Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Подпрограмма "Развитие муниципальных учреждений культуры" муниципальной программы "Развитие культуры Суздальского района до 2025 года"
Паспорт изменен с 23 октября 2021 г. - Постановление администрации Суздальского района Владимирской области от 22 октября 2021 г. N 2148
Паспорт
подпрограммы "Развитие муниципальных учреждений культуры" муниципальной программы "Развитие культуры Суздальского района до 2025 года"
Наименование подпрограммы муниципальной программы |
"Развитие муниципальных учреждений культуры" |
||
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Отдел по культуре, спорту, семье и молодежной политике администрации Суздальского района |
||
Соисполнители подпрограммы |
МБУК "Суздальская районная централизованная библиотечная система", МБУК "Межпоселенческий методический культурно-досуговый центр" |
||
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
не предусмотрены |
||
Цели подпрограммы |
сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации |
||
Задачи подпрограммы |
- повышение доступности и качества библиотечных услуг, работы культурно-досуговых учреждений; - сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия района. |
||
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- книговыдача; - число посещений муниципальных библиотек; - количество мероприятий, проведенных силами культурно-досуговых учреждений; - количество зрителей на культурно-досуговых мероприятиях; - число посещений культурно-досуговых учреждений на платной основе (по нац. проекту "Культура"); - число участников культурно-досуговых формирований (по нац. проекту "Культура"); - количество посещений на мероприятиях с применением специализированных транспортных средств (по нац. проекту "Культура"); - увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры (по нац. проекту "Культура"). - динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и средней заработной платы во Владимирской области; - обеспеченность учреждениями культуры (соответствие их социальным нормативам и нормам); - увеличение числа учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве муниципальных учреждений культуры Суздальского района; - доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры (%). - количество муниципальных учреждений культуры, на которых проводятся мероприятия по ремонту и оснащению оборудованием (ед.) |
||
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2021 - 2025 годы, разделение на этапы не предусмотрено |
||
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы |
Общий объем средств, всех уровней бюджета на реализацию подпрограммы (тыс.рублей): |
||
Годы |
Расходы |
Всего |
|
2021 |
41944,3 |
195925,4 |
|
2022 |
34836,2 |
||
2023 |
42035,5 |
||
2024 |
38404,7 |
||
2025 |
38704,7 |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
- высокий уровень качества и доступности услуг библиотек, как в стационаре, так и дистанционно; - улучшение укомплектованности библиотечных фондов; - высокий уровень сохранности и эффективности использования библиотечных фондов; - укрепление материально-технической базы учреждений культуры; - создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, развития самодеятельного художественного творчества; - обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры ("Культурная среда"); - цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры ("Цифровая культура"); - значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов; - создание условий для реализации творческого потенциала ("Творческие люди"). |
9.1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма "Развитие муниципальных учреждений культуры" направлена на решение задачи 1 "Сохранение культурного и исторического наследия района, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала для граждан района" Программы.
Развитие библиотечного дела
Работа МБУК "Суздальская РЦБС" строится в соответствии с тематическим планом библиотеки, включающим в себя работу по районным программам и направлениям, обозначенным как приоритетные, а так же согласно знаменательным событиям.
В библиотеках Суздальского района проводятся различные мероприятия по продвижению книги и чтения: книжные выставки к юбилеям писателей и книг, экскурсии по библиотекам, беседы по творчеству писателей, часы поэзии и др.
Библиотеки учреждения работают в 28 населенных пунктах Суздальского района.
На 01.01.2020 года количество библиотек МБУК "Суздальская РЦБС" составляет 30 единиц, в том числе: центральная - 1, детская - 1, сельские - 27. Количество пользователей библиотечными услугами- 22456 человек, что составляет почти 50% жителей района.
Статус библиотеки "нового типа" имеет Боголюбовская библиотека. В библиотеках Суздальской централизованной библиотечной системы работают 47 сотрудников. Из них - 42 библиотечные работники. Специальное библиотечное образование имеют (64%), в том числе высшее - 12 человек.
