Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к государственной программе
Алтайского края "Содействие
занятости населения
Алтайского края"
Подпрограмма 1
"Содействие эффективной занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края"
10 апреля, 27 августа, 9 декабря 2020 г., 11 марта, 6 сентября, 10 декабря 2021 г.
Паспорт изменен с 10 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 10 декабря 2021 г. N 453
Паспорт
подпрограммы 1 "Содействие эффективной занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель государственной программы) |
управление Алтайского края по труду и занятости населения (УТЗН Алтайского края) |
Участники подпрограммы |
Министерство социальной защиты Алтайского края (Минсоцзащита Алтайского края); Министерство промышленности и энергетики Алтайского края; управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности; центры занятости населения краевых государственных казенных учреждений управлений социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) (далее также - "центры занятости населения", "органы службы занятости"); работодатели (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
повышение занятости населения Алтайского края и обеспечение прав граждан на защиту от безработицы, снижение напряженности на рынке труда Алтайского края и поддержка эффективной занятости населения |
Задачи подпрограммы |
содействие вовлечению в эффективную занятость безработных граждан, в том числе обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда; повышение мобильности рабочей силы на региональном рынке труда; содействие сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест; реализация системы государственных гарантий в сфере осуществления гражданами права на труд и защиту от безработицы; содействие созданию и сохранению рабочих мест, предотвращение увольнений работников; восстановление численности занятого населения после введения ограничительных мероприятий по нераспространению коронавирусной инфекции |
Показатели подпрограммы |
уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда); отношение численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы; доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы; удельный вес безработных граждан в возрасте 16-29 лет, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 16-29 лет, зарегистрированных в органах службы занятости; численность трудоустроенных на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и на общественные работы безработных граждан и граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости (в среднегодовом исчислении); коэффициент напряженности на рынке труда (на конец периода); численность занятого населения в возрасте 15 лет и старше; доля государственных услуг в области содействия занятости населения, установленных нормативными актами федерального уровня, предоставляемых в электронном виде посредством единой цифровой платформы "Работа в России" |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 1 "Содействие эффективной занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" (далее - "подпрограмма 1") составляет 7822160,1 тыс. рублей, из них: из федерального бюджета - 6931657,9 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 3060468,1 тыс. рублей; в 2021 году - 1774273,8 тыс. рублей; в 2022 году - 1044034,2 тыс. рублей; в 2023 году - 1052881,8 тыс. рублей; из краевого бюджета - 439002,2 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 87824,0 тыс. рублей; в 2021 году - 87703,3 тыс. рублей; в 2022 году - 87825,0 тыс. рублей; в 2023 году - 87825,0 тыс. рублей; в 2024 году - 87824,9 тыс. рублей; из внебюджетных источников (средства работодателей) - 451500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 90300,0 тыс. рублей; в 2021 году - 90300,0 тыс. рублей; в 2022 году - 90300,0 тыс. рублей; в 2023 году - 90300,0 тыс. рублей; в 2024 году - 90300,0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
снижение уровня безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) до 5,9% в среднем за 2024 год; увеличение отношения численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, до 60,4% в 2024 году; увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, до 52,1% в 2024 году; удельный вес безработных граждан в возрасте 16-29 лет, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 16-29 лет, зарегистрированных в органах службы занятости, к в среднем за 2024 год не превысит 4,6%; обеспечение трудоустройства на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и на общественные работы безработных и ищущих работу граждан - 275 человек; предотвращение роста напряженности на рынке труда к концу 2020 года (не более 2,0 незанятого гражданина на одно вакантное рабочее место); обеспечение численности занятого населения в возрасте 15 лет и старше к IV кварталу 2021 года не ниже уровня 2019 года (1073,8 тыс. человек); увеличение доли государственных услуг в области содействия занятости населения, установленных нормативными актами федерального уровня, предоставляемых в электронном виде посредством единой цифровой платформы "Работа в России", до 100% к концу 2024 года |
Раздел 1 изменен с 10 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 9 декабря 2020 г. N 523
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1
В целом тренд общей безработицы в Алтайском крае на протяжении последних двух лет совпадает с общероссийской тенденцией, при этом в динамике по годам этот показатель выше, чем в среднем по России на 1,3-1,7 процентных пункта.
Ситуация на регистрируемом рынке труда в 2018 году характеризовалась стабильным уровнем занятости.
