Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена постановлением
Правительства Алтайского края
от 20.12.2019 N 530
Государственная программа
Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"
17 ноября 2020 г., 18 января, 19 марта, 15 октября 2021 г.
Паспорт изменен с 19 октября 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 15 октября 2021 г. N 388
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Алтайский край по численности постоянно проживающего населения (по состоянию на 01.01.2019-2332,8 тыс. человек) занимает 22 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе. При этом в сельской местности проживают 1010,2 тыс. человек, или 43,0% населения (в среднем по округу - 27,8%, по России - 26%). А плотность населения (14,3 человека на 1 квадратный километр) также превышает аналогичные показатели по России и Сибирскому федеральному округу.
В настоящее время в крае насчитывается 719 муниципальных образований, в том числе 59 муниципальных районов, 10 городских округов, 7 городских поселений, 643 сельских поселения. Из 1588 сельских населенных пунктов 455, или 28,7%, имеют численность жителей до 100 человек.
Территория Алтайского края составляет 16,8 млн. га, из которых 11,7 млн. га приходится на земли сельскохозяйственного назначения (70%), 4,3 млн. га - земли лесов (25%). В структуре земель сельскохозяйственного назначения 6,5 млн. га занимает пашня. По ее площади регион лидирует в Российской Федерации и занимает треть таких земель Сибирского федерального округа.
Сельское хозяйство является системообразующей отраслью экономики Алтайского края и формирует 13,7% валового регионального продукта. На долю занятых в сельском и лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве в регионе приходится 11% работающих (119,2 тыс. человек). Отрасль формирует агро-продовольственный рынок, обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность, определяет трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
В сельском хозяйстве отмечаются также высокие темпы роста количества высокопроизводительных рабочих мест. За период с 2012 по 2018 год их количество в регионе выросло в 1,8 раза - с 9200 до 16936 единиц (по виду деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство"). Этим процессам содействовала техническая и технологическая модернизация производства.
Росту занятости сельского населения и легализации деятельности в сфере сельского хозяйства во многом способствовали меры, направленные на поддержку малых форм хозяйствования. Их реализация позволила создать стимулы для регистрации большого количества личных подсобных хозяйств в качестве крестьянских (фермерских), определив тем самым появление новых рабочих мест и повышение доходов сельского населения.
Однако рост сельскохозяйственного производства не обеспечивает достаточного уровня финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Несмотря на увеличение прибыли, уровень рентабельности составляет 10-15%, что не позволяет вести расширенное воспроизводство. Сельхозтоваропроизводители края в значительной степени зависимы от реализации зерновых культур.
Промышленное же производство локализовано в муниципальных образованиях региона в разной степени. В целом на сельские территории приходится около 20% от его общекраевого объема. По выпуску промышленной продукции на душу населения различия среди сельских территорий очень существенны, причем основной их специализацией является пищевая и перерабатывающая промышленность. В последнее время в районах края активно развивается производство отдельных продуктов питания и напитков, что связано с оформлением групп компаний (холдингов), формированием брендов (прежде всего в молочной отрасли), активной модернизацией и открытием новых производств. На долю сельских районов края приходится около 50% объемов выпуска муки, 70% - крупы, около 40% - мяса и субпродуктов, 45% - сыра и сырных продуктов, более 30% - цельномолочной продукции, около 20% - макарон. Алтайский край является крупнейшим производителем сыра, муки и крупы в России.
Одной из значимых сфер занятости в сельской местности является лесное хозяйство и деревообработка. Алтайский край обладает значительными лесосырьевыми ресурсами: лесами покрыто 25% территории региона. По производству пиломатериалов край занимает 5-6 место в России. На его долю приходится порядка 6% общероссийского объема производства.
Развитию в крае сельскохозяйственного производства во многом способствует государственная поддержка. Эффект системной государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне выразился в повышении финансовой устойчивости организаций и уровня заработной платы в отрасли. За 2013-2018 годы среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве (по полному кругу организаций без учета вспомогательной деятельности) выросла в 1,9 раза и составила 20655 рублей. Сохранение в отрасли устойчивой тенденции роста заработной платы обеспечило увеличение ее соотношения со средним уровнем заработной платы по всем видам экономической деятельности с 68 до 81% (в среднем по Российской Федерации оно составляет 59%).
