Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 15.12.2020 N 536
Региональная программа
"Модернизация первичного звена здравоохранения Алтайского края"
Паспорт
региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Алтайского края"
Сроки реализации региональной программы |
2021-2025 годы |
Разработчик региональной программы |
Министерство здравоохранения Алтайского края |
Участники региональной программы |
Министерство здравоохранения Алтайского края, Министерство транспорта Алтайского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерство финансов Алтайского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края (по согласованию) |
Наименование государственной программы субъекта Российской Федерации |
государственная программа "Развитие здравоохранения в Алтайском крае", утвержденная постановлением Правительства Алтайского края от 26.12.2019 N 541 |
Реквизиты документа, которым утверждена региональная программа |
постановление Правительства Алтайского края |
Цели региональной программы |
цель 1 - обеспечение доступности и качества первичной программы медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек; цель 2 - обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи; цель 3 - обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; цель 4 - обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи |
Задачи региональной программы |
задача 1 - организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи; задача 2 - обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; задача 3 - оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; задача 4 - устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача; задача 5 - обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи; задача 6 - введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах; задача 7 - создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи; задача 8 - разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы; задача 9 - реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше; задача 10 - профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы |
консолидированный бюджет - 9593936,1 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 8281781,2 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 190856,6 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 1121298,3 тыс. рублей; В 2021 году - 1732154,1 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 1505778,4 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 34701,2 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 191674,5 тыс. рублей; В 2022 году - 1747243,6 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 1505778,4 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 34701,2 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 206764,0 тыс. рублей; В 2023 году - 1763306,0 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 1505778,4 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 34701,2 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 222826,4 тыс. рублей; В 2024 году - 2166164,0 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 1882223,0 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 43376,5 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 240564,5 тыс. рублей; В 2025 году - 2185068,4 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 1882223,0 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 43376,5 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 259468,9 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации региональной программы
Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения Алтайского края (далее - "программа") разработана во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" и направлена на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, обеспечение приоритета интересов пациента и соблюдение прав граждан при ее оказании, дальнейшее развитие профилактического направления в здравоохранении.
Целеполагание программы модернизации первичного звена здравоохранения в части кадрового обеспечения подразумевает:
ликвидацию дефицита медицинских кадров, устранение кадрового дисбаланса в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, а также в центральных районных больницах;
подготовку и трудоустройство медицинских работников с использованием эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь, квалифицированными кадрами.
Общая площадь территории Алтайского края составляет 168 тыс. км2. Алтайский край включает в себя 10 городских округов и 59 муниципальных районов.
Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири, на границе континентальной Азии, в 3419 км от Москвы. Территория края составляет 168 тыс. кв. км, по площади занимает 24-е место в Российской Федерации и 10-е место в Сибирском федеральном округе.
На севере край граничит с Новосибирской областью, на востоке - с Кемеровской областью, юго-восточная граница проходит с Республикой Алтай, на юго-западе и западе - государственная граница с Республикой Казахстан протяженностью 843,6 км.
Территория Алтайского края относится к двум физическим странам:
Западно-Сибирской равнине и Алтай - Саяны. Горная часть охватывает равнину с восточной и южной сторон - Салаирский кряж и предгорья Алтая. Западная и центральная части преимущественно равнинного характера:
Приобское плато, Бийско-Чумышская возвышенность, Кулундинская равнина. В крае присутствуют почти все природные зоны России:
степь и лесостепь, тайга и горы. Равнинная часть края представлена степной и лесостепной природными зонами.
Климат в Алтайском крае умеренный резко континентальный, формируется в результате частой смены воздушных масс, поступающих из Атлантики, Арктики, Восточной Сибири и Средней Азии.
Средние максимальные температуры июля +26... +28°С, экстремальные достигают - +40... +41°С. Средние минимальные температуры января колеблются в пределах - -20...-24°С, абсолютный зимний минимум - -50...-55°С.
На юго-востоке региона господствующий западно-восточный перенос воздушных масс приобретает юго-западное направление. В летние месяцы часты северные ветры. В 20-45% случаев скорость ветров юго-западного и западного направлений превышает 6 м/с. В степных районах края с усилением ветра связано возникновение суховеев. В зимние месяцы в периоды с активной циклонической деятельностью в крае повсеместно отмечаются метели, повторяемость которых 30-50 дней в году.
Наиболее мягким климатом характеризуются Алтайский и Смоленский районы, а наиболее резким - Кулундинский и Ключевский районы. Наибольшие температуры воздуха в летний период наблюдаются в Угловском и Михайловском районах, наименьшие в зимний период - в Ельцовском, Залесовском, Заринском. Наибольшее количество осадков выпадает в Красногорском, Алтайском и Солонешенском районах, наименьшее - в Угловском районе и западной части Рубцовского района. Наибольшая среднегодовая скорость ветра наблюдается в Благовещенском районе, наименьшая - в Бийском районе.
