Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 1 декабря 2020 г. N 3.1-05/5694
на проект федерального закона N 989303-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 18 ноября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 989303-7) внесен в Государственную Думу 15 июля 2020 года депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и был принят Государственной Думой 22 сентября 2020 года в первом чтении, 17 ноября 2020 года - во втором чтении, 18 ноября 2020 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на установление уголовной ответственности за нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
В этих целях Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) дополняется новой статьей 280.2 "Нарушение территориальной целостности Российской Федерации", устанавливающей ответственность за отчуждение части территории Российской Федерации или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации), направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 279 "Вооруженный мятеж", 280.1 "Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации" УК РФ. Наказание за совершение указанных деяний устанавливается в виде лишения свободы на срок от шести до десяти лет.
Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новой статьей 280.2 УК РФ, будут подсудны верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, о чем вносятся изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Помимо этого, Федеральным законом предусматривается трансформация статьи 280.1 "Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации" УК РФ в статью с административной преюдицией.
Лицо, совершившее публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, может быть привлечено к уголовной ответственности только если оно совершило эти действия после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
Корреспондирующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся Федеральным законом "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (проект N 989291-7), который устанавливает административную ответственность за публичные призывы к осуществлению действии, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Принятие Федерального закона в достаточной степени обеспечит реализацию конституционных положений о защите суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а также позволит обосновано и соразмерно разграничить административную и уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуется принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.