Однако, несмотря на темпы экономического роста, обеспечивающие развитие основных отраслей сельской экономики, и сопутствующее ему увеличение доходов сельских жителей, официальные денежные доходы граждан в районах отстают от среднегородских значений. И развитие сферы малого и среднего предпринимательства в сельской местности также отстает от городских показателей: в муниципальных районах края осуществляют деятельность менее 39% индивидуальных предпринимателей и 15% малых предприятий. Естественным следствием данных процессов являются более низкие показатели товарооборота, общественного питания и платных услуг в сравнении со среднегородским уровнем.
Еще одним измерением уровня жизни населения является качество жизни. И среди его важнейших аспектов, которые формируют предпочтения относительно проживания в той или иной местности, - обеспеченность жильем и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Обеспеченность жильем сельских жителей несколько выше среднего значения по городам - 23,6 кв. м на человека (по городам - 20,9 кв. м). Вместе с тем уровень благоустройства сельских домовладений отстает от средних значений по краю: водопроводом оборудовано 69,1% жилищного фонда (в среднем по краю - 80,2%), канализацией - 49,4% (по краю - 84,0%), отоплением - 86,1% (по краю - 88,9%), горячим водоснабжением - 8,5% (по краю - 41,5%).
Одной из проблем развития сельских территорий является также ветхость инженерной инфраструктуры. В настоящее время требуют замены около 31% тепловых, 39% водопроводных и 22% канализационных сетей. В силу этого потери тепла в сетях составляют более 22,1% от выработки, а непроизводительные потери в водопроводных сетях - 15,3% от объема воды, подаваемой потребителям. В целом число аварийных ситуаций и повреждений в системе водоснабжения составляет 36 случаев на 100 км сетей, в теплоснабжении - 27 аварий на 100 км сетей.
Особенно напряженная ситуация сложилась с водоснабжением. Подземные воды, используемые для питьевых целей, в ряде населенных пунктов не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов (более 30% всех питьевых вод), характеризуются высокой минерализацией, в том числе содержанием хлоридов (300-500 мг/литр), сульфатов (400-700 мг/л), железа (0,3-2 мг/л), что превышает предельно допустимые концентрации в 1,5-4,0 раза. Кроме того, большинство систем коммунального водоснабжения нуждается в модернизации, поскольку построены в 1960-1970 годах и в результате длительного срока эксплуатации степень их износа достигла критического уровня.
Одним из факторов улучшения благоустройства жилищного фонда и объектов социальной сферы является газификация. С начала газификации края - с 1995 года - построено 4,9 тыс. км газораспределительных сетей, газифицировано порядка 128,7 тыс. квартир и частных домовладений. Вместе с тем уровень газификации территории региона составляет лишь 17,2%, в том числе в сельской местности - 7,5%, тогда как в среднем по России газифицировано 68,1% территории, а показатели газификации городских и сельских населенных пунктов равны соответственно 71,3% и 59,4%.
Правительство Алтайского края работает над повышением качества жизни на селе. Для этого, а также с целью сокращения бюджетных расходов в сельской местности, кроме прочего, проводится оптимизация и реструктуризация системы образования и здравоохранения. Здесь функционирует 971 общеобразовательная школа, где обучается 115,9 тыс. учащихся, или 48,3% от общего числа школьников. В крае создано 269 базовых школ, 244 школьных округа, деятельность которых позволяет развивать различные формы сетевого взаимодействия.
Медицинская помощь оказывается сельскому населению в 58 центральных районных больницах и их структурных подразделениях - 18 участковых больницах, 190 сельских врачебных амбулаториях и 863 (из них в 10 мобильных) фельдшерско-акушерских пунктах (далее - "ФАПы"). Чрезвычайно разветвленное административно-территориальное деление, высокая доля сельских жителей, значительное количество сел с небольшой численностью населения и низкой плотностью расселения в сельской местности диктуют необходимость содержания широкой сети медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную помощь, и обусловливают существенные сложности в обеспечении сельским жителям равнодоступности специализированной медицинской помощи, а также в организации работы скорой медицинской помощи на селе.
Одним из приоритетов развития здравоохранения края является совершенствование сельского здравоохранения. Подтверждением этого является тот факт, что в части финансирования мероприятий программы модернизации здравоохранения более 40% средств направлено в сельские лечебные учреждения. И поскольку для многих сельских жителей фельдшерско-акушерские пункты стали самыми доступными медицинскими подразделениями, первоочередная задача сельского здравоохранения края - сохранение и развитие ФАПов.