Материально-техническая база библиотек находится в удовлетворительном состоянии.15 библиотек требуют текущего и косметического ремонта. За последние годы на проведение ремонтных и противоаварийных работ, укрепление материально-технической базы библиотек выделялись средства из районного бюджета. Были заменены окна в Добрынской и Садовой библиотеках, проведен ремонт Садовой и Омутстковской библиотек, установлен забор и отремонтировано крыльцо в Добрынской библиотеке, проведен ремонт кровли Боголюбовской библиотеки; приобретена мебель и интерактивный стол, предназначенный для предоставления информации пользователю посредством интерфейса на основе сенсорного экрана в центральную библиотеку. Все это позволяет вести работу на более высоком уровне.
Компьютеры имеют 13 библиотек, которые подключены к интернету.
Постановлением администрации Суздальского района от 09.04.2019 N 853 официальный сайт МБУК "Суздальская районная централизованная библиотечная система" suzdallib.ru утвержден информационным интернет-ресурсом о культуре Суздальского района. С целью популяризации и развития сайта МБУК "Суздальская районная централизованная библиотечная система" в 2019 году проведено обновление дизайна (визуализации) сайта, содержимое сайта полностью соответствует требованиям приказа Министерства культуры Российской Федерации от 20.02.2015 N 277. Модернизация сайта быстро дала результат. Число обращений к информационному интернет-ресурсу Суздальского района за 2019 год составило 11406 ед. (135%) при запланированном значении на текущий год - 8500 ед.
Основные проблемы технологического развития МБУК "Суздальская РЦБС" связаны с отсутствием финансирования на обновление компьютерного парка и программного обеспечения, антивирусных программ, обслуживание копировально-множительной техники. В ряде сельских поселений не имеется технической возможности для подключения высокоскоростного Интернета.
В 2019 году объем новых поступлений в библиотеки района значительно сократился. Если в 2018 году новые издания насчитывали 4558 экземпляров, то в 2019 году их количество сократилось до 3283 экземпляров. Сокращение новых поступлений из года в год носит постоянный характер, так как на фоне подорожания книжной продукции отсутствует увеличение объемов финансирования комплектования.
Комплектование фондов библиотек района происходит за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов. Пополнение происходило также за счет безвозмездных пожертвований, как от частных лиц, так и от организаций.
В 2019 году проведена независимая оценка качества работы МБУК "Суздальская РЦБС". Библиотечные услуги востребованы. Читатели в целом удовлетворены качеством услуг, но требуется улучшение материально-технической базы.
Большое значение в развитии современного библиотечного дела имеет проектная деятельность. Благодаря этой работе, возникают новые информационные и культурные услуги, увеличивается количество читателей. В 2017 году по итогам заседания Конкурсной комиссии по присуждению Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства Лауреатами премии в номинации "За создание для детей и юношества произведений в области литературы и искусства" стали сотрудники Боголюбовской библиотеки. Размер премии составил 200,0 тысяч руб.
В 2018 году в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 12.04.2018 г. N 83-рп "О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства" Боголюбовская библиотека стала обладателем Гранта Президента Российской Федерации в объеме 1,0 млн. руб. на осуществление проекта "Академия библиотечного туризма".
В 2018 году Новоалександровская библиотека была профинансирована из областного бюджета в объеме 200,0 ты. руб. на реализацию проекта "Дети войны-детям Победы". В 2020 году по результатам областного конкурса лучшим муниципальным учреждениям культуры стала Сновицкая библиотека. Размер полученной субсидии составил 100,0 тыс. руб. В этом же году Омутсковская библиотека выиграла грант на реализацию творческих проектов на селе в сфере культуры в размере 400,0 тыс. рублей.
В условиях нехватки финансирования средства, полученные от проектной деятельности, направляются не только на новые услуги, но и на развитие материально-технической базы библиотек.
Культурно-досуговая деятельность
В пяти муниципальных образованиях Суздальского района продолжали осуществлять свою деятельность 34 культурно - досуговых учреждения: МБУК "Межпоселенческий методический культурно - досуговый центр"; МБУК "Центр культуры и досуга города Суздаля", МБУК "Центр народного творчества"; МКУК "Павловский культурно - досуговый центр" (7 объектов), "Селецкий культурно - досуговый центр" (10 объектов), "Новоалександровский культурно - досуговый центр" (8 объектов), МКУК "Боголюбовское культурно - досуговое объединение" с пятью филиалами.
