Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к региональной программе
"Модернизация первичного
звена здравоохранения
Алтайского края"
Аналитическая записка
к схемам размещения объектов здравоохранения Алтайского края
I. Общие сведения
Алтайский край входит в состав Сибирского федерального округа. Общая численность населения Алтайского края на 01.01.2020 (по прогнозным данным Росстата) составляет 2317,153 тысячи человек, в том числе детей (0-17 лет) 490,149 тысячи человек (приложение N 1). Административным центром Алтайского края является г. Барнаул с численностью населения на 01.01.2020 (по прогнозным данным Росстата) 696,986 тысячи человек, в том числе детей (0-17 лет) 138,152 тысячи человек.
Данные, размещённые в информационной системе по адресу https://pasreg.rosminzdrav.ru (паспорта медицинских организаций, справочники и отчеты по населенным пунктам (приложение N 15) (далее - паспорт МО) о численности населения Алтайского края соответствуют численности населения на 01.01.2020 по прогнозным данным Росстата (приложение N 1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 14
Муниципальное устройство Алтайского края включает в себя:
- 59 муниципальных районов;
- 10 городских округов, в том числе 6 с численностью населения менее 50 тысяч человек на 01.01.2020 (по прогнозным данным Росстата).
В соответствии с приложением N 5 к методическим рекомендациям по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения Минздрава России (письмо 29-0/И/2-11259 от 10.08.2020) (далее - методические рекомендации) в Алтайском крае подготовлены полные комплекты карт-схем размещения медицинских организаций (рисунок 4-6 приложения N 5 к методическим рекомендациям) на 59 муниципальных районов и 10 городских округов. Таким образом, комплекты карт-схем размещения медицинских организаций подготовлены в Алтайском крае в разрезе всех муниципальных районов и городских округов (Приложение N 2). Схемы размещения объектов здравоохранения направлены в Министерство здравоохранения Российской Федерации электронном виде.
На территории Алтайского края находится 1763 сельских населенных пункта в том числе 204 населенных пункта с нулевой численностью населения и 0 населенных пунктов, не имеющих прикрепления к медицинской организации, структурному подразделению медицинской организации (Приложение N 3).
Сеть медицинских организаций и структурных подразделений Алтайского края представлена в таблицах приложения N 4. Анализ приложения N 4 показывает, что сведения по сети медицинских организаций и структурных подразделений, внесенные в паспорт МО и представленные на картах-схемах размещения медицинских организаций, по Алтайскому краю) не соответствуют соответствующим данным федерального статистического наблюдения (далее - ФСН) за 2019 год, в связи с тем, что с момента сдачи годового статистического отчета за 2019 год, в 2020 году были проведены следующие мероприятия, которые привели к изменению сети медицинских организаций, входящих структурных подразделений Алтайского края:
переименована и преобразована в ФАП в связи с малой численностью обслуживаемого населения ниже нормативной Саввушинская врачебная амбулатория КГБУЗ "Центральная районная больница г. Змеиногорска";
преобразована и переименована из КГБУЗ "Медицинская санитарная часть р.п. Малиновое Озеро Алтайского края" в Малиновоозерскую участковую больницу КГБУЗ "Михайловская центральная районная больница";
открыт ФАП в п. Красноармейский Немецкого национального района;
переведены в домовые хозяйства в связи с отсутствием медицинского работника ФАПы в населенных пунктах с численностью населения менее 100 в п. Южный Смоленского района, с. Черемшанка, с. Новая Жизнь, с. Тележиха, с. Березово, с. Большая Тихая, с. Солонешное, с. Матвеевка Солонешенского района, с. Комсомольский, с. Ракиты Топчихинского района и с. Покровка Баевского района.
В отчете 2019 года в форме 30 представлено 3 консультативно-диагностических центра - структурных подразделения медицинских организаций, оказывающих специализированную помощь по отдельным профилям ("офтальмология", "кардиология"), не участвующих в программе региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.
II. Анализ территориального планирования доступности оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках планирования мероприятий региональной программы модернизации первичного звена
Инфраструктура для оказания первичной медико-санитарной помощи в Алтайском крае достаточно развита, но при этом имеются населенные пункты, не обеспеченные структурным подразделением и закреплены за ближайшей медицинской организацией.
В Алтайском крае 1763 населенных пункта из которых 459 населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек, из них 131 населенный пункт удален от ближайшей медицинской организации более чем на 6 км. В соответствии с действующим законодательством в таких населенных пунктах первичная медико-санитарная помощь осуществляется медицинскими бригадами с использованием мобильных фельдшерско-акушерских пунктов (выездная форма работы).
