Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства области
от 01.12.2020 N 1013-пп
Концепция
создания в Оренбургской области центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
15 июня 2021 г.
Раздел I изменен с 15 июня 2021 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 июня 2021 г. N 481-пп
I. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Система образования Оренбургской области объединяет 1942 организации (всех видов и форм собственности, включая филиалы) с контингентом более 620 тыс. обучающихся и воспитанников, более 34 тыс. педагогических работников.
Региональная система образования работает в соответствии с заявленными на всероссийском уровне приоритетами и инициативами, что позволяет динамично и комплексно развивать отрасль и достигать положительных тенденций по многим направлениям деятельности.
В 2019/2020 учебном году доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), достигла 98 процентов. В штатном режиме обучаются все школьники 1-9 классов, в экспериментальном режиме - 2144 обучающихся 10 классов и 1326 обучающихся 11 классов.
95 процентов обучающихся старших классов (9-11 классы) охвачены профильным обучением (2016 год - 82 процента, 2018 год - 92 процента).
Улучшились учебные и творческие достижения обучающихся.
С 75 процентов в 2018 году до 79 процентов в 2019 году повысилась эффективность участия оренбургских школьников в предметных олимпиадах всероссийского и межрегионального уровней.
В 2020 году 840 обучающихся стали победителями и призерами в различных номинациях перечневых олимпиад, утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации.
Серьезная подготовительная работа, система организационно-методических мероприятий позволили оренбургским выпускникам достичь высоких результатов на едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ) в 2020 году.
159 выпускников продемонстрировали 172 стобалльных результата, из них 13 человек получили 100 баллов одновременно по двум предметам. Наибольшее количество стобалльных результатов набрали участники ЕГЭ по русскому языку - 95 обучающихся, что почти в два раза больше, чем в 2019 году (52 обучающихся). 24,4 процента (более 5 тысяч) участников получили высокие результаты - в диапазоне 81-100 тестовых баллов. 386 участников ЕГЭ в 2020 году набрали по трем предметам 270 и более баллов.
1083 выпускника (14 процентов) получили медали "За особые успехи в учении".
Оренбургская область была отмечена благодарностью Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации за работу системы образования области по подготовке и проведению в 2016 году ЕГЭ на высоком организационном уровне.
Более 700 учителей, 10 тысяч обучающихся из 338 школ Оренбургской области являются участниками образовательного проекта "Яндекс. Учебник". В рамках соглашения с обществом с ограниченной ответственностью "Яндекс" в Оренбургской области открыты площадки "Яндекс. Лицей" в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении "Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А. Сорокина", университетском колледже федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный университет", государственном автономном профессиональном образовательном учреждении "Оренбургский колледж экономики и информатики", муниципальном общеобразовательном автономном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 24 г. Орска".
В Оренбургской области в системе проводятся ежегодные практико-ориентированные семинары с целью повышения профессионального уровня педагогических работников Оренбургской области по различным предметам учебного плана с участием представителей различных образовательных и других организаций из регионов России. В течение 2017 - 2020 годов в семинарах приняли участие 16 преподавателей из организаций города Москвы, 4 - из города Санкт-Петербурга, по одному - из городов Хабаровска и Твери.
Для повышения квалификации педагогических работников Оренбургской области активно используется потенциал образовательных организаций других регионов и стран:
в 2017/2018 учебном году обучены 30 учителей английского языка в образовательном центре Республики Мальта;
в 2018/2019 учебном году 19 педагогических работников обучены по программам профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи в образовательном центре "Сириус" г. Сочи.