Сократились масштабы высвобождений работников - более, чем на треть по сравнению с 2016 годом и на 12% по сравнению с 2017 годом. В 2018 году из организаций края высвобождено 4,6 тыс. человек (в 2017 году - 5,2 тыс. человек).
Численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась с 18,7 тыс. человек на 01.01.2018 до 17,4 тыс. человек на 01.01.2019. Соответственно снизился уровень регистрируемой безработицы к численности рабочей силы - с 1,61% до 1,53%.
Отмечен рост потребности работодателей в кадрах, заявленной в органы службы занятости, со 160,1 тыс. единиц в 2017 году до 161,3 тыс. единиц в 2018 году. В результате коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) уменьшился с 1,2 на начало 2018 года до 1,1 на начало 2019 года.
Основная доля заявленных вакансий традиционно приходится на сферу обрабатывающих производств (17%), сельского хозяйства (13%), оптовой и розничной торговли (13%).
Структура спроса на рабочую силу по видам занятий: 33% составляют свободные рабочие места для квалифицированных рабочих, 26% - вакансии для руководителей и специалистов высшего и среднего уровней квалификации, 23% - для неквалифицированных рабочих, 18% - для иных служащих и работников сферы обслуживания.
В 2018 году среди квалифицированных рабочих наиболее востребованными стали электромонтеры, сварщики, токари, слесари, операторы станков с программным управлением, фрезеровщики, станочники широкого профиля; среди работников аграрного сектора - агрономы, трактористы-машинисты, операторы машинного доения, животноводы, овощеводы, ветеринарные врачи. Высоким спросом отмечены работники пищевой промышленности: технологи пищевого производства, изготовители пищевых полуфабрикатов, формовщики теста, жиловщики и обвальщики мяса, операторы линии и наладчики станков в производстве пищевой продукции.
С развитием туризма в Алтайском крае востребованы специалисты по гостеприимству, менеджеры по туризму, профессионалы в области общественного питания и обслуживания (кондитер, повар, пекарь, официант, бармен, горничная).
Традиционно востребованы работники сферы здравоохранения (врач, провизор, фармацевт, рентгенлаборант, средний медицинский персонал), педагогические работники (учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, художественный руководитель, тренер - преподаватель по спорту), специалисты с техническим образованием (инженер, программист, инженер-конструктор, техник).
Отличительной особенностью Алтайского края является высокая доля сельского населения - 43%. Это один из наиболее высоких показателей в Российской Федерации (в целом по стране доля сельских жителей - 25%, по Сибирскому федеральному округу - 26%). В организациях сельского хозяйства занято 12,6% работающих жителей региона (в России - 7,1%).
В результате сохраняется существенная дифференциация уровня регистрируемой безработицы по поселенческому аспекту. По состоянию на 01.01.2019 года в 31 муниципальном образовании Алтайского края уровень безработицы превышал краевое значение более чем в 2 раза.
Кроме того, сезонность производства, характерная для агропромышленного комплекса, обуславливает значительные колебания занятости в течение года. Так, в летние периоды времени занятость населения больше, чем зимой, что отражается на рынке труда региона. Традиционно в период с декабря по март отмечается рост безработицы, а с апреля по ноябрь - снижение.
Остается актуальной структурная безработица - несоответствие вакансий, предоставляемых работодателями, образовательному и квалификационному уровню безработных граждан, стоящих на учете в органах службы занятости. Так, порядка 65% заявленных вакансий - по рабочим профессиям, в то же время порядка 30% безработных граждан имеют среднее профессиональное образование.
Также на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. К ним относятся женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, инвалиды, граждане предпенсионного и пенсионного возраста, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории, граждан.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость реализации системы мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для рынка труда края в целом и отдельных его территорий, с учетом приоритетов развития региона на среднесрочную перспективу. С помощью программно-целевого метода необходимо обеспечить адресность инвестирования бюджетных средств, концентрацию сил на приоритетных направлениях государственной политики в сфере занятости населения, своевременное реагирование на возникающие изменения на рынке труда, координацию действий отдельных его участников.
В 2020 году в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по некоторым макроэкономическим показателям Алтайского края отмечаются неблагоприятные тренды.
За январь-май 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизились индекс промышленного производства до 98,9%, объем оказанных платных услуг с 43 436,6 млн. рублей до 41 000,5 млн. рублей, составив 91,0% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года.