Из 131 недоступных для первичной медико-санитарной помощи населенных пунктов с числом жителей менее 100 человек 23 находятся в городском округе г. Барнаул, 1 населенный пункт - в Алейском районе, 2 - в Баевском районе, 4 - в Бийском районе, 2 - в Бурлинском районе, 1 - в Быстроистокском районе, 3 - в Егорьевском районе, 2 - в Завьяловском районе, 2 - в Залесовском районе, 4 - в Заринском районе, 4 - в Змеиногорском районе, 8 - в Зональном районе, 3 - в Калманском районе, 2 - в Каменском районе, 3 - в Ключевском районе, 1 - в Косихинском районе, 6 - в Красногорском районе, 3 - в Краснощековском районе, 2 - в Крутихинском районе, 2 - в Кулундинском районе, 3 - в Курьинском районе, 4 - в Кытмановском районе, 3 - в Локтевском районе, 3 - в Мамонтовском районе, 6 - в Павловском районе, 5 - в Панкрушихинском районе, 1 - в Первомайском районе, 3 - в Поспелихинском районе, 1 - в Ребрихинском районе, 2 - в Романовском районе, 3 - в Рубцовском районе, 3 - в Солонешенском районе, 1 - в Солтонском районе, 1 - в Суетском районе, 5 - в Табунском районе, 3 - в Топчихинском районе, 1 - в Троицком районе, 1 - в Усть-Калманском районе, 1 - в Усть-Пристанском районе, 2 - в Хабарском районе, 1 - в Чарышском районе.
В 153 населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек организованы домовые хозяйства для оказания первой помощи населению. Во все населенные пункты, недоступные для оказания первичной медико-санитарной помощи, организована выездная работа фельдшерских и врачебных бригад.
В соответствии с действующим законодательством в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь осуществляется медицинскими бригадами с использованием мобильных фельдшерско-акушерских пунктов (выездная форма работы). В Алтайском крае приобретено 25 мобильных фельдшерско-акушерских пунктов которые работают по межтерриториальному принципу в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от 01.09.2020 N 381 "Об использовании мобильных фельдшерско-акушерских пунктов" и обслуживают населенные пункты на территории 30 районов (таблица 6).
Населенные пункты,
обслуживаемые мобильными фельдшерско-акушерскими пунктами
Таблица 1
N п/п |
ЦРБ |
Количество населенных пунктов с численностью населения до 100 человек |
Численность населения в населенных пунктах до 100 человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Алтайский район |
9 |
208 |
2 |
Алейский район |
12 |
389 |
3 |
Благовещенский район |
13 |
485 |
4 |
Бурлинский район |
6 |
296 |
5 |
Ельцовский район |
9 |
258 |
6 |
Заринский район |
19 |
933 |
7 |
Змеиногорский район |
7 |
128 |
8 |
Красногорский район |
12 |
565 |
9 |
Краснощековский район |
11 |
667 |
10 |
Кулундинский район |
11 |
482 |
11 |
Курьинский район |
11 |
537 |
12 |
Новичихинский район |
5 |
319 |
13 |
Павловский район |
8 |
373 |
14 |
Панкрушихинский район |
13 |
631 |
15 |
Первомайский район |
10 |
340 |
16 |
Поспелихинский район |
8 |
314 |
17 |
Рубцовский район |
14 |
591 |
18 |
Славгород |
5 |
403 |
19 |
Солонешенский район |
18 |
959 |
20 |
Третьяковский район |
10 |
447 |
21 |
Тальменский район |
9 |
365 |
22 |
Топчихинский район |
9 |
541 |
23 |
Троицкий район |
13 |
750 |
24 |
Тюменцевский район |
4 |
272 |
25 |
Каменский район |
16 |
734 |
26 |
Чарышский район |
12 |
607 |
27 |
Хабарский район |
10 |
442 |
28 |
Целинный район |
5 |
254 |
29 |
Шелаболихинский район |
14 |
231 |
30 |
Шипуновский район |
5 |
940 |
|
Итого |
308 |
14461 |
Выездная работа с использованием передвижных медицинских комплексов, которая осуществляется согласно графикам, ежеквартально утверждаемых главными врачами медицинских организаций в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Алтайского края от 12.07.2017 N 285 "Об организации выездной работы в сельских населенных пунктах Алтайского края". Приобретены мобильные фельдшерско-акушерские пункты (далее - "мобильный ФАП"), которые являются современными медицинскими комплексами, специально адаптированными для особых условий Сибири.