Педагогические работники Оренбургской области достойно выступают на всероссийских конкурсах профессионального мастерства, среди которых:
Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой лучший урок" (2019/2020 учебный год) - 16 дипломов I степени и медалей "За службу образованию", 5 дипломов II степени;
Всероссийский конкурс им. Л.С. Выготского - 1 диплом победителя, 1 диплом лауреата;
Всероссийский телекоммуникационный проект "Комплексный анализ учебного занятия" - 8 дипломов I степени, 4 диплома II степени, 3 диплома III степени;
конкурс лучших практик в рамках цикла общероссийских и межрегиональных информационных и практических мероприятий "Языки и культура народов России: сохранение и развитие" - 2 диплома победителя;
Всероссийский конкурс "Педагогический дебют 2020" - 4 победителя заочного тура;
Всероссийский конкурс для педагогических работников, реализующих программы дошкольного образования на родном языке, - 1 диплом победителя в номинации "Лучший сайт педагогического работника дошкольной образовательной организации, содержащий методические, дидактические и консультационные материалы в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке";
VII Всероссийский конкурс "Воспитатели России" - 2 диплома III степени в номинации "Лучший молодой воспитатель образовательной организации "Молодые профессионалы";
III Всероссийский конкурс лучших методических разработок по школьному курсу "Основы финансовой грамотности" - 1 диплом победителя;
профессиональный конкурс "Учитель будущего" в рамках президентской платформы "Россия - страна возможностей" - 2 команды-победителя полуфинала в Приволжском федеральном округе.
Более 21 тыс. воспитанников (80 процентов участников от региона) сферы дополнительного образования области стали победителями международного и всероссийского уровней; 375 медалей, из них 147 золотых завоеваны юными спортсменами области на всероссийских соревнованиях, 11 медалей - международного уровня.
Инновационные изменения происходят в системе среднего профессионального образования (далее - СПО) области, которая представлена 56 профессиональными образовательными организациями (48,3 тыс. студентов), реализующими 79 программ подготовки специалистов среднего звена и 39 программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
28 организаций СПО Оренбургской области осуществляют подготовку кадров по 19 специальностям и профессиям с учетом перечня ТОП-50 перспективных и востребованных профессий (в 2018/2019 учебном году по ним обучалось 4000 студентов, в 2019/2020 учебном году - более 6000). 62,5 процента студентов обучаются с применением элементов практико-ориентированной модели обучения.
Неотъемлемым условием развития системы профессионального образования региона в последние годы стало участие в международном движении WorldSkills.
За пять лет число компетенций регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills) в Оренбуржье увеличилось с 4 до 43 (2018 год - 40), количество участников - с 20 до 448 (2018 год - 345), экспертов - с 51 до 486 (2018 год - 355). Увеличилось число компетенций и среди юниоров (с 14 в 2018 году до 16 в 2019 году). В них приняли участие 108 школьников и студентов в возрасте 14-15 лет.
Студенты учреждений СПО области - в числе лучших в конкурсах профессионального мастерства. Только за последние 3 года оренбуржцы получили 2 золотые, 5 серебряных, 8 бронзовых медалей и 4 медальона за профессионализм в финалах Национального чемпионата "Молодые профессионалы".
Растет и масштаб чемпионатного движения "Абилимпикс" в Оренбургской области. За три года число участников регионального этапа выросло с 27 до 219 человек. По результатам участия в Национальных чемпионатах движения "Абилимпикс" в копилке Оренбургской области 23 медали (6 золотых, 11 серебряных, 6 бронзовых).
В 2019 году Оренбургская сборная завоевала 10 медалей в финале V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс".
С 2018 года Оренбургская область в числе 49 регионов России является пилотной территорией по внедрению демонстрационного экзамена в сфере СПО.
Расширению спектра, повышению доступности и качества образовательных услуг способствует успешная реализация национальных проектов "Образование" и "Демография".
В системе образования области активно осуществляется реализация 5 региональных проектов национального проекта "Образование": "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Молодые профессионалы", "Цифровая образовательная среда".
Министерство образования Оренбургской области участвует в реализации отдельных мероприятий проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".
Самым масштабным по финансовому обеспечению является проект "Современная школа" (строительство, ремонт и оснащение образовательных организаций, внедрение новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий).
В рамках проекта построены две школы: на 150 мест в пос. Домбаровский Домбаровского района и на 264 места в с. им. 9 Января Оренбургского района. На данные цели направлено более 600 млн. рублей, из них 253,5 млн. рублей - средства федерального бюджета. В 2020 году ведется строительство 2 объектов образования: школы на 1135 мест в 16 микрорайоне Северо-Восточного жилого района г. Оренбурга, школы на 150 мест в с. Река Дема Пономаревского района. Запланировано строительство школы на 500 мест в с. Подгородняя Покровка Оренбургского района со сроком сдачи в эксплуатацию в 2021 году.
