Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
администрации Города Томска
от 02.12.2020 N 1040
II. Анализ текущей ситуации
В современном обществе молодежная политика является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие граждан, экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества.
Эффективная реализация молодежной политики на территории муниципального образования возможна при четком взаимодействии городского сообщества и местной власти, а формирование гражданственности и патриотизма в молодежной среде, активной жизненной позиции возможно только при вовлечении молодежи в реализацию молодежной политики.
Данная муниципальная программа разработана в соответствии с задачей 2 "Формирование патриотизма и активной жизненной позиции в молодежной среде", целевого вектора 1.3 "Гражданственность и городской патриотизм", направления 1 "Широкие возможности для самореализации горожан" Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы г. Томска от 27.06.2006 N 224 (далее - Стратегия). Достижение обозначенного в Стратегии стратегического показателя "Участие молодых людей (14 - 30 лет) в реализации молодежных социальных проектов и мероприятий, % от общей численности городского населения соответствующего возраста" будет обеспечено непосредственно в рамках настоящей муниципальной программы.
Достижение показателя цели будет обеспечено новым подходом к расходованию средств на молодежные проекты и объекты молодежной сферы: предоставление молодежи не просто гарантий и ресурсов, а предоставление условий и возможностей для реализации творческого, интеллектуального, физического потенциала молодежи, ее активного вовлечения в жизнь общества, обеспечение благоприятных условий для получения образования, трудоустройства и жизни в городе Томске. По окончании реализации муниципальной программы в 2025 году доля молодых людей (14 - 30 лет), принимающих участие в реализации молодежных социальных проектов и мероприятий достигнет не менее 50% (таблица 1).
Однако, стоит отметить, что с 2018 года отмечается существенное снижение количества молодежных объединений, общественных организаций, инициативных групп, вовлеченных в социально значимые общественно-массовые мероприятия, что связано с тем, что в связи с созданием в 2017 году единого фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества, основной задачей которого является организация и проведение конкурсов среди некоммерческих неправительственных организаций (далее - НКО), реализующих социально значимые проекты, была реализована новая система распределения президентских грантов для НКО, направленная на большую прозрачность процедуры и повышение доступности государственной поддержки для НКО в регионах. Обновленный порядок предоставления президентских грантов, действующий с апреля 2017 года, позволил потенциальным участникам конкурса молодежных социальных проектов на предоставление муниципального гранта "Новая молодежная политика" в 2018 году дистанционно принять участие в конкурсе на предоставления президентских грантов, запрашивая суммы на реализацию проектов, значительно превышающие объем средств, предусмотренный муниципальной программой. Таким образом, снижение с 2018 года количества НКО, принимающих участие в конкурсе молодежных социальных проектов на предоставление муниципального гранта "Новая молодежная политика", привело к снижению значения показателя задачи 3 "Количество молодежных объединений, общественных организаций, инициативных групп, вовлеченных в социально значимые общественно-массовые мероприятия" муниципальной программы.
Таблица 1
Показатели
социально-экономического развития на момент разработки муниципальной программы и ожидаемые результаты:
N пп |
Наименование |
Ед. измерения |
2011 |
2012 |
2013 |
Значение на момент разработки муниципальной программы (2014 год) |
Значение на момент завершения муниципальной программы (2025 год) |
1 |
Участие молодых людей (14 - 30 лет) в реализации молодежных социальных проектов и мероприятий, % от общей численности городского населения соответствующего возраста |
% |
- |
- |
- |
41 |
Не менее 50 |
2 |
Количество молодежных объединений, общественных организаций, инициативных групп, вовлеченных в социально значимые общественно-массовые мероприятия |
ед. |
167 |
- |
- |
111 |
99 |
Основные стратегические показатели в сфере молодежной политики в срезе городов Сибирского федерального округа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование муниципального образования |
Отдельные показатели в сфере молодежной политики. |
|||||
Участие молодых людей (14 - 30 лет) в реализации молодежных социальных проектов и мероприятий, % от общей численности городского населения соответствующего возраста |