Снежный покров устанавливается в среднем во второй декаде ноября, разрушается в первой декаде апреля. Высота снежного покрова составляет в среднем 40-60 см, в западных районах уменьшается до 20-30 см.
Плотность населения Алтайского края - 13,9 человек/км2. Городское население - 56,7%, сельское население - 43,3%.
По данным Росстата, численность населения Алтайского края на 01.01.2020 составляет 2317153 человека, в том числе по оперативным данным медицинских организаций, численность взрослого населения - 1827004 человека, численность детского населения - 490149 человек. Городское население - 1319564 человек, сельское население - 997589 человек Трудоспособная часть населения составляет 1255100 человек. Согласно прогнозу Росстата, численность населения в 2025 году по среднему прогнозу составит 2263901 человек, в связи с этим прогнозируется снижение числа посещений медицинскими работниками пациентов на дому.
На территории Алтайского края, по данным Росстата, находятся 1605 населенных пунктов. Согласно паспортам МО, количество населенных пунктов составляет 1763, из них 158 садовые и огороднические товарищества.
Для оказания медицинской помощи жителям Алтайского края функционирует сеть медицинских учреждений, представленная 1223 медицинскими организациями (частными и государственными), из них первичную медико-санитарную помощь населению, оказывают 1035 медицинских организаций, первичную специализированную медико-санитарную помощь - 125 медицинских организаций. В программу модернизации включены 92 медицинские организаций (юридические лица), подведомственные Министерству здравоохранения Алтайского края, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, 1 медицинская организация, подведомственная ФМБА России, оказывающая первичную медико-санитарную помощь.
Уровень заболеваемости и смертности населения Алтайского края стабильно превышает среднероссийские показатели (рис. 1-2).
Уровень смертности в Алтайском крае
Рисунок 1
Уровень заболеваемости в Алтайском крае
Рисунок 2
Общая заболеваемость (prevalence) населения Алтайского края по итогам 2018 года составила 253527,67 на 100 тыс. человек населения, что выше чем в среднем по России (163485,2) на 55,07% (таблица 1).
Первичная заболеваемость (incidence) на территории Алтайского края в 2018 году зафиксирована на уровне 108524,09 на 100 тыс. человек населения, что также превышает среднероссийский показатель (на 38,8%) (таблица 2).
В 2019 году общая заболеваемость (prevalence) населения Алтайского края уменьшилась на 0,32% по сравнению с 2018 годом и составила 252719,74 на 100 тыс. человек населения. При этом общая заболеваемость сельского населения увеличилась на 0,28% по сравнению с 2018 годом, ее уровень составил 221061,33 (в 2018 г. - 220452,76), общая заболеваемость городского населения уменьшилась на 0,91% по сравнению с 2018 годом, зафиксирована на уровне 276813,34 (2018 г. - 279363,84).
В 2019 году уровень первичной заболеваемости населения Алтайского края увеличился на 0,1% и составил 108636,23 (2018 г. - 108524,09). Среди сельского населения первичная заболеваемость увеличилась на 0,64% и достигла 90028,30 на 100 тыс. населения (2018 г. - 89455,78). Первичная заболеваемость городского населения уменьшилась по сравнению с 2018 годом на 0,34% и составила 123178,85 на 100 тыс. населения (2018 г. - 123603,14), что выше среднекраевого показателя на 13,39%.