Возросло с начала апреля 2020 года число работников, находящихся в неполной занятости. Максимальные объемы зафиксированы 21.04.2020 - 12,5 тыс. человек. По состоянию на 01.07.2020 в неполной занятости находились 5,6 тыс. человек, в том числе в организациях обрабатывающей промышленности 1,0 тыс. человек, санаторно-курортного комплекса 2,5 тыс. человек.
С начала 2020 года из организаций края высвобождено 1,9 тыс. человек. В июле-октябре 2020 года 158 организаций края планируют высвободить еще 1,5 тыс. работников, в январе-октябре 2019 года фактически было высвобождено 3,1 тыс. работников.
Кроме того, по данным обследования рабочей силы в 2020 году, как и в целом по России, отмечается увеличение численности граждан, классифицируемых по методологии МОТ как безработные. В мае-июле 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года общая численность безработных (по методологии МОТ) возросла на 8,9 тыс. человек, составив 67,0 тыс. человек, или 6,1% от численности рабочей силы (в мае-июле 2019 года - 58,1 тыс. человек и 5,1% соответственно). Снизилась численность занятого населения в возрасте 15 лет и старше, составив в мае-июле 2020 года 1023,1 тыс. человек, что на 49,7 тыс. человек меньше, чем в соответствующем периоде 2019 года (в мае-июле 2019 года - 1072,8 тыс. человек).
Кроме того, по данным обследования рабочей силы в 2020 году, как и в целом по России, отмечается увеличение численности граждан, классифицируемых по методологии МОТ как безработные. В марте-мае 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года общая численность безработных (по методологии МОТ) возросла на 2,7 тыс. человек, составив 68,0 тыс. человек, или 6,0% от численности рабочей силы (в марте-мае 2019 года - 65,3 тыс. человек и 5,8% соответственно).
Также наблюдается снижение количества вакантных рабочих мест. По сравнению с данными на 01.01.2020 потребность работодателей в работниках снизилась на 1,2 тыс. единиц, составив 15,4 тыс. вакантных рабочих мест по состоянию на 01.07.2020. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) возрос с 1,1 на 01.01.2020 до 2,1 на 01.07.2020.
Раздел 2 изменен с 10 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 9 декабря 2020 г. N 523
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы 1, сроки и этапы реализации подпрограммы 1
Подраздел 2.1 изменен с 10 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 10 декабря 2021 г. N 453
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1
Подпрограмма 1 разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 980 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"; Планом первоочередных мероприятий по обеспечению экономической устойчивости Алтайского края в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции от 26.03.2020 N 43-п", Стратегией цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утвержденной Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края от 18.08.2021 N 116-п.
Подраздел 2.2 изменен с 7 сентября 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 6 сентября 2021 г. N 326
2.2. Цели, задачи, показатели и мероприятия подпрограммы 1
Целью подпрограммы 1 является повышение занятости населения Алтайского края и обеспечение прав граждан на защиту от безработицы, снижение напряженности на рынке труда Алтайского края и поддержка эффективной занятости населения.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1.1.1. Содействие вовлечению в эффективную занятость безработных граждан, в том числе обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда;
1.1.2. Повышение мобильности рабочей силы на региональном рынке труда;
1.1.3. Содействие сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест;
1.1.4. Реализация системы государственных гарантий в сфере осуществления гражданами права на труд и защиту от безработицы.
1.1.5. Содействие созданию и сохранению рабочих мест, предотвращение увольнений работников.
1.1.6. Восстановление численности занятого населения в возрасте 15 лет и старше после введения ограничительных мероприятий по нераспространению коронавирусной инфекции.
Подраздел 2.2 дополнен подпунктом 1.1.7 с 10 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 10 декабря 2021 г. N 453
1.1.7. Формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, поддержку занятости населения в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях.
Финансируемые мероприятия подпрограммы 1 приведены в таблице 2 к государственной программе (мероприятия 1.1.1.1-1.1.5.1).
Нефинансируемые мероприятия подпрограммы 1, которые реализуются центрами занятости населения, УТЗН Алтайского края и работодателями (по согласованию) с 2020 по 2021 годы:
Задача 1.1.6. Восстановление численности занятого населения после введения ограничительных мероприятий по нераспространению коронавирусной инфекции.
Мероприятие 1.1.6.1. Мониторинг ситуации на рынке труда Алтайского края, в том числе в моногородах.
Мероприятие 1.1.6.2. Осуществление оперативных превентивных мер в ситуации запланированного высвобождения и мер для высвобожденных работников (предувольнительные консультации на предприятиях, подбор вакансий и другие).
