Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Термины, определения, сокращения и аббревиатуры
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины:
Термин |
Определение |
Активные пользователи цифровых продуктов/услуг |
Число уникальных пользователей, использовавших цифровой продукт/услугу за день (DAU, daily active users), за календарную неделю (WAU, weekly active users), за календарный месяц (MAU, monthly active users) |
Бизнес-модель |
Концептуальное описание того, как компания (организация) создает продукты (услуги) для своих потребителей, доставляет их до потребителей и формирует свою прибыль в экономическом, социальном, культурном и других контекстах. Термин "бизнес-модель" используется для описания ключевых аспектов деятельности компании (организации), включая характеристики ключевых ресурсов и процессов, задействованных в создании продуктов (услуги), целевых потребителей и способов взаимодействия с ними, ценностное предложение продукта (услуги), структуру затрат и источники доходов. Термин "бизнес-модель" применим к организациям, целью деятельности которых не является получение прибыли, включая некоммерческие организации и органы государственной власти |
Гибкая методология разработки |
Методология разработки и обновления программного обеспечения (ИТ-решения), при которой выработка требований и разработка кода осуществляются регулярными совместными усилиями самоорганизующейся кросс-функциональной группы разработки и конечных пользователей программного обеспечения. Гибкая методология нацелена на максимальное соответствие программного обеспечения требованиям пользователей, максимизацию эффективности работы групп разработки и сокращению времени разработки. Гибкая методология разработки противопоставляется каскадной модели разработки (модель "Водопад") |
Дизайн-мышление |
Методология выработки требований к продукту (услуги), приоритизирующая понимание потребностей пользователя, отвергающая предположения о потребностях пользователя, фокусирующаяся на переосмыслении проблемы пользователей, чтобы найти неочевидные альтернативные решения. Методология дизайн-мышления нацелена на выход за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи |
Дорожная карта |
Календарный план работ по реализации стратегии цифровой трансформации, учитывающий взаимосвязи между инициативами цифровой трансформации, ограничения ресурсов и равномерное использование ресурсов. При разработке дорожной карты рассчитывают показатели цифровой трансформации (целевые значения КПЭ и экономические показатели) по календарным периодам с учетом сроков реализации инициатив цифровой трансформации |
Инвестиции в цифровую трансформацию |
Инвестиции госкомпании в рамках реализации стратегии цифровой трансформации госкомпании, направленные на внедрение цифровых решений и развитие цифровой инфраструктуры |
Инициатива цифровой трансформации |
Обособленная группа задач подразделения компании или рабочей группы в рамках цифровой трансформации, направленная на одно из: а) внедрение цифрового решения; б) внедрение корпоративного программного обеспечения или развитие цифровой инфраструктуры; в) реализацию организационных изменений (включая развитие компетенций персонала и компании) |
Клиентоориентированный подход |
Подход, фокусирующийся на потребительском опыте, понимании и удовлетворении потребностей клиентов |
Компетенции для цифровой трансформации (цифровые компетенции) |
К общекорпоративным компетенциям необходимым для реализации инициатив цифровой трансформации в соответствии с перечнем ключевых компетенций цифровой экономики, определенных в приложении N 1 приказа Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. N 41, относятся: способность решать разнообразные задачи с использованием ИКТ, работа с большим объемом информации (работа с данными), работа в методиках agile и дизайн-мышления, использование продуктового подхода, непрерывное обучение и инновации (быстрая адаптация к изменениям), работа в условиях неопределенности, кросс-функциональное взаимодействие и др. |
Методы Agile |
Синоним "Гибкой методологии разработки" |
Офис цифровой трансформации |
Специальное подразделение в компании, созданное для реализации стратегии цифровой трансформации |
Поддерживающие функции в компании |
Бизнес-подразделения, не участвующие непосредственно в создании ценности продуктов/услуги компании и/или во взаимодействиях с потребителями; включают: управление персоналом, управление финансами, управление закупками, административно-хозяйственную деятельность (включая управление административными зданиями и офисами), юридические службы и др. |
Практики Agile |
Синоним "Гибкой методологии разработки" |
Практики DevOps ("ДевОпс") |
Методология взаимодействия ИТ-специалистов по разработке (Development) с ИТ-специалистами по информационно-технологическому обслуживанию (Operations) и взаимная интеграция их рабочих процессов. Практики DevOps нацелены на сокращение времени разработки, внедрения и обновления программного обеспечения при обеспечении высокого качества программного обеспечения |
Продуктово-ориентированный подход |
Подход, основанный на создании утилитарной ценности продукта, фокусирующийся на функциональных характеристиках и преимуществах продукта |
Процесс Stage-Gate |
Подход к управлению группой инициатив цифровой трансформации, при котором: 1) применяются стандартные стадии реализации инициатив (корпоративным стандартом описаны требования по минимальному содержанию работ и результатам стадии); 2) результаты каждого этапа утверждаются в формализованном процессе (корпоративный стандарт описывает решения, которые должны быть приняты, и характеристики проекта, которые должны быть утверждены, для перехода инициативы на следующую стадию) |
Руководитель по цифровой трансформации |
Должностное лицо в организации, ответственное за реализацию стратегии цифровой трансформации и достижение определенных в стратегии цифровой трансформации целей, с необходимым уровнем полномочий; роль руководителя по цифровой трансформации может быть совмещена с другой руководящей должностью в организации |