Динамика
показателей общей заболеваемости (prevalence) населения Алтайского края по основным классам, группам и отдельным болезням (на 100 тыс. человек населения)
Таблица 1
Наименование классов и отдельных болезней |
Общая заболеваемость |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
РФ 2018 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Зарегистрировано заболеваний - всего |
253429,50 |
253527,67 |
252719,74 |
163429,7 |
в том числе: Некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
4875,00 |
5587,47 |
5548,24 |
4359,8 |
Новообразования |
7236,90 |
7252,09 |
7492,54 |
5007,5 |
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
2157,10 |
2163,16 |
2292,30 |
1250,8 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
18234,93 |
18209,89 |
18811,54 |
8284,3 |
Психические расстройства и расстройства поведения |
7623,39 |
6932,27 |
6638,59 |
4076,5 |
Болезни нервной системы |
9017,62 |
9268,37 |
9101,12 |
5833,9 |
Болезни глаза и его придаточного аппарата |
17596,38 |
16771,43 |
15932,52 |
10372,1 |
Болезни уха и сосцевидного отростка |
4314,62 |
4024,54 |
3904,77 |
3786,5 |
Болезни системы кровообращения |
40896,53 |
41421,23 |
41799,96 |
24883,4 |
Болезни органов дыхания |
49520,98 |
51541,31 |
52621,71 |
40944,8 |
Болезни органов пищеварения |
21826,41 |
21084,77 |
20830,22 |
11518,4 |
Болезни кожи и подкожной клетчатки |
7115,54 |
6683,99 |
6424,86 |
5671,9 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
21826,07 |
21687,35 |
21289,79 |
13352,1 |
Болезни мочеполовой системы |
25630,81 |
25557,68 |
25115,09 |
11784,8 |
Беременность, роды и послеродовой период |
23195,62 |
21546,17 |
20059,79 |
8416,4 |
Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
838,62 |
846,91 |
815,92 |
797,2 |
синдром Дауна |
16,02 |
15,70 |
16,63 |
12,8 |
Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках |
172,47 |
185,10 |
54,91 |
93,5 |
Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин |
9034,32 |
9219,26 |
9299,76 |
8901,7 |
Динамика
показателей первичной заболеваемости (incidence) населения Алтайского края по основным классам, группам и отдельным болезням (на 100 тыс. населения)
Таблица 2
Наименование классов и отдельных болезней |
Первичная заболеваемость |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
РФ 2018 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Зарегистрировано заболеваний - всего |
108447,47 |
108524,09 |
108636,23 |
78186,60 |
в том числе: Некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
2934,80 |
2861,31 |
2944,73 |
2703,20 |
Новообразования |
2244,05 |
2248,01 |
2267,91 |
1160,50 |
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
717,17 |
654,06 |
707,56 |
427,4 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
3233,11 |
2905,01 |
3058,37 |
1311,7 |
Психические расстройства и расстройства поведения |
1207,18 |
1227,19 |
1167,13 |
414,4 |
Болезни нервной системы |
2321,83 |
2441,02 |
2482,07 |
1475,8 |
Болезни глаза и его придаточного аппарата |
5147,74 |
4741,41 |
4130,72 |
3140,1 |
Болезни уха и сосцевидного отростка |
3426,75 |
3094,06 |
2945,50 |
2552 |
Болезни системы кровообращения |
5068,99 |
5393,86 |
5401,20 |
3256,9 |
Болезни органов дыхания |
40795,29 |
42299,58 |
43566,20 |
35969,8 |
Болезни органов пищеварения |
5807,21 |
5765,63 |
5903,04 |
3306,3 |
Болезни кожи и подкожной клетчатки |
5766,38 |
5320,93 |
5323,10 |
4027,3 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
4929,83 |
5045,15 |
5051,84 |
2983,6 |
Болезни мочеполовой системы |
12353,91 |
12142,01 |
11665,10 |
4481 |
Беременность, роды и послеродовой период |
12606,51 |
11524,84 |
10207,53 |
5707,5 |
Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
217,95 |
190,93 |
178,67 |
197,4 |
синдром Дауна |
0,72 |
0,81 |
0,86 |
0,95 |
Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках |
172,47 |
185,10 |
54,91 |
80,8 |
Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин |
9034,32 |
9219,26 |
9299,76 |
8899,9 |
Структура общей заболеваемости в основных возрастных группах населения Алтайского края имеет свои особенности. На первом месте у взрослых - болезни системы кровообращения, у детей и подростков - болезни органов дыхания (таблица 3).
Ранговые места
общей заболеваемости ведущих классов болезней в основных возрастных группах населения Алтайского края в 2019 году
Таблица 3
Ранги |
Дети |
Подростки |
Взрослые |
|
|
|
|
I |
Болезни органов дыхания (60,21%) |
Болезни органов дыхания (38,79%) |
Болезни системы кровообращения (20,61%) |
II |
Болезни нервной системы (5,49%) |
Болезни глаза (9,26%) |
Болезни мочеполовой системы (11,7%) |
III |
Болезни глаза и его придаточного аппарата (4,59%) |
Болезни пищеварения (7,29%) |
Болезни органов дыхания (11,65%) |
IV |
Болезни органов пищеварения (4,58%) |
Болезни мочеполовой системы (7,08%) |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (9,8%) |
V |
Болезни кожи и подкожной клетчатки (3,53%) |
Болезни нервной системы (7,01%) Болезни костно-мышечной системы (6,14%) |
Болезни органов пищеварения (9,06%) |
Лидирующую позицию в структуре первичной заболеваемости основных возрастных групп занимают болезни органов дыхания (таблица 4).