С 2015 года Суздальский район на условиях софинансирования активно участвует в реализации государственной программы Владимирской области "Развитие культуры до 2020 года" по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры. Выделение средств областного и местных бюджетов позволило провести ремонтные работы и оснастить специализированным оборудованием многие учреждения культуры района.
В 2018 году Суздальский район вошел в число территорий, которые получили специализированный миктроавтобус-автоклуб стоимостью 1592,0 тыс. руб. для развития культурно-досуговой деятельности, приобретенный на средства федерального гранта. Автоклуб оснащен бензогенератором для автономного питания оборудования, беспроводными усиленными микрофонами и петличками, звуковой аппаратурой и микшером.
В 2019 г. при поддержке администрации Владимирской области было закончено строительство нового Дома культуры в поселке Боголюбово.
Ежегодно учреждениями клубного типа для всех возрастных и социальных слоев населения организуются и проводятся более 6000 культурно - массовых мероприятий с охватом населения 333,0 тыс. человек.
Из общего числа культурно - массовых мероприятий программы культурно - досугового характера составляют более 4000 мероприятия, информационно - просветительского - 1800. Для детской аудитории было проведено более 2300 мероприятий, для молодежи в возрасте от 15 - 24 лет 897 программ.
В учреждениях культуры района ежегодно проводятся более 700 платных мероприятий, что является актуальным в рамках реализации национального проекта "Культура".
Основным направлением в деятельности муниципальных учреждений культуры города и района в отчетном году оставалась организация досуга различных возрастных и социальных групп населения: пенсионеров, работающих, детей, подростков и молодежи.
Учреждениях культурно-досугового типа участвуют в грантовой деятельности. В 2015 году во Владимирской области впервые были учреждены региональные гранты на реализацию творческих проектов на селе "Играй, гармонь!". Государственную поддержку до 1 млн. рублей получили: директор муниципального ансамбля фольклорной песни "Радуница" К.С. Васин, хормейстер народного фольклорного ансамбля "Славушка" Ославского Дома культуры В.Ф. Водянов, творческие коллективы Боголюбовского Дома культуры в лице Е.А. Прозоровской. МКУК "Боголюбовское культурно-досуговое объединение" становится победителем в конкурсном отборе заявок на получение из областного бюджета грантов на реализацию творческих проектов: "Круг земного бытия - от Рождества до Рождества" и "Жива гармонь, жива Россия" в объеме 1 915,0 тыс. рублей. Финансовые средства, выделенные из областного бюджета, были направлены на пропаганду народного творчества и приобщение к культурным ценностям населения, проживающего в сельской местности. Благодаря полученным средствам, была обновлена материально-техническая база Боголюбовского и Ославского Домов культуры, пошиты новые костюмы ансамблям "Любава" и "Славушка". Исполнителями было дано более 50 концертов на различных площадках Владимирской области. Новые музыкальные инструменты, аппаратура позволили улучшить качество выступлений коллективов, появились новые творческие идеи, и привлекло большее количество зрителей на концерты.
В 2016 году огромным успехом для образцового фольклорного ансамбля "Травень", образцового хореографического ансамбля "Весна" - МКУК "Боголюбовское КДО", семейного ансамбля "Лад" из поселка Садовый стала победа в региональном конкурсе творческих проектов на селе "Дорогами народных традиций". За разработку новых проектов: "Владимирская вечерка" (исполнитель проекта образцовый фольклорный ансамбль "Травень"), "В традициях народа - сила страны" (образцовый хореографический ансамбль "Весна") МКУК "Боголюбовское культурно-досуговое объединение" получило грант в объеме 915,0 тыс. рублей, Дом культуры п. Садовый (проект "С традициями - в современность") - 400,0 тыс. руб. Указанные средства были направлены на пошив новых костюмов для коллективов, приобретение музыкальных инструментов, сценическую обувь. В 2017 году победителем областного проекта "Наследники традиций" и получателем Гранта в размере 200 тысяч рублей стал детский фольклорный ансамбль "Берёзонька" (руководитель А. И. Емелин) Дома культуры поселка Красногвардейский. Полученные денежные средства были израсходованы на пошив сценических костюмов для коллектива.