Проведенные преобразования позволили обеспечить оказание до 60% первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в амбулаторных условиях (на уровне фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц). Тем не менее доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе врачебной, для населения сел остается на более низком уровне, чем в городе.
Качество жизни сельского населения зависит и от приобщения к культуре. В настоящее время в крае функционирует многопрофильная сеть учреждений культуры, 91% которых находится в сельской местности. Однако на протяжении последних лет сохраняется тенденция к их сокращению. И все же регион по-прежнему отличается высокой обеспеченностью сельского населения учреждениями культуры.
Подводя итог, нужно отметить, что по большинству основных показателей социального и экономического развития сельская местность не достигает среднекраевых значений. Более низкое качество окружающей среды, денежных доходов населения и ограниченные возможности для самовыражения подталкивают сельских жителей к миграции, создают благоприятную среду для распространения различных социальных заболеваний и ведут к более высоким показателям смертности.
В то же время сельская местность края обладает уникальным природным и рекреационным потенциалом. Перспективы развития сельских территорий связаны, в том числе, с несельскохозяйственной занятостью населения. Поэтому для региона актуальна государственная поддержка предпринимательства, гибкость сельского рынка труда, привлечение молодежи. А одним из ключевых факторов повышения привлекательности сельских территорий является создание комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, повышение уровня его благоустройства.
Объективные особенности развития сельских территорий свидетельствуют о том, что достижение прогресса в сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи и определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне. Так, эффективность комплексного подхода к формированию устойчивого развития сельских территорий и учет точек экономического роста позволили в последние годы повысить инвестиционную активность на селе Вместе с тем, несмотря на достигнутый положительный эффект от реализации ранее действовавших в регионе программ, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, для полноценного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения этого оказалось недостаточно. Без дальнейшего привлечения программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит под угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития страны и региона, в том числе в области обеспечения продовольственной безопасности.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задач устойчивого развития сельских территорий подкреплена:
взаимосвязью целевых установок развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития России (и Алтайского края в частности) в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующих системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующих привлечения значительных объемов средств государственной поддержки.
Только при комплексном подходе к решению имеющихся проблем сельские территории Алтайского края как социально-территориальная подсистема общества будут способны выполнять важнейшие общенациональные функции для его успешного социально-экономического развития.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р (далее - "Стратегия устойчивого развития сельских территорий"), и государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 (далее - "госпрограмма "Комплексное развитие сельских территорий").
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 поставлена задача уделять особое внимание "социальному, инфраструктурному развитию сельских территорий". Её решение должно качественно изменить жизнь села, приблизить условия проживания в сельской местности к уровню городов, и в первую очередь, в части доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Конституция Российской Федерации определяет, что проводимая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Формирование единой государственной политики в отношении сельских территорий на долгосрочный период было определено в Стратегии устойчивого развития сельских территорий. Указанная Стратегия направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, функции сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоенности сельских территорий.
Стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС, предусматривается скоординированная деятельность субъектов регионального развития для реализации имеющегося в регионе промышленного и сельскохозяйственного, туристического и рекреационного потенциалов в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан. Немаловажная роль в осуществлении указанных планов отводится сельским территориям и сельским агломерациям.
В соответствии с вышесказанным приоритетами государственной программы являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для развития экономического и человеческого потенциала.
2.2. Цели, задачи государственной программы
Целью государственной программы является создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития.
Основные задачи, которые необходимо решить программными методами:
создание условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем;
развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях;
создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях;
придание современного облика сельским территориям.
Подраздел 2.3 изменен с 22 марта 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 19 марта 2021 г. N 82
2.3. Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы
Реализация предусмотренных программных положений направлена на решение существующих проблем инженерного обустройства поселений и социальной жизни сельских граждан посредством выполнения в том числе и иных (а именно ведомственных) программ, осуществляемых на территории региона.
С целью повышения эффективности работы по преодолению существующих территориальных различий в уровне и качестве жизни сельского населения необходимо привлечение широкого круга участников. На основе муниципальных программ комплексного развития сельских территорий и при активном содействии предпринимательского сообщества и граждан в решении вопросов местного значения можно в достаточной мере улучшить качество и комфортность жизнедеятельности сельского населения.