Ранговые места
ведущих классов заболеваний по уровню первичной заболеваемости в основных возрастных группах населения края
Таблица 4
Ранги |
Дети |
Подростки |
Взрослые |
1 |
2 |
3 |
4 |
I |
Болезни органов дыхания (72,25%) |
Болезни органов дыхания (55,53%) |
Болезни органов дыхания (22,51%) |
II |
Травмы и отравления (4,16%) Болезни кожи и подкожной клетчатки (3,82%) |
Травмы и отравления (7,35%) |
Болезни мочеполовой системы (15,83%) |
III |
Болезни органов пищеварения (3,49%) |
Болезни мочеполовой системы (6,0%) Болезни органов пищеварения (6,29%) |
Травмы и отравления (10,89%) |
IV |
Инфекционные болезни (3,12) |
Болезни кожи и подкожной клетчатки (4,97%) |
Болезни системы кровообращения (7,74%) |
V |
Болезни глаза (2,36%) Болезни нервной системы (2,54%) |
Болезни костно-мышечной системы (4,07%) Болезни нервной системы (3,25%) |
Болезни органов пищеварения (6,35%) Болезни костно-мышечной системы (6,4%) |
По данным Росстата в 2019 году в Алтайском крае показатель общей смертности составил 14,1% (сохранился на уровне показателя 2018 года) (таблица 5).
Уровень смертности в крае по итогам 2019 года превысил показатели по Российской Федерации на 13,0% (в 2019 г. по РФ - 12,3%) (таблица 5).
Среди субъектов Российской Федерации по уровню смертности Алтайский край занимает 62 ранговое место от наилучшего показателя.
В сравнении с 2018 годом показатель смертности городского населения Алтайского края снизился на 0,8% (с 12,1% в 2018 г. до 12,0% в 2019 г.), на селе показатель снизился на 2,6% (с 15,4% 2018 г., до 15,0% в 2019 г.).
Динамика
показателей общей смертности городского и сельского населения в Алтайском крае
Таблица 5
Территория |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего по Алтайскому краю: |
14,0 |
14,1 |
14,1 |
по селу |
15,4 |
15,6 |
15,3 |
по городу |
13,0 |
13,1 |
13,0 |
В целом структура общей смертности населения края соответствует таковой в Российской Федерации. Потери населения в основном обусловлены тремя классами причин: болезнями системы кровообращения, онкологическими заболеваниями и несчастными случаями, травмами и отравлениями (Рисунок 3).
Структура общей смертности
Рисунок 3
Среди субъектов Российской Федерации по уровню смертности от болезней системы кровообращения Алтайский край в 2019 году занял 48 ранговое место. В сравнении с 2018 годом число умерших от БСК на селе повысилось на 6,2% (с 524,4 человек на 100 тысяч населения в 2018 г. до 564,3 человек на 100 тысяч населения в 2019 г.), в городе на 1,6% (с 573,5 человек на 100 тысяч населения в 2018 г. до 584,1 человек на 100 тысяч населения в 2019 г.).
Показатель младенческой смертности в Алтайском крае (по данным Росстата) по итогам 2019 года составил 5,5%, снизился на 26,7% по сравнению с 2018 годом (7,5%). Младенческая смертность в Алтайском крае в 2019 году превысила уровень по РФ (4,9%) на 12,2%. Среди субъектов РФ по уровню младенческой смертности край занимает 59 ранговое место, среди субъектов СФО - 4 ранговое место.
Рост заболеваемости и более высокий уровень смертности среди сельских жителей Алтайского края, структура смертности населения обусловили выбор приоритетных направлений развития системы регионального здравоохранения - дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи в Алтайском крае, формирование оптимальной сети, развитие инфраструктуры, дооснащение оборудованием и укомплектование кадрами медицинских организаций первичного звена здравоохранения, повышение доступности и качества медицинской помощи для жителей в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек.
Инфраструктура для оказания первичной медико-санитарной помощи в Алтайском крае достаточно развита, но при этом имеются населенные пункты, не обеспеченные структурным подразделением и закреплены за ближайшей медицинской организацией.
В Алтайском крае 1763 населенных пункта из которых 459 населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек, из них 131 населенный пункт удален от ближайшей медицинской организации более чем на 6 км. В соответствии с действующим законодательством в таких населенных пунктах первичная медико-санитарная помощь осуществляется медицинскими бригадами с использованием мобильных фельдшерско-акушерских пунктов (выездная форма работы).
