Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена муниципальная программа
1.1. Правовая основа для принятия и реализации Программы
Муниципальная программа "Основные направления развития имущественных и земельных отношений Казанского муниципального района на 2021 - 2023 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Земельным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательств, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Уставом Казанского муниципального района Тюменской области;
Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Казанского муниципального района, утвержденным решением Думы Казанского муниципального района от 31.05.2006 N 439;
Положением о порядке приватизации муниципального имущества Казанского муниципального района, утвержденным решением Думы Казанского муниципального района от 26.03.2014 N 109;
Положением о порядке передачи в аренду (без права выкупа) муниципального имущества Казанского муниципального района, утвержденным решением Думы Казанского муниципального района от 25.11.2009 N 150;
Положением о порядке формирования, ведения и опубликования перечня имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него имущества, утвержденным Постановлением Администрации Казанского муниципального района от 27.11.2015 N 214;
Положением об аренде земельных участков на территории Казанского муниципального района, утвержденным Решением Думы Казанского муниципального района от 16.09.2015 N 199;
Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, Казанского муниципального района Тюменской области.
1.2. Анализ состояния, тенденции и динамика развития соответствующей сферы, на которую направлено действие муниципальной программы
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью предполагает решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных от субъекта Российской Федерации, путем наиболее целесообразного использования собственного имущества муниципальным образованием. Эффективное использование муниципального имущества включает в себя обеспечение его сохранности, развития, функционирования и использования всех объектов муниципальной собственности в интересах муниципального образования, в том числе извлечение дохода, в целях наиболее полного покрытия расходных обязательств и планов развития муниципального образования.
Одним из средств повышения эффективности использования и развития муниципальной собственности является оптимизация ее структуры. Реализуя это направление, необходимо сокращать часть муниципального имущества, не используемого (невостребованного) для выполнения закрепленных за органом местного самоуправления полномочий.
Управление муниципальной собственностью основывается на принципах строгого соответствия состава муниципального имущества полномочиям органов местного самоуправления и обеспечения эффективности использования имущества при оптимальном уровне расходов на управление.
В этой связи следует отметить ряд проблем, решение которых позволит более эффективно управлять муниципальной собственностью Казанского муниципального района Тюменской области, иметь объективную информацию об объектах муниципальной собственности.
1. Недостаточный уровень обеспечения объектов муниципальной собственности технической документацией и правоустанавливающими документами.
Причины возникновения проблемы:
- наличие неактуальной технической документации, или отсутствие технической документации на объекты недвижимости, необходимой для проведения государственной регистрации права;
- выявление бесхозяйного имущества, влекущее обязанность по оформлению права муниципальной собственности на такое имущество в установленном порядке.
Проблема оформления права муниципальной собственности на объекты недвижимости, решение которой начато в 2002 году, продолжает оставаться одной из самых значимых.
По состоянию на 01.10.2020 года в реестре муниципальной собственности Казанского муниципального района значится 2577 объектов недвижимого имущества. 1696 объектов недвижимого имущества или 65,8% оформлено в собственность Казанского муниципального района.
В структуре объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности, 47,1% занимают жилые помещения - 950 объектов, зарегистрировано право собственности муниципального района на 167 объектов.
В 2021 - 2023 годах Администрация района планирует продолжить работу по проведению кадастровых работ объектов недвижимого имущества, изготовлению технических планов и регистрации права собственности.
В процессе управления муниципальной собственностью выявляется необходимость актуализации технической документации на объекты муниципальной собственности, в отношении которых техническая инвентаризация проводилась более 10 - 15 лет назад, в целях уточнения технических характеристик для последующего совершения сделок по приватизации, регистрации долгосрочных договоров аренды.
Учитывая, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ только орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, вправе признать право собственности на данное имущество, а также в целях предотвращения возникновения угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан, одной из важнейших задач администрации района в части реализации полномочий по управлению муниципальным имуществом на период 2021 - 2023 годы является проведение мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Для постановки на учет бесхозяйного имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и последующего признания права муниципальной собственности на указанные объекты необходимо проведение кадастровых работ и изготовление технических планов.
Процесс выявления и последующего оформления в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества является непрерывным и требует материальных затрат из бюджета района на проведение технической инвентаризации выявленного бесхозяйного имущества.
В 2017 году поставлено на учет в качестве бесхозяйного имущества 11 объектов, зарегистрировано право собственности Казанского муниципального района на 324 объекта недвижимого имущества.