Количество молодежных объединений, общественных организаций, инициативных групп, вовлеченных в социально значимые общественно-массовые мероприятия, ед |
|||||
2014 |
2015 |
2019 |
2014 |
2015 |
2019 |
|
г. Томск |
41 |
40 |
не менее 39% |
111 |
111 |
95 |
г. Кемерово |
- |
70,3 |
72,8 |
- |
- |
- |
г. Красноярск |
- |
32 |
25 |
- |
- |
110 |
г. Улан-Удэ |
- |
- |
19,5 |
- |
- |
- |
г. Барнаул |
38,75 |
42,5 |
64,7 |
- |
- |
- |
г. Новокузнецк |
- |
52 |
49,6 |
- |
- |
- |
г. Горно-Алтайск |
- |
- |
32,6 |
- |
- |
45 |
Данные статистики говорят о том, что по удельному весу в населении молодежи в Сибирском федеральном округе заметно выделяется Томская область (более 22%) и Город Томск в частности, это превышает общероссийский показатель, равный 16,5%. Город Томск - это еще один из крупнейших центров высшего образования наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Это служит стимулом для проведения в городе Томске более грамотной политики в отношении учащейся молодежи, требует проведения большего количества мероприятий, ориентированных на студентов. Кроме того, необходимо учитывать фактор наличия в городе Томске большого количества иногородних студентов, обучающихся в томских вузах. Всего в городе проживает около 80 тысяч студентов вузов и ссузов (очной и заочной форм обучения). Необходимо выстраивать взвешенную молодежную политику, основанную на принципах гражданской ответственности, воспитания патриотизма, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также в целях профилактики экстремизма и укрепления толерантности.
В настоящий момент Город Томск - стабильно развивающийся современный город с населением, в котором вторая по численности группа населения - это молодежь. Кратко можно выделить следующие проблемные вопросы, решение которых актуально для различных возрастных категорий молодежи:
I. Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет.
Данная категория представлена в основной массе учащимися школ, учреждений начального профессионального образования, техникумов и студентами 1 курсов вузов. Учитывая тот факт, что данная категория молодежи основную часть времени занята образовательным процессом и, как правило, находится в зависимости от родителей и не идентифицирует себя как взрослую, самостоятельную личность, можно выделить проблемы, в решении которых она заинтересована:
- профессиональная ориентация и выбор дальнейшего профессионального обучения;
- организация досуга;
- возможность первого самостоятельного заработка;
- получение информации об имеющихся возможностях для самореализации, занятий спортом;
- наличие инфраструктурных объектов, необходимых для занятия экстремальными видами спорта, физической культурой и активными формами досуга;
- психологические проблемы социализации и становления личности, самоутверждения и формирования авторитета в своем окружении, становление ценностных приоритетов.
Ответственными за социализацию молодежи на данном этапе выступают семья и образовательные учреждения. Единой системы, объединенной общей идеей воспитания подрастающего поколения как социально активных и ответственных членов общества, на общегосударственном уровне в настоящее время не имеется.
Молодежь данной возрастной группы в силу своих психологических возрастных особенностей наиболее уязвима и подвержена влиянию внешней среды, и от того, каким будет это влияние, зависит развитие дальней жизненной траектории. Поэтому, помимо проведения мероприятий, направленных на формирование активной жизненной позиции, необходимо уделить особое внимание той категории молодежи, которая потенциально находится в группе риска.
II. Молодежь в возрасте от 19 до 22 лет.
В данную возрастную подгруппу молодежи попадает учащаяся молодежь вузов, ссузов и выпускники учебных заведений. Наиболее значимым является решение вопросов получения качественного образования, потребности временного трудоустройства и заработка, поиск постоянного места работы, формирования собственного профессионального опыта.
Сосредоточие в городе, являющемся центром региона, большого количества образовательных учреждений, осуществляющих высшую профессиональную подготовку студентов, приводит к постоянному переизбытку специалистов с высшим образованием на рынке труда и нехватке специалистов с рабочими специальностями.
На этапе развития молодежи возрастной группы от 19 до 22 лет можно наблюдать активный всплеск творчества, социальных инициатив, развитие имеющегося интеллектуального потенциала. Задача общества на данном этапе - создать такие условия для развития молодежи, чтобы она была заинтересована в активном включении в происходящие социально-экономические процессы и давала обществу в дальнейшем максимально эффективную отдачу в виде новых проектов, предприятий, специалистов высокого уровня и повышения доходности бюджета.