Из 131 недоступных для первичной медико-санитарной помощи населенных пунктов с числом жителей менее 100 человек 23 находятся в городском округе г. Барнаул, 1 населенный пункт - в Алейском районе, 2 - в Баевском районе, 4 - в Бийском районе, 2 - в Бурлинском районе, 1 - в Быстроистокском районе, 3 - в Егорьевском районе, 2 - в Завьяловском районе, 2 - в Залесовском районе, 4 - в Заринском районе, 4 - в Змеиногорском районе, 8 - в Зональном районе, 3 - в Калманском районе, 2 - в Каменском районе, 3 - в Ключевском районе, 1 - в Косихинском районе, 6 - в Красногорском районе, 3 - в Краснощековском районе, 2 - в Крутихинском районе, 2 - в Кулундинском районе, 3 - в Курьинском районе, 4 - в Кытмановском районе, 3 - в Локтевском районе, 3 - в Мамонтовском районе, 6 - в Павловском районе, 5 - в Панкрушихинском районе, 1 - в Первомайском районе, 3 - в Поспелихинском районе, 1 - в Ребрихинском районе, 2 - в Романовском районе, 3 - в Рубцовском районе, 3 - в Солонешенском районе, 1 - в Солтонском районе, 1 - в Суетском районе, 5 - в Табунском районе, 3 - в Топчихинском районе, 1 - в Троицком районе, 1 - в Усть-Калманском районе, 1 - в Усть-Пристанском районе, 2 - в Хабарском районе, 1 - в Чарышском районе.
При этом создаются оптимальных условия для проведения консультаций и отбора для последующего лечения в специализированных медицинских организациях II-III уровня, активизация пропаганды профилактики неинфекционных заболеваний, обучения населения основам здорового образа жизни.
В 6 населённых пунктах с численностью свыше 100 человек отсутствуют структурные подразделения село Гоньба городской округ г. Барнаул, село Одинцовка городской округ г. Бийск, поселок Свекловичный Зональном районе, поселок Красный Май Павловском районе, село Переясловка Топчихинском районе и село Киприно Шелаболихинском районе (172-2406 человек) в период с 2020 по 2025 годы запланировано строительство структурных подразделений (ФАПов и врачебных амбулаторий). В селе Киприно Шелаболихинском районе идет строительство врачебной амбулатории вне рамок "Программы".
Схемы территориального планирования и карт размещения объектов здравоохранения соответствуют сведениям, внесенным в геоинформационную подсистему (приложение 5).
Анализ территориального планирования оказания медицинской помощи имеющейся численности населения в рамках действующей сети медицинских организаций, входящих структурных подразделений, показал, что в Алтайском крае имеются медицинские организации, входящие структурные подразделения, обслуживающие численность населения больше или меньше рекомендованной в рамках приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 N 132н "О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения" и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
Так, имеется:
43 медицинских организации и 304 входящих структурных подразделения, обслуживающих меньше рекомендуемой численности населения, в отношении 6 из которых (5 медицинских организаций и 1 структурное подразделение) планируется до 2025 года изменение вида медицинской организации. КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Белокуриха" оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи с обслуживанием по межрайонному принципу населения Солонешенского и Петропавловского районов;
КГБУЗ "Городская больница N 2, г. Бийск" объединение с КГБУЗ "Городская больница N 4, г. Бийск", КГБУЗ "Городская больница N 3, г. Бийск";
КГБУЗ "Городская больница N 4, г. Барнаул" не имеет прикрепленного населения, работает как студенческая поликлиника, планируется прикрепить взрослое население КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул" и КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, г. Барнаул", а также пересмотреть территорию обслуживания и перераспределить взрослое население КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11, г. Барнаул";
КГБУЗ "Городская больница N 8,г. Барнаул" укрупнение медицинской организации за счет объединения в одно юридическое лицо с КГБУЗ "Городская больница N 3. г. Барнаул";
КГБУЗ "Городская детская клиническая больница N 7, г. Барнаул" укрупнение медицинской организации за счет объединения в одно юридическое лицо с КГБУЗ "Городская детская поликлиника N 7, г. Барнаул" и КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул" с выведением из структуры поликлиники взрослого населения в КГБУЗ "Городская больница N 4, г. Барнаул";
6 медицинских организаций и 3 входящих в медицинские организации структурных подразделения, обслуживающих больше рекомендуемой численности населения, в отношении 2 структурных подразделений из которых планируется до 2025 года изменение вида медицинской организации (фельдшерско-акушерский пункт п. Мирный Зонального района и Ракитовский фельдшерско-акушерский пункт Михайловского района приобретут статус врачебная амбулатория). В отношении обслуживающих больше рекомендуемой численности населения 6 медицинских организаций планируется перераспределение обслуживаемого населения до нормативной с учетом создания до 2025 года в других медицинских организациях структурных подразделений - консультативно-диагностических центров и поликлиник с перераспределением территорий обслуживания.
В поселке Фирсово Первомайского района и поселке Бельмесево городского округа г. Барнаул планируется строительство врачебной амбулатории взамен имеющихся ФАПов.
В центральном и индустриальном районах г. Барнаула планируется новое строительство городских поликлиник N 1 и N 9.