Комплексы оснащены необходимым медицинским оборудованием и мебелью, специальными медицинскими укладками, в том числе - аппаратом ЭКГ с возможностью дистанционной передачи данных, биохимическим анализатором, тонометром для измерения артериального давления, весами, ростомером
Районы, оснащенные мобильными фельдшерско-акушерскими пунктами
Рисунок 4
Стандарт оснащения мобильного ФАПа полностью соответствует стандарту оснащения ФАПа, расположенного в здании или помещении. Работа мобильных ФАПов повысит доступность оказания первичной медико-санитарной помощи жителям "малых" и удаленных населенных пунктов, поможет качественно и в кратчайшие сроки проводить плановый профилактический осмотр, вакцинацию населения, осуществлять диспансерное наблюдение больных с хроническими заболеваниями, доставлять необходимые лекарственные препараты, также проводить обучение населения правилам оказания первой помощи, профилактике неинфекционных заболеваний, вести пропаганду здорового образа жизни.
Обеспечена выездная форма работа медицинской бригады (врача-педиатра, врача-терапевта, невролога, хирурга, офтальмолога, оториноларинголога, дерматовенеролога и других специалистов) для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проживающему в сельской местности, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста или расположенных на значительном удалении от медицинской организации и имеющих плохую транспортную доступность с учетом климатогеографических условий в Алтайском крае. Работа осуществляется согласно графикам, утверждаемым главными врачами медицинских организаций в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Алтайского края от 12.07.2017 N 285 "Об организации выездной работы в сельских населенных пунктах Алтайского края". Медицинские организации первичного звена здравоохранения обслуживают население прикрепленных населенных пунктов, кроме того предусмотрены консультации специалистов медицинских организаций, работающих в формате межрайонных и медицинских организаций III уровня.
При этом создаются оптимальные условия для проведения консультаций и отбора для последующего лечения в специализированных медицинских организациях II-III уровня, активизация пропаганды профилактики неинфекционных заболеваний, обучения населения основам здорового образа жизни.
В Алтайском крае протяженность автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения составляет 16162 км.
По состоянию на 01.01.2020 автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения на 39,4% соответствуют нормативным транспортно-эксплуатационным характеристикам. В рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" к 2024 году планируется достичь показателя в 51%, к 2025 году планируется привести в нормативное состояние 53% краевой сети автодорог.
На территории региона установлено 238 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, 406 муниципальных маршрутов. Ежедневно на линию выходит более 2000 транспортных средств. Сформированная в крае сеть регулярных маршрутов обеспечивает транспортным сообщением более 70% населенных пунктов и расположенных в них медицинских организаций, и их подразделений. При строительстве новых объектов здравоохранения и новых объектов взамен существующих в обязательном порядке учитываются их расположение относительно транспортной сети, планируемые мероприятия по строительству новых автомобильных дорог, актуализируются графики маршрутов с учетом потребности в доставке жителей до медицинских организаций.
В 6 населённых пунктах с численностью свыше 100 человек отсутствуют структурные подразделения село Гоньба городской округ г. Барнаул, село Одинцовка городской округ г. Бийск, поселок Свекловичный Зональном районе, поселок Красный Май Павловском районе, село Переясловка Топчихинском районе и село Киприно Шелаболихинском районе (172-2406 человек) в период с 2020 по 2025 годы запланировано строительство структурных подразделений (ФАПов и врачебных амбулаторий). В селе Киприно Шелаболихинском районе идет строительство врачебной амбулатории вне рамок "Программы".
Анализ (результаты представлены в приложениях N N 5-9) территориального планирования оказания медицинской помощи имеющейся численности населения в рамках действующей сети медицинских организаций, входящих структурных подразделений, показал, что в Алтайском крае имеются медицинские организации, входящие структурные подразделения, обслуживающие численность населения больше или меньше рекомендованной в рамках приказа Минздрава России от 27.02.2016 N 132н "О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения" и приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
Так, имеется:
43 медицинских, организации и 304 входящих структурных подразделения, обслуживающих меньше рекомендуемой численности населения, в отношении 6 из которых (5 медицинских организаций и 1 структурное подразделение) планируется до 2025 года изменение вида медицинской организации (приложения N 6, N 7);
6 медицинских организаций и 3 входящих в медицинские организации структурных подразделения, обслуживающих больше рекомендуемой численности населения, в отношении 2 структурных подразделений из которых планируется до 2025 года изменение вида медицинской организации (приложения N 6, N 8). В отношении обслуживающих больше рекомендуемой численности населения 6 медицинских организаций планируется перераспределение обслуживаемого населения до нормативной с учетом создания до 2025 году в других медицинских организациях структурных подразделений - консультативно-диагностических центров и поликлиник с перераспределением территорий обслуживания.