В 2018 году поставлено на учет в качестве бесхозяйного имущества 25 объектов, зарегистрировано право собственности Казанского муниципального района на 93 объекта недвижимого имущества.
В 2019 году поставлено на учет в качестве бесхозяйного имущества 28 объектов, зарегистрировано право собственности Казанского муниципального района на 144 объекта недвижимого имущества.
2. Наличие в муниципальной собственности имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения либо не востребованного органами местного самоуправления
Причины возникновения проблемы:
- изначальное формирование муниципальной собственности осуществлялось в период с 1991 по 1997 годы и носило массовый характер (в муниципальную собственность сельских администраций принималось имущество в составе предприятий, организаций - без разбивки по объектам), в 2002 году имущество было передано в муниципальную собственность объединенного муниципального образования Казанский район, передача имущества также носила массовый характер;
- невысокая степень эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.
По состоянию на 01.10.2020 в реестре муниципальной собственности находится недвижимое имущество, по своему целевому назначению не предназначенное для решения вопросов местного значения и не соответствующего критериям, установленным статьей 50 Федерального закона 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", либо не востребованного органом местного самоуправления (в том числе объекты, помещения с высокой степенью износа, удаленные от районного центра). Такое имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению в порядке приватизации.
В целях исключения из реестра муниципальной собственности объектов, по своему целевому назначению не предназначенного для решения вопросов местного значения осуществляется приватизация муниципального имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В 2017 году - 4 объекта недвижимого имущества с земельным участком, в 2018 году - 1 объект недвижимого имущества с земельным участком, 24 объекта движимого имущества, в 2019 году - 1 объект недвижимого имущества, 8 объектов движимого имущества, в 2020 году - 1 объект недвижимого имущества, 9 объектов движимого имущества.
В реестре муниципального имущества Казанского муниципального района на 1 января 2020 года числится имущество 12 учреждений, предприятий с участием муниципального района.
На территории Казанского района действует одно муниципальное унитарное предприятие - муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Казанского района. МУПЖКХ Кр перечислило в бюджет района в 2018 году по итогам работы за 2017 год - 661 тыс. руб., в 2019 году по итогам работы за 2018 год - 485,0 тыс. руб., в 2020 году по итогам работы за 2019 год - 843,0 тыс. руб.
3. Организация учета муниципального имущества.
Учет объектов муниципальной собственности ведется в Реестре муниципальной собственности. В целях наиболее эффективной организации учета и контроля за использованием муниципального имущества Департамент имущественных отношений Тюменской области на территории Тюменской области централизованно обеспечил муниципальные образования модулями информационной системы "Земельно-имущественный комплекс Тюменской области". Основное внедрение программы, перенос уже существовавшей базы данных произошел в конце 2012 года. В настоящее время Департамент имущественных отношений Тюменской области проводит централизованные обновления информационной системы.
Сформирована казна муниципального района, в которую вошло имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями: линии электропередач, трубопроводы газоснабжения, дороги, прочие объекты.
4. Недостаточный уровень формирования фонда муниципальных земель.
Причины возникновения проблемы:
По состоянию на 01.10.2020 зарегистрировано право собственности муниципального района на 544 земельных участка.
Основной причиной, препятствующей регистрации права собственности района на земельные участки, является отсутствие регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, а также отсутствие надлежащим образом оформленных документов на земельные участки под объектами недвижимого имущества.
Необходимо провести работы по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, уточнению границ земельных участков под муниципальными объектами для последующей государственной регистрации права муниципальной собственности.
В 2007 - 2008 годах Департаментом имущественных отношений Тюменской области была проведена работа по выделению земельных участков в счет невостребованных земельных долей в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Департаментом имущественных отношений Тюменской области проводились работы по выделу земельных участков в счет невостребованных земельных долей. По результатам проведенных собраний участников долевой собственности были изданы распоряжения Правительства Тюменской области "Об образовании земельных участков выделяемых в счет невостребованных земельных долей", в которые вошли 75 невостребованных земельных долей. Выделенные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет и зарегистрировано на них право собственности Тюменской области.
В 2012 году из государственной собственности Тюменской области оформлено в муниципальную собственность Казанского муниципального района 75 земельных участков общей площадью 5,83 тыс. га. и переданы в аренду арендаторам. В течение 2013 года заключены трехсторонние соглашения о передаче полномочий Арендодателя - Департамента имущественных отношений Тюменской области - Администрации Казанского муниципального района Тюменской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.