В части обоснования мероприятий до 2025 года по изменению вида медицинской организации, входящего структурного подразделения, необходимо отметить следующее:
увеличение численности обслуживаемого населения в 4 городских больницах (КГБУЗ "Городская больница N 2, г. Бийск", КГБУЗ "Городская больница N 4, г. Барнаул", КГБУЗ "Городская больница N 8, г. Барнаул", КГБУЗ "Городская детская клиническая больница N 7, г. Барнаул") за счет укрупнения юридических лиц и перераспределения территорий обслуживания с сохранением шаговой доступности и создания в структуре таких учреждений консультативно-диагностических центров;
присоединение к КГБУЗ "Городская детская клиническая больница N 7, г. Барнаул" КГБУЗ "Городская детская поликлиника N 7, г. Барнаул" и детского поликлинического отделения КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул", что позволит сформировать городскую детскую больницу с нормативной численностью;
из 155 структурных подразделений 1 городская больница перейдет в статус участковой больницы;
2 ФАПа с численностью населения выше 2000 будут переведены во врачебные амбулатории.
Так же следует отметить 17 медицинских организаций и 2 входящих структурных подразделения, которые обслуживают рекомендованную численность населения, но по которым до 2025 года планируется изменение вида медицинской организации, в связи с тем, что;
в 4 медицинских организациях, обеспечивающих оказание медицинской помощи по межмуниципальному принципу, планируется открытие консультативно-диагностических центров, в 2 из которых запланировано строительство межрайонных поликлиник;
по 13 медицинским организациям запланировано объединение с укрупнением юридических лиц и созданием в объединенных медицинских организациях консультативно-диагностических центров;
по 2 ФАПам запланирован перевод в статус врачебных амбулаторий в связи с прогнозируемым после 2025 года ростом численности обслуживаемого ими населения (более 2000 человек), в связи со значительным объемом незавершенного строительства в обслуживаемых населенных пунктах.
Объемы планирования медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи представлены в разрезе медицинских организаций (Приложение 5).
Данные о степени износа зданий, в которых оказывается ПМСП медицинских организаций:
187 врачебных амбулаторий - 40 (21,4%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 1 (0,5%) - требуют реконструкции, 34 (18,2%) - требуют капитального ремонта;
из 834 фельдшерско-акушерских пунктов 72 (8,6%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 0 (0%) - требуют реконструкции;
54 (6,5%) - требуют капитального ремонта;
из 18 фельдшерских пунктов 3 (16,7%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 0 (0%) - требуют реконструкции, 4 (22,2%) - требуют капитального ремонта.
Доля оборудования, находящегося в первичном звене, увеличилась до 75%. При этом доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет увеличилась с 39,5% до 49,5% (по данным формы N 30 федерального статистического наблюдения).
Уменьшилась доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет - по рентгенодиагностическим комплексам (на 3 рабочих места) с 67,6% до 55,6%;
что связано с сокращение числа аппаратов к 2019 году по сравнению с числом на 2017 год.
Увеличилась доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет:
по рентгенодиагностическим комплексам для рентгенографии и томографии (на 2 рабочих места) с 66,7% до 69,2%;
по цифровым аппаратам для исследований органов грудной клетки (цифровые флюорографы) с 43,1% до 76,9%;
по маммографическим аппаратам с 40,9% до 54,8%;
по аппаратам УЗИ с 36,1% до 40,6%.
2. Ресурсное обеспечение региональной программы
Таблица 7
Источники финансового обеспечения |
Общий объем запрашиваемых бюджетных ассигнований из федерального бюджета, тыс. рублей. |
Общий объем планируемых бюджетных ассигнований из бюджета субъекта, тыс. рублей. |
Общий объем средств консолидированного бюджета, тыс. рублей. |
Количество объектов/ед. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Строительство/приобретение, капитальные ремонты и реконструкции |
6986866,2 |
160823,1 |
7147689,33 |
130 строительство (из них быстровозводимых модульных конструкций - 118), 18 - капитальный ремонт, 1 - реконструкция |
Медицинское оборудование |
1252354,65 |
29053,85 |
1281408,5 |
77 |
Автотранспортные средства |
42560,35 |
979,65 |
43540,0 |
51 |
Кадровое обеспечение |
0 |
0 |
0 |
- |
Всего |
8281781,2 |
190856,6 |
8472637,8 |
- |
3. Цели и задачи региональной программы
Целями программы являются:
обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек;
обеспечение приоритета интересов пациента при оказании ПМСП;
обеспечение соблюдения прав граждан при оказании ПМСП и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
обеспечение приоритета профилактики при оказании ПМСП.