В 2019 году на ремонт 29 школ в 22 муниципальных образованиях Оренбургской области было направлено более 730 млн. рублей, что почти в 5 раз больше объемов финансирования, выделенных на эти же цели в 2018 году. В 2020 году в рамках программы благоустройства образовательных организаций выделены средства на ремонтные работы еще в 13 школах области.
По результатам конкурсного отбора, проводимого в июле 2019 года Министерством просвещения Российской Федерации, Оренбургская область стала получателем субсидии из федерального бюджета на создание в 2020 - 2021 годах 70 центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точки роста".
Целями деятельности центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точки роста" являются создание условий для внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, обновление содержания и совершенствование методов обучения предметов "Технология", "Информатика", "ОБЖ".
Также центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точки роста" используются и во внеурочное время для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов.
В 2020 году уже созданы 42 центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в 32 муниципальных образованиях Оренбургской области.
В соответствии с брендбуком проекта проведены ремонтные работы в центрах образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", помещения приведены в соответствие с дизайн-проектом и проектом зонирования. С 1 сентября 2020 года во всех центрах образования цифрового и гуманитарного профилей "Точки роста" начата реализация образовательных программ.
Кроме того, в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" по итогам конкурсного отбора 2019 года область стала получателем субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия, направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), - обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В результате в 2020 году в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Специальная (коррекционная) школа-интернат" г. Новотроицка Оренбургской области модернизируют слесарную, швейную, электросварочную мастерские и частично - токарную. Приобретены музыкальные инструменты. Поступило оборудование для школьной метеоплощадки. Приобретаются компьютерная техника, уличные тренажеры. Оформление помещений проводилось на основании разработанных дизайн-проектов. Сумма средств федерального бюджета составляет более 7,5 млн. рублей.
Согласно федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" сохранен 95-процентный охват детей дополнительным образованием.
В 2020 году реализуются мероприятия по ремонту 25 спортивных залов в 25 муниципальных образованиях Оренбургской области. Для занятий физической культурой и спортом в отремонтированных спортивных залах закуплены оборудование и игровой инвентарь. Начиная с 2015 года Оренбургская область принимает участие в проекте по ремонту спортивных залов в сельских школах. Всего за пять лет отремонтировано 173 спортивных зала на сумму более 477 млн. рублей.
В декабре 2019 года в Оренбурге открылся первый детский технопарк "Кванториум", который позволит организовать целенаправленную работу по выявлению и дальнейшему сопровождению одаренных детей в инженерных науках. На данные цели из федерального бюджета было направлено 70,1 млн. рублей. Ежегодно за счет средств областного бюджета программы технопарка будут осваивать около 800 детей от 10 до 18 лет, а принять участие в кванторианском движении смогут не менее 4000 детей от 5 лет.
С 2020 года дети, проживающие в сельской местности Оренбуржья, обучаются по программам "Кванториум", не уезжая далеко от дома благодаря мобильному технопарку "Кванториум".
Такую возможность область получила благодаря победе в конкурсном отборе, проводимом в июле 2019 года Министерством просвещения Российской Федерации, в результате чего привлечена субсидия из федерального бюджета на создание 2 мобильных технопарков в 2020 и 2021 годах.
В 2020 году мобильный технопарк "Кванториум" создан как структурное подразделение государственного автономного учреждения дополнительного образования "Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр".
В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" открыт центр выявления и поддержки одаренных детей в Оренбургской области "Гагарин" (по модели образовательного центра "Сириус") как структурное подразделение государственного автономного общеобразовательного учреждения "Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья". На его создание выделяется свыше 350 млн. рублей из федерального и областного бюджетов. Талантливые школьники Оренбургской области занимаются в указанном центре исследовательской деятельностью с ведущими педагогическими работниками, преподавателями высшей школы, учеными, которые в качестве сопровождения одаренных школьников будут проводить также кружковую работу и дистанционные занятия.
В ходе реализации проекта "Молодые профессионалы" за счет средств областного бюджета и при софинансировании акционерного общества "Оренбургские минералы" созданы (оснащены современной материально-технической базой) 6 мастерских на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга и государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Горно-технологический техникум" г. Ясного Оренбургской области.
В 2019 году 4 организации СПО, подведомственные министерству образования Оренбургской области, прошли конкурсный отбор на предоставление в 2020 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам на оснащение профессиональных образовательных организаций современной материально-технической базой. В результате в 2020 году открыты 19 мастерских, отвечающих современным требованиям.
