Определение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2020 г. N 309-ЭС20-15277 по делу N А60-48910/2017
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Старт" им. А.И. Яскина" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.09.2019, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2020 по делу N А60-48910/2017
по иску акционерного общества "Ульяновский механический завод" (далее - завод) к обществу о взыскании излишне уплаченных денежных средств по договору от 17.06.2014 N 1318187313672020120006766/6454В в сумме 152 131 267 рублей 63 копеек, по встречному иску общества к заводу о признании недействительным дополнительного соглашения от 26.12.2016 N 4 к договору от 17.06.2014 N 1318187313672020120006766/6454В,
при участии Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган) в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора о взыскании с общества в федеральный бюджет 164 917 763 рублей 69 копеек; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерного общества "Технодинамика", Министерства обороны Российской Федерации, государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех",
установил:
решением суда первой инстанции от 16.09.2019, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 и Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2020, исковые требования завода удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении требований общества и антимонопольного органа отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, в целях исполнения государственного оборонного заказа по государственному контракту от 26.12.2013 N З-1/7-42-13 между заводом и обществом заключен договор поставки от 17.06.2014 N 1318187313672020120006766/6454В (далее - договор поставки) на изготовление и поставку 24 транспортных машин 9Т243 исп. 1 из состава комплекса 9К317.
В связи с согласованием скидки к цене 2015 года на сумму 101 997 689 рублей 60 копеек сторонами подписано Дополнительное соглашение от 26.12.2016 N 4 к договору поставки, согласно которому поставщик принял на себя обязательство возвратить заказчику излишне перечисленные денежные средства за поставку 2015 года в размере 101 997 689 рублей 60 копеек.
С учетом согласования скидки к цене 2016 года на сумму 62 920 074 рублей 09 копеек, возврату как излишне уплаченные подлежали денежные средства в размере 50 133 578 рублей 03 копеек.
Поскольку общество не выполнило договорные обязательства, принятые им по Дополнительному соглашению от 26.12.2016 N 4, завод обратился в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в сумме 152 131 267 рублей 63 копеек.
Одновременно общество обратилось со встречным иском о признании недействительным Дополнительного соглашения от 26.12.2016 N 4 к договору поставки.
Обращаясь в суд с самостоятельным требованием, антимонопольный орган исходил из причинения федеральному бюджету ущерба в размере 164 917 763 рублей 69 копеек, в связи с нарушением единственным поставщиком в лице общества положений пункта 9 части 1, пункта 7 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) (в первоначальной редакции), пункта 20 части 1, пункта 19 части 2 статьи 8 Закона N 275-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), пункта 1 части 3 статьи 8 Закона N 275-ФЗ.
Удовлетворяя требования завода, суды руководствовались положениями статей 309, 310, 424, 486, 506, 516, 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Закона N 275-ФЗ, Правилами формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 N 29, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок, товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.1997 N 660 "О ценах на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу", Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации", Инструкцией по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденной Приказом Минэкономики России от 18.12.1997 N 179.
При этом суды установили, что уплаченные заводом денежные средства после снижения цены, произведенной в установленном порядке на основании заключений по цене изделий, выданных 2 отделом 690 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, обществом не возвращены, удерживались без установленных законом оснований.
В отношении требований антимонопольного органа, суды не усмотрели оснований для их удовлетворения, сделав вывод об отсутствии необходимой совокупности условий для привлечения общества к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Отказывая в удовлетворении встречного искового требования о признании недействительным дополнительного соглашения от 26.12.2016 N 4, суды, с учетом обстоятельств, установленных по результатам рассмотрения дела N А60-49021/2017 Арбитражного суда Свердловской области, исходили из отсутствия правовых и фактических оснований для квалификации оспариваемой сделки в качестве ничтожной по пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса.
Кроме того, суды указали, что цена на изделия, производимые обществом для поставки в адрес завода, является регулируемой, напрямую зависит от фактических затрат на производство и реализацию военной продукции. При этом для уменьшения первоначально согласованной договором цены не обязательно заключение Федеральной антимонопольной службы. Такое уменьшение может быть произведено и по соглашению сторон, в частности, по результатам проверки военным представительством отчетных калькуляций поставщика по фактическим затратам. Заключение между сторонами соглашения об уменьшении цены договора не исключает возможность последующей проверки цены органом Федеральной антимонопольной службы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств и положений гражданского законодательства.
Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать акционерному обществу "Научно-производственное предприятие "Старт" им. А.И. Яскина" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2020 г. N 309-ЭС20-15277 по делу N А60-48910/2017
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16422/19
25.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-342/20
13.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16422/19
16.09.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-48910/17