В части обоснования мероприятий до 2025 года по изменению вида медицинской организации, входящего структурного подразделения, отраженных в приложении N 7 необходимо отметить следующее:
увеличение численности обслуживаемого населения в 4 городских больницах за счет укрупнения юридических лиц и перераспределения территорий обслуживания с сохранением шаговой доступности и создания в структуре таких учреждений консультативно-диагностических центров;
присоединение к городской детской больнице 1 детской поликлиники и 1 детского поликлинического отделения, что позволит сформировать городскую детскую больницу с нормативной численностью;
из 155 структурных подразделений 1 городская больница перейдет в статус участковой больницы.
В части обоснования мероприятий до 2025 года по изменению вида медицинской организации, входящего структурного подразделения, отраженных в приложении N 8 необходимо отметить следующее:
2 ФАПа с численностью населения выше 2000 будут переведены во врачебные амбулатории.
Так же следует отметить 17 медицинских организаций и 2 входящих структурных подразделения, которые обслуживают рекомендованную численность населения, но по которым до 2025 года планируется изменение вида медицинской организации, в связи с тем, что;
в 4 медицинских организациях, обеспечивающих оказание медицинской помощи по межмуниципальному принципу, планируется открытие консультативно - диагностических центров, в 2 из которых запланировано строительство межрайонных поликлиник;
по 13 медицинским организациям запланировано объединение с укрупнением юридических лиц и созданием в объединенных медицинских организациях консультативно-диагностических центров;
по 2 ФАПам запланирован перевод в статус врачебных амбулаторий в связи с прогнозируемым после 2025 года ростом численности обслуживаемого ими населения (более 2000 человек), в связи со значительным объемом незавершенного строительства в обслуживаемых населенных пунктах.
Анализ (результаты представлены в приложении N 10) расстояний от населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2000 человек до ближайших медицинских организаций, входящих структурных подразделений, показал, что в Алтайском крае имеются 5 населенных пунктов вне зоны доступности медицинской помощи:
- более 6 км согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н;
- более 30 минут доезда (с использованием транспорта) согласно требованиям пункта 10.4 свода правил "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр.
Имеются населенные пунктов, находящихся вне зоны доступности медицинской помощи:
2 населенных пункта, с численностью населения от 100 до 2000 человек, не соответствующих требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н об удаленности в пределах 6 км от ближайшей медицинской организации с учетом фактической доступности, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в отношении которых до 2025 года планируется проведение мероприятий по обеспечению доступности медицинской помощи;
3 населенных пункта, находящийся в сельской местности, с численностью населения от 100 до 2000 человек, не соответствующих требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н об удаленности в пределах 6 км от ближайшей медицинской организации оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в отношении которых до 2025 года планируется проведение мероприятий по обеспечению доступности медицинской помощи;
1 населенный пункт, находящийся в сельской местности, не соответствующий требованиям пункта 10.4 СП 42.13330.2016 о доступности поликлиник, амбулаторий в пределах 30 мин доезда (с использованием транспорта), в отношении которого до 2024 года планируется проведение мероприятий по обеспечению доступности медицинской помощи.
На территории Алтайского края находиться 1 организация подведомственная ФМБА России, ФГБУЗ МСЧ 128 г. Яровое с численностью населения 18 605 человек.
В части обоснования мероприятий до 2025 года по обеспечению доступности медицинской помощи необходимо отметить следующее:
планируется строительство 2 врачебных амбулаторий и 4 ФАПов.
Схемы территориального планирования и карт размещения объектов здравоохранения соответствуют сведениям, внесенным в геоинформационную подсистему.
III. Вопросы территориального планирования, оставшиеся нерешенными в рамках планируемых мероприятий региональной программы модернизации первичного звена за период с 2020 по 2025 годы
По результатам проведения мероприятий за период 2020-2025 годы, планируется, что после 2025 года в Алтайском крае останется 38 медицинских организаций и 303 входящих структурных подразделения, обслуживающих население меньше рекомендуемой численности.
В статусе районных больниц останутся 38 медицинских организаций, но максимально упор в данных учреждениях будет сделан на укомплектование врачами первичного звена и организацией работы в формате участковых больниц, с прикреплением их для оказания первичной специализированной медицинской помощи к межрайонным диагностическим центрам.
Из 303 структурных подразделений сохранятся 166 врачебных амбулаторий, 18 участковых больниц, 3 районные больницы, 103 ФАПа и 13 отделений/центров общей врачебной практики.
Останется 1 входящее в медицинскую организацию структурное подразделение (ФАП), обслуживающее население больше рекомендуемой численности.
Не останутся медицинские организации, входящие структурные подразделения, обслуживающие рекомендуемую численность населения, но в отношении которых необходимо изменение вида медицинской организации, входящего структурного подразделения.
Не останутся населенные пункты, вне зоны доступа медицинской помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.