В 2021 году в области будут открыты еще 24 мастерские.
В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" по итогам участия в конкурсных отборах, проводимых в 2019 году Министерством просвещения Российской Федерации, Оренбургская область стала получателем федеральной субсидии, что позволит в 2020 - 2022 годах обновить материально-техническую базу для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в 220 образовательных организациях Оренбургской области (в 2020 году - в 101 образовательной организации, в 2021 году - в 45, в 2022 году - в 74 образовательных организациях) и создать 3 центра цифрового образования детей "IT-куб" на базах организаций СПО.
В 2020 году уже обновлена материально-техническая база для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в 101 образовательной организации области (88 школ и 13 колледжей).
Создан центр цифрового образования детей "IТ-куб" на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Оренбургский колледж экономики и информатики".
Выполнен капитальный ремонт помещения для размещения центра цифрового образования детей "IT-куба". 15 сентября 2020 года состоялось торжественное открытие первого в Оренбургской области центра цифрового образования детей "IT-куб".
Миссия центра цифрового образования детей "IT-куб" - стать центром компетенций будущего, внедрять нестандартные, опережающие программы, привлекательные для современной молодежи. Проект станет точкой развития информационных технологий и позволит сформировать в регионе высококвалифицированное профессиональное сообщество.
В центре цифрового образования детей "IT-куб" ежегодно будут бесплатно обучаться 400 детей. Занятия планируется проводить по шести образовательным программам, рассчитанным на широкий охват детей и подростков от 7 до 17 лет и отвечающим современным запросам IT-отрасли.
Более 113 тыс. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи оказано в рамках проекта "Поддержка семей, имеющих детей" родителям несовершеннолетних. В июне 2019 года создан консультационный центр психолого-педагогической помощи родителям несовершеннолетних на базе центральной психолого-медико-педагогической комиссии Оренбургской области "Мы вместе".
В 2011 - 2013 годах Оренбургская область вошла в перечень субъектов Российской Федерации, реализующих мероприятия по направлению "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования", в рамках которого на базе института непрерывного образования были созданы стажировочная площадка и 15 базовых (опорных) площадок в детских садах г. Оренбурга, г. Орска, г. Сорочинска, г. Кувандыка, г. Бузулука, г. Бугуруслана, г. Ясного, с. Октябрьского Октябрьского района. Целью деятельности базовых (опорных) площадок стало распространение передового опыта работы с детьми дошкольного возраста. Оборудование площадок детских садов системой видео-конференц-связи позволило значительно расширить число участников данного проекта.
В результате обучены свыше 1 тыс. педагогических и руководящих работников муниципальных команд из Оренбургской области и 4 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Свердловская область, Ульяновская область и Волгоградская область), а также индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению в сфере дошкольного образования.
В 2016 - 2018 годах Оренбургская область реализовала мероприятия Всероссийского проекта Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования", в ходе которого апробирован инструментарий оценки качества дошкольного образования, выявлены типичные проблемы реализации ФГОС. Участниками исследования сформирован план мероприятий по повышению качества образовательных услуг. В 2019 году 3 дошкольные образовательные организации области по результатам исследования приглашены к участию в международном проекте "Европейский знак качества дошкольного образования" под руководством команды преподавателей государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет", организатор исследования - Институт исследований и развития в сфере дошкольного образования "" (Германия).
В рамках Всероссийского проекта 9 дошкольных образовательных организаций Оренбургской области в 2019 году принимали участие в апробации инструментария мониторинга качества дошкольного образования детей от 3 до 7 лет.
В 2020 году 45 дошкольных образовательных организаций Оренбургской области вошли в репрезентативную выборку для участия во Всероссийском проекте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с целью мониторинга качества дошкольного образования детей от 3 до 7 лет с использованием усовершенствованного Комплекта мониторинга качества дошкольного образования в экспериментальном режиме.
В 2020 году 13 дошкольных образовательных организаций г. Оренбурга, г. Орска, г. Бузулука принимают участие во Всероссийском проекте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по апробации мониторинга качества дошкольного образования с использованием инструментария мониторинга качества дошкольного образования детей в возрасте от 0 до 3 лет.
