Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 1 декабря 2020 г. N 3.5-03/1893
на проект федерального закона N 1051807-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 26 ноября 2020 года, и отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным и A.M. Макаровым во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета, состоявшегося 28 сентября 2020 года, с целью увеличения срока предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета (так называемых "казначейских кредитов") со 180 до 240 дней. При этом дата возврата таких кредитов продлевалась с 25 ноября до 1 декабря.
При рассмотрении проекта федерального закона во втором чтении в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) были внесены следующие поправки:
- в абзац третий пункта 2 статьи 92.1 внесены изменения, которые предоставляют субъектам Российской Федерации право превышать установленные ограничения на предельный размер дефицита их бюджетов на положительную разницу между средствами, получаемыми от возврата средств с банковских депозитов, и средствами, размещаемыми на банковских депозитах;
- в пункт 2 статьи 93.6 внесены изменения с целью продления срока возврата бюджетного кредита субъекту Российской Федерации на пополнение остатка средств на счете бюджета ("казначейского кредита") с 1 декабря до 15 декабря;
- изменена редакция пункта 4.2 статьи 132, которая позволяет не направлять в резервный фонд Правительства Российской Федерации экономию бюджета субъекта Российской Федерации от использования субсидии из федерального бюджета пропорционально уровню ее софинансирования, полученную по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг.
Кроме того, статья 7 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 457-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерацией" дополнена частью 3.1, которая предоставляет субъектам Российской Федерации право направлять экономию по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанная экономия не учитывается при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Одновременно внесены изменения в Федеральный закон от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году", которые позволяют Министерству финансов Российской Федерации в 2020 году предоставлять бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета по ставке 0,1 процента годовых для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах их бюджетов ("казначейских кредитов").
Предоставление данных бюджетных кредитов оформляется соглашением между Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Возврат бюджетного кредита в федеральный бюджет осуществляется субъектом Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены соглашением.
При этом приостанавливается на 2020 год действие пункта 5 статьи 93.6 Бюджетного кодекса, который предусматривает взыскание задолженности с субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по непогашенным вовремя бюджетным кредитам на пополнение остатков средств на счете бюджета ("казначейским кредитам").
Кроме того, в статью 3 Федерального закона от 25 мая 2020 года N 155-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" внесены изменения с целью продления на 2021 год нормы, согласно которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
Принятие Закона позволит субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) в условиях пандемии короновирусной инфекции обеспечить устойчивое планирование и исполнение бюджетов, а также даст им возможность отказаться от заимствований в коммерческих банках и сократить расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
С учетом изложенного, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.