Реализация государственной программы обеспечит достижение следующих положительных результатов:
сохранение доли сельского населения в общей численности населения региона на уровне 43,0%;
доведение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 90,0%;
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50,5% от общей площади жилых помещений;
улучшение жилищных условий:
предоставление 6,5 тыс. граждан, проживающих на сельских территориях (в сельских агломерациях), средств на улучшение жилищных условий, в том числе:
предоставление 0,3 тыс. граждан, проживающих на сельских территориях, социальных выплат на улучшение жилищных условий;
предоставление 0,3 тыс. граждан, проживающих на сельских территориях, жилых помещений (жилых домов) на условиях заключения договоров найма жилых помещений;
предоставление 5,8 тыс. граждан, проживающих на сельских территориях (в сельских агломерациях), жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготной ставке;
ввод (приобретение) 39,1 тыс. кв. м жилья проживающими на сельских территориях гражданами, которые построили (приобрели) жилье с использованием средств государственной поддержки, в том числе:
ввод (приобретение) гражданами, проживающими на сельских территориях, 18,2 тыс. кв. м жилья с использованием социальных выплат;
ввод (приобретение) 20,9 тыс. кв. м жилья, предоставляемого гражданам, проживающим на сельских территориях, на условиях найма жилых помещений;
привлечение гражданами льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) в сумме 9200000,0 тыс. рублей для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях (в сельских агломерациях);
предоставление гражданам, проживающим на сельских территориях, 3,2 тыс. льготных потребительских кредитов (займов) на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием;
привлечение гражданами потребительских кредитов (займов) в сумме 660000,0 тыс. рублей на обустройство жилых помещений (жилых домов) инженерными коммуникациями и оборудованием;
реализация проекта комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку в 1 населенном пункте, расположенном в сельской местности;
достижение значения показателя численности работников сельскохозяйственных организаций, граждан Российской Федерации, проходящих профессиональное обучение по ученическим договорам, договорам о целевом обучении в федеральных государственных образовательных организациях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, и иных федеральных органов исполнительной власти, - 0,03 тыс. человек;
достижение значения показателя численности привлеченных для прохождения производственной практики студентов, профессионально обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, и иных федеральных органов исполнительной власти, - 0,2 тыс. человек;
предоставление предпринимателям и организациям 0,2 тыс. льготных кредитов в объеме 525000,0 тыс. рублей для финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей), а также для покрытия расходов, связанных с их подключением, расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), строительство жилых зданий;
ввод в действие 0,5 тыс. проектов по благоустройству, реализованных на сельских территориях;
ввод в действие 13,4 км распределительных газовых сетей;
ввод в действие 64,8 км локальных водопроводов;
ввод в действие 25,6 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенным на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции;
ввод в действие 18 проектов комплексного развития, учитывающих интересы населения и бизнес-сообщества, проживающих и ведущих деятельность на сельских территориях.
Сведения об индикаторах государственной программы и их значениях приведены в приложении 1 к государственной программе.
2.4. Срок реализации государственной программы
Реализация государственной программы будет осуществляться в 2020-2025 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусматривается.
Раздел 3 изменен с 22 марта 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 19 марта 2021 г. N 82
3. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Перечень мероприятий государственной программы сформирован в соответствии с основными направлениями Стратегии устойчивого развития сельских территорий и госпрограммой "Комплексное развитие сельских территорий" с учетом анализа современного состояния и прогнозов развития сельских территорий Алтайского края, возможностей бюджетного софинансирования мероприятий, комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования, разработанных в соответствии с документами территориального планирования.
Субсидии на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с реализацией программных мероприятий, предоставляются при наличии муниципальных программ, направленных на комплексное развитие сельских территорий, а в 2020 году - при наличии муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий, в которых отражены программные мероприятия (направления), аналогичные настоящей государственной программе.
В государственной программе предлагается реализовать четыре блока мероприятий:
1) первый блок предполагает реализацию мероприятий по созданию условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем.
Повышение доступности жилья для граждан, проживающих на сельских территориях, предлагается осуществлять следующими способами:
предоставление гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья;
предоставление субсидий на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, передаваемого впоследствии гражданам по договорам найма с правом последующего выкупа;
предоставление гражданам ипотечных кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья по льготной ставке;
предоставление гражданам потребительских кредитов (займов) на повышение инженерного благоустройства домовладений по льготной ставке;
предоставление субсидий на обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок под компактную жилищную застройку;
2) второй блок - реализация мероприятий по развитию рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
Реализация данного направления будет способствовать повышению уровня занятости населения во всех отраслях сельской экономики и снижению уровня безработицы.
Содействие повышению уровня занятости населения, проживающего на сельских территориях, предлагается осуществлять следующим
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.