Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 1 декабря 2020 г. N 3.1-05/5695
на проект федерального закона N 989291-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
принятый Государственной Думой 18 ноября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (N 989291-7) внесен в Государственную Думу 15 июля 2020 года депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и был принят Государственной Думой 22 сентября 2020 года в первом чтении, 17 ноября 2020 года - во втором чтении, 18 ноября 2020 года - в третьем чтении.
Рассматриваемый Федеральный закон направлен на установление административной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
В этих целях Федеральный закон дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 20.3.2 ("Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации").
Так, частью 1 новой статьи 20.3.2 Кодекса за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, устанавливается административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей, на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. При этом совершение названных действий с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") в соответствии с частью 2 новой статьи 20.3.2 Кодекса повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Изменения корреспондирующего характера, предусматривающие возможность увеличения максимального размера штрафных санкций для граждан и должностных лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных новой статьей 20.3.2 Кодекса, Федеральным законом вносятся в абзац первый части 1 статьи 3.5 ("Административный штраф") Кодекса.
Во избежание конкуренции норм Федеральным законом вносятся изменения в часть 6 статьи 13.15 ("Злоупотребление свободой массовой информации"), статью 13.37 ("Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности") и статью 20.29 ("Производство и распространение экстремистских материалов") Кодекса, предусматривающие исключение из сферы действия названных норм Кодекса административных правонарушений, предусмотренных новой статьей 20.3.2 Кодекса.
В целях обеспечения механизма реализации новой статьи 20.3.2 Кодекса Федеральный закон наделяет прокуроров полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой, а рассмотрение дел об указанных правонарушениях относит к исключительной компетенции судей районных судов. Для этого Федеральным законом вносятся соответствующие изменения в части 1 и 3 статьи 23.1 ("Судьи") и часть 1 статьи 28.4 ("Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором") Кодекса.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в часть 1 статьи 4.5 ("Давность привлечения к административной ответственности") и часть 1 статьи 28.7 ("Административное расследование") Кодекса, предусматривающие установление годичного срока давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных новой статьей 20.3.2 Кодекса, а также возможность проведения административного расследования, в случае если после выявления таких правонарушений осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Следует отметить, что рассматриваемый Федеральный закон подготовлен и принят в едином пакете с Федеральным законом "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (проект N 989303-7), который направлен на совершенствование уголовного законодательства Российской Федерации в части, касающейся ответственности за действия, связанные с публичными призывами к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Принятие Федерального закона в достаточной степени обеспечит реализацию конституционных положений о защите суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а также позволит обосновано и соразмерно разграничить административную и уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.