопроекту не имеется.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.