В рамках программы в целях создания оптимальной инфраструктуры медицинских организаций предусмотрено осуществление нового строительства, реконструкции, капитального ремонта медицинских организаций, структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (приложение 7), общий объем средств консолидированного бюджета на указанные цели 7147689,33 тыс. рублей.
Планируется всего:
строительство 130 объектов на общую сумму 6614640,01 тыс. рублей, в т. ч.:
новое строительство - 7 объектов на общую сумму 1255500,00 тыс. рублей. (из них:
Строительство фельдшерского пункта (ФП) в пос. Красный Май Павловского района, ФП пос. Свекловичный Зонального района, ФП с. Переясловка Топчихинского района, поликлиники в индустриальном районе КГБУЗ "Городская поликлиника N 9, г. Барнаул", врачебной амбулатории (далее - "ВА") п. Гоньба КГБУЗ "Городская больница N 11, г. Барнаул", г. Барнаул, новой поликлиники в Центральном районе КГБУЗ "Городская поликлиника N 1. г. Барнаул", ФАПа в с. Одинцовка г. Бийска), строительство взамен существующего - 123 объекта на общую сумму 5359140,01 тыс. рублей (в том числе:
строительство новой поликлиники КГБУЗ "Городская поликлиника N 14 г. Барнаул", поликлиники в г. Алейске и г. Камне-на-Оби, поликлиники с. Зональное, с. Ребриха, с. Мамонтово, с. Смоленское, с. Советское;
строительство ВА взамен существующего ФАПа в с. Фирсово Первомайского района, в п. Мирный Зонального района и в с. Ракиты Михайловского района, КОВП с. Бельмесево КГБУЗ "Городская больница N 10"), реконструкция 1 объекта без изменения мощности, вида существующей медицинской организации, структурного подразделения на сумму 256849,32 тыс. рублей. (КГБУЗ "Городская больница N 3, г. Барнаул" по адресу: ул. П. Сухова, 18);
капитальный ремонт 18 объектов учреждений здравоохранения (поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий), участвующих в региональной программе без изменения мощности, вида существующей медицинской организации, структурного подразделения на общую сумму 276200,00 тыс. рублей;
В большинстве центральных районных больниц поликлинические отделения расположены в одном здании с другими структурными подразделениями учреждений. При этом, общая степень износа здания может составлять менее 80% (что ниже уровня, рекомендуемого при обосновании нового строительства). В целях приведения в соответствие современным санитарным нормам, а также требованиям по разграничению потоков пациентов потребуется вывод поликлинического отделения в отдельно стоящее здание и определение его фактической степени износа.
В Алтайском крае более 40% фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий находятся в зданиях муниципальной собственности, имеющих высокую степень износа, не соответствующих санитарным и пожарным требованиям. Капитальный ремонт таких зданий в связи с их балансовой принадлежностью и дефицитом средств не представляется возможным. В связи с вышеизложенным, целесообразно включить в региональную программу мероприятия по замене зданий медицинских организаций и их отдельно стоящих структурных подразделений, имеющих степень износа менее 80%.
В приоритетном порядке в проект региональной программы в части нового строительства взамен имеющегося включены объекты со степенью износа 100%.
По состоянию на 01.12.2020 строительство филиала КГБУЗ "Городская поликлиника N 14, г. Барнаул", находящейся в густонаселенном районе перспективного строительства ведется за счет средств краевого бюджета.
На строительство поликлиник КГБУЗ "Советская ЦРБ" и КГБУЗ "Ребрихинская ЦРБ" разработана проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу. Проведены конкурентные процедуры на строительно-монтажные работы, определена подрядная организация.
На разработку проектно-сметной документации зданий поликлинических отделений других медицинских организаций предусмотрены средства краевого бюджета. Определена этапность реализации проектов.
Перечень медицинских организаций, подлежащих капитальному ремонту приведен в соответствие с приказом Минстроя России от 31.08.2020 N 491/пр "Об утверждении нормативов определения стоимости (предельной стоимости) капитального ремонта медицинских организаций первичного звена здравоохранения, центральных районных и районных больниц по субъектам Российской Федерации". На всех объектах, заявленных в мероприятиях по капитальному ремонту, предусмотрен комплексный капитальный ремонт помещений. Исключение составит только КГБУЗ "Детская городская поликлиника N 9 г. Барнаул", так как требуется только капитальный ремонт слаботочных сетей.
В соответствии с анализом паспортов медицинских организаций, участвующих в программе модернизации, с целью совершенствования оказания ПМСП запланированы мероприятия по приведению в соответствие материально-технической базы данных учреждений требованиям порядков оказания медицинской помощи.
Перечень медицинского оборудования сформирован в соответствии с приказом Минздрава России от 19.10.2020 N 1112н.