В 2019 году Кинеева Т.Г. администратор клуба в с. Спасское Городище МКУК "Павловский КДЦ" выиграла грант в размере 200,0 руб., который был направлен на развитие сельского клуба, укрепление его материально-технической базы.
Исходя из современных условий, потребностей населения и выполнения муниципального заказа, учреждениям культурно-досуговой сферы необходима модернизация традиционных форм деятельности путем разработки и внедрения системы мер по повышению качества досуговой деятельности, развитию внестационарных форм обслуживания населения, формированию единого информационного пространства, наращиванию информационно-коммуникационного потенциала и укреплению материально-технической базы. Деятельность культурно-досуговых учреждений должна осуществляться на основе социологических исследований культурных потребностей, творческих и досуговых интересов населения.
При достигнутых положительных результатах работы учреждений культуры района за последние годы многие из проблем остаются нерешенными, в их числе:
- заметное снижение культурно-образовательного уровня населения;
- диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры на селе и в городе;
- неудовлетворительное состояние большинства зданий культуры, находящихся в ведении муниципальных образований сельских поселений;
- частичное сокращение сети культурно-досуговых учреждений;
- дефицит квалифицированных кадров в сфере культуры.
Учреждений культуры района нуждаются в финансовой поддержке, что является основной проблемой успешного развития. Необходима финансовая поддержка муниципальных учреждений сферы культуры не только на уровне муниципалитета, но и регионом.
Реализация Подпрограммы к 2025 году позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ, повысить уровень посещения платных мероприятий, внедрить современные информационные и творческие технологии в культурную деятельность (онлайн мероприятия), создать систему широкой информированности населения о культурной жизни района и установить устойчивую обратную связь.
9.2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и этапов ее реализации
Приоритеты муниципальной политики Суздальского района в сфере реализации Подпрограммы определены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Основами законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1), Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".
В соответствии с указанными правовыми актами к приоритетам муниципальной политики района в сфере развития муниципальных учреждений культуры относятся обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения услуг учреждений культуры, качество и комфортность получения услуг.
В соответствии с долгосрочными приоритетами в сфере развития муниципальных учреждений культуры определены цель и задачи Подпрограммы.
Целью Подпрограммы является устойчивое и эффективное функционирование учреждений культуры для возможного увеличения доступа населения к культурным ценностям и информации.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- повышение доступности и качества библиотечных услуг, работы культурно-досуговых учреждений;
- сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия района.
Показатели (индикаторы) Подпрограммы приведены в таблице N 1 приложения к Программе, и включают в себя:
- книговыдача;
- число посещений муниципальных библиотек;
- количество мероприятий, проведенных силами культурно-досуговых учреждений;
- количество зрителей на культурно-досуговых мероприятиях;
- число посещений культурно-досуговых учреждений на платной основе (по нац. проекту "Культура");
- число участников культурно-досуговых формирований (по нац. проекту "Культура");
- количество посещений на мероприятиях с применением специализированных транспортных средств (по нац. проекту "Культура");
- увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры (по нац. проекту "Культура").
- динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и средней заработной платы во Владимирской области;
- обеспеченность учреждениями культуры (соответствие их социальным нормативам и нормам);
- доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры (%).
- количество муниципальных учреждений культуры, на которых проводятся мероприятия по ремонту и оснащению оборудованием (ед.)
Исполнители Подпрограммы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий Подпрограммы, целевое и рациональное использование финансовых средств, предусмотренных Подпрограммой.
Отдел по культуре, спорту, семье и молодежной политике, как руководитель Программы, координирует деятельность и обобщает сведения о ходе реализации Подпрограммы.
Финансирование Подпрограммы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на указанные цели администрацией Суздальского района.
