Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика развития образования в Сладковском муниципальном районе
1.1. Правовая основа для принятия и реализации Программы
Муниципальная программа "Основные направления развития образования в Сладковском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами Сладковского муниципального района, в том числе:
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 03.11.2005 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 174-ФЗ следует читать как "03.11.2006"
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Законом Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
- Уставом Сладковского муниципального района Тюменской области;
- постановлением администрации Сладковского района от 25.02.2016 N 149 "Об утверждении Порядка формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ".
1.2. Состояние, тенденции и динамика развития сферы образования Сладковского района
В 2020 году на территории Сладковского района функционирует пять средних, четыре основных, одна начальная общеобразовательная организация, одно учреждение дополнительного образования и одно муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение. Структура сети учреждений образования соответствует запросам населения.
Общие итоги работы отражены в краткой характеристике состояния подсистем сферы образования - дошкольное, общее образование, дополнительное образование (таблица 1).
Таблица 1
Структура сети образовательных учреждений
Уровни образования |
Количество учреждений, ед. |
Дошкольное образование |
1 учреждение, оказывающее услуги дошкольного образования - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение; Кроме того: 2 филиала при общеобразовательных учреждениях; 7 отделений дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях; |
Общее образование (начальное общее, основное общее, среднее общее) |
3 юридических лица, имеющих 7 филиалов общеобразовательных учреждений. |
Дополнительное образование |
1 учреждение, оказывающее услуги дополнительного образования детей - муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный центр "Прометей"; кроме того услуги дополнительного образования детей в рамках муниципального задания оказывает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Маслянская средняя общеобразовательное школа. |
За последние три года сеть учреждений продолжала изменяться (таблица 2). Это связано в большей степени с объединением учреждений, образованием сети филиалов, сокращением контингента обучающихся. В системе дошкольного образования динамика сети связана с процессами ликвидации учреждений. В настоящее время существующая сеть образовательных учреждений близка к оптимальной и соответствует запросам населения района.
Таблица 2
Оптимизация сети учреждений
Уровни образования |
Количество учреждений |
Динамика (по отношению к 2019 году) |
||
2018 |
2019 |
2020 |
||
Дошкольное образование |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделения дошкольного образования - 7; ГКП - 1 |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделения дошкольного образования - 7; |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделения дошкольного образования - 7; |
МАДОУ - 0; филиалы ОУ - 0; отделения дошкольного образования - 0; |
Общее образование (начальное общее, основное общее, среднее общее) |
3 юридических лица, имеющих 9 филиалов общеобразовательных учреждений. |
3 юридических лица, имеющих 7 филиалов общеобразовательных учреждений. |
3 юридических лица, имеющих 7 филиалов общеобразовательных учреждений. |
учреждения, оказывающие услуги общего образования - 0; филиалы общеобразовательных учреждений - 0; |
Дополнительное образование детей |
1 учреждение: МАУ ДО ДООЦ "Прометей" |
1 учреждение: МАУДО ДООЦ "Прометей" |
1 учреждение: МАУДО ДООЦ "Прометей" |
0 |
1.2.1. Дошкольное образование
В 2020 году в районе насчитывается 690 детей дошкольного возраста, из них 650 имеют возможность посещать дошкольные образовательные организации, что составляет 94% от общей численности детей, проживающих на территории Сладковского района.
Каждая образовательная организация ведет целенаправленную работу по охвату детского населения услугами дошкольного образования, в том числе и детей раннего возраста до 3 лет через развитие альтернативных форм дошкольного образования.
В целом за последние три года в районе наблюдается тенденция к снижению численности детей в возрасте от 0 до 7 лет. Таким образом, происходит снижение численности воспитанников (таблица 3).
Таблица 3
Численность воспитанников
Показатели/годы |
Численность воспитанников (чел.) |
||
2018 |
2019 |
2020 |
|
Численность детей в возрасте от 0 до 7 лет, проживающих на территории района. чел. - всего |
817 |
773 |
690 |
Численность воспитанников возрасте от 0 до 7 лет в ДОУ, чел. - всего |
719 |
723 |
650 |
в том числе: |
|
|
|
- муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение |
298 |
329 |
279 |
- структурные подразделения общеобразовательных школ |
151 |
155 |
137 |
- отделения дошкольного образования в здании школ |
270 |
239 |
234 |
В целях развития дошкольного образования, как условия успешного развития детей и формирования равных стартовых возможностей при поступлении в школу в Сладковском районе реализуется комплекс мероприятий, направленный на повышение доступности, качества и вариативности образовательных услуг в соответствии с запросами родителей.
В связи с демографической динамикой в последние годы актуализировалась задача обеспечения местами детей в детских садах на полный день. С этой целью реализуется комплекс мероприятий, который включает следующие направления:
- создание дополнительных мест с использованием внутренних резервов системы образования района (ведение персонифицированного учёта фактической посещаемости групп, увеличение вместимости действующих учреждений путём использования компактной, трансформируемой мебели);
- ведение персонифицированного учета по приёму заявлений, постановке на учёт (в том числе в автоматизированной информационной системе "Электронный детский сад") и зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения;
- развитие вариативных форм дошкольного образования с учётом запросов родителей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка. На 01.09.2020 вариативными формами дошкольного образования охвачено 152 ребенка, что составляет 23% от общего числа детей, получающих услуги дошкольного образования.
Проводимые мероприятия позволили:
- обеспечить охват дошкольной образовательной услугой детей в возрасте от 3 до 7 лет в размере 100%, а также детей более раннего возраста до 3 лет до 84%.
Основные направления деятельности в сфере дошкольного образования:
- сохранение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
- доступность всех вариативных форм дошкольного образования для всех возрастов и категорий детей дошкольного возраста (функционирование групп кратковременного пребывания, интегрировано в действующих группах, консультативно-методических пунктах).
1.2.2. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
В системе образования Сладковского муниципального района особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Проводится серьезное обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций, программ и методов работы школы.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования должны обеспечить деятельностный подход в обучении, формирование ключевых компетенцией школьников, доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его способностям и жизненным планам.
По состоянию на 01.09.2020 г. в школах Сладковского района обучается 1467 человек. По итогам годовых оценок за прошедший учебный год общая успеваемость составила 100%. В динамике данный показатель представлен в таблице 4.
Таблица 4
Общая успеваемость обучающихся
2017 - 2018 гг |
2018 - 2019 гг. |
2019 - 2020 гг. |
100% |
99,9% |
100% |
Вместе с тем, качественная успеваемость находится в диапазоне от 45% в 2017 - 2018 учебном году и 51,8% в 2019 - 2020 учебном году.
Таблица 5
Качественная успеваемость обучающихся
2017 - 2018 гг (%) |
2018 - 2019 гг. (%) |
2019 - 2020 гг. (%) |
45 |
52,2 |
51,8 |
Одним из ключевых условий повышения результативности работы, общественной привлекательности и конкурентоспособности образовательных учреждений является уровень оценки достижений обучающихся. В общеобразовательных учреждениях района в течение ряда лет организована работа по проведению и анализу стартовой диагностики первоклассников как этапа успешного вхождения ребенка в школьную жизнь.
Также, в целях осуществления мониторинга системы образования, в том числе и мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования образовательные учреждения принимают участие во всероссийских проверочных работах.
Еще одна оценочная процедура, которая позволяет выявить уровень оценки достижений обучающихся - это диагностирование школьников в рамках региональной и муниципальной системы оценки качества образования. Данное мероприятие охватывает обучающихся 4, 8, 9, 10, 11 классов. В связи с введением новых стандартов в муниципальной системе оценке качества проводятся и комплексные работы в 5 классах и гуманитарного и естественно-математического направления в 8 классах.
Основной целью развития данной системы является:
- получение объективных сведений об уровне образования школьников на всех уровнях обучения, своевременное выявление и ликвидация пробелов в освоении образовательных программ, формирование индивидуальных и групповых траекторий обучения.
Кроме того, внедрение муниципальных контрольных работ повышает статус процедуры промежуточной аттестации, положительно влияет на рост мотивации обучения школьников, позволяет эффективно и системно готовиться к государственной аттестации в выпускных классах.
Единый государственный экзамен в 2020 году проходили 36 человек (38%) из 95 выпускников.
Положительная динамика среднего балла в 2020 году наблюдается по 8 предметам, что позволяет сделать вывод о правильном подходе к подготовке к ЕГЭ в части процедуры экзамена и дает основания для выбора вариантов коррекции плана и процесса подготовки к государственной итоговой аттестации 2021 года в части содержания ЕГЭ (таблица 6).
Таблица 6
Динамика среднего балла
предмет |
средний балл |
Динамика "+", "-" |
|
2019 |
2020 год |
||
русский язык |
58 |
70 |
+ 12 |
математика (профильный уровень) |
47 |
52 |
+ 5 |
биология |
45 |
56 |
+ 11 |
обществознание |
46 |
49 |
+ 3 |
химия |
53 |
73 |
+ 20 |
литература |
62 |
67 |
+ 5 |
география |
54 |
67 |
+ 13 |
Информатика и ИКТ |
63 |
73 |
+ 10 |
Пять выпускников из двух общеобразовательных учреждений награждены медалями "За особые успехи в учении" (в 2019 году - 5.) Закончили обучение на "4" и "5" - 45 обучающихся, что составило 53%.
Аттестат об основном общем образовании получили 145 человек. Из них аттестат об основном общем образовании с отличием у трех выпускников из двух школ района. На "4" и "5" закончил 61 выпускник. Качественная успеваемость составила 44%.
Для достижения качества образования особенно актуальным является решение следующих вопросов:
- внедрение новых методов обучения и образовательных технологий для обеспечения нового качества образования (в рамках реализации нацпроекта "Образование");
- получение всеми выпускниками общеобразовательных учреждений аттестата о среднем общем образовании;
В 2020 году ФГОС начального общего образования и основного общего образования реализуется во всех общеобразовательных учреждениях района. ФГОС начального и основного (5 классы) общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью реализуются во всех общеобразовательных учреждениях района.
В 2020 году доля обучающихся по новым стандартам составила в дошкольном образовании 100%, в общем образовании - 93%.
Однако, важной проблемой остается несоответствие качества образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Причинами возникновения проблемы являются:
- низкие темпы качественного изменения форм и методов преподавания, формирующего компетенции, востребованные в современной жизни;
- недостаточный уровень сформированности системы профильного обучения;
- недостаток учителей, которые могут качественно преподавать, учитывая, развивая и формулируя учебные и жизненные интересы различных групп учащихся;
- неразвитость использования индивидуального обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с новыми образовательными стандартами. Во многом эти причины являются следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологий.
Для решения проблем необходимо:
- выработать единые для муниципальной системы образования подходы к обеспечению горизонтальной и вертикальной преемственности содержания в школьных предметах, образовательных областях;
- обеспечить новые практики методической работы (внутришкольный и муниципальный уровни) с учителями, осуществляющими преподавание на базовом и углубленном уровне.
В настоящее время в школах района созданы все необходимые условия для выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одарённых детей. Обеспечена возможность пользоваться современными. оборудованными помещениями (актовые залы, лаборатории, компьютерные кабинеты, библиотеки). На базе МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ и МАОУ Усовская СОШ открыты аудитории с доступом к удаленному электронному читальному залу Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. С 2019 года на базе МАОУ Сладковская СОШ функционирует Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
На базе МАОУ Сладковская СОШ продолжает свою деятельность лаборатория естественно-математического направления. Назначены руководители предметных лабораторий, сетевые педагоги. На 01.11.2020 г. охват "сетевых" обучающихся составил: среди обучающихся 5-11 классов - 86 обучающихся.
Целевая адресная поддержка талантливых детей обеспечивается через Грант одарённых детей и подростков, учреждённый Главой Сладковского муниципального района.
Развита проектно-исследовательская деятельность обучающихся: ежегодное участие в районном форуме молодых исследователей "Шаг в будущее", интеллектуальных конкурсах.
Профориентационная работа школ реализуется в проекте "Агропоколение", в рамках которого осуществляется общение общеобразовательных учреждений с хозяйствующими субъектами района, учреждениями среднего профессионального образования области. Ранее предпрофессиональное самоопределение реализуется в региональном проекте "Успех каждого ребенка", где обучающиеся участвуют во всероссийских открытых онлайн-уроках по профессиональной навигации. Принимают участие в диагностике обучающихся, профессиональных пробах на платформе проекта по ранней профессиональной ориентации "Билет в будущее". В рамках регионального проекта "Популяризация предпринимательства" школьники участвуют в комплексе мероприятий "Это бизнес, детка!".
В МАУДО "ДООЦ "Прометей" ежемесячно проводятся тематические смены различной направленности, организуются двухдневные конкурсы (к примеру, "Класс года", "Волонтерская инициатива").
Исходя из имеющегося опыта работы, анализа результатов и выявленных проблемных вопросов, приоритетными задачами на 2020 и последующие годы можно назвать:
- расширение спектра социальных проб, практик и проектов обучающихся с учетом сфер их индивидуальных способностей и запросов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (расширение форм работы с одаренными детьми на школьном и муниципальном уровнях, в том числе дистанционные, очно-заочные, сетевые школы, научные общества);
- оказание помощи в профессиональном самоопределении и поддержка в дальнейшей социализации одарённых детей и эффективном применении выявленных талантов и склонностей.
Дополнительным образованием, организованным в школах в 2020 году, охвачено 100% обучающихся (внеурочная деятельность и дополнительное образование). В каждой школе ведется персонифицированный учет занятости детей в системе дополнительного образования (АИС "Электронная школа Тюменской области"), что позволяет обеспечить контроль занятий детей во внеурочное время.
Во всех школах функционируют спортивные клубы, тимуровские и волонтерские отряды, музеи либо музейные комнаты.
С целью развития социальной и творческой активности детей и молодежи в образовательных учреждениях работают органы ученического самоуправления. В 2020 году органы ученического самоуправления представлены в 9 школах, 88 обучающихся, 16 волонтёрских отрядов насчитывают 309 участников, в 32 тимуровских отрядах - 704 обучающихся. Первичные отделения Российского движения школьников функционируют в девяти образовательных учреждениях района. Еженедельно в формате "Дней единых действий" и в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия "РДШ". Формат мероприятий - разный: от акции до флэш-моба с обязательным использованием атрибутики "РДШ". Вся информация о мероприятиях "Российского движения школьников" размещается в социальных сетях.
Два образовательных учреждения реализуют всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "Юнармия". Члены движения в свободное от учёбы время занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях, получают дополнительное образование, навыки оказания первой помощи.
Значительный воспитательный потенциал реализуемого МАОУ Маслянская СОШ муниципального задания по оказанию услуг дополнительного образования военно-патриотического направления используется 9 общеобразовательными школами через 17 кружков для 250 обучающихся. Для оказания методической помощи по патриотическому воспитанию подрастающего поколения педагоги - члены оргкомитета выпускают сборники методических рекомендаций, разработок мероприятий, материалов для проведения внеклассных мероприятий по краеведению.
Система мероприятий по развитию воспитательного пространства на территории района позволила достичь положительной динамики по ряду показателей. Приоритетной задачей по-прежнему остается снижение, а далее - отсутствие преступлений, совершенных несовершеннолетними обучающимися (таблица 7).
Таблица 7
Показатели развития воспитательного пространства
Показатель |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием на базе образовательных учреждений (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля обучающихся - активных членов органов ученического самоуправления, молодежных общественных объединений (%) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними обучающимися |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
В образовательных учреждениях района реализуется комплекс мероприятий по формированию у обучающихся (воспитанников) толерантности, законопослушного поведения, потребности в здоровом и безопасном образе жизни.
В рамках проекта "Социальная активность" в Сладковской, Маслянской, Усовской СОШ функционируют Кабинеты по профилактике ПАВ.
Целью деятельности кабинетов ПАВ является пропаганда здорового образа жизни, формирование ответственного отношения к своему здоровью, ответственного поведения, навыков осознанного отказа от принятия наркотических средств и психотропных веществ.
Кураторами и координаторами деятельности в образовательных учреждениях являются педагоги-психологи, учитель-предметник. В планах работы кабинетов по профилактике употребления ПАВ предусмотрена организация профилактической работы не только в базовых школах, но и в филиалах образовательных округов посредством выездов, дистанционного взаимодействия.
На базе кабинетов ПАВ организована деятельность волонтёрских отрядов. Волонтёры - активные помощники, организаторы профилактических мероприятий, проводимых в форме акций, уроков здоровья, лекций, интерактивных игр, лекториев, психологических тренингов.
С целью системности, планомерности, структурированности профилактической работы на базе кабинетов ПАВ реализуются следующие программы: профилактики асоциальных явлений, здоровьесбережения; программы, регламентирующие деятельность волонтёрских отрядов.
Приоритетами в части развития воспитания являются:
- в рамках реализации проекта "Современные родители" актуализация модели организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях с целью повышения уровня педагогической культуры родителей;
- в рамках реализации проекта "Социальная активность" создание условий для широкого привлечения детей к участию в работе детских объединений, в добровольческом движении;
- в рамках проекта "Успех каждого ребенка" профессиональное самоопределение, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание условий для обеспечения социализации учащихся и воспитанников, позволит:
- сформировать целостную систему продвижения инициативных школьников в общественной деятельности;
- развить интерес к рабочим профессиям и оперативно информировать учащихся и педагогов о быстрых изменениях в промышленном производстве и сельском хозяйстве;
- расширить практику социального проектирования, общественной (волонтерской, тимуровской) деятельности несовершеннолетних;
- обеспечить формирование интереса учащихся к предпринимательской деятельности, создание условий для осознанного профессионального выбора предпринимательской деятельности.
Немало внимания уделяется и обновлению материально-технических средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС. За последние годы в образовательные учреждения района было поставлено современное учебно-наглядное, лабораторное и мультимедийное оборудование. Полностью оснащены необходимым учебным и технологическим оборудованием базовые школы, что способствует созданию условий для качественного обучения школьников независимо от места жительства.
В перспективе необходимо решение задач:
- расширения открытости созданной базы для организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе спектра детско-родительских мероприятий, привлечения взрослого населения,
- дальнейшего развития инфраструктурного комплекса отрасли в соответствии с постоянно обновляемыми требованиями к условиям реализации процесса образования.
В целях обеспечения доступности информации в сети Интернет функционирует Интернет-портал системы образования Сладковского муниципального района, на страницах которого размещены сайты всех образовательных учреждений района. Обратная связь с населением обеспечена за счет "горячих линий", ведения системы интернет-дневников и журналов. Автоматизированные информационные системы "Электронная школа Тюменской области" и "Электронный детский сад" на текущий момент уже не являются новыми и активно используются родителями и педагогами. Ведется работа в региональной информационной системе "Мониторинг цен", позволяющая контролировать финансовые потоки при организации питания дошкольников и школьников, отдавать приоритет продукции местных производителей.
В результате повышения уровня технической обеспеченности школ число персональных компьютеров (включая планшеты и ноутбуки), используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся общеобразовательных учреждений составило 41,5 (2019 г. - 36,3). Пропускная способность школьного Интернет-канала для всех общеобразовательных учреждений составила 50 М/бит в секунду. Все общеобразовательные учреждения имеют возможность видеоконференцсвязи.
В МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ и МАДОУ Сладковский детский сад "Сказка" установлены тренажеры, основанные на технологии биологической обратной связи (БОС). Так, в МАОУ Сладковская СОШ установлены тренажеры БОС-дыхание, коррекции опорно-двигательного аппарата и психоэмоциональной разгрузки. В МАДОУ "Сказка" и МАОУ Маслянская СОШ - БОС - дыхание и логотерапевтический. В МАОУ Сладковской СОШ используется комплект для дистанционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательных учреждениях осваивается направление - образовательная робототехника, которая помогает воспитанникам ДОУ и обучающимся осваивать основы программирования, развивать техническое мышление и на практике закреплять теоретические знания по физике, математике, геометрии.
В рамках реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" на первый план выходят следующие задачи:
- формирование цифровой компетентности у обучающихся, построение индивидуальной траектории их обучения (Интернет ресурсы, IT-платформы, онлайн-обучение);
- расширение использования интерактивных образовательных платформ (Учи.ру, IT-, РОБО-, НАУКОлабов);
- расширение сервисов имеющихся ИТ-продуктов для родителей (электронное портфолио, учет питания, обратная связь и т.д.);
- адаптация имеющихся информационных технологий обучения с учётом индивидуальных особенностей и различных потребностей обучающихся с особыми нуждами (одарённые, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, профильно-ориентированные дети);
- эффективное использование потенциала образовательных медиа-ресурсов и электронного взаимодействия для решения вопросов конструктивного сотрудничества и мобильного реагирования на запросы всех участников образовательного процесса.
Главными направлениями комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков являются формирование культуры здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий, организация питания и медицинского сопровождения, повышение квалификации педагогических работников по вопросам здорового образа жизни, создание безопасных комфортных условий для всех категорий обучающихся.
В соответствии с федеральными требованиями в учреждениях созданы необходимые условия для обеспечения постоянного медицинского сопровождения: медицинские кабинеты МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ, МАДОУ "Сказка" оснащены оборудованием, имеют лицензии; остальные общеобразовательные учреждения имеют соглашения с ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 им. В.Н. Шанаурина" (с. Казанское) на обслуживание специалистами ФАП, медицинское обслуживание осуществляется и в период каникулярного отдыха в МАУДО ДООЦ "Прометей", и при организации соревнований.
Особое внимание уделяется организации питания и информационной работе с родителями, направленной на привитие культуры здорового питания. Школьное питание организовано в соответствии с районным Положением "Об организации питания школьников в общеобразовательных учреждениях Сладковского района", также реализуется Программа "Совершенствование организации питания обучающихся образовательных организаций Сладковского муниципального района на период 2018 - 2020 гг.", включающая обновление оснащённости школьных пищеблоков, внедрение современных технологий приготовления питания, повышение уровня организации и квалификации работников, занятых в этой сфере. С сентября 2020 года обучающиеся начальных классов получают бесплатное горячее питание.
Ежегодно школьники и воспитанники детских садов принимают участие в областном фестивале-конкурсе детских тематических проектов "Питание и здоровье", в рамках которого проводится презентация различных проектов, созданных детьми совместно с родителями.
Внедрены новые подходы к организации школьных перемен, ориентированных на доступные и интересные детям всех ступеней обучения формы двигательной активности, в классах ежедневно проводятся утренние зарядки. Кроме того, третий час физической культуры носит развивающий, оздоровительный, реабилитационный характер.
В целом, реализация запланированных мероприятий позволяет достичь позитивной динамики по всем показателям эффективности работы в данном направлении, в том числе увеличить долю детей, относящихся к 1, 2 группам здоровья с 89,5 процентов (2014 г.) до 90,2 процентов (2018 г.).
Вместе с тем, требуют дальнейшего решения такие вопросы, как:
- недостаточный уровень двигательной активности детей и подростков;
- наличие вредных привычек (курение) в школьной среде, негативно влияющих на формирование и соблюдение принципов здорового образа жизни;
- несформированность приоритета культуры здоровья среди обучающихся и их родителей, педагогов.
В этой связи необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях работы:
- реализация доступных методов и технологий укрепления здоровья, в том числе расширяющих двигательную активность детей, в практику работы каждого педагога;
- поиск возможностей формирования общего уклада жизни образовательного учреждения, обеспечивающего развитие культуры здоровья через баланс традиционных и новых форм работы;
- организация полноценного сбалансированного питания с учётом запросов родителей и детей;
- создание условий для обеспечения постоянного медицинского сопровождения обучающихся и консультирования их родителей;
- привитие навыков здорового образа жизни всем субъектам образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
В образовательных организациях района созданы необходимые условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта "Успех каждого ребёнка" получают образовательные услуги с учётом особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей.
Группа "детей с ограниченными возможностями" в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях представлена следующими категориями: дети с тяжёлыми нарушениями речи, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), задержкой психического и речевого развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра, нарушением слуха. Создание специальных условий для получения образования в соответствии с заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогическое сопровождение, оказание необходимой ситуационной помощи обучающимся и их родителям способствуют получению качественного образования детьми с особенностями в развитии. Общий охват детей данной категории образовательными услугами составляет 100 процентов.
В рамках проекта "Современные родители" продолжает свою деятельность Клуб для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов "За руку с семьёй", целью создания которого является формирование психолого-педагогической и социальной компетенций родителей (законных представителей), имеющих детей указанных категорий. Заседания Клуба проходят 1 раз в квартал, практикуются различные формы проведения, включающие в себя совместную деятельность родителей и детей.
Результатом работы явилось:
- увеличение количества детей, обследованных перед школой;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и специалистов образовательных организаций по сопровождению детей с отклонениями в развитии (получение дополнительной специализации в рамках профессиональной переподготовки);
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей с особыми нуждами.
В целях успешного обучения каждого ребёнка с особенностями в развитии, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей предстоит решить следующие задачи:
- содействие в решении вопросов кадрового обеспечения образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- активизация деятельности логопедических пунктов образовательных организаций с целью обеспечения возможности получения в полном объёме логопедических услуг всем детям, независимо от места проживания и обучения;
- оказание консультативно-методической помощи участникам образовательного процесса специалистами - экспертами (психолог-эксперт, дефектолог-эксперт) в вопросах обучения, развития и воспитания несовершеннолетних.
1.2.3. Кадровый потенциал системы образования
Приоритетным вопросом системы образования является обеспечение района квалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной компетентности, готовности к деятельности в условиях модернизации системы образования района.
В системе образования Сладковского муниципального района работает более 300 человек, из них педагогическую деятельность осуществляют 186 работников.
Таблица 8
Кадровый потенциал муниципальной системы образования
Уровни образования |
Численность работников, чел. |
Дошкольное образование |
Всего работников - 82, из них педагогических работников - 34, в т.ч. воспитателей - 23 |
Начальное, основное, среднее общее образование |
Всего работников - 247, из них педагогических работников - 156, в т.ч. учителей -136 |
Дополнительное образование |
Всего работников - 5 |
В районе принимаются серьезные меры по повышению заработной платы педагогов. Средняя номинальная начисленная заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений за 10 месяцев 2019 года составляет: учителя - 34,441 тыс. руб., педагоги дошкольного образования - 32,628 тыс. руб., в т.ч. воспитатели - 32,470 тыс. руб.
Профессионально-личностное развитие педагогического сообщества района осуществляется по следующим направлениям:
- совершенствование формата аттестации и повышение квалификации на основе вариативного выбора программ, форм обучения и реализации модульно-накопительной системы, в том числе с использованием дистанционного обучения;
- организация практических занятий и стажировок, ориентированных на конкретные потребности педагогов и педагогических коллективов с привлечением возможностей руководителей районных методических объединений и сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- формирование активной профессиональной позиции педагогов, в т.ч. через развитие профессиональных, включая сетевые, сообществ (тьюторское сообщество, районное сообщество Всероссийского педагогического собрания).
- формирование модели непрерывного методического сопровождения инновационных процессов в ОУ;
Качественный состав педагогических кадров представлен в таблице 9.
Таблица 9
Качественный состав педагогических кадров
Показатель |
Значение показателя (район) |
Доля педагогов общеобразовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование |
84% |
Доля педагогов общеобразовательных учреждений, имеющих квалификационную категорию |
87% |
в том числе: - высшую квалификационную категорию |
45% |
- первую квалификационную категорию |
36% |
- соответствие занимаемой должности |
6% |
Имеющих стаж педагогической деятельности до 5 лет |
9% |
Доля педагогов дошкольного образования, имеющих высшее педагогическое образование |
59% |
Доля педагогов дошкольного образования, имеющих квалификационную категорию |
85% |
в том числе: - высшую квалификационную категорию |
21% |
- первую квалификационную категорию |
56% |
- соответствие занимаемой должности |
9% |
Имеющих стаж педагогической деятельности до 5 лет |
15% |
Доля педагогических работников ОУ и ДОУ, прошедших курсы повышения квалификации |
94% |
Вместе с тем необходимо продолжить:
- развитие муниципальной профессиональной диагностики педагогических кадров с целью построения непрерывных траекторий повышения квалификации, актуальных для каждого педагога, в т.ч. с использованием возможностей дополнительного образования федерального уровня, сетевого взаимодействия всех уровней (школьного, муниципального, регионального, федерального)
- расширение компетентностного диапазона педагогов через изменение стратегии повышения квалификации, предусматривающей освоение педагогами новых функциональных позиций (навигатор, консультант, тьютор, модератор);
- реализация технологий адаптации педагогов в течение первых трех лет работы с обязательным раскрытием дальнейших перспектив карьерного роста;
- полноценное развитие педагогической среды как сообщества единомышленников, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, социальных устремлений и нравственных установок.
В целом, для дальнейшего прогрессивного развития системы образования района необходимо решение следующих ключевых задач:
- качественное обновление кадрового состава, повышение уровня профессиональной подготовки и компетентности педагогов и административных работников через обеспечение непрерывного повышения квалификации с учетом индивидуальных затруднений и использования различных форм обучения, включая проектные, дистанционные, очно-заочные и др.;
- привлечение в образовательные учреждения молодых специалистов и повышение социального статуса педагогов;
- формирование устойчивой управленческой и педагогической практики открытого образовательного пространства, ориентированного на поддержку семьи и детства, преемственности на всех ступенях образования, понимания необходимости общественного участия во всех аспектах образовательной деятельности;
Отметим, что, согласно национальному проекту "Образование" для обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, должны быть решены следующие приоритетные задачи:
- формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
- реализация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.