В течение 2021-2025 годов запланированы замена и дооснащение медицинских организаций медицинскими изделиями для оказания первичной медико-санитарной помощи, предусмотренными порядками оказания первичной медико-санитарной помощи, (приложение 8) в количестве - 77 единиц на общую сумму 1281408,50 тыс. рублей, в т. ч.:
дооснащение медицинских организаций - 13 единиц медицинских изделий на сумму. 400000,00 тыс. рублей;
переоснащение медицинских организаций медицинскими изделиями в связи с износом - 64 единицы на сумму 881408,50 тыс. рублей.
Мероприятия по демонтажу подлежащего замене оборудования, а также подготовка помещений для размещения планируемого к закупке оборудования будет произведена за счет средств краевого бюджета, выделяемых для отрасли здравоохранения на иные цели, с учетом требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С целью обеспечения транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе маломобильных групп населения, предусмотрено приобретение в 2021 году автомобильного транспорта для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей края (приложение 9) в количестве 51 ед. на сумму 43540,0 тыс. рублей.
В Алтайском крае протяженность автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения составляет - 16162 км.
По состоянию на 01.01.2020 автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения на 39,4% соответствуют нормативным транспортно-эксплуатационным характеристикам. В рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" к 2024 году планируется достичь показатель в 51%, к 2025 году планируется привести в нормативное состояние 53% краевой сети автодорог.
На территории региона установлено 238 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, 406 муниципальных маршрутов. Ежедневно на линию выходит более 2000 транспортных средств. Сформированная в крае сеть регулярных маршрутов обеспечивает транспортным сообщением более 70% населенных пунктов и расположенных в них медицинских организаций, и их подразделений. При строительстве новых объектов здравоохранения и новых объектов взамен существующих в обязательном порядке учитываются их расположение относительно транспортной сети, планируемые мероприятия по строительству новых автомобильных дорог, актуализируются графики маршрутов с учетом потребности в доставке жителей до медицинских организаций.
В раздел "Кадры государственных медицинских организаций Алтайского края" региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения включены 9 объектов модернизации (ранее не существовавшие либо изменяющие тип).
В соответствии со штатными нормативами для этих объектов положено 6,5 ставок врачей и 10,5 ставок среднего медицинского персонала. Будет привлечено 5 врачей и 9# среднего медицинского персонала (4 врача - целевая подготовка в ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, 1 врач - перевод имеющегося сотрудника из другого структурного подразделения медицинской организации;
8 средних медицинских работников - из числа выпускников медицинских колледжей, 1 средний медицинский работник - перевод имеющегося сотрудника из другого структурного подразделения медицинской организации).
Остальные объекты модернизации обеспечиваются кадрами в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами (Алтайский край)".
4. Сроки реализации программы
Программа реализуется в 2021-2025 годах.
5. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками реализации программы
При реализации поставленных в программе задач осуществляются меры, направленные на снижение последствий возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных конечных результатов.
К рискам относятся:
1. Макроэкономические риски.
Снижение темпов роста экономики, высокая инфляция могут негативно повлиять на функционирование системы здравоохранения, а также затормозить структурные преобразования в ней.
2. Финансовые риски.
Отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий в рамках программы может привести к снижению обеспеченности и качества оказываемой первичной медико-санитарной помощи населению Алтайского края, и, как следствие, целевые показатели проекта не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе демографические показатели могут измениться в отрицательную сторону.
Преодоление рисков может быть осуществлено путем сохранения устойчивого финансирования отрасли, дополнительных организационных мер, направленных на преодоление данных рисков.
3. Организационные риски.
Уровень решения поставленных задач и достижение целевых показателей зависит не только от Министерства здравоохранения Алтайского края, но и от органов местного самоуправления, которые в рамках своей компетенции обязаны создавать на территории муниципального образования условия для оказания медицинской помощи, для привлечения медицинских работников с целью работы в медицинских организациях, проводить мероприятия по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
Также преодоление таких рисков может быть осуществлено путем усиления методической работы с органами местного самоуправления, жесткой привязки оценки деятельности их руководителей к демографическим показателям и состоянию здоровья проживающего населения, усиления организационно-методической и кадровой работы Министерства здравоохранения Алтайского края с медицинскими организациями, участвующими в оказании первичной медико-санитарной помощи.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
В результате реализации программы в Алтайском крае будут созданы необходимые условия для повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи жителям края, снижения смертности от основных причин и увеличения продолжительности жизни граждан.
С целью контроля за своевременностью, полнотой выполнения мероприятий программы, за ранним выявлением и минимизацией рисков достижения целевых индикаторов запланировано осуществление ежеквартального мониторинга с формированием отчета о ходе реализации мероприятий (с последующим предоставлением в Министерство здравоохранения Российской Федерации не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, с нарастающим итогом).
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.