Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3.2.1. Воспроизводство ресурсной базы
3.2.1.1. Стимулирование геолого-разведочных работ (далее - ГРР)
В настоящий момент сложная ситуация с низкими показателями воспроизводства разведанных запасов полезных ископаемых взамен списанных, сложившаяся в конце 90-х - начале 2000-х годов, постепенно выправляется. По данным Федерального агентства по недропользованию, в целом по Российской Федерации в 2000-2004 годах отношение прироста разведанных запасов полезных ископаемых к добыче по углю имело наивысшие значения (82,9 %), а по железным рудам - одни из самых наименьших (12,7 %). Кемеровская область стабильно входит в десятку регионов с наибольшим финансированием геолого-разведочных работ из федерального бюджета (однако проигрывает лидерам по объемам инвестиций Якутии, Бурятии, Красноярскому краю - по объемам инвестиций в разы). Кроме того, крупные добывающие компании создают собственные подразделения, которые получают соответствующие разрешения и проводят геолого-разведочные работы, в том числе для определения соответствия запасов ранее проведенным исследованиям и оценкам.
Стимулирование ГРР на объектах нераспределенного фонда недр должно иметь целью привлечение средств частных инвесторов для развития сырьевой базы области и обеспечиваться предоставлением участков недр на бесконкурсной основе по факту открытия новых месторождений (что предусмотрено действующим законодательством). Для этого, однако, требуется изменение подзаконных актов Министерства природных ресурсов РФ в части методики определения факта открытия месторождения, который в настоящее время не имеет однозначного толкования. В связи с этим обратиться с нормативной инициативой о восстановлении формулы, существовавшей в действовавшем в период НЭПа "Горном положении СССР" 1927 года. В соответствии с ним месторождение считалось открытым, если оно ранее отсутствовало в государственном кадастре месторождений.
Стимулирование ведения ГГР на объектах распределенного фонда недр должно иметь целью достижение степени разведанности участков, отвечающей современным требованиям к достоверности геологической информации, обеспечивающей надлежащий уровень промышленной безопасности, полноты и эффективности использования недр на стадии принятия проектных решений и эксплуатации предприятий. В основе стимулирования должны быть положены ныне отмененные государственные требования к оценке подготовленности месторождений к промышленному освоению. С целью повышения точности оценок и снижения уровня административного влияния исполнение упомянутых требований должно базироваться на количественных методах оценки достоверности геологической информации (данные методы, в соответствии с новой Классификацией запасов твердых полезных ископаемых, с 1 января 2008 года должны применяться при классификации запасов в обязательном порядке). Еще одним элементом стимулирования должно стать ограничение на правомерность разведки участков подземными горными выработками в случае, если они не были предварительно изучены с помощью разведочного бурения. Складывающаяся практика строительства угледобывающих предприятий и их участков при отсутствии данных разведочного бурения с представлением сети горных выработок пускового комплекса в качестве разведочных выработок (например, по участку Малиновский Глубокий - нижние горизонты шахты "Алардинская" ОАО "ОУК Южкузбассуголь") чревата значительными ошибками в части обеспечения рационального использования недр и снижением уровня промышленной безопасности ведения горных работ.
Для активизации ГГР необходимо снижение удельных расходов на ее проведение (по отношению к метру геолого-разведочной скважины). Общая стоимость одного метра сейчас уже находится на уровне 6000 руб. (включая работы по бурению, отбору керна, его опробованию, геофизическим исследованиям, испытаниям, подготовке геологического отчета) и во многом связана с высокой долей в ней условно постоянных затрат. Для ее снижения необходимо вернуться к практике лицензирования геологоразведки как вида деятельности, особо оговорив минимально возможное количество буровых станков и объем бурения.
Интенсивное развитие минерально-сырьевой базы угольной отрасли области должно обеспечиваться реальной реализацией положения 2-й части Налогового кодекса Российской Федерации в части установления нулевой ставки за право пользования недрами при отработке некондиционных запасов. Представляется, что установление данной ставки платежа должно происходить в случае отработки некондиционных, ранее списанных и забалансовых запасов, по технологиям, не предусмотренным к применению основным проектом предприятия или рассмотренным при разработке технико-экономических обоснований кондиций для подсчета запасов. Естественно, что применению таких технологий должны предшествовать соответствующие проектные работы, согласования и утверждения.