В рамках реализации данных проектов прошли обучение более 100 педагогических работников, выполняющих роль координаторов дошкольных образовательных организаций и экспертов мониторинга качества дошкольного образования в дистанционной форме, организованного акционерным обществом "Академия Просвещения" и автономной некоммерческой организацией "Национальный институт качества образования".
В 2019 году в области проводилась активная работа по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в рамках национального проекта "Демография".
По итогам 2019 года построено, введено в эксплуатацию и приобретено в муниципальную собственность 19 детских садов на 1678 мест в 9 муниципальных образованиях Оренбургской области. Финансовое обеспечение данных мероприятий составляет почти 2 млрд. рублей, в том числе около 0,9 млрд. рублей - средства федерального бюджета, более 1 млрд. рублей - областного и муниципальных бюджетов. В результате принятых мер потребность населения в получении мест в детских садах региона для детей в возрасте до 3 лет обеспечена на 97,92 процента (2018 год - 96,6 процента). В 2020 году согласно проекту будет введено еще 900 мест. Кроме того, запланировано создание 6 групп дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми на 72 человека в частных детских садах.
В региональную систему, обеспечивающую реализацию программ дополнительного профессионального образования, входят организации высшего образования и СПО:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный университет" (далее - ОГУ) и филиалы ОГУ;
институт непрерывного образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный педагогический университет";
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Оренбургский педагогический колледж им. Н.К. Калугина";
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Педагогический колледж" г. Бугуруслана;
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Педагогический колледж" г. Бузулука;
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Педагогический колледж" г. Орска;
государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования Оренбургской области" (далее - ГБУ РЦРО).
Численность педагогических работников Оренбургской области, повысивших квалификацию только в 2019/2020 учебном году, составляет более 16652 человек, за последние три года - 48311 человек. Таким образом, за 3 последних года каждый педагогический работник повысил квалификацию в среднем более чем 1,4 раза. Из них 62 процента - в государственных организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы, и 38 процентов - в иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере дополнительного профессионального образования в Оренбургской области и за ее пределами.
В реестр дополнительных профессиональных программ Оренбургской области входят 217 программ дополнительного профессионального образования. В 2019/2020 учебном году были разработаны и (или) актуализированы 115 программ повышения квалификации.
С 2008 года министерством образования Оренбургской области осуществляется обновление системы дополнительного профессионального образования педагогических работников и ее содержания с одновременным соблюдением следующих принципов:
1) разработка и реализация программ по актуальным направлениям современного образования с учетом предметных, методических, организационных проблем, выявленных на государственной итоговой аттестации и аналитических сессиях с выездом в образовательные организации, находящиеся на территориях муниципальных образований Оренбургской области;
2) обязательное согласование содержания программ дополнительного профессионального образования с министерством образования Оренбургской области и экспертиза содержания лучшими учителями-практиками;
3) усиление персонолизации# и практико-ориентированности реализуемых программ.
Программы повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций разрабатываются по различным аспектам современного образования с учетом предметных, методических, организационных проблем, выявленных в ходе государственной итоговой аттестации и посредством других оценочных мероприятий.
Их отличает быстрая корректировка содержания с учетом уже названных принципов, выявленных проблемных зон, а также результатов оценочных процедур с учетом мероприятий по формированию национальной системы профессионального роста.
Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ разработано по целевым приоритетам национального проекта "Образование", включая реализацию планов мероприятий региональных проектов, концепций преподавания предметов в соответствии с ФГОС общего образования, и направлено на поддержание актуального уровня профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных организаций.
Создано 6 межмуниципальных центров методического сопровождения для проведения мероприятий по различным вопросам организации образовательного процесса для всех муниципальных образований Оренбургской области. 42 муниципальные методические службы обеспечивают сопровождение и консультирование работников системы образования, функционирование системы оценки качества образования, создают эффективную систему диагностики и контроля состояния сферы образования, определение и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в муниципальных образованиях Оренбургской области.
Современная ситуация, связанная с организацией повышения квалификации педагогических работников, позволяет выявить следующие риски:
присутствие на рынке образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования организаций, не ставящих перед собой задач повышения и измерения качества результата;
недостаток средств в образовательных организациях, приводящий к выбору обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации исходя из стоимости;
тенденция недостаточной мотивированности педагогических работников к выявлению собственных профессиональных дефицитов и профессиональных потребностей.