Сроки реализации Подпрограмма: 2021 - 2025 годы. Разделение Подпрограммы на этапы не предусматривается.
9.3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Подпрограммой предусмотрена реализация следующих основных мероприятий, направленных на решение задач и достижение цели Подпрограммы:
- развитие библиотечного дела;
- комплектование книжных фондов муниципальных библиотек;
- сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия народов (развитие КДУ и проведение мероприятий);
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
- ремонтные и противоаварийные мероприятия учреждений культуры;
- повышение оплаты труда работников учреждений культуры в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597;
- меры социальной поддержки работников учреждений культуры;
- поддержка лучших работников муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений;
- поддержка лучших сельских учреждений культуры.
9.4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
При планировании ресурсного обеспечения реализации мероприятий Подпрограммы учитывалась социальная и экономическая значимость осуществления мероприятий Подпрограммы.
Одним из главных условий реализации Подпрограммы является ее полное и стабильное финансовое обеспечение. Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджетов разных уровней.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, ежегодно определяется в соответствии с Решением Совета народных депутатов Суздальского района.
Подраздел 9.5 изменен с 23 октября 2021 г. - Постановление администрации Суздальского района Владимирской области от 22 октября 2021 г. N 2148
9.5. Информация по ресурсному обеспечению за счет средств бюджета района (с расшифровкой по главным распорядителям бюджета района, основным мероприятиям Подпрограммы, а также по годам реализации Подпрограммы), другим источникам финансирования и направлениям затрат
Объем финансового обеспечения реализации Подпрограммы за весь период реализации составит 195 925,4 тыс.рублей, в том числе:
2021 год - 41944,3 тыс. руб.
2022 год - 34836,2 тыс. руб.
2023 год - 42035,5 тыс. руб.
2024 год - 38404,7 тыс. руб.
2025 год - 38704,7 тыс. руб.
При изменении расходов бюджета района на финансирование Подпрограммы в размере, отличном от предусмотренного Паспортом Подпрограммы, осуществляется внесение изменений в Подпрограмму.
Объемы финансового обеспечения Программы утверждаются решением Совета народных депутатов Суздальского района на соответствующий год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджета района.
9.6. Прогноз конечных результатов реализации Подпрограммы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения Суздальского района, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, предполагает достижение следующих результатов:
- высокий уровень качества и доступности услуг библиотек, как в стационаре, так и дистанционно;
- улучшение укомплектованности библиотечных фондов;
- высокий уровень сохранности и эффективности использования библиотечных фондов;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
- создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, развития самодеятельного художественного творчества;
- увеличение доли учреждений культуры и искусства, находящихся в муниципальной собственности, состояние которых является удовлетворительным.
- обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры ("Культурная среда");
- цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры ("Цифровая культура");
- значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов;
- создание условий для реализации творческого потенциала ("Творческие люди").
9.7. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К числу частично управляемых рисков относится дефицит высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат.
Реализация Подпрограммы также сопряжена с рядом макроэкономических, социальных, финансовых и иных рисков, которые могут привести к несвоевременному или неполному решению задач Подпрограммы, нерациональному использованию ресурсов, другим негативным последствиям.
Способы минимизации рисков:
- проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном и областном законодательстве и своевременная корректировка нормативных правовых актов Суздальского района;
- оперативная разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий Подпрограммы.
9.8. Порядок и методика оценки эффективности Подпрограммы
Эффективность реализации Подпрограммы оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) по годам по отношению к предыдущему году и нарастающим итогом к базовому году.
Оценка степени эффективности Программы производится путем сопоставления фактически достигнутых показателей (индикаторов) и их плановых значений по формуле:
, где:
Сд - степень достижения цели;
Зф - фактическое значение показателя (индикатора);
Зп - плановое значение показателя (индикатора).
Если степень достижения каждой цели не ниже 90%, реализация Программы характеризуется высоким уровнем эффективности. Если степень достижения каждой цели находится в интервале 75 - 90%, реализация Программы характеризуется удовлетворительным уровнем эффективности. При значениях степени достижения целей ниже 70% эффективность Программы оценивается как неудовлетворительная.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.