Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 28. Правовая и антикоррупционная экспертиза правовых актов
Юридическая экспертиза проекта правового акта осуществляется в целях обеспечения их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым и правовым актам органов государственной власти Российской Федерации, Уставу Тюменской области, законам и иным нормативно-правовым и правовым актам Тюменской области, уставу муниципального образования Ялуторовский район.
Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке вида акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, полномочий органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм на предмет соответствия требованиям федерального законодательства и законодательства Тюменской области, а также порядка принятия и опубликования (обнародования).
Нормативный правовой акт должен содержать:
- номер и дату регистрации акта;
- сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) акта;
- реквизиты акта (вид акта и наименование принявшего его органа (органов), дата принятия (подписания) акта, его номер (номера) и название);
- дата вступления акта в силу.
При проведении юридической экспертизы акта, признающего утратившим силу другой акт, оценивается компетенция органа, его принявшего, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены акта.
В ходе юридической экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципального акта, наличие реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии. При экспертизе используемой юридической терминологии необходимо оценивать следующее:
- обеспечено ли единство терминологии с терминологией, используемой в федеральном и областном законодательстве, уставе муниципального образования Ялуторовский район;
Антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта осуществляется отделом правового обеспечения и муниципальных закупок Администрации Ялуторовского района одновременно, при проведении юридической экспертизы.
К числу положений, которые при практической реализации правового акта могут быть использованы в коррупционных целях, относятся:
- определение компетенции органов местного самоуправления или должностных лиц по формуле "вправе", "может", что создает возможность при осуществлении муниципальных функций и принятии административно-управленческих решений в определенных случаях использовать полномочие как право, а не обязанность, и не осуществлять его. Эти требования относятся к любым видам полномочий: регистрационным, разрешительным, контрольным, юрисдикционным (может согласовать, может контролировать, может привлечь к ответственности, может выдать разрешение);
- неопределенность и широта дискреционных полномочий, позволяющие должностному лицу самостоятельно определять способ реализации полномочия. В связи с чем, необходимо минимизировать возможность необоснованного отраслевого и ведомственного правового регулирования по реализации муниципального правового акта, а также свободного усмотрения должностным лицом органов местного самоуправления управленческой деятельности по:
а) срокам принятия решения;
б) условиям (основаниям) принятия решения;
в) определению органом местного самоуправления или должностным лицом на свое усмотрение каких-либо дополнительных требований, необходимых для принятия решения или отказа, в том числе в предоставлении иных документов, которые не предусмотрены муниципальными правовыми актами (неисчерпывающий перечень, необоснованное использование отсылочных норм, субъективно-оценочные характеристики);
г) учету параллельных полномочий органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц;
- завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, когда условия (требования), необходимые для реализации субъектом своего права либо исполнения обязанности, обременительны настолько, что превышают уровень разумного;
- юридико-лингвистической коррупциогенности, а именно: использование в проекте двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера, с неясным, неопределенным содержанием, не используемых Российским законодательством, допускающих различные трактовки:
а) пробела в правовом регулировании;
б) отсутствие четких и прозрачных административных процедур;
в) отсутствие конкурсных (аукционных) процедур;
г) отсутствие ответственности, специализированных, детализированных запретов и ограничений для муниципальных служащих в той или иной деятельности (в управлении муниципальным имуществом, реализации финансовых полномочий, а также бюджетные и налоговые правоотношения), что позволяло бы самостоятельно выбирать варианты поведения и принятия решений.
По результатам проведения юридической и антикоррупционной экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение о соответствии или несоответствии акта действующему законодательству и наличии в нем коррупциогенных факторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.