Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 25.11.2020 N 2020-П
Обращение
депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину о необходимости урегулирования отдельных вопросов, связанных с восстановлением водохозяйственного комплекса Краснодарского края
Уважаемый Михаил Владимирович!
На территории Краснодарского края находится большое количество водных объектов. Водные ресурсы края представлены территориальными морскими водами Черного и Азовского морей, реками, лиманами, озерами, водохранилищами, многочисленными каналами водохозяйственных систем и подземными водами.
В регионе расположены 7751 река общей протяженностью 29125 км (самая крупная река - Кубань), 1090 озер и лиманов (80 процентов из них сосредоточено в Восточном Приазовье и в дельте реки Кубань), 2177 гидротехнических сооружений (прудов и водохранилищ).
К числу факторов, негативно влияющих на состояние водных объектов, расположенных в предгорных и горных районах Краснодарского края, их пропускную способность, относится неудовлетворительное состояние русел рек, которое обусловлено многочисленными заторами, образованными в результате скопления подмытых и поваленных деревьев, а также гидротехнических сооружений на водных объектах.
Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации отнесено к полномочиям в области водных отношений, переданным субъектам Российской Федерации, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (статья 26 Водного кодекса Российской Федерации). Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий включают в себя работы по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистке, дноуглублению и спрямлению, предпаводковому и паводковому обследованию паводкоопасных территорий и водных объектов, проведению уполаживания берегов, их биогенное закрепление и укрепление гравийно-песчаной смесью и каменной наброской, включая проектные работы.
Расчет размера предоставляемых субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с методикой распределения средств субвенций между субъектами Российской Федерации. Размер предоставляемой субвенции является расчетной величиной и не зависит от реальной потребности.
В настоящее время наблюдается сокращение ежегодных лимитов предоставляемых субвенций из федерального бюджета. Так, размер субвенции на осуществление переданных полномочий в 2009 году составлял 140,95 млн. рублей, в 2019 году - 67,76 млн. рублей. При этом из общего объема субвенции на мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидацию последствий (расчистку рек) направлено 34,33 млн. рублей, на мероприятия по охране водных объектов в рамках переданных полномочий - 33,43 млн. рублей.
На 2020 год общий размер субвенции, предусмотренной Краснодарскому краю на реализацию переданных полномочий, составляет 72,65 млн. рублей, из них на мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидацию последствий (расчистку рек) предусмотрено 50,66 млн. рублей, на проведение водоохранных мероприятий - 21,99 млн. рублей.
При этом, учитывая количество рек, расположенных на территории Краснодарского края, и их общую протяженность, фактическая потребность в финансировании значительно больше. Только для реализации комплекса мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в октябре 2018 года на территориях муниципальных образований Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи, необходимо порядка 624,00 млн. рублей.
Кроме того, на протяжении последних лет остро стоит вопрос о проведении берегоукрепительных и противооползневых работ в береговой зоне Черного и Азовского морей. Законодательным Собранием Краснодарского края и администрацией Краснодарского края неоднократно направлялись обращения в Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации о необходимости выделения средств федерального бюджета на проведение берегоукрепительных и противооползневых работ в береговой зоне Черного и Азовского морей.
С 1 января 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 488-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 67.1 Водного кодекса Российской Федерации" переданные полномочия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий будут распространены также в отношении внутренних морских вод. Таким образом, они будут дополнительно включать в себя и мероприятия по предотвращению разрушения берегов путем уполаживания, биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
При этом в действующих методиках распределения средств федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений между субъектами Российской Федерации при расчете общего объема субвенции не учитываются факторы морского воздействия на береговую полосу, а также протяженность береговой полосы внутренних морских вод.
Учитывая общую протяженность береговой линии Азовского и Черного морей на территории Краснодарского края, которая составляет соответственно 550 км и 470 км, для проведения таких работ потребуются значительные средства федерального бюджета.
Осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод носит предупредительный характер, их своевременное выполнение может предотвратить чрезвычайные ситуации природного характера, происходящие чаще всего в горных и предгорных районах края, либо уменьшить ущерб в случае их возникновения.
В связи с недостаточным уровнем финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, его ежегодным сокращением и невозможностью своевременного проведения необходимых работ на водных объектах края ежегодно в результате чрезвычайных ситуаций подвергаются значительным подтоплениям горные и предгорные районы, что приводит к таким трагическим последствиям, как события, произошедшие в результате наводнения в Крымском районе в 2012 году, на территориях муниципальных образований Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в 2018 году. Ежегодные затопления ведут к снижению эффективности промышленного производства, туристской и инвестиционной привлекательности Краснодарского края.
В степной зоне Краснодарского края остро стоит проблема недостаточности водных ресурсов, обусловленной деградацией водных объектов междуречья Кубани и Дона в связи с ростом антропогенной нагрузки на естественные экосистемы водных объектов. В последние годы экологическая обстановка водных объектов имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, в том числе по при
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 ноября 2020 г. N 2020-П "Об Обращении депутатов Законодательного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.