Мероприятие 1.1.6.3. Проведение специальных мероприятий по профилированию в целях подбора услуг гражданину и повышение качества заполнения вакансий.
Мероприятие 1.1.6.4. Реализация опережающих мер по обеспечению кадровой потребности предприятий Алтайского края (маркетинговые визиты к работодателям, семинары и круглые столы с участием представителей кадровых служб организаций края, гарантированные собеседования и другие).
Мероприятие 1.1.6.5. Организация работы по наполнению работодателями сведениями о потребности в работниках информационно аналитической системы Общероссийской базы вакансий "Работа в России".
Мероприятие 1.1.6.6. Информирование о государственных услугах в области содействия занятости населения и сервисах информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий "Работа в России".
Мероприятие 1.1.6.7. Реализация мероприятий Комплекса мер, направленных на восстановление численности занятого населения Алтайского края.
Показатели достижения указанной цели:
уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда);
отношение численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы;
доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы;
удельный вес безработных граждан в возрасте 16-29 лет, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 16-29 лет, зарегистрированных в органах службы занятости (в среднегодовом исчислении);
численность трудоустроенных на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и на общественные работы безработных и ищущих работу граждан;
коэффициент напряженности на рынке труда (на конец периода);
численность занятого населения в возрасте 15 лет и старше;
доля государственных услуг в области содействия занятости населения, установленных нормативными актами федерального уровня, предоставляемых в электронном виде посредством единой цифровой платформы "Работа в России".
Подраздел 2.3 изменен с 10 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 10 декабря 2021 г. N 453
2.3. Конечные результаты реализации подпрограммы 1
В результате реализации подпрограммы 1 ожидается:
снижение уровня безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) до 5,9% в среднем за 2024 год;
увеличение отношения численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, до 60,4% в 2024 году;
увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, до 52,1% в 2024 году;
удельный вес безработных граждан в возрасте 16-29 лет, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 6-29 лет, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за 2024 год не превысит 4,6%;
обеспечение трудоустройства на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и на общественные работы безработных и ищущих работу граждан - 275 человек;
предотвращение роста напряженности на рынке труда к концу 2020 года (не более 2,0 незанятого гражданина на одно вакантное рабочее место);
обеспечение численности занятого населения в возрасте 15 лет и старше к IV кварталу 2021 года не ниже уровня 2019 года (1073,8 тыс. человек);
увеличение доли государственных услуг в области содействия занятости населения, установленных нормативными актами федерального уровня, предоставляемых в электронном виде посредством единой цифровой платформы "Работа в России", до 100% к концу 2024 года.
2.4. Сроки реализации подпрограммы 1
Реализация подпрограммы 1 будет осуществляться в период с 2020 года по 2024 год. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
Раздел 3 изменен с 10 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 10 декабря 2021 г. N 453
3. Объем финансирования подпрограммы 1
Финансирование подпрограммы 1 осуществляется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, внебюджетных источников (средства работодателей).
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 1 составляет 7822160,1 тыс. рублей, из них:
из федерального бюджета - 6931657,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 3060468,1 тыс. рублей;
в 2021 году - 1774273,8 тыс. рублей;
в 2022 году - 1044034,2 тыс. рублей;
в 2023 году - 1052881,8 тыс. рублей;
из краевого бюджета - 439002,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 87824,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 87703,3 тыс. рублей;
в 2022 году - 87825,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 87825,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 87824,9 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (средства работодателей) - 451500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 90300,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 90300,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 90300,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 90300,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 90300,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
Финансирование мероприятий государственной программы за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 30.12.2011 N 792 О реализации в Алтайском крае полномочий в области содействия занятости населения".
4. Механизм реализации подпрограммы 1
Контроль за ходом реализации подпрограммы 1 осуществляется. УТЗН Алтайского края, которым определяются формы и методы организации управления реализацией подпрограммы.
Ответственность за реализацию подпрограммы 1 и достижение конечных результатов, эффективное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет УТЗН Алтайского края.
УТЗН Алтайского края ежегодно подготавливает информацию о ходе реализации подпрограммы 1 за предыдущий год, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации подпрограммы, и направляет ее:
в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
в Федеральную службу по труду и занятости;
в Министерство финансов Российской Федерации.
В целях мониторинга реализации подпрограммы 1 УТЗН Алтайского края подготавливает необходимую информацию в Министерство экономического развития Алтайского края (в порядке и в сроки, предусмотренные постановлением Администрации Алтайского края от 23.09.2013 N 502).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.