Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу осуществления закупки объектов недвижимости (квартир), которые будут созданы в будущем, в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Минфин России считает возможным по изложенному в Обращении вопросу сообщить следующее.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Приобретение в собственность недвижимого имущества может быть реализовано путем заключения договоров строительного подряда, заключения соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, или путем приобретения готового недвижимого имущества.
Необходимо отметить, что положения Закона N 44-ФЗ не ограничивают заказчиков осуществлять закупки, предполагающие заключение договора об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 214-ФЗ объектом долевого строительства является жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
При этом Департамент отмечает, что частью 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Из системного толкования норм Закона N 44-ФЗ оплатой по контракту признаются платежи, совершенные на основании подписанных заказчиком документов о приемке, предусмотренных частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, перечисление денежных средств поставщику (подрядчику, исполнителю), которое осуществлено не по результатам приемки и до исполнения обязательств по контракту, по мнению Департамента, признается авансовым платежом.
Согласно части 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ в случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Учитывая изложенное, внесение заказчиком единовременного платежа по контракту в размере 100% цены контракта не по результатам приемки и до исполнения обязательств по контракту, означает внесение авансового платежа, в связи с чем размер обеспечения исполнения контракта устанавливается равным цене контракта.
Вместе с тем отмечаем, что осуществление авансовых платежей получателями средств федерального бюджета в размере 100%, при заключении вышеуказанных договоров (государственных контрактов), согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 N 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" не допускается.
Кроме того, статья 12.1 Закона N 214-ФЗ предусматривает иной, отличный от Закона N 44-ФЗ, способ обеспечения исполнения обязательств по договору в виде залога.
Таким образом, оценивая эффективность планируемых закупок, связанных с приобретением в собственность недвижимого имущества, а также в целях недопущения устранения конкуренции и ущемления прав и законных интересов участников закупки, заказчикам целесообразно учитывать все существующие механизмы предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Дополнительно Департамент отмечает, что пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 установлено, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.
Заместитель директора Департамента |
И.Ю. Куст |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 9 июня 2020 г. N 24-05-08/49743 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был