Анализ результатов повышения квалификации педагогических работников позволил выявить следующие проблемы:
недостаточный учет индивидуальных профессиональных потребностей педагогических работников, обучающихся по дополнительным профессиональным программам;
недостаток использования лучших российских и зарубежных практик повышения профессионального мастерства;
низкий контроль качества повышения квалификации как действенного механизма профессионального развития педагогических кадров на уровне региона.
Современные требования к повышению профессионального уровня педагогических работников определили необходимость:
систематизации учета и спроса на образовательные услуги в сфере повышения квалификации и переподготовки в Оренбургской области в соответствии с выявленными затруднениями;
обновления содержания и методов обучения в соответствии с концепциями преподавания предметов и ФГОС;
формирования структур, основанных на принципиально иных подходах к построению системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, опирающихся на новое содержание профессионального сопровождения педагогов.
В целях реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в котором поставлены задачи повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников в форматах непрерывного образования, разработаны индикаторы достижения поставленных задач, становится необходимым создание в Оренбургской области центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, деятельность которого обеспечит продуктивное обновление процесса сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников путем переориентации традиционного формализованного обучения на актуализацию развития профессиональных компетенций конкретного педагогического работника с учетом его образовательных потребностей, что позволит преодолеть риски, вызванные недостаточной эффективностью традиционных форм дополнительного профессионального образования и сопровождения профессионального развития педагогических работников и отсутствием мониторинга его качества на региональном уровне.
Поддержку темпов и качества дальнейшего развития системы образования Оренбургской области в динамично изменяющихся условиях информационного общества может обеспечить построенная по-новому система непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Организационным и содержательным решением задач качественного обновления практики непрерывного профессионального мастерства педагогических работников выступит создание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР) на территории Оренбургской области.
Потребности в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР в сфере образования Оренбургской области при софинансировании из средств федерального бюджета обусловлены:
необходимостью в обеспечении условий для непрерывного повышения квалификации педагогических кадров с учетом современных общественных и технологических вызовов образованию;
недостаточным набором эффективных инструментов самоуправления профессиональным развитием, общественно-профессиональной экспертизы и мониторинга для обеспечения непрерывности роста профессионального мастерства, его результативности и открытости при организации повышения квалификации педагогических работников;
недостаточной нормативно-правовой базой для применения новых форм непрерывного профессионального образования и роста профессионального мастерства, в том числе на основе современных цифровых технологий;
низким уровнем участия педагогических работников с высокими результатами качества педагогической деятельности в проектировании повышения квалификации и путей его развития в целях непрерывного роста профессионального мастерства;
необходимостью создания инфраструктуры непрерывного профессионального образования, ориентированной на совместное социальное и профессиональное проектирование, сетевое профессиональное общение и поддержку экспертных сообществ как эффективных ресурсов для построения в Оренбургской области современной системы повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций.
Локализация в сфере образования Оренбургской области модели ЦНППМПР и реализация ее на практике с учетом особенностей сложившейся системы повышения квалификации и векторов ее преобразования к моменту создания ЦНППМПР будут способствовать:
персонализации повышения квалификации педагогических работников и результативности, диагностируемой как устойчивый рост уровней профессиональных компетенций педагогических работников: предметных, психолого-педагогических, методических, коммуникативных;
созданию необходимых условий для непрерывности роста профессионального мастерства и успешной ликвидации профессиональных дефицитов (разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для онлайн-обучения, электронных учебных микромодулей для самостоятельного конструирования программ повышения квалификации, библиотек электронных образовательных ресурсов для непрерывного профессионального образования, инструментов для самотестирования уровней профессиональных компетенций);
росту удовлетворенности педагогических работников дополнительными профессиональными программами повышения квалификации педагогических работников и реализуемыми на их основе учебными курсами разных модификаций;
созданию принципиально новой инфраструктуры повышения квалификации, обусловливающей непрерывность роста профессионального мастерства (создание инновационных зон единого образовательного пространства, сети площадок непрерывного роста профмастерства, вхождение профессиональных ассоциаций в число участников повышения квалификации, увеличение количества дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых как онлайн-тренинги профессионального мастерства);
обновлению сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования Оренбургской области, обусловливающему рост качества реализуемых дополнительных профессиональных программ и программ непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Раздел II изменен с 15 июня 2021 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 июня 2021 г. N 481-пп
II. Описание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Региональный ЦНППМПР по модели "стандарт" создается как структурное подразделение государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга (далее - ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга), расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 1.
ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга является топовым образовательным учреждением всероссийского уровня, входит в топ-100 лучших образовательных организаций движения "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)".
Выбор ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга для создания ЦНППМПР позволит охватить все предметные области, обеспечить максимальный охват педагогических работников всех муниципальных образований Оренбургской области для участия в мероприятиях, способствующих профессиональному росту.
ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга имеет действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам и опыт деятельности в сфере дополнительного профессионального образования педагогических работников и руководителей образовательных организаций.
В ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга в течение 8 лет функционирует отделение дополнительного профессионального образования, обеспечивающее условия непрерывности совершенствования педагогического мастерства педагогических работников Оренбургской области. В настоящее время ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга реализует более 70 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, по которым ежегодно обучаются более 500 педагогов.
Современная материально-техническая база позволяет осуществлять дополнительное профессиональное образование на уровне, соответствующем лучшему отечественному опыту. Ведущим в реализации дополнительных профессиональных программ является демонстрационный метод, обеспечивающий возможность отработки профессиональных компетенций "здесь и сейчас". Оценка компетенций проводится по критериям, соответствующим требованиям Национального чемпионата WorldSkills Russia.
В рамках повышения квалификации педагогические работники участвуют в стажировках, имеют возможность получать дальнейшее сопровождение своей профессиональной деятельности посредством функционирующих систем наставничества и тьюторства.
Обучение педагогических работников осуществляет высокопрофессиональный преподавательский состав в количестве 71 педагогического работника, среди которых 1 доктор наук, 6 кандидатов наук, в том числе 1 доцент. В качестве внешних совместителей работает 31 сотрудник, в том числе 1 доктор наук, 1 профессор.
Деловыми партнерами ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга являются:
ОГУ (долгосрочное сотрудничество в сфере образовательной и научной деятельности, а также в сфере использования передового опыта и внедрения научных разработок в учебный процесс, установление научных и культурных связей, развитие научного потенциала и обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный педагогический университет" (развитие системы непрерывного педагогического образования в подготовке высококвалифицированных педагогов, совместной научно-методической и научно-исследовательской деятельности преподавателей);
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (с 2019 года проводятся совместные исследования в Оренбургской области современных образовательных технологий и методов профессионального обучения, реализуются программы бакалавриата с участием преподавателей колледжа);
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Казанский педагогический колледж" (с 2018 года проводятся семинары и вебинары по вопросам обновления критериев оценки профессиональных компетенций участников чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia), а также сотрудничество в разработке примерной профессиональной образовательной программы для специальности "Дошкольное образование" по актуализированным ФГОС СПО);
государственное коммунальное казенное предприятие "Высший педагогический колледж имени Ж. Досмухамедова" управления образования Западно-Казахстанской области Республики Казахстан (в рамках меморандума о сотрудничестве проводятся совместные научно-практические конференции, осуществляется обмен опытом);
государственное профессиональное образовательное учреждение "Донецкий педагогический колледж" (с 2018 года осуществляется обмен опытом по реализации программ подготовки специалистов среднего звена, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования).
Деятельность ЦНППМПР будет способствовать достижению показателей федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование ЦНППМПР представлена в приложении N 2 к концепции создания в Оренбургской области центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - концепция).
Примерное штатное расписание ЦНППМПР представлено в приложении N 3 к концепции.
Основная площадка ЦНППМПР по модели "стандарт" будет размещаться в учебном корпусе по адресу: г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 1 на общей площади 1080 кв. метров.
ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга располагает общежитием. От общежития до учебного корпуса идет прямой маршрут автобусов.
Транспортная доступность ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга обусловлена местонахождением в центре транспортных развязок. Путь следования к объектам (учебному корпусу и общежитию) осуществляется всеми видами пассажирского транспорта из любой точки города, включая аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал, что подтверждает возможности ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга быть площадкой для проведения мероприятий как регионального, так и всероссийского уровня.
Запланированные помещения регионального ЦНППМПР соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе Своду правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и Своду правил СП 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования") и иным нормативным правовым актам, определяющим требования к административным или учебным помещениям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.