Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблем, на решение которых направлена программа
В городе Набережные Челны соблюдаются условия для реализации конституционных прав личности в языковой сфере, созданы необходимые условия для обучения и воспитания учащихся на своем родном языке. Целенаправленно воспитывается уважительное отношение к конституционному статусу двух государственных языков.
В ведении управления образования Исполнительного комитета находится 129 дошкольных образовательных учреждений. В двух дошкольных образовательных учреждениях образовательный процесс организован полностью на родном татарском языке - МБДОУ N 49 "Гульназ" и МБДОУ N 82 "Подсолнушек". В них воспитывается 545 детей.
В 129 ДОУ города воспитывается 13934 ребенка татарской национальности, что составляет 40,1% от общего количества детей в ДОУ.
В детских садах города функционируют 1509 групп, из них 354 - группы с татарским языком воспитания и обучения (23,4%).
Количество воспитанников в группах с татарским языком воспитания и обучения - 8359, из них дети татарской национальности - 90,1%; дети от смешанных браков - 0,3%, другие национальности - 0,7%.
Во вновь укомплектованных группах с татарским языком обучения лишь 30% детей владеют родным языком на высоком уровне (понимают обращенную речь, отвечают на задаваемые вопросы, инициируют общение).
В 78 образовательных организациях города Набережные Челны обучаются 62428 учащихся. По национальному составу обучаются дети более 62 национальностей. Наиболее многочисленными являются: русские - 27564 (44%), татары - 25866 (41,4%), другие национальности - 8998 (14,6%).
В городе функционируют 11 татарских школ, из них 3 гимназии (N 2, N 29, N 54), два лицея-интерната (N 79, N 84), одна школа с углубленным изучением предметов (N 18). В 2019-2020 учебном году в них обучались 8173 учащихся, 6077 (74,4%) из них учащиеся татарской национальности, что составляет 23,4% от общего количества детей татарской национальности. По городу от общего количества детей охват обучением на родном языке составляет 8%, охват воспитанием детей-татар на родном языке 21%.
В общеобразовательных организациях города также открываются классы с воспитанием на татарском языке.
Системная работа Исполнительного комитета, педагогической общественности по созданию условий для возрождения национального самосознания позволяет сохранить базу национального образования, развитию модели поликультурной среды.
На базе муниципального автономного учреждения культуры "Дом дружбы народов "Родник" работают 9 клубных объединений любителей родного языка. В этих клубах дети разных национальностей приобщаются к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям, изучают родной язык.
Большое влияние на развитие языков оказывает информационное пространство. В последнее время наблюдается сокращение лексического объема языков, увеличение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, в том числе в средствах массовой информации. Язык молодежи перенасыщен неоправданными иностранными заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами и издержками компьютерной лексики. Необходима выработка механизма защиты языков на всех уровнях государственной, ведомственной и муниципальной власти при активном участии общественных организаций.
В условиях глобализации усиливаются процессы культурной ассимиляции татар, как в России, так и во всем мире, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции, безусловным транслятором которых является татарский язык. Сохраняется тенденция сокращения численности татар, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения татарским языком наблюдается сокращение сферы использования татарского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту. Эти процессы сопровождаются уменьшением количества классов с обучением на татарском языке, отсутствием татарских отделений при образовательных организациях профессионального и высшего образования, потерей политико-правовых и институциональных возможностей для полноценного функционирования системы образования на родном татарском языке. Угроза потери татарским народом родного языка и этнической культуры усиливает актуальность проблемы сохранения, развития и распространения татарского языка, литературы и культуры.
Национальное образование и воспитание, расширение использования татарского языка во всех сферах жизнедеятельности является важным фактором сохранения родного (татарского) языка. Настоящая программа разработана на основе анализа опыта реализации предыдущих программ с использованием новых ключевых принципов, призванных обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов проблемы, эффективность принимаемых мер и результативность воздействия программы на все основные факторы, от которых зависит жизнеспособность языков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.