III. Молодежь в возрасте от 23 до 30 лет.
Данная возрастная группа представлена молодежью, для которой на первый план выходят вопросы карьерного роста, стабильного высокого заработка, создания семьи, решения жилищного вопроса и мест в детском саду для детей. Молодежь данного возраста оценивает эффективность реализации молодежной политики с точки зрения решения своих насущных жизненно важных вопросов, которые определяют степень удовлетворенности жизнью. Данной группе присущи уже сформированные жизненные ориентиры и мотивационно-поведенческие установки в обществе. Для данной категории молодежи в большей степени эффективно использование модели социального договора между обществом и гражданином, в которой общество принимает на себя обязательство по созданию комфортных условий для жизни гражданина, а гражданин принимает на себя обязательство по соблюдению действующих в обществе норм и правил, направленных на развитие и улучшение качества жизни общества.
В рамках муниципальной молодежной политики города Томска все вышеуказанные возрастные группы являются стратегическим ресурсом развития нашего общества, призванные обеспечить успешное социально-экономическое развитие города. Это будет определено тем, насколько молодежь знает и принимает цели и задачи развития Города Томска; связывает с ним свои жизненные перспективы; обладает необходимыми физическими, интеллектуальными и нравственными качествами; имеет необходимые возможности для участия в общественно-политической и культурной жизни Города Томска.
Согласно вышеперечисленным проблемным вопросам молодежная политика на территории города Томска согласно общероссийским трендам должна выстраиваться с упором на организацию и развитие объектов молодежной среды, на развитие общей инфраструктуры молодежных площадок, начиная от дворовых площадок и центров по месту жительства, заканчивая общегородскими учреждениями молодежи.
В Городе Томске активно действуют десятки молодежных организаций, объединенных по различным интересам, политическим, социальным и профессиональным задачам. Многие из них давно зарекомендовали себя как надежные партнеры органов власти, защитники интересов молодежи и проводники городской молодежной политики.
В настоящее время в городе Томске нет единого центра, который задавал бы стандарты в патриотическом воспитании. Что касается темы формирования патриотизма, то в настоящее время очевидно: в городе нет единого содержательного понимания, что такое патриотизм (единой концепции патриотизма), нет целей и задач, хотя есть мероприятия, участники, охват, финансирование. Есть традиции и опыт проведения тех или иных мероприятий. Это сильная сторона существующей системы. Но отсутствует развитая инфраструктура в молодежной среде.
Принятие Программы станет основой для достижения долгосрочных целей по созданию условий и по воспитанию у молодых томичей потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развитии гражданской и патриотической позиции, самореализации.
В разработанной Программе предусмотрены мероприятия, которые в результате реализации позволят создать комфортные условия для успешной социализации и эффективной самореализации, духовно-нравственного становления и самоопределения молодежи муниципального образования "Город Томск".
В целом муниципальная программа "Молодежь Томска" на 2015-2025 годы" направлена на поддержку инициатив молодежи, развитие инфраструктуры Города Томска, укрепление взаимодействия между властью и населением.
В связи с тем, что по характеру решаемых проблем муниципальная программа является социальной, ее осуществление не предполагает получения прямого экономического эффекта. Исполнение Программы даст положительный социальный эффект и позволит повысить социализацию, самореализацию, духовно-нравственное становление, уровень гражданского и патриотического самосознания молодых граждан Города Томска.
При реализации муниципальной программы могут возникнуть следующие риски:
- риски, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, могут привести к сокращению числа посетителей мероприятий. Минимизация данных рисков предусматривается путем корректировки плана проведения мероприятий на основании прогноза Гидрометцентра России;
- риски, связанные с пассивностью населения, низкой вовлеченностью в мероприятия муниципальной программы. Минимизация данных рисков предусматривается путем освещения на доступных информационных ресурсах предстоящих мероприятий муниципальной программы;
- риски, связанные с изменениями объемов финансирования муниципальной программы, возможность возникновения бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточный уровень бюджетного финансирования муниципальной программы. Минимизация данных рисков обеспечивается своевременным внесением изменений в муниципальную программу, в том числе в целях ее приведения в соответствие с решениями Думы Города Томска о бюджете муниципального образования "Город Томск" и плановый период и изменениями в данное решение;
- риски неисполнения условий контракта победителем аукциона, запроса котировок на оказание муниципальных услуг, с которым возможно незаключение контракта по вине победителя или расторжение контракта из-за неисполнения условий контракта. Минимизация данных рисков обеспечивается своевременным внесением изменений в муниципальную программу.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 2 декабря 2020 г. N 1040 "О внесении изменений в постановление Администрации Города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.