Однако главным фактором интенсивного развития сырьевой базы должно стать создание в центре разработки инновационных технологий угледобычи и представление на рынке новых инновационных технологий извлечения запасов в нетрадиционных горно-геологических условиях, комплексно обеспеченных горной техникой и нормативно-методической базой.
3.2.1.2. Повышение эффективности разработок месторождений угля и рудного сырья (рост коэффициентов извлечения сырья). Газификация угля
В настоящий момент коэффициент извлечения угля в среднем по разрезам Кемеровской области составляет, по данным Институт горного дела СО РАН, 90 %, а по тонким пластам - 65-75 %, аналогичный показатель для шахт находится на уровне 50-75 %. Данные значения могут быть повышены за счет внедрения на разрезах специальной техники для селективной разработки сложноструктурных угольных залежей и усовершенствования технологии их отработки, а также развития системы газификации углей. Достижение данных требований может быть обеспечено за счет конкурсной формы предоставления лицензий. С точки зрения политики недропользования это означает переход от распределительных принципов предоставления права пользования недрами к принципам управления и стимулирования. В качестве ключевых элементов конкурсных предложений должны стать вклады:
- в разработку и применение новых технологий и технических средств ведения горных работ;
- в развитие социальной сферы региона;
- в сокращение экологической нагрузки;
- в подготовке кадров и в научном обеспечении безопасного ведения горных работ;
- в развитии производственной инфраструктуры района работ,
- в направлениях использования и в глубине переработки добываемого угля,
а также обеспечение полноты использования недр и гарантий финансовой обеспеченности реализации проектов.
В случае равноправности имеющихся предложений конкурс может переходить в режим открытого аукциона. В отличие от существующей практики, все без исключения предложения конкурсанта-победителя должны включаться в лицензионные соглашения (договоры) в качестве правовых условий реализации его права пользования недрами.
Газификация позволяет повысить эффективность использования углей, а также обеспечить большую экологичность их сжигания, что особенно важно при выполнении требований Киотского протокола. Технологии газификации твердых топлив, то есть предварительного сжигания с недостатком окислителя и получения горючего газа (продукта - газа, syngas), развиваются с XIX века. В СССР к началу 60-х годов вырабатывалось 35 млрд. куб. м отопительного и технологического газов из разных видов твердого топлива, эксплуатировалось около 350 газогенераторных станций (более 2500 газогенераторов). Но в эти годы производство синтетических газов из твердых топлив было постепенно прекращено.
В то же время в мире проблемами газификации твердых топлив занимается свыше 80 крупных гигантов (включая Shell, Texaco, Voest-Alpine, Nippon Steel, General Electric, Krupp, Sasol и проч.), ежегодно строятся новые газогенераторные установки. В КНР до 80 % угля используется с предварительной газификацией. При этом для новых станций продукт-газ используется в соотношении "энергетика - химические продукты" как 1,4 к 1 с постепенным наращиванием объемов использования газа для целей энергетики.
Для Кемеровской области применение газификации углей и использование получаемого продукта-газа в энергетике позволило бы повысить эффективность разработки угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания, составляющих 20 % от всех разведанных запасов угля региона (около 12 млрд. т). В 2005 году Администрация Кемеровской области подготовила обращение в Правительство РФ об участии государства в развитии новых угольных технологий сжигания топлива за счет подземной газификации угля и строительстве в Кемеровской области опытно-промышленной электростанции мощностью 125 МВт.
В целом же Институтом угля и углехимии Сибирского отделения РАН подготовлены предложения по строительству в Кемеровской области предприятий на базе подземной газификации угля. Институт представил свои рекомендации по определению 13 перспективных участков угольных месторождений, пригодных для использования для производства тепло- и электроэнергии на базе подземной газификации угля в Кемеровской области. Предлагается строительство восьми предприятий на месторождениях углей, пригодных для отработки методом подземной газификации, общей производительностью по горючему газу 25 млрд. куб. м в год, суммарной электрической мощностью 1000 МВт и объемом производства тепловой энергии примерно 10,0 млн. Гкал. Расчетная себестоимость производимой электроэнергии 0,40 руб./кВтч. Общая стоимость реализации проекта составит 18,3 млрд. руб. 75 % суммы затрат - стоимость наземного комплекса. 25 % суммы затрат - стоимость подземного газогенератора. Нормативный срок окупаемости затраченных средств составляет 2 - 2,5 года. Все эти станции в случае принятия решения об их строительстве, скорее всего, придется разворачивать на импортных технологиях. Для запуска проектов газификации углей требуется найти инвестора. Пока ни угледобывающие, ни энергетические компании к этому не проявляют особого внимания. Реализация проекта позволит заменить работу 3-4 угольных шахт, что не только повысит эффективность отработки угольных пластов, но и снизит нагрузку на экологию региона, будет содействовать разгрузке транспортной системы.
В Кемеровской области должна быть реализована специальная государственная программа содействия строительству новых энергогенерирующих мощностей на базе газификации угля. Для инвесторов в качестве стимула можно было бы использовать механизм государственных гарантий, применяемый, например, при использовании средств государственного инвестиционного фонда.
Таблица 30
Предложения по строительству в Кемеровской области предприятий
на базе подземной газификации угля
Предлагаемое строительство ТЭС |
Заявленная мощность, МВт |
Объем инвестиций (млн. руб.) |
1 |
2 |
3 |
Петровская станция |
100 |
1900 |
Хмелевская станция |
50 |
900 |
Мусохрановская станция |
100 |
1900 |
Плотниковская станция |
150 |
2700 |
Прокопьевская станция |
100 |
1900 |
Чичербаевская станция |
150 |
2700 |
Бунгурская станция |
100 |
1900 |
Терсинская станция |
250 |
4400 |
3.2.1.3. Развитие новых разработок угля, а также железорудного сырья (далее - ЖРС), иных природных ресурсов в регионе
По прогнозам Института угля и углехимии СО РАН, ИСЭМ СО РАН к 2010 году в Кемеровской области будет добываться 190 млн. т угля с постепенным ростом добычи к 2020 году до 240 млн. т и 275-330 млн. т - 2030-му. Согласно другим прогнозам рост будет еще больше (208-210 млн. т к 2010 году). Эти прогнозы делаются в соответствии с долгосрочными расчетами потребности российских предприятий энергетики и возможностями расширения экспортных поставок угля. В связи с этим объемы добычи должны быть сбалансированы с прогнозами и планами потребителей, рассчитаны и согласованы в топливном балансе страны и отдельных топливных балансах по энергосистемам (регионам). Следовательно, должен существовать план распределения фонда недр, а также план подготовки запасов к лицензированию разработки, рассчитанный по всему Кузнецкому бассейну.
За последние два - три года Министерством природных ресурсов Российской Федерации выдано 76 лицензий на разработку угольных месторождений Кемеровской области. По мнению ряда специалистов, исходя из горно-геологических условий, возможностей развития транспортной инфраструктуры и экологических ограничений объем добычи в Кемеровской области не должен превышать 185 млн. т угля. Превышение данных объемов добычи потребует специального планирования разработок, выходящих за рамки отдельных не только производственных комплексов, но даже отдельных компаний (согласования экологических требований, транспортного и энергетического обеспечения).
По железорудному сырью такой план должен охватывать не только Кемеровскую область, но и всю Восточную Сибирь, что связано с географией поставок ЖРС для кемеровских металлургов, а также с тем, что производственные программы ОАО "Евразруда" на деле охватывают не только Кузнецкий бассейн, но и Хакасию, и юг Красноярского края. С одной стороны, дефицит ЖРС стимулирует запуск новых проектов в различных территориях Сибири и Дальнего Востока, с другой стороны, расчеты показывают, что реализация всех уже заявленных проектов приведет к локальному перепроизводству ЖРС в восточных территориях России, росту объемов экспортных поставок для китайских производителей, а в конечном итоге к снижению цен на ЖРС на азиатских рынках и снижению цен на черные металлы. Это же позволит определить государственную политику в отношении новых проектов в металлургии.
Таблица 31
Распределение участков недр угольных месторождений Кемеровской
области, предоставленных в пользование в 2004-2006 годах,
по основным угольным компаниям и способам отработки
Компания |
Участки "прирезки" для |
"Самостоятельные" участки для |
||||||
шахт, млн. т |
разрезов, млн. т |
шахт, млн. т |
разрезов, млн. т |
|||||
запасы |
годовая добыча |
запасы |
годовая добыча |
запасы |
годовая добыча |
запасы |
годовая добыча |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
"Мечел" |
65 |
2,4 |
288 |
3 |
957,6 |
9,5 |
42 |
1,5 |
"Кокс" |
- |
- |
- |
- |
109 |
2 |
- |
- |
Южкузбассуголь |
257 |
2,3 |
- |
- |
57,5 |
3 |
- |
- |
НЛМК |
- |
- |
- |
- |
239,9 |
3 |
- |
- |
СДС |
86 |
2 |
- |
- |
430 |
4,9 |
- |
- |
Северсталь |
30 |
0,7 |
- |
- |
170,2 |
3 |
- |
- |
Кузбассразрезуголь |
88 |
1 |
103 |
2,2 |
- |
- |
54,5 |
3,2 |
Кузбасская топливная компания |
- |
- |
92,7 |
1,5 |
- |
- |
175 |
2 |
"РОСА-Кузбасс" |
365 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
СУЭК |
297 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
"Распадская угольная компания" |
296 |
1 |
19,8 |
1 |
111 |
1 |
- |
- |
Сибуглемет |
- |
- |
- |
- |
350 |
3 |
- |
- |
Прочие |
164 |
3 |
174,7 |
4,5 |
653,4 |
7,2 |
131,8 |
5,2 |
Всего |
1648,0 |
17,4 |
678,2 |
12,2 |
3078,6 |
36,6 |
403,3 |
11,9 |
Большая часть вопросов воспроизводства ресурсной базы не относится к компетенции субъекта Федерации и муниципальных образований. Но может быть зафиксирована в документах территориального планирования, а также в специально принятой схеме размещения производительных сил на территории области.
3.2.1.4. Реализация региональных экологических программ
Потребности в кузнецком угле в случае, если произойдет планируемое изменение топливного баланса российской энергетики, огромны. Но даже если увеличение добычи будет обеспечено запасами (ресурсами) полезных ископаемых, останется вопрос о допустимых масштабах добычи угля в Кузнецком бассейне. Только региональными экологическими программами и переводом, как это сделано в Красноярском крае, в компетенцию субъекта Российской Федерации определения использования платы промышленных предприятий за загрязнение природной среды обеспечить благоприятную для жизни и производства экологическую ситуацию в регионе не удастся. Слишком уже велики загрязнения.
Очевидно, что для сохранения нормальной экологии в Кемеровской области будет необходимо:
а) усиливать природоохранное регулирование и экологический контроль;
б) выставлять в качестве обязательного требования к проектированию новых энергогенерирующих мощностей в регионе использование новых более экологичных, чем традиционные, технологий сжигания угля;
в) формировать специальные частно-государственные партнерства для реализации органами государственной власти и добывающими предприятиями (природопользователями) экологических проектов и программ, как это делается, например, в отдельных землях Германии. Тем более что металлургические комбинаты в Кемеровской области реализуют собственные достаточно масштабные экологические программы, и они уже согласуются с органами государственной власти области;
г) обеспечить переход действующих предприятий на ресурсосберегающие и малоотходные технологии;
д) снизить землеемкость горных работ;
е) обеспечить проектные показатели очистки загрязняющих веществ в выбросах, сбросах в окружающую среду в соответствии с наиболее современными технологиями;
ж) обеспечить утилизацию метана при разработке угольных месторождений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.