Система управления данными |
Совокупность аппаратно-программных ИКТ-средств и организационных мероприятий направленных на обеспечение доступности и качества данных; характеризуется: определением доменов (видов) данных, назначением собственников для каждого домена данных, мероприятиями для обеспечения качества данных и управлением правами доступа к данным |
Стратегия цифровой трансформации |
Документ госкомпании, который определяет цели госкомпании, КПЭ компании и их целевые значения, стратегические направления развития, развитие цифровой инфраструктуры, организационные изменения, развитие кадров и компетенций и модель управления в области цифровой трансформации; детальное содержание стратегии цифровой трансформации см. в соответствующем разделе Методических рекомендаций |
Технологии искусственного интеллекта |
Технологии, позволяющие имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Технологии искусственного интеллекта включают технологии следующих групп: компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта |
Цифровая бизнес-модель |
Бизнес-модель, которая в ключевых аспектах деятельности компании (организации) использует цифровые технологии и реализация которой невозможна без применения цифровых технологий |
Цифровая готовность компании |
Оцениваемые степень цифровой трансформации направлений деятельности компании, приспособленности цифровой инфраструктуры к внедрению цифровых решений, уровень цифровых компетенций сотрудников и компании и совершенство системы управления цифровой трансформацией, в том числе на базе сравнения с лучшими международными практиками |
Цифровая зрелость компании |
Синоним термина "Цифровая готовность компании" |
Цифровая инфраструктура |
Совокупность информационно-коммуникационных технологий - аппаратных средств, программного обеспечения, документов и бизнес-процессов, необходимых для реализации инициатив цифровой трансформации, включает: ИТ-инфраструктуру (как правило, включая механизмы быстрого выделения вычислительной мощности и мощности хранения данных, виртуализацию и контейнеризацию); ИТ-архитектуру (как правило, включая микросервисную архитектуру и описания API); средства обеспечения информационной безопасности, прошедшие оценку соответствия в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; систему управления данными компании; инструменты разработки цифровых решений; практики DevOps |
Цифровая трансформация компании |
Комплексное преобразование бизнес-модели, продуктов и услуг и/или бизнес-процессов компании, направленное на рост конкурентоспособности компании и достижение стратегических целей компании и отвечающее критерию экономической эффективности на основе реализации портфеля инициатив по внедрению цифровых технологий, использованию данных, развития кадров, компетенций и культуры для цифровой трансформации, современных подходов к управлению внедрением цифровых решений и финансированию внедрения цифровых решений |
Цифровая трансформация отрасли |
Процесс, отражающий переход отрасли из одного технологического уклада в другой посредством широкомасштабного использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий с целью повышения уровня ее эффективности и конкурентоспособности |
Цифровая услуга |
Синоним "цифрового продукта" |
Цифровизация бизнес-процесса |
Оптимизация бизнес-процесса компании за счет применения цифровых технологий; при цифровизации бизнес-процесса уменьшается число шагов с участием человека, повышается качество и количество принимаемых решений и увеличивается интенсивность использования данных и обмена данными |
Цифровое решение |
Комплекс аппаратных и программных средств, обладающий всеми перечисленными свойствами: 1) внедрен (внедряется) с целью решения бизнес-задачи; 2) использующий хотя бы одну цифровую технологию; 3) внедрение имеет измеримый эффект на результаты компании |
Цифровой продукт |
Услуга, оказываемая исключительно посредством электронных устройств, не имеющая физического воплощения, для которой компания определяет характеристики (свойства), цену и целевую аудиторию |
Цифровые каналы продаж |
Каналы продаж, в основе которых лежит одна или несколько цифровых технологий, включают: продажи через веб-сайт, через мобильное приложение, M2M-продажи (machine-to-machine), продажи на электронных торговых площадках и пр. |
Цифровые компетенции |
Синоним "компетенции для цифровой трансформации" |
Цифровые технологии |
Технологии, относящиеся к следующим группам: большие данные и продвинутая аналитика, искусственный интеллект (включая машинное обучение), технологии дополненной и виртуальной реальности, робототехника, беспилотные транспортные средства и дроны, новые производственные технологии (включая аддитивное производство), технологии цифрового проектирования, моделирования и управления жизненным циклом продуктов и/или услуг, технологии беспроводной связи, спутниковые технологии связи, промышленная беспроводная связь), квантовые технологии (вычисления, коммуникации, сенсоры и метрология), интернет вещей, облачные технологии (вычисления, хранение данных), мобильные технологии (с использованием мобильных устройств) и социальные сети |
Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие сокращения:
Сокращение |
Определение |
API |
Аpplication Programming Interface, интерфейс прикладного программирования |
CAPEX |
Capital Expenditure, капитальные затраты |
CDO/CDTO |
Chief Digital Officer/Chief Digital Transformation Officer, руководитель цифровой трансформации |
EBITDA |
Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации |
ДЗО |
Дочернее или зависимое общество |
ИИ |
Искусственный интеллект |
ИТ |
Информационная технология |
ИКТ |
Информационно-коммуникационные технологии |
КПЭ |
Ключевой показатель эффективности |
РЦТ |
Руководитель по цифровой трансформации |
ФОИВ |
Федеральный орган исполнительной власти |
ЦТ |
